Рассказы моей бабушки у родника... часть 3

Моей бабушке восемьдесят лет, но она никогда не жаловалась на болезни, и видела ясно и без очков, и даже издалека узнавала того или иного человека, кто там идёт.
- Ладно, - сказала я примирительно, прервав её, - я помню ты нам маленьким рассказывала о двух другах, которые из-за казны убили друг друга. Расскажи ещё, потому что, чем старше становлюсь, тем больше вижу, как люди убивают друг друга, не только из за денег, но из за квартир и наследство...
- Тебе что, интересно это?- спросила она и я думаю, что она догадалась, что я сглаживаю так свою вину.
- Конечно интересно, - сказала я, - потому что я до сих пор не понимаю, как можно убивать друзей или родных из за какого-то наследства или из за денег...
- Ну слушай, - сказала бабушка, - раз тебе интересно, - и она начала рассказывать: “Жили два неразлучных друга но, когда они женились у каждого появились свои интересы, но они по-прежнему дружили и однажды пошли на охоту и нашли казну”.
- Золото или бриллианты? - перебила я.
- Наверное золото, - ответила бабушка, - и это было богатая казна. Они захотели её поделить, но казна была большая, а у них не было мешков. Один друг сказал другому: “Я пойду домой за мешками!” А дома его жена говорит ему: “Ты что дурак?! Если ты избавишься от друга, всё золото казны останется тебе!” - и она испекла пирог с ядом, - рассказывала бабушка. Конечно, и эту легенду-сказку я знала, но мне приятно было слушать бабушку. А она продолжала, - а друг тот, увидев приближающего друга тоже уже задумался и решил убить своего друга, который возвращался из дома и нёс пирог. Он, когда  увидел его, то выстрелил и убил своего друга, но а когда подошёл к нему и увидел, что он нёс не только мешки, но и пирог, то сказал: ”ах зачем я его убил, он же нёс для меня пирог”, - друг, который убил своего друга покушал ядовитый пирог, отравился, и умер, вот так - то!” - закончила рассказывать бабушка и добавила: “На чужой каравай рот не разевай” и “Что даром даётся, то не ценится”.
 Я знала, что моя бабушка знает много пословиц, и что она была мудрее всех деревенских старух. Она любила рассказывать о казне и золоте, так как была очень бедная, и мечтала о богатстве.
 Да и все люди той мордовской деревне были бедные. Это было глухомань, забытый бедный угол России.Но люди были неискушённые, честные и правдивые. Они знали много легенд и историй.
 Я запомнила один рассказ бабушки о казне, как одна нищая старушка собирала куски, чтобы прокормиться, и она зашла в один богатый дом, а это было поздно вечером и та нищенка попросилась ночевать, но хозяева отправили её старый дом, где в полночь голос стонал и кричал: “упаду”, а нищенка не побоялась и сказала: “упадёшь так упади!” и посыпалась с потолка казна-много золотых монет. Нищенка вывалила из сумы хлебные куски и набила свою суму золотыми монетами и ушла, а когда хозяева проснулись и пошли посмотреть труп нищенки, то увидели куски и золотые монеты”
В детстве мне казалось, что моя бабушка мудрее всех, или это мне только казалось, что она лучше всех. Я думаю, так говорят многие о своих бабушках. Но моя бабушка была ещё и хорошей рассказчицей. Она видела, что мы её внуки и внучки любили слушать про мистическое, и она рассказывала нам всякие мистические рассказы. Я запомнила один из этих рассказов: “Жили два друга, не разлей вода, и поклялись друг другу, что когда умрёт кто-то один из них, то придёт с того света и возвестит живого друга о его смерти. Вот один друг умер, а другой, через некоторое время сидел за столом и обедал, и вот откуда не возьмись белая собачка и тянет его за штанину, он уж и так гонял собачку и эдак, но та не отставала от него, бросалась, цеплялась за штанину. И тогда друг тот взял топор и погнался за собачкой, а в то время в центре деревни дрались мужики, и он ввязался в драку, ну и его зарубили топором, а собачка сразу пропала. Вот так друг с того света возвестил своего друга о смерти”. -
 так рассказывала моя бабушка в детстве.
Мне этот рассказ запомнился ещё потому, что я была маленькой девочкой, а у детей мозги психически неокрепшие, и всё впитывают. Я помню, что долго боялась беленьких собачек и, увидев их пряталась.
 Сейчас это мне смешно, а тогда мама говорила бабушке, чтоб она не рассказывала страшные сказки для её детей, потому что они боятся. Но мама работала и папа работал, а бабушка была для нас не только няней, но и лучшей и самой мудрой советчицей.
 Любовь Аверьянова июль 2019 год.


Рецензии