Как в Казани появилась улица Братьев Касимовых

(Из неизданной переписки историков Гали Рахима и Михаила Худякова)

Неизвестный прежде фрагмент исторического сочинения «Дэфтэр-и Чингыз-намэ» был переписан в начале этого века Нигматуллой-ишаном, жившим в с. Кундузча Черемшанского кантона Татреспублики. Исключительная научная ценность данного фрагмента  открывается при сопоставлении с известными источниками русского и татарского происхождения. Фрагмент выявляет некоторые обстоятельства и движущие силы феодальной усобицы, сопровождавшей возникновение Казанского ханства.

После типичного для рукописных вариантов «Дэфтэр-и Чингыз-намэ» сообщения о количестве лет правления Шаха-Али, в рукописи Нигматуллы-ишана сделана необычная вставка:

«Еще было в 849-й год, Махмутек-хан и его брат Якуб-хан собрали за городом Газан, в поле между деревней Эмет и лесом, совет против брата их Касим-хана, а Галим-бек сообщил об этом Касим-хану, и тогда он ушел в Мохши. Был год быка».

Все упомянутые исторические деятели, встречаются в других источниках. Махмутек (Махмуд), Касим, Якуб – это родные братья, сыновья хана Улуг-Мухаммеда, упоминаемые в русских летописях и «Казанской истории». Галим-бек (он же «Либей» в русском написании) – сын булгарского Габдуллы-хана и правитель Казани (судя по всему не из рода Чингис-хана). Он  известен по «Дэфтэр-и Чингыз-намэ» и  Воскресенской летописи.

По данным автора «Казанской истории» взятие власти Махмутеком произошло после убийства Угуг-Мухаммеда и Якуба. «И умер он в Казани вместе с младшим своим сыном Ягупом: обоих ножом зарезал старший его сын Мамотяк». Воскресенская летопись под 1445 годом сообщает о казни Махмутеком казанского князя Либея. «Тое же осени царь Мамотяк, Улу-Магметов сын, взял город Казань, вотчича казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани царствовати» . Хан Касим, основатель Касимовского ханства, после смерти Махмутека претендовал на Казань. 1445 год совпадает с 849 годом хиджры из рукописи Нигматуллы-ишана. Таким образом, источник указывает на столкновение сыновей Улуг-Мухаммеда, в котором победителем стал Махмутек, правивший около двадцати лет. 

Новые сведения не позволяют подтвердить или опровергнуть легендарность данных «Казанской истории»: неясно умер Улуг-Мухаммед естественной смертью или был убит вследствие заговора сына. Непонятна роль в этих событиях Якуба, который упоминается живым в русских источниках более позднего времени. Неясными остаются конкретно-исторические причины противоречий между его сыновьями. Но совершенно ясно, что мы имеем дело с борьбой разных партий правящего класса бывшей Золотой Орды, которые вступили в схватку за право эксплуатировать трудящиеся массы, и не смогли разделить добычу, полученную после победы над войском князя Василия Темного 7 июля 1445 года. Проигравший в этой борьбе Касим предпочел уйти в Мохши – то есть в Мещеру, где стал правителем Касимовского ханства. Галим-бек («Либей» из Воскресенской летописи), принявший сторону проигравшего, был казнен победителем.

Отдельная задача – установить место, где проходил военный совет феодальной верхушки новообразованного Казанского ханства. Согласно фрагменту Нигматуллы-ишана это место было «за городом Газан, в поле между деревней Эмет и лесом». Преемственность в названиях населенных мест между Казанским ханством и современностью, помогает нам решить эту задачу. Под деревней Эмет очевидно упоминается пригородная деревня Аметьево, расположенная близ Казани, т.е. «за городом Газан», как сказано в нашем источнике. В той же стороне рядом деревней Горки до сих пор находится большой лес. Основное население Аметьева и Горок сейчас составляют русские, но поле, расположенное рядом с лесом, до сих пор называется у татар города Казани  – поле братьев Касимовых. Это место расположено на достаточном расстоянии от границ современного и средневекового города. Вероятно, заговорщики не хотели привлекать к себе внимание феодалов, находившихся в Казани.

Как появилось название – поле братьев Касимовых, из опрошенных нами жителей Казани никто не смог объяснить. Но мы предполагаем, что еще несколько поколений назад в народе хранилась память о военном совете Махмутека и Якуба – братьев хана Касима. Скорее всего, это предание принесли на территорию нынешней Татреспублики касимовские татары, служившие в войске Ивана IV.  Это же предание записал Нигматулла-ишан в  Черемшанском кантоне. Нашу догадку подтверждает существование неподалеку от поля братьев Касимовых урочища Латышские стрелки, чье возникновение относится к тому же времени. Там, согласно писцовым книгам, во время Ивана IV были поселены латыши, взятые в плен на Ливонской войне.


Рецензии