Справедливый малахит

Урал-батюшка богат самоцветами, всем это известно. Красивейшие агаты, яшмы, сердолики и многие другие каменные чудеса поражают своей сказочной красотой. Но самым известным, самым популярным камнем на Урале считается малахит. Всенародную известность он получил, пожалуй, благодаря прекрасному писателю Павлу Петровичу Бажову, так ярко и красочно воспевшему этот камень. А потом по его сказам был создан очень красивый фильм, а ещё чудесный мультфильм, и народ узнал и полюбил это чудо – уральский малахит.
На окраине Нижнего Тагила начинается огромный Высокогорский карьер. Добывают там руду, но иногда, среди других минералов, попадаются и кусочки малахита. Всевозможные любители камня, коллекционеры и ювелиры, издалека приезжают, в надежде добыть хоть кусочек этой красоты.
Но приезжим, не знающим карьера, трудно самим найти малахит, и тогда они покупают его у работяг, которые трудятся здесь. А для местного работяги это - серьёзное подспорье, весомая прибавка к зарплате; если повезёт найти гнездо малахита, то он за один раз заработает, как за несколько месяцев на производстве. Но найти гнездо – очень редкая удача.
Когда находят гнездо в присутствии начальства, когда этот факт уже не скроешь, приходится делать всё официально: работа техники на этом участке останавливается, вызывается команда оцепления из милиции, и в присутствии начальства гнездо аккуратно, бережно разбирают вручную, и в опечатанном контейнере везут в Свердловск, на завод «Уральские самоцветы».
Работягам за это дело полагается премия (её называли «зелёная премия»), - сущие копейки.
А если найдёшь малахит сам, и сам его тихонько продашь его здесь же заезжему любителю, это называлось «зелёная добавка», и это уже неплохие деньги. А нередко с такими покупателями заводили и постоянные связи, сбыт налажен как положено, и всем хорошо.
Однажды летом, в пятницу, после обеда начальство карьера срочно уехало на склады – привезли новое оборудование, но какое-то не такое, как надо, и нужно разбираться.
А работяги к концу смены постепенно стали сходиться на любимый «пятачок» - место, где они садятся в старенький автобус, который везёт их наверх, до остановок городского транспорта.
У самого пятачка заканчивает работу экскаватор. Ковшом, как ножом, подрезает рыжую глину и отгребает вперёд. За рычагами управления Андрюха Лисицын по кличке «Лис». Буйная шевелюра прикрыта старенькой грязной кепчонкой, промасленная брезентовая роба и в зубах непременная «беломорина». Лис очень внимательно смотрит, как ковш вгрызается в грунт, это давно стало привычкой, это своеобразный охотничий азарт: - а вдруг?..
И Фортуна сегодня всё же улыбнулась ему, да как улыбнулась – о такой удаче можно было лишь мечтать. Ковш зацепил гнездо малахита, крупные куски – с голову величиной! – откатились по сторонам. Такое можно было увидеть только в сладком сне! Но, к сожалению, за ковшом наблюдали и остальные работяги, все оцепенели… Андрюха опустил ковш, закрыв им гнездо, вылез из кабины. Мужики молча обступили ковш, и все взоры направлены на него. Молчат, ждут…
Он оглянулся – все свои ребята, начальства нет и сегодня уже не будет, а автобус ещё только через полчаса появится. Облизал пересохшие от волнения губы и хрипло сказал: - Слышь, мужики… Значит, так: я нашёл, и значит, я первый беру, а после меня берёте вы, так по-честному будет, без обид. Согласны?
В ответ общее молчание. Ну что же, возражений нет, можно начинать. Он поднял ковш, и вдруг со всех сторон прямо под ковш рванулись мужики. Андрюха опять опустил ковш, а они разбежались по сторонам, но уже не с пустыми руками: успели самые крупные, самые лакомые куски ухватить.
Лис вылез на ступеньку кабины: - У вас совесть есть? Мы же договорились по-честному: я нашёл, и я беру первым, а после меня вы. Что, непонятно?
Приятели стоят, молчат, никто не спорит. Андрюха опять поднял ковш и переставил его в сторону.
И тут же они жадной стаей ринулись к заветному месту. Лис взревел и опять закрыл ковшом добычу, потом выскочил на подножку кабины: - Сволочи, вы что, русского языка не понимаете?!!! Мы же по-хорошему договорились, по-честному, а вы – как последние сволочи хапаете, а ведь это я нашёл гнездо. Что же вы такие твари? С добра не понимаете – так я и в рыло могу дать, рука не дрогнет. Валите отсюда, шакалы!
Работяги на всякий случай отошли подальше, и каждый положил свою добычу – несколько крупных кусков – в пирамиду, словно ядра у Царь – пушки, и для надёжности сел сверху, прикрыв пятой точкой своё сокровище, продолжая молча слушать пламенную речь Лиса. Наконец оратор умолк, и снова поднял ковш, переставил его в сторону. Тогда опять, словно пираты на абордаж, они рванули к добыче, но не все: одни бегут под ковш, оставив свою добычу, а другие быстро хватают куски из соседских запасов. Взбешенный Лис выскочил из кабины со здоровенным гаечным ключом, и лишь тогда наконец разбежались супостаты. Он стал собирать в мешок куски; конечно, самых крупных уже не было, но кусков помельче он всё же набрал.
Вскоре приехал автобус; водитель Толик не мог понять, что произошло, бригаду словно подменили. Работяги торопливо и молча забирались в салон, что-то пряча под свёрнутыми спецовками, а Лис почему-то злющий как чёрт, и страшно матюгался. С ним никто не спорил, все сидели тихо и лишь отводили глаза…
А назавтра, в субботу, вся честная компания по традиции собралась в пивнушке. Лис тоже здесь, уже улеглись страсти, и разговаривают спокойно.
- Ты, Андрюха, не обижайся. Азарт, понимаешь, куда деваться? – виновато начал Фингал.
- Не, ну кому бы говорить, вот от тебя я не ожидал такого. Вроде мы друзья, как же ты у друга из-под носа вот так открыто, в наглую тыришь?
- Дак я чо, как все, так и я… Азарт, сам знаешь. Ну так вот получилось. Но ты ведь тоже набрал, Лис?
- Да ведь не в камне дело. Меня сам факт поразил: ну как ты, Фингал, мог у меня, у друга своего, так нахально таскать?
- Да ладно тебе, Лис, уж сколько ты хапанул, чего же тебе обижаться?
- А ты на мой-то мешок не кивай, у меня малахит справедливый, я его у вас не тырил. А вы – гады, у меня, у своего же, тащите внаглую. Вот и получается – у вас малахит нечестный, а у меня – справедливый. И пусть это будет на вашей совести, если она у вас есть…
- Ладно, Андрюха, не дуйся на нас, мы с тобой ещё поладим, всё будет путём.
И действительно, вскоре они дружно отмечали день рождения Лиса. В качестве подарка ему преподнесли большой, очень красивый кусок малахита, зеркально отполированный; наверху на нём сидит изящная серебряная ящерка, а на подставке из серой яшмы ещё и серебряная пластинка с гравировкой: «Андрею Владимировичу Лисицыну от родной бригады. Высокогорский карьер».
Камень был сказочно красив, могу это засвидетельствовать, поскольку я сам его и полировал, редкой красоты был камень…


Рецензии
Александр, какие страсти!!! Вот уж где виден характер.... Азарт, да это, похоже алчность, трудно устоять перед таким соблазном.Как ярко Вы показали непростую ситуацию с находкой, как проявили себя, казалось бы, друзья.Очень интересно, малахит необычайно красив, заморочил рабочих))). Поучительно, великолепно изложили, зачиталась.

Виктория Романюк   06.07.2022 15:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.