О цензуре
В Древнем Риме цензор это должностное лицо. В его обязанности входила оценка имущества римских граждан, а также контроль поступления налогов и соблюдения нравственных установок в обществе.
На самом деле есть еще одно объяснение более близкое к его нынешнему значению. Цензор – это должность в римском сенате. Его роль вытекала из названия должности: оЦЕНка на его взгляд (вЗОР) общественной, политической и финансовой значимости просящего слова сенатора.
В зависимости от знатности и известности цензор выставлял на подставку песочные часы нужного размера (их у него было несколько). Ими определялось время выступления. В разгар полемики он же учреждал перерывы и паузы. Впоследствии это СПИКер, буквально - контролер разговоров.
О введении цензуры в России подумывал Иван Грозный, читая пасквили на себя в отчетах английских путешественников. Он собирался первым печатным изданием сдедать "Вестник Московии" и вложил деньги в развитие печати на Руси. Но первую печать у него перехватили священнослужители.
Петр I действительно был первым кто прикрыл печать лубков на Лубянской площади в Москве. Он заподозрил в некоторых из лубковых изображений намек на его жестокость (известный лубок – кот с красными глазами и похожими усами). Рынок на Лубянке прикрыли, бояр и купцов разогнали и некоторых даже казнили. Зато учредили там надзор за московской оппозицией. Кстати, за связь с московскими заговорщиками Петр казнил и своего сына.
Вплоть до середины XVIII века цензуру осуществляли непосредственно императоры России, а до конца века — Синод, Сенат и Академия наук.
Во времена Екатерины II в России появилась официальная профессия цензора.
Для гениального нашего поэта Пушкина сделано небывалое исключение: император Николай Павлович после личной беседы с поэтом возложил на себя обязанность — быть цензором его произведений.
Генерал-адъютант Бенкендорф писал Пушкину 30 сентября 1826 года:
«Сочинений ваших никто рассматривать не будет; на них нет никакой цензуры. Государь Император сам будет первым ценителем произведений ваших и цензором».
Интересна финансовая сторона этого "личного договора" о которой умалчивают, хотя может, и правильно.
В дальнейшем в сфере цензуры были заняты многие классики русской литературы. Появилась целая плеяда литературных критиков Виссарион Белинский, Аполлон Григорьев, Дмитрий Писарев, Николай Добролюбов и др. Они доходчиво объясняли читателям сначала культурные нюансы, а потом и идеологические.
«Цензура нужна чтобы мысль водить на веревочке» - говорил Белинский.
А вот Александр Герцен был иного мнения:
«Цензура чрезвычайно способствует развитию слога. Иносказательная речь хранит следы волнения, борьбы, в ней больше страсти, чем в простом изложении».
Герцен стал первым диссидентом и вся его дальнейшая жизнь и деятельность щедро оплачивалась английскими властями.
Это продолжилось и позже.
Так 5 съезд сторонников коммунистических идей в 1907году в Лондоне был почти оплачен английскими профсоюзами вплоть до обедов и ужинов. Большинство из выступавших - Ленин, Троцкий и Мартов клеймили цензуру. Позже делегат от Тифлиса Сталин, вернувшись в Россию тоже резко отзывался о царской цензуре в своей отчетной статье о лондонском съезде. Ему, кстати, тоже дорогу оплатили - туда и обратно. После этого в росийской печати появились статьи Маркса, Энгельса, Каутского и даже Крапоткина.
В СССР цензура была усилена и ей не гнушались вожди и партийная номенклатура. Сталин любил первым смотреть кинофильмы и давать отмашку. А Хрущев прошелся по художникам и скульпторам. Брежнев по писателям.
Когда-то я общался с писателями диссидентами 60-х годов, уже отсидевшими за свои вольные мысли. они научили меня читать между строк и рассказали о приемах как можно обходить цензорские рогатки. Службисты на Лубянке мне тоже советовали как в будущем творчестве не загреметь в их разработки.
Потом пришла свобода и гласность. Но постепенно начал замечать "внимание" к своему творчеству академиков от истории. Несколько "неформатных" книг проскочили. Однако, как не косил под дурака – раскусили.
Сейчас на подвесе две книги «Тайны русского языка» и «Мы из каменного века». Альтернативная история и этимология не всем по душе. До магазинов и библиотек они пока так и не дошли. С одной стороны обидно.
Но, можно посмотреть на это как известный итальянский режиссер Ф. Феллини:
«Цензура это реклама за государственный счет».
Но больше греет предположение: Может просто часы поставлены «на паузу»?
P.S. Одну книгу "Мы из каменного века"все же пропустили. Но быть даже частично запрещенным все равно приятно - значит пишешь правду, которая не всем по душе.
Свидетельство о публикации №219071800536