Рассказы моей бабушки у родника... часть 2

- Да ты не сердись, - успокаивала я её, сознавая, что обидела мою любимую бабушку. Она была немного националистка, и, даже, почитала мордовский народ, как будто он особенный. Она например знала всех мордовских богов, но в то же время покланялась и Христу(на всякий случай). И не только моя бабушка в той мордовской деревне, но и другие старые бабки-женщины почитали все языческие праздники, которых справляли всей деревней за оврагом в роще. И в то же время они считали себя верующими во Христа,  и знали все христианские праздники.
 Да, что там бабки, ведь я и сама долго, сначала в детстве, а потом уже подростком исполняла все языческие обряды, подражая взрослым, хотя не понимала их значение. Это было просто как игра для меня, маленькой девочки.
 Вот например: когда наша семья переехала ближе к Саранску, мы дети (а нас было у матери и отца десятеро) ходили на троицу в лес, ломали там берёзки, наряжали окна своего дома, по-привычке, а местные мальчишки смеялись над нами или зимой мы с девчонками прыгали над кострами, и на Василий вечер гадали. И я помню, как на христианскийц праздник Пасху, мы с девочками ходили гурьбой из дома в дом и собирали крашенные яйца. Это тоже было в деревне, тогда я была маленькая и не понимала, что это христианский праздник. Мы тогда с девчонками и мальчишками, как бы соревновались, кто больше соберёт крашенных яиц. Когда я была девчонкой, тогда я многое делала, не осознавая. Тогда было всякое, но теперь я живу в самом прекрасном городе России - в Петербурге, и мне доступна теперь всякая информация, ведь у меня есть компьютер. Я хожу в музеи и всем интересуюсь. Да, и в интернете я читаю много. Да ещё и слушаю интересных людей. Теперь информация висит в воздухе, успевай только впитывать информацию.
 Но, ведь для бабушки я буду всегда, до её смерти маленькой, её  внучкой. И я это понимала и старалась не обидеть свою любимую бабугшку неосторожным словом. Но видимо теперь я её внезначай обидела, потому что она сказала,
- Ты уж возгордилась, и теперь учишь меня. “Яйца курицу не учат!”
 Чтобы сгладить свои обидные для неё слова, я спросила о мордовских богах, зная, что это её излюбленная тема.
 Конечно, я и сама знала о них, больше из интернета, но я хотела сделать приятное бабушке и загладить свою вину.
Бабушка начала перечислять мордовских богов,
- Во - первых, - сказала она совсем успокоившись, - нишке паз, вере - паз, он самый главный бог. Потом вирь-ава, ведь-ава, тол-ава, мод-ава...
Бабушка перечисляла и перечисляла. Кажетсся она знала всю иерархию языческих богов. А я слушала и не перебивала её, а сама думала: “вот, ведь, какая националистка бабушка, но эти же боги вошли под другими христианскими именами в правословную церковь, и они теперь святые, и им поклоняются. Но теперь они будто христианские святые. Какая хула на Бога! Теперь для каждого “святого” есть своя икона на котором будто бы изображён его образ. Придумали всякие святки-праздники в разные дни. Святых почитают в этот или иной день и будто бы в этот день они помогают”.
Я хорошо знала Библию и подумала: “ В Библии же сказано, что ни один день не может быть выше другого. Ох уж эти старые бабки! Они, и не осознают, что помогает во всём не святые, а только Один Иисус Христос, что все святые, ушедшие в Бога, есть часть Бога. Бог - это все ушедшие в Него и ещё живые на земле. Бабушки поклоняются святым, иконам, думая, что почитают святых, что именно они им помогают. Глупо так думать! Поклонение иконам - это идолопоклонство. А святых придумали люди, такие же, как бабушка. Мы все святые, у нас в душе Бог Святой, да и все языческие праздники в православии сделали христианскими праздниками. “Блажен кто верует!”
 И долго ли мордовские бабушки будут почитать, как своих богов, так и Христа? - думала я не внимательно слушая бабушку,  например бабушка однажды сама сказала: надо молиться и Христу на всякий случай!”- так теперь я думала и плохо, невнимательно слуш бабушку, которая всё рассказывала.
 Я опомнилась только тогда, когда поняла, что она рассказывала уже другую легенду: “У нас тоже был мордвин - богатырь, который с корнем вырывал дуб, а потом он один победил всё войско поганное. Он три года лежал на печи и ноги у него не ходили, но однажды пришли к нему нишке - паз с двумя другими ангелами, наверное с мод-авой и вирь-авой и исцелили его.
 Я опять показала здесь свои знания,
- Ты знаешь, бабушка, почему почти все мордовские боги носили женские имена?
- Нет, не знаю, - ответила она без обиды, в её голосе прозвучала любопытство.
- Потому что в древние времена в мордовии был матриархат.
- А что это такое?
- Это значит главенствовали женщины, - ответила я, и сказала,
- ну что ты там рассказывала об мордвине богатыре, видимо ты рассказываешь об Илье Муромце? Продолжай!
 - Он был мордовский богатырь из села Карачарово из под Мурома, - сказала бабушка.
- Да ты говоришь об Илье Муромце. Действительно он был из того села из под города Мурома. Ты говоришь, что он был мордвин, то есть эрзя...
Я знала, что бабушка не любила, когда говорили про эрзянскую нацию "мордва" и я знала, что это общее с национальности мокша, это общее слово "мордва" придумали русские, что им казались все мордва широколиции и мордастые, и, что слово "мордва" от слова "морда", хотя эти национальности ничего общее не имеют. У них не только разные языки, но и культура и история, и даже костюмы. Я знала, что мокша больше относятся к татарам, что они тюрки, и, что они воевали вместе с татарами против эрзи. Я знала из истории, что у них предводитель был Пуреш, а у эрзи - Пургаз и эрзя больше волжские финны  и не было у них феодального строя, и живёт эрзя большинство на северной стороне, окружёнными лесами, потому и Чингисхан долго не мог найти их , и завоевать.
 Я очень осторожно сказала, обращаясь к бабушке, - но Илья Муромец  был русский богатырь.
- Нет, - сказала она уверенно, - он был мордвин. Город Муром когда-то был эрзянским, а значит и Илья был эрзянином, мне так говорила бабушка, да и другие наши так говорят. Ты послушай, даже город Муром слово-то эрзянское “морамо”, петь значит, - говорила уверенно бабушка.
- Да! Это одна из версий, - подтвердила я, -так и некоторые исследователи пишут, - но, когда учёные исследовали в 1963 году его останки в Киевской лавре, где лежат нетленные останки богатыря Ильи Муромца , то пришли к выводу, что у него форма черепа монголоидная...
- Ты что?! Хочешь сказать что он был татарин или монгол? - прервала мой рассказ, воскликнув бабушка. Да такого не может быть! Снова воскликнула она.
- Это не я сказала, а учёные, - оправдывалась я, - а я только прочитала это в интернете.
- Этот интернет врёт, и, вообще слишком много вы, городские сидите в интернете. Этот интернет погубит вас! - опять сказала она громко и возмущённо. - вот мы жили все без интернета и здоровые, и глаза наши видят до старости, а у вас уже к тридцати годам все в очках,- и добавила, - и у вас всякие болезни мозгов, потому что вы часто мозги напрягайте, говорила она, глядя мне в глаза, словно жалея, - вот тебе ещё и сорока нет, а ты уже без очков не видишь...
  Да и она была права. Ей было под восемьдесят...


Рецензии