Рассказы моей бабушки у родника часть 1

Приехала я как-то летом с Питера в в мордовскую деревню, к бабушке. Однажды пошли мы с ней за грибами в ближайший лес. Набрали много грибов и на обратной дороге захотели пить, так как было жарко, да и порядком устали, ведь корзины наши были полные, почти одних белых грибов. Мы сделали привал у родника.
- Ох, наконец-то, - закряхтела бабушка. Она уселась на травку и рядом положила свою корзину.
 Мы пили чистую родниковую воду и помыли свои потные лица.  Чуть-чуть обдавал тёплый ветерок. Бабушка легла на травку и стала рассказывать мне легенду о том, как одна девушка-мордовка отрубила топором голову татарину, который залезал в окно грабить. Рассказывала она это на мордовском языке. А я воскликнула по-русски,
- О, ужас!
Я немного обрусела, живя, вначале в Саранске, а потом в молодости уехала в Ленинград, теперь называется этот самый прекрасный город России Петербург.
 И я теперь путала слова и говорила то по-мордовски, то по-русски. Когда я была девчонкой, то мне казалось, что бабушка знает всё и эту легенду я слышала из её уст не раз.
 Я спросила бабушку по-мордовски,
 - А когда это было?
- Да давно, ещё в то время, когда татары-монголы угнетали нас, мордву, - ответила бабушка, даже песенку они сочинили вот такую, - и бабушка запела: “татарин-барин, русский кучер, а мордва чучел”
 Но видно было, что бабушка была довольна тому, что я спросила по -мордовски, а не по-русски.
 Хотя моя бабушка лет десять жила в Саранске, когда была молодая, там она училась, и там все говорят по-русски. И она неплохо знала русский язык, но теперь считала себя чистой мордовкой и не очень любила, когда мордва говорят по-русски, иногда коверкая слова.
Но я, конечно, знала, что “чистой нации” теперь нет и не может быть, так как со временем все нации перемешались.
- Так это было, наверное в 13 веке, -прервала я вопросом её рассказ и спросила, - откуда ты это знаешь, ведь это было действительно давно, - я тоже старалась говорить теперь только по-мордовски.
- Да, это было очень-очень давно, - сказала она, и продолжала, - мне рассказывала моя бабушка, а ей её бабушка.
- Так вот, - продолжала рассказывать бабушка, - татары часто набегали небольшими группами и воровали что придётся, и не только воровали, но многих убивали. Они молодых девушек уводили в плен или насиловали, а мужиков и парней убивали и убивали очень жестоко.
- Надо же, - говорю я ей, - а я думала те татары, что живут у нас Мордовии.
- Да живут, но их многие мордва и русские здесь не любят.
- А почему? - спросила я, - они же сами были против монголо-татар. Их же тоже завоёвывали, и монголо-татары не признавали за своих этих мордовских татар.
- А ты откуда знаешь про монголо-татар, в школе что-ли говорили?
- И не только в школе, я много читала про них в интернете, и по-телевизору говорят про них всякое.
- Теперь ты всё знаешь и, живя в Ленинграде обрусела, - как бы упрекнув меня, сказала бабушка. Она засмеялась и тихо пропела, глядя на меня:
“Я не мамкин сынок
И не папкин сынок
Я упал на пенёк
Стал кудрявый паренёк”.
Я знала эту песенку с детства, бабушка часто дразнила нас этой песенкой, когда мы подчёркивали своё превосходство над взрослыми. Или она смеясь говорила нам: “Яйца курицу не учат. Как будто не мы вас растим, а вы нас учите и воспитывайте!”
Да в детстве она была для нас непререкаемой и я стала сознавать, что без бабушки меня бы не было, и не было бы моих детей. Я это чётко осознала только тогда, когда у меня родилась дочка.
- Ну ладно! - сказала бабушка примирительно, - теперь ты взрослая и всё знаешь лучше меня, ну-ка скажи и что там говорят, например, про татарское иго от которого пострадали больше всех мы -эрзяне?
- Да, кто что говорит, есть сотни версий про монголо-татарское иго и про золотую орду, - сказала я, - некоторые учённые говорят например, что монголо-татарского иго совсем не было.
- Как не было? - удивилась бабушка, - люди бы не стали сочинять всякие легенды и рассказы, мы бы не стали так ненавидеть татар, всё передаётся по крови и кровь всё помнит, - говорила она обидным голосом, как бы её уличили в обмане.  - Некоторые говорят, что Чингисхан был, как мордвин или европеец, - продолжала я, - говорят, что у него были светлые зелёные или голубые глаза и белая борода и, якобы, он совсем не похож на татарина, но больше похож на мордвина.
- И что ты хочешь сказать, что мордвин пошёл на мордвина, - опять с обидой в голосе и недоверчиво сказала бабушка,
 - Ты что хочешь сказать что мордвин убивал и насиловал мордовских девушек? Да, этого не может быть, - громко и серьёзно сказала мне бабушка.


Рецензии