Третий Рим на семи холмах

Возникновение христианского Рима (Первый Рим) относится к 313 году в связи с изданием Миланского эдикта римского императора Константина (272 – 337) о прекращении гонений на христиан.

Начиная с 410 года, Рим фактически находился под управлением варваров и прежней политической властью не обладал. Командующий варварскими войсками в Италии Одоакр (433 – 493) в 476 году сверг последнего западно-римского императора Ромула Августа (460 – 507) и отослал знаки высшей власти византийскому императору Зенону, а на территории Италии основал собственное королевство.

Закат «Первого Рима» начался с Великим расколом в 863 году,  когда глава Римской курии Николай I (858 - 867) решил в одностороннем порядке распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что вызвало протест Константинопольского патриарха Фотия (858 - 867, 877 - 886).

Окончательный закат «Первого Рима» относится к 20 июля 1054 года, когда произошло окончательное разделение единой Святой Соборной (Кафолической) Апостольской Церкви на римско-католическую и греко-православную ветви. С этого дня в православном мире Константинополь занимает место «Второго Рима».

В 1453 году Константинополь захвачен турками, а Софийский собор переделан в мечеть. С этого времени Константинопольский патриархат находится под контролем османского султана, что в православном мире было воспринято как падение «Второго Рима».

Таким образом, к началу 16 века христианский мир фактически потерял обе столицы, которые являлись его колыбелью, поэтому в славянском православии активно обсуждались претенденты на утерянные культовые престолы.

Возникновению концепции «Третьего Рима» способствовало приобретение Русского патриархата в 1448 году автокефалии и окончательное освобождение Московского царства от татаро-монгольского ига в 1480 году. Не последнюю роль в формировании этой позиции играли эсхатологические ожидания христианского мира конца света в 1492 году в связи с 7000-летием библейского сотворения мира. Не маловажную роль в возникновении этой концепции сыграла кровная связь Василия III (1479 – 1533) через его мать Софью Палеолог (1455 – 1503) с последним византийским императором Константином XI (1405 – 1453), племянницей которого она была.

Истоком концепции «Москва – Третий Рим» считается «Филофеев цикл» из трёх произведений:
1) Послание монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея великокняжескому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрь-Мунехину с опровержением астрологических предсказаний придворного врача Василия III Николауса Бюлова (Немчин, 1465 – 1548) с изложением концепции «Третьего Рима» (с октября 1523 — до февраля 1524 г.);
2) Послание московскому великому князю Василию Ивановичу о «Третьем Риме», обязанностях правителя, обряде крестного знамения (между 1524–1526 гг.);
3) Сочинение «Об обидах Церкви» (30-е - начало 40 х гг. XVI в., анонимного автора).

Обращаясь к Василию III Филофей (1465 – 1542) пишет:
«… блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошас въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти.»

Этим строкам предшествовало знакомство Филофея с посланием митрополита московского Зосимы (? – 1496) «Извещение о пасхалии на восьмую тысячу лет» в 1492 году, которого Зосима попросил составить собственную пасхалию, что Филофей и сделал на следующие 20 лет.
В своём «Извещении» Зосима в частности писал: …и наречён [Иван III] теперь вторым Константином, и новый град Константина будет Москва и вся Русская земля и иные многие земли государя. А бог ему в этом помогать будет. В подтверждение пророчества Зосимы в 1498 году Великий князь всея Руси Иван III впервые объявляется царём, что уравнивает его в статусе с византийскими басилевсами.

Современные исследования убедительно доказывают, что концепция «Третьего Рима» имела исключительно церковное происхождение, и в 16 веке не приобрела соответствующего политического влияния. Её реанимация связана с русско-турецкими войнами 19 века, отголоском которой она дошла до сегодняшних дней.

Частичное возрождение концепции «Третьего Рима» было связано с присоединением киевских земель в 1654 году к Московскому государству. В июне 1686 года константинопольский патриарх Дионисий (? – 1696) издал две грамоты, адресованные гетману Самойловичу и всем верным чадам Киевской митрополии, в которых говорил, что уступает митрополию Московскому Патриарху и повелевает отныне всех новоизбранных митрополитов отправлять для посвящения в Москву. В это время концепция «Москва - Третий Рим» подкрепляется легендой о семи холмах.

Легенда о семи холмах стала продолжением легенд о семи холмах Рима и Константинополя, но при этом имела своё русско-православное обоснование.

Эту идею прекрасно выразила Марина Цветаева (1892 – 1941) в стихотворении «Семь холмов» (8 июля 1916):

Семь холмов - как семь колоколов!
На семи колоколах - колокольни.
Всех счётом - сорок сороков.
Колокольное семихолмие!

Число семь испокон веков у славян считалось сакральным, в том числе и в православном христианстве: семь дней сотворения, семь престолов, семь печатей.

К семи московским холмам обращался уже Фёдор Глинка (1786 – 1880) в стихотворении «Москва» (1840):

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен,
На твоих семи холмах.

К ним обращался и Валерий Брюсов (1873 – 1924) в стихотворении «Стародавняя Москва» (1911):

Здесь как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят её святыни
За кремлёвскою стеной!

Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.

Каждый холм, входивший в список семи легендарных московских холмов, имел расположенный на нём храм.

Согласно Стоглавому собору, каждая московская церковь входила в ту или иную церковно-административную единицу под названием сорок (иначе староство).  Таких сороков в Москве первоначально было 7, с конца XVII века по начало XX века - 6. Конкретное число церквей в составе каждого из сороков превышало 40, по крайней мере, в конце XVII века.

Выражение «сорок сороков» использовали, в числе прочего, для описания общемосковского торжественного крестного хода, на который духовенство и прихожане собирались по «сорокам», к которым были приписаны.

Впоследствии это выражение и само слово «сорок» стали употреблять для обозначения большого количества. Например, можно указать на то, что сороконожка имеет не сорок ног, поскольку слово «сорок» может означать не только «четыре десятка», но и «много».

В переносном смысле выражение «сорок сороков» используется для обозначения понятий, связанных с московскими храмами.

Все исследователи сходятся во мнении, что первым в списке семи московских холмов находился Боровицкий холм.

 Боровицкий холм представлял собой гору, окружённую густым сосновым бором. Именно отсюда берет своё начало история Москвы, здесь князь Юрий Долгорукий заложил Кремль. Холм имеет высоту 140 - 145 метров. К нему относится территория Кремля, Красной площади и нагорной части Китай-города.
Культовым символом Боровицкого холма в «семихолмной» легенде выступает Успенский собор (1475 – 1479) - главный кафедральный собор русского государства вплоть до 1917 г. [2]

Второй легендарный холм - это Псковская горка.
Великий князь Московский Василий III (1479 – 1533) присоединил Псков к Москве, пересилил псковскую знать в стольный град в полукилометре от Кремля, чтобы она быстрее привыкла ко всему московскому, да забыла о Псковской вечевой республике и не буянила.
Уже в 1462 году, а по некоторым данным ещё в конце XIV века на Псковской Горкой (улица Варварка) стояла церковь Покрова Божьей Матери. Эту церковь часто называли по приделу церковью Георгия Великомученика (Страстотерпца).

Третий легендарный холм – Швивая горка или Таганский холм.
Таганский холм достигает в высоту 145 метров. Другое (вариантное) название - Швивая горка (часть Гончарной улицы ранее называлась улицей Швивая горка). В простонародье была известна как Вшивая горка. [3]
Таганский холм стал активно заселяться на рубеже XV - XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов - бронников и котельников.
Культовым символом холма был храм Никиты Мученика. Первое летописное упоминание о нём относится к 1476 году. Согласно записям за 1533 год ударом молнии у церкви «прошибе стену и у деисуса попали злато». Предположительно здание храма к этому времени уже было каменным, так как в летописных записях не говорится о пожаре. В дальнейшем храм, очевидно, перестраивался, так как согласно вкладной плите, существующий каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным».

Четвёртый легендарный холм – Ивановская горка - возвышенная местность в восточной части Белого города, представляет собой бровку высокой (до 150 м) террасы, обращённой к Москве-реке.
В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве одиннадцать церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин». Новый каменный храм Святого Владимира, построенный итальянским мастером Алевизом (известен строительством Архангельского собора в Москве), был освящён в 1516 году. В конце XVI века рядом с Владимирской церковью был основан Иоанновский монастырь, по названию монастыря холм стали называть «Ивановской горкой».
Таким образом, культовыми символами холма являются церковь Святого Владимира и Ивановский монастырь.[4]

Пятый легендарный холм – Ваганьковский холм.
На Ваганьковском холме, напротив Кремля, в настоящее время находится дом Пашкова, а также здание Российской государственной библиотеки.
В 1472 году дмитровский князь Юрий Васильевич (1441 – 1473) завещал село Ваганьково своему брату великому князю Ивану III.
Культовым символом холма была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм был возведён в 1508 г. итальянским зодчим Алевизом Новым. В 1719 г., совершенно обветшавшая церковь была закрыта и вновь отстроена с новыми приделами преподобного Сергия и Сорока Мучеников.

Шестой легендарный холм – Чертольский холм на Волхонке, получивший своё название по имени ручья Черторый. Во время весенних паводков он становился настолько бурным и полноводным, что на своём пути прорывал целые овраги, становящиеся настоящим естественным препятствием при движении по здешним местам.
В 1656 году царь Алексей Михайлович, который ездил этой дорогой поклоняться иконам в Новодевичий монастырь, велел дурное имя сменить на пречистое, так появилась Пречистенка.
Культовым символом холма был Алексеевский монастырь расположенный в Хамовниках. Монастырь основал в 1360-е годы митрополит Алексий на митрополичьих землях.
Первоначально был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия человека Божия; затем был построен собор Зачатия святой Анны (дочери Богородицы), вероятно, тоже деревянный. Соответственно, монастырь стал именоваться Зачатьевским, но осталось и наименование «Алексеевский» — по посвящению первого храма. Тогда же, по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве, он стал именоваться стародевичьим.
В 1514 - 1518 годах архитектор Алевиз Новый построил в монастыре каменный собор Алексия человека Божия.
Зачатьевский (Алексеевский) монастырь был уничтожен пожаром в 1547 году и возобновлён ближе к центру города, в Чертолье, на месте, где сейчас стоит храм Христа Спасителя.
Во время Смуты 1605 – 1612 годов Алексеевский монастырь был разрушен. В 1625 году царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет восстановили обитель.
В 1629 году пожар вновь уничтожил все постройки монастыря. Но уже к 1634 году обитель была восстановлена.
В 1837 - 1838 годах в связи со строительством храма Христа Спасителя все постройки монастыря были разрушены. С этого времени история собственно Алексеевского монастыря прекратилась.

Седьмой легендарный холм – Сретенский холм, расположенный между улицами Мясницкая и Сретенка, в междуречье рек Неглинной и Яузы.
Культовыми символами Сретенского холма были религиозные строения Кучкова поля.
 В 1385 году на месте, где казни Ивана Вельяминова, сына последнего московского тысяцкого [5], была возведена деревянная церковь во имя преподобной Марии Египетской. Рядом с ней, через десять лет, возвели более просторный храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, на месте встречи чудотворного образа. [6] В 1397 году великим князем московским Василием I Дмитриевичем около церкви было возведено новое здание Сретенского мужского монастыря. [7] В правление Ивана III храмы Владимирской иконы Божией Матери и преподобной Марии Египетской были перестроены в камне.

Таким образом, все семь легендарных холмов, так или иначе, были связаны с храмовым строительством до завершения татаро-монгольского ига в 1480 г. [8] и символизировали Москву как новый христианский центр после падения Константинополя, поэтому другие холмы не могли попасть в первоначальный список легенды.
Вторым условием было удаление холмов от центрального легендарного холма - Боровицкого, то есть от стен Московского кремля на расстояние не более чем современное Садовое кольцо. По этой причине холмы, находящиеся за границами Садового кольца, попали в легендарный список совершенно случайно и собственно к легенде не имеют никакого отношения.





[1] В современной терминологии «сорок» соответствует понятию «район». Иными словами «сорок» это церковный административный район.

[2] Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы. Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма - церковь Поклонения вериг апостола Петра, - треснули своды. Полная реконструкция собора закончилась освящением 12 августа 1479 года.

[3] Ассоциация «швивая-вшивая» основано, очевидно, исключительно на фонетическом созвучии.
Немецкий географ и путешественник Адам Олеарий, побывавший в Москве в 1634 и 1636 годах отмечал: «Если идти от Посольского двора к Кремлю, есть особое место, где русские, сидя, при хорошей погоде, под открытым небом, бреются и стригутся. Этот рынок, у них называющийся Вшивым рынком, так устлан волосами, что по ним ходишь, как по мягкой обивке.»
В одном из писем к жене (30 сентября 1832 г.) А. Пушкин пишет: «На днях был я приглашён Уваровым в университет. Там встретился с Каченовским (с которым, надобно тебе сказать, бранивались мы, как торговки на вшивом рынке). А тут разговорились с ним так дружески, так сладко, что у всех предстоящих потекли слезы умиления.»
И ещё раз он употребляет это же сравнение в 1834 году в письме М.П. Погодину: «Было время, литература была благородное аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок».
В настоящее время аналогом выражения «вшивый рынок» можно считать «блошиный рынок».

[4] По преданию, первый храм в Кулишах построил Дмитрий Донской в память о погибших на Куликовом поле (1380 г.), что прибавляет Ивановской горке ореол героизма.

[5] Первое упоминание в летописях о тысяцких относится к 1089 году, когда в «кыевскыя тысяща» воеводство держал Ян Вышатич. В дальнейшем, в процессе развития городов, наряду с военными функциями в руках тысяцких сосредотачиваются полномочия по отдельным областям городского управления (городской суд, административный контроль в сфере торговли). В городах с преобладанием вечевых традиций, подчинивших себе княжескую власть, должность тысяцкого в XII веке становится выборной. В городских центрах с сильной княжеской властью пост тысяцкого нередко десятилетиями оставался в руках одного из наиболее влиятельных боярских родов и передавалась по наследству. Должность тысяцкого в Новгороде сохранялась вплоть до ликвидации его независимости в 1478 году.
В 1366 году отец Ивана Василий Вельяминов украл, по преданию, на свадьбе великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича богатый пояс, доставшийся, в конце концов, галицкому князю Василию Юрьевичу Косому и ставший позднее одним из поводов войны между Василием II Темным и галицко-костромскими претендентами на великий стол.
После смерти Вельяминова в 1374 году князь Дмитрий Иванович упразднил высокое звание и должность тысяцкого, обладавшего особыми правами и преимуществами, как пережиток вечевой формы городского управления.

[6]  По преданию, икона помогла избежать нападения на Москву войск Тамерлана. Согласно летописям, 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый митрополитом Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. Через день Тамерлан повернул на юг, не дойдя до Москвы.

[7] В 1984 году историк М.М. Сухман высказал гипотезу, что обитель изначально располагалась в районе Никольских ворот Китай-города и была перенесена оттуда в связи со строительством Китайгородской стены. Позднее эта гипотеза нашла своё подтверждение в летописных источниках.

[8] Но не позднее появления Филофеева цикла в 1524 г.


Рецензии