Пленник

                (Невыдуманная история)
 
За долгие годы работы в печати мне посчастливилось познакомиться, сотрудничать и сдружиться со многими журналистами, о которых я вспоминаю и думаю всегда с теплотой за их понимание, советы и поддержку. Одним из этих моих замечательных коллег является Эльза Сауловна Козлова, с которой мы представляли газету «Коммунист Таджикистана», переименованную затем в «Народную газету», в нынешней Согдийской области. Прекрасный человек, отличный журналист, я многим обязан ей.

Когда с распадом союза в Таджикистане началась гражданская война и воцарился хаос, многие люди вынуждены были покинуть республику, из гостеприимного края превращённую тёмными силами в «горячую точку». Уехала и Эльза Сауловна, уехала в Санкт-Петербург, но могла бы, конечно, и остаться, ведь в Таджикистане прошла её молодость, здесь она состоялась как профессионал своего дела, обзавелась семьёй. Я понимал, что не только грозовое время побудило её к отъезду, причина ещё заключалась в том, что сын Эльзы Сауловны Саша мечтал стать актёром и собирался поступить в театральный институт.

Я знал, что Эльза Сауловна устроилась на работу в газету и стала известной журналисткой в городе на Неве, чему удивляться не приходится. У неё, что называется, золотое перо. Таджикские журналисты старшего поколения это помнят.

Связи наши прервались, но Эльзу Сауловну, как впрочем и других коллег я никогда не забывал, но, как выяснилось, не только я. Как я был приятно удивлён, когда спустя столько лет я неожиданно получил по электронной почте письмо от Эльзы Сауловны, но не из Санкт-Петербурга, аз из Израиля, из города Хайфы. Оказывается она с мужем, бывшим сотрудником Таджикского телевидения Валерием Жолобовым, нашли мои координаты через Алишера Ходжаева, известного в недалёком прошлом телеведущего, а ныне проживающего в Ростове на-Дону.

Между нами началась оживлённая переписка, чему мы оба очень рады. Вспоминаем годы совместной работы, друзей, из которых, увы, не все в живых. Из писем мне стало известно, что Саша, Александр Баргман, не просто добился своего, а сильно преуспел, стал признанным авторитетом в театральных кругах, играет в спектаклях и сам осуществляет их постановки, снимается и в кино. В настоящее время 47-летний Александр главный режиссёр Театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Лауреат многих престижных премий, в том числе и Государственной премии России в области театрального искусства, которую ему вручил В.В. Путин. К сожалению, у нас не все об этом знают, хотя Александр Львович родился и вырос в Душанбе.

В одном из писем Эльза Сауловна сообщила, что собирается к сыну в Будапешт, куда его пригласила для постановки «Отелло» У. Шекспира. Затем поступило другое письмо, в котором она рассказала, что когда зять, Женин муж, вёз их в аэропорт, дорогу перебежал дикобраз. «Эта очень хорошая примета, — отметил зять. – У вас всё сложится удачно«. Так оно и вышло, написала Эльза Сауловна.

Казалось бы, ничего особенного в том, что где-то на Земле встречу с дикобразом считают предвестником удачи. Но это сообщение вызвало у меня в памяти случай, очевидцем которого я стал, когда возвращался в Душанбе из командировки в Куляб несколько лет назад. Недалеко от Нурека, рядом с рекой, местные жители торгуют рыбой, предлагают проезжим национальные блюда и фрукты. Мы тоже остановились, я хотел купить гранат, которыми славится Нурек. Когда я вышел из машины, услышал тихий звук, похожий на хрюканье. Оглянувшись, я увидел на обочине шоссе примостившегося на небольшом валуне крупного дикобраза. Как он здесь оказался, что ему делать тут, почему не скрывается, когда поминутно рядом с грохотом проносятся машины, удивился и подошёл ближе. Мне и раньше доводилось видеть дикобразов, но этот грызун поражал внушительными размерами. Толстое коренастое тело было усеяно густо сидящими длинными иглами, у него был жёсткий гребень на голове, маленькие уши, немного похожие на человеческие, были почти незаметны. Тупая закруглённая морда была покрыта тёмной шерстью. Даже при закрытой пасти были хорошо видны острые и крепкие резцы.

Когда я приблизился вплотную, дикобраз в маленьких круглых глазах которого я увидел настороженность, неуклюже притоптывая, задними ногами, встряхнул иглами и издал громкий треск. Я сделал шаг назад.

• Не бойтесь, — сказал добродушно стоявший неподалёку человек. – Это сказки, что дикобразы мечут свои иглы. Уж я-то знаю, не первый год охочусь за ними. Да и на привязи он.

Тут я заметил, что короткие ноги дикобразы туго перетянуты жгутом. Вот почему он стоит неподвижно и не делает попыток удрать.
Известно, что дикобраз исключительно ночной зверь, частый гость садов и бахчей, питается арбузами, дынями, тыквами, виноградом. В местах перехода они оставляют заметный след, на которые нападают и находят их гурманы – любители превосходного, нежного и вкусного мяса, которым отличаются дикобразы. Когда нерасторопного дикобраза выстерегают и настигают, на него набрасывают мешок, брезент или ватное одеяло или оглушают метким сильным ударом длинной палки. А остальное, как говорится, дело техники.

Видимо, таким образом попался и этот хохлатый дикобраз, выставленный на продажу. Иглы дают дикобразам защиту даже от тигра и волка, а от человека разве есть спасу.
• Ну и как, много у вас покупателей, — спросил я.

• Хоть отбавляй, — ответил хозяин связанного пленника, — мясо дикобраза похоже на крольчатину, но много вкусней. Ещё оно имеет лечебное свойство. Мне даже заказы делают загодя.

Тут подле нас остановился внедорожник и к нам подошли водитель и его пассажир. Водитель, со всех сторон оглядывая озирающегося пленника, спросил цену. Хозяин назвал.

• Да такие деньги стоят целого барана… — запростовал было водитель.

• А этот чем хуже? – возразил хозяин. – Утром взвесил, ровно двадцать семь килограммов. У меня такой добычи давно не было.

Водитель молча полез за деньгами в карман.

Я отошёл, но прежде чем сесть в машину, ещё раз обернулся. На валуне в той же неподвижной позе стоял дикобраз, но участь его уже была предрешена. Мне стало жаль беднягу. Прошло много времени, но плененный дикобраз всё ещё стоит перед моими глазами. Где-то встреча с дикобразом, это – праздник, а где-то…

Для меня это всегда загадка: как люди могут уважать себя, унижая своих братьев меньших


Рецензии