Не отрекаются любя

НЕ ОТРЕКАЮТСЯ ЛЮБЯ

РАССКАЗ


           Песня настигла на полпути к Мариуполю. Я включил приёмник сразу, как только выехал на ревущую трассу. Люблю слушать музыку под залетающий в окошко тёплый ветер, когда выдавливаешь из автомобиля все его гривастые силы, под шинами гудит асфальт, а из приёмника несётся нечто вихревое и задорное.
           Песня захватила неожиданно.
           Голова, ясная и по-утреннему свежая, работала весело и чётко. Я мчался навстречу своим надеждам, веря в их воскрешение, как верил в победу поднимавшегося из степи солнца, розового ото сна.
           Я ехал в машине один, вполголоса подпевал ритмичным песням, и жал изо всех сил на педаль газа.
           Песня началась на обгоне, вместе с ветром, рвавшимся в салон.
           «Не отрекаются любя», – началась грустно, остановилась на дрожащем звуке, упала вздохнув, и распрямилась снова:
           «Ведь жизнь кончается не завтра».
           Я не понял, в чём дело, почему вдруг набухла от пота рубашка, почему ступня ноги, лежащая на педали, сама собой подалась назад, и двигатель сбавил обороты.
           «Я перестану ждать тебя», – пела-жаловалась певица.
           «Да полно, что со мной?» – бухнуло в голове.
           Автомобиль уже не ехал, а полз. Весёлые разноцветные легковушки обгоняли, обдавая выхлопными газами.
           «А ты придёшь совсем внезапно».
           Я облизал пересохшие губы, попытался взять себя в руки, вытер со лба выступивший пот, взглянул в зеркальце. Оттуда на меня смотрел испуганный взлохмаченный тип с воспалёнными глазами. Да я ли это?
           «И так захочешь теплоты, – исповедовалась певица, – не полюбившейся когда-то».
           Солнце стало огненно-жёлтым, оно издевалось надо мной и выжигало душу сквозь равнодушное стекло. Я метался в машине, силясь понять, что же произошло. Асфальт уже не летел навстречу, он медленно, словно нехотя, подползал под колёса, размягчённый от зноя.
           Песня не заканчивалась, она ухала в висках, пытаясь разорвать вены. Стало душно, я рывком расстегнул верхнюю пуговицу рубашки, и она, всхлипнув, покатилась под сиденье.
           «Что переждать не сможешь ты трёх человек у автомата».
           Образ этого автомата проник в сознание, заслонил собой всё, и я, словно наяву, увидел вдруг, как мой палец с прокуренным ногтем, дрожа, набирает на виртуальном диске давно знакомый номер. Шесть раз жужжит пружина, возвращая наборный диск, шесть раз в памяти отдаются простые цифры. И короткие сигналы обогнавшего меня автобуса – как короткие гудки автомата.
           В боковом кармане рубашки нащупал измятую пачку, достал сигарету и закурил. Затем остановил авто на обочине и опустил голову на руль. В руке тлела забытая сигарета. Ветер исчез куда-то. Обступила и стала невыносимой духота. Мотор молчал, остывая, и ожидал начала новой работы.
           «Не отрекаются любя»…
           Я уже не надеялся.
           На солнце набежало полупрозрачное облачко. Снова проснулся ветер, залетел в салон автомобиля и стал трогать взъерошенные волосы. Он звал в путь, к надежде, близкой как тополь, рядом с которым остановился мой железный конь.
           Я поднял голову и с тоской посмотрел туда, где за далёким зыбким горизонтом лежал Мариуполь. Понял, что вещи нужно принимать в их реальном значении, и эта трезвая мысль заставила губы сложиться в грустную усмешку. Увы, мне давно не двадцать. Безумства, совершённые в этом возрасте, позади, и уже не кажутся столь необходимыми. Мелькнула мысль: «А что же дальше? Сколько лет осталось впереди? Можно ли их достойно прожить, совершая безумства? Или всё же нет?..»
           Уже спокойно, без недавней дрожи в пальцах, я повернул ключ в замке зажигания.
           Стоило ли так рваться туда, где тебя, быть может, уже давно не ждут?
           Разворот находился в полукилометре.
           «Я перестану ждать тебя»…


1982 г.


ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС

Рисунок Владимира Ивановича Оберемченко  г. Макеевка


Рассказ опубликован в книге: ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС "Сгущающие пустоту" г. Донецк, "Издательский дом Анатолия Воронова", 2021 г., стр. 54.

Рассказ опубликован в литературном журнале "Звонница" (г. Белгород, Россия), №35, 2021 г., стр. 152


Рецензии