Страна Городов. 5 Битва была жестокой и кровавой

  Глава 5 Битва была жестокой,  кровавой и справедливой

                Веды не спасут того, кто не исполнит долга перед
                жизнью...Долг перед жизнью каждому дан от рождения...
                Слово Перуна.

         Однажды пришли в город селяне,  плакались, что степное кочевое племя внезапно напало на них и угнало скот, без которого семьи крестьян ждала погибель. Арии вели оседлый образ жизни. Они строили города и селенья на  широких открытых пространствах вольной природы неподалеку от лесов. В быту  ариев торжествовало разумное содружество во всем. Они старались мирно сосуществовать с  племенами кочевников, взаимовыгодно обмениваясь товарами. Арии получали от кочевников шкуры, мясо продукты скотоводства в обмен на мед, холст, пеньку, целебные травы, кованые  и гончарные изделия. Грабительских войн не вели, но и себя в обиду не давали. По соседству с ними жили азиатские племена. Многие из них промышляли разбоем, нападали на мирных жителей и захватывали в плен живность и людей. Сейчас год был  засушливый, корма не хватала и кочевники ограничились только угоном скота.
    
        Яромир собрал людей. Совершили молебен, взывая богов к защите справедливости:
-Священный долг каждого мужа из всех родов Великой Расы - защищать великие вотчины свои, старых и малых из родов своих, Роды друзей и близких своих. Родовая дружба и взаимопомощь должны крепнуть во всех краях наших. Если отказать в помощи ближним Роду, то и Род откажет в помощи вам.
      Ратные воины соорудили стену из копий, по которой прошел конь, не споткнувшись. Это был хороший знак, суливший удачу. На сходе все единогласно решили выступить городской дружиною и отбить табуны лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Самые опытные воины, возглавлявшие дружину, развернули платок с клетками и выставили вырезанные из дерева разные по  значимости фигуры.  Сегодня они представляли главных и рядовых пеших и конных дружинников. Двое сели за стол и передвигали по очереди фигуры, планируя ход битвы на поле боя. Рядом с каждым игроком стояло еще по опытному дружиннику, которые подсказывали наиболее верное решение. Все участники будущего боя стояли плечо к плечу, внимательно слушали и запоминали ходы будущих действий, где каждому отводилась особая роль. Каждое движение фигур было строго продумано и выверено. Ошибаться было нельзя, ибо ошибки стоили множества жизней и провала военной операции. Потом, прочитав молитвы у Огня на площади, все разошлись по домам для короткого отдыха.

        На войну собрались быстро без речей и слез. Старик надел белую рубаху, уединившись, совершил магический обряд на защиту от стрел и копья, взял под уздцы коня и присоединился к дружине из молодых сильных выносливых воинов и небольшой конницы. В это время Лада вместе с женами воинов стояла на городской стене и посылала с ветром заговор, чтобы сберег он Ория и его товарищей в кровавом бою:
                Выйду я во чисто поле, во зелен луг,
                Во зеленом лугу есть зелия могутные,
                В них сила велика премногая.
                Срываю три былинки - белу, черну, красну,
                Красну былинку метать буду
                За Море-Окиян, на Остров Буян
                Под Меч-Кладенец,
                Чёрну былинку покачу
                Под чёрна ворона -
                Того ворона
                Коий свил гнездо
                На шести дубах.
                В том гнезде лежит
                Уздечка бранная
                С коня доброго.
                Белу былинку заткну
                За пояс узорчатый Ория,
                А во поясе узорчатом зашит-завит
                Колчан с каленой стрелой дедовской.
                Красна былинка принесёт ему Меч-Кладенец,
                Чёрна достанет уздечку бранную,
                Бела былинка отверзнет колчан с каленой стрелой,
                С тем Мечом отобьет он
                Силу вражию,
                С той уздечкой обретет он
                Коня доброго,
                С той каленой стрелой разобъет он
                Врага лютого.
                Заговариваю я ратного человека Ория.
                Мой Заговор крепок,
                Как Камень Алатырь!
                Гой!

          В ночь накануне выступления воинов, которые не хуже женщин  владели   секретами  чародейства наряду с боевым искусством, тайны которого уносили с собой в могилу, старик  вышел за пределы городской крепости в укромное место в темном лесу. Он, как и его соратники, знал, что военное столкновение или битва происходит не только на уровне физического мира, но и на тонком, астральном уровне. Он совершил ритуал    защиты  тела своего астрального двойника, чтобы одерживать победу  над превосходящим по силе и численности противником. Ночь была темной, безлунной и почти безветренной. Темное бездонное небо с поблескивающими звездами манило своим таинственным великолепием. Терпкий запах травы и сосновых веток, ночная свежесть   настраивали на воспоминания о романтике юных лет. Где — то был слышен вой одинокого волка. Но звери были не страшны умудренному жизненным опытом знатоку лесных тайн. Он отгонял от себя всплывающие в памяти картины детства, связанные с этими до боли знакомыми и родными местами.

          Старик сел возле большого камня, неторопливо развел костер, сосредоточившись на священодействии. Причудливые тени заплясали на лесной поляне вместе со сполохами пламени, в сплетении мрака и света ожили смутные очертания леса и холмов. Удивительно молод и строен, ловок был этот седовласый рус,  завораживая своим безмолвным танцем   с мечом возле пламени костра, змеиными языками лизавшего сухие сучья деревьев. Потом он неторопливо положил оружие рядом с собой под камень, укрыв сверху  листьями дуба и зверобоя. Долго сидел Яромир лицом к  костру и спиной к камню в безмолвной тиши, читая молитвы Богам, пока не услышал, как ухнула сова за спиной, перелетая с сосны на  березу. Старик  вынул оружие из - под камня и громко произнес: "На защиту и бережение, против всякого лиха”. Потом он спустился к реке. Небо над головой медленно начало голубеть, утренняя свежесть и сырость заставляли вздрагивать от дуновения прохладного ветерка. Чтобы  обрести силу для победы над противником, старик, разметав в стороны руки, представил, что он сливается с   быстрой и сильной рекой,  текущей на врага и сметающей все на своем пути. Он чуть слышно прошептал: "Как течет река, так и ты, сила, перетекай от нее ко мне”. Старик знал, что успех сражения зависел не только от силы и воинских знаний, но и от ума и  воображения, от способности устрашить врага силой своего духа.  Война — это не только демонстрация силы, но и умение врага передумать.  Потом выпрямив спину, чувствуя прилив сил в каждую клеточку своего тела, он  подошел к роднику, набрал в ладони чистую холодную воду воду и выпил её со словами: "Пью воду силы, пью воду мощи, пью воду непобедимости”. После этого он вытер руки об оружие, отчётливо вообразив, что наделил его при этом мощью и силой. Затем, обратив взор к выплывающему над горизонтом и разгорающимся все ярче и ярче солнцу, старик произнес: "Как вижу я  этот день, так дай мне, Всемогущий Боже, увидеть и следующий”.

        Утром, когда края облаков, засверкали золотыми бликами и лучи огромного  светила развеяли туман и быстро согрели землю,  старик благославил воинов, прочитав заговор: «Именем Света, именем Рода, именем силы его! Перун насылает благость на призывавших её. Силу и славу, твердость и ярость, даждь нам Перун в бою. Громом явленный, будь вдохновенным, волю яви свою. Именем Бога Седого Сварога воину силу даждь. Сыну и брату, другу и вою, волю свою яви. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!» 

        Большая часть  русов выступила в поход пешими в простых кожаных панцирях с бронзовыми бляхами и бронзовыми пластинами, меховых шапках с пластинами, напоминающими головы зверей. У левого бедра  каждого был тяжелый щит из просмоленных деревянных досок, за спиной — лук и колчан со стрелами, пропитанными ядом. В правой руке держали копье или меч. В бой пошли молодые, физически сильные и ловкие воины. Колесниц решили не брать, ограничились небольшим конным отрядом, с которым и поскакал старик. Конные стрелки вооружились луками и копьями, дротиками и короткими мечами.   Некоторые всадники держали в руках длинные шесты со знаменами в виде  драконов,   сшитых из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов были сделаны наподобие змеиных, как только можно представить страшнее.  Когда кони стояли смирно, видны были  только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надувались  и становились похожими на настоящих  драконов, внушая ужас врагам.  Кроме того драконы  помогали   разным отрядам не нападать один на другого, помогая друг другу. Готовясь к бою, они дали клятву: стоять насмерть за отца и брата, за жизнь и добро русов. Плен  считался величайшим позором. Слово чести ценилось очень высоко, оно обязывало воинов в любых условиях быть верными ратному братству,   взаимовыручке и взаимопомощи в бою. Воинские клятвы  были скреплены именем Сварога.  Вступая в битву, большинство из них шло на врага со щитами и копьями или мечами в руках,  с жаждой победы в горячих сердцах. Погибнуть в битве почиталось высшим счастьем, а умереть дряхлым в постели - унизительным позором.

       Напали на врагов русы, как всегда, внезапно. Вначале на поле сражения выступили два воина. Вражеский богатырь был широк в плечах и  страшен. От русов выступил Орий. Хоть и росл он был, но строен и худощав. Увидев  его степняк рассмеялся. В начавшемся поединке Орий  ударом меча сразу обезоружил врага и тот отступил. Это был добрый знак свыше —   покровитель арийских  воинов Перун благословил их на победу. С обеих сторон  прозвучал боевой клич  и началась кровавая битва. Запах первой крови смешался с запахом клевера и полыни в чистом поле, толпы людей сшиблись в многочасовом бою.  Русы сражались  мужественно, сталкиваясь, осыпая противника тучей напитанных ядом стрел. Но потом они бежали, бросая на поле битве ценное оружие,  увлекая за собой противника в багряных клубах пыли. Биться им было удобней  в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах реки. Русы в основном  формировались как  жители лесов. В отличие от вражеских степняков, которым  был присущ открытый стиль боя на лошадях без каких - либо хитростей, виртуозно владеющих длинными копьями и пиками, лесовики  отличались более хитроумными способами ведения боевых действий. Начиная битву в поле, они  через некоторое время бежали в лес, заставляя противника себя преследовать. И вот когда нападавшие в предвкушении победы, потеряв осмотрительность, торжествуя, кидаются за разбегающимся войском в лес, начинается основное действо. Лес для лесовика, что дом родной, а в доме и стены помогают, в данном случае использовалось огромное количество всевозможных ловушек  и оружие подходящее имелось для тесного боя в лесу: ножи, палки и  дубины. Когда строй противника рассыпался, внезапно  началось отчаянное сражение. Откуда ни возьмись из — за деревьев и кустов нападали воины, разя противника наповал. Некоторые из них были в медвежьих шкурах, внушая ужас врагу, как будто духи восстали из — под земли и защищали русов. Стон и крики были повсюду. Противника заманивали в ловушки. Манера боя была жесткой с применением не столько ударов, сколько толчков, зацепов и подсечек. Если же удар и наносился, то, как правило не кулаком, а предплечьем. Это был мощный "удар на полруки", наповал сбивающий с ног. Русы великолепно владели приемами "Велесовой борьбы"-  смертельно опасного  рукопашного боя. На руках глухих кожаных рукавиц нашивались бронзовые  бляхи, чтобы ужесточить удар. Удары были резкими, сильными, не очень частыми. В ход пускался почти исключительно кулак.  Убивать врага русы могли  одним точным ударом. Противник испытывал чувство ужаса перед ними и их духами. Это была победа не только силы и мастерства, но и нравственного превосходства, ибо  вторжение врага в родные земли  было преступным  и не было врагу пощады.

         На лесных  полянах вдруг появились укрепления из повозок. Из сомкнутых укреплений летели копья и стрелы, брошенные меткой рукой, а потом конница лихо преследовала врага. Хотя русы  не признавали военного строя, но   при наступлении продвигались вперед все вместе, сохраняя непонятный врагу боевой порядок подобно деревянным фигуркам на расчерченном на квадраты платке. Они везде занимали  очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не давали возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга или зайти к ним в тыл. Старшины умели организовывать взаимодействие своих отрядов и осуществлять внезапное одновременное нападение на противника, побеждая его с наименьшими потерями в своих рядах. «Каждый помысел завершается перемещением, и каждое движение завершается думой», - о таком военном мастерстве потом напишут летописцы. С выгодой для себя русы использовали засады. Когда противник пятился назад, вдруг его атаковала конница. На многих конях скакали  по два вооруженных всадника, которые поочередно внезапно соскакивали на землю и мешали неприятелю в  бою их атаковать. В ловкости и проворстве конные воины   не отставали от своих быстрых  лошадей.
 
         Орий один скакал на вороном коне, ворвавшись в плотное кольцо вражеских стрелков. Он рубил мечом правой рукой, вкладывая в удары всю силу всего тела.  Он так быстро взмахивал мечом, что казалось, будто в воздухе мелькали несколько мечей.  При этом в левой руке его был щит, который защищал его  от ударов врага. Вместе с тем  храбрый воин  не давал щиту перекрыть себе обзор, чтобы не потерять контроль за действиями противника. Колчан с луком и стрелами всегда были за его спиной и, когда он стрелял из лука,  он всегда попадал без промаха в цель. Его  меч то там, то здесь продолжал мелькать с такой быстротой, будто сполохи от  разрядов молнии разили врага. Но вдруг сразу несколько стрел вонзились в ногу коня и в правое плечо Ория. Конь рухнул на скаку, сминая бурую траву.  Орий, перелетев через его голову, как сокол, камнем грохнулся на землю, потеряв сознание от мощного удара. Он не видел, как мелькнуло в кустах гибкое тело серого зверя. Это его четвероногий друг перелетел через кусты и приземлился возле Ория. Зверь, похожий на волка, рвал на части стрельца, атакующего бездыханное тело Ория. Затем намертво ухватив руса за одежду, он  утащил его в безопасное место. Неуклюже обняв хозяина лапой, он нежно трогал лицо Ория, зализывал его раны, словно выхаживал  слепого новорожденного детеныша.

         Во время тяжкого ожидания во время поединка в городе за неприступными стенами  Лада, сердцем почуяв неладное,   выпустила запертого в комнате  лохматого товарища Ория, чтобы он в чащобе вдали от города нашел его. Помнил ли  четвероногий друг, как упросил малец отца не убивать волчонка, найденного в лесу, как растил, холил и кормил его, но вырос волчонок преданным хозяину и спас его в трудную минуту. Орий был слишком слаб, чтобы обнять любимого зверя, он что — то тихо ласково шептал ему. Когда рядом проходили русы зверь громко завыл, чтобы обратить внимание на раненого собрата и спасти его. Орий очнулся на руках  своих товарищей, несущих его с поля боя, а рядом бежал его друг с опущенным вниз хвостом.
 
       А в это время горстка оборонявшихся, растратив стрелы и швыряя в русов камни, отступала к реке.  Вдруг из самых речных глубин  поднялись воины в зеленой тине и начали стрелять из луков, как будто водяная нечисть добивала и топила  бегущих варваров. Битва была кровавой, жестокой и справедливой.  Равных русам не было ни в труде, ни в бою. На чужое не посягали, но и свое не отдавали. В стан врага вдруг полетели огненные стрелы. Сплетённые из прутьев и иссушённые  солнцем щиты напавших на русов кочевников ярко полыхнули в руках своих хозяев. Молнии  стрел разили врагов, чёрный дым от горевших щитов поднимался к небу. Чужеземцы стали разбегаться, надеясь спастись от неминуемой смерти. Но русы их настигали и побеждали в страшной рукопашной схватке. Рубились долго и упорно, не оставляя никого живыми, отрезая пути к бегству. Пленных не брали, жестоко мстили пришельцам за  вторжение на свою землю, за погибших и угнанный у соплеменников скот.  Скоро   всё было кончено. Конница без труда отбила украденный скот и вернула его домой. Осаждать вражеские поселения не стали, так как уничтожили огромное количество  боеспособных мужчин, а сражаться с женщинами и стариками было не в их правилах.

         Яромир  оказался  в самом центре решающего  сражения, где погибли десятки его соотечественников.  Он видел их сосредоточенные обветренные и покрасневшие от солнца  лица, слышал оглушающие крики и питался энергией от блеска глаз, которые вспыхивали искрами   от  разгорающегося огня беспощадной злости и праведного гнева. Не было страха смерти в этих глазах, но взгляд наводил ужас на врага. «Пусть несет урон вражья стая за то, что она сделала, пусть одержат победу мои славные мальчики», - думал про себя старик, ни на минуту не отвлекаясь от направленных на него копий и  инстинктивно уклоняясь  от вражеских стрел. Несмотря на то, что старик все знал о своем «Я» и Живы его имели  семь тел, он перед боем вел беседу с Родом, мог управлять временем и пространством, влиять с помощью внушения на других людей, мог обезопасить себя от любых атак и наносить противнику мощные удары, над ним нависла смертельная опасность. Долго  незримый Золотой Щит защищал его, но в  изнуряющей битве  силы старика стали ослабевать и он упал, готовясь принять с достоинством смертельный  удар. Но под этот удар вдруг бросился Анд, убивший врага, но получивший в бою смертельную рану. После изгнания из города он с женой помогал селянам пасти скот, а когда узнал о битве, решил принять в ней участие, купил на заработанные средства оружие для боя.
- Передай моим детям, что их отец достойно в бою принял смерть, - прохрипел Анд.
-  Хорошо, Анд, я выполню твою просьбу. Мы позаботимся о твоей жене и детях, мы похороним тебя как героя.

       Старик долго смотрел на усеянную телами врага поляну, кровью политую. Потом он обратил свой взор к бездонному синему небу, где ярко и невозмутимо светило вечное солнце. В даль небес были устремлены глаза Анда. Старик бережно  закрыл ему глаза, полил слезами  его тело и тела других сородичей и  долго читал молитвы Богам, чтобы они достойно проводили воинов в мир иной. Для того, чтобы погибшие воины попали в царство небесное, сожгли их на погребальных кострах. На кургане  из крепкого дерева соорудили прямоугольные срубы из брёвен, высотой примерно по плечи человека. Пространство внутри сруба заполнили ветками и  соломой  На верх крады возложили домовину — кому домик, кому ладью, в коей лежал умерший головой на запад. Вокруг погребального костра соорудили ограду, к которой прикладывали солому.  Погребальный костёр окружало огненное кольцо. Воинов хоронили с оружием и подарками, которые могли понадобиться им в мире ином. Вместе с умершим на тот свет отправляли его собаку и коня. Если бы пожелала жена сопроводить руса в загробный мир  по ее  доброй воле, то и она ушла бы с ним. Но в битве участвовали молодые русы. Многие сужеными не обзавелись, у некоторых остались детки малые, которых жены и товарищи поклялись вырастить добрыми воинами. Старик смотрел на погребальные огни и нараспев читал прощальную:
               Злату Сваргу освети, погребальный костёр!
               Я в последний раз взгляну на родные поля
               Вместе с дымом подымусь, порасправлю крыла
               Над просторами Земли – Неба синий шатёр.

        По окончании молитвы все смолкли до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге. Останки покойных родичи собрали в урну, поставили столпы — особые избушки для мертвых и памятники, начертав на них имена героев. На могильники принесли лепешек, пирогов,  вина, и поминали усопших. Печальная песня потерь от всего сердца скорбящего, от всей души смятенной пронзительно неслась над просторами родной земли.
               Со восточной со сторонушки
               Подымалися да ветры буйные
               Со громами да со гремучими,
               С моленьями да со палючими;
               Пала, пала с небеси звезда
               Все на воинов на могилушку...
               Расшиби-ка ты, Громова стрела,
               Еще матушку да мать—сыру землю!
               Развались- ко ся ты, мать—земля,
               Что на все четыре стороны!
               Скройся-ко да гробова доска,
               Распахнитеся да белы саваны?
               Отвалитеся да ручки белыя
               От ретива от сердечушка.
               Разожмитеся, да уста сахарныя!
               Обернись- ко ся да мои родимые
               Перелетным ты, да ясным соколом,
               Да послушайте - ка родимые,
               Горе горьких наших песенок.

         Девять дней и ночей всем городом пировали на поминальной страве. Молодые юнцы устроили тризну — кулачные состязания в честь умерших, доказывая, что они с честью продолжат их правое дело. Старик сидел в стороне, погруженный в раздумья. О чем он думал, наверное о том, о чем говорилось в древней  «Книге Велеса»: «Мы на Земле, как искра Божья», которая  истекла от Бога, подчиняется Богу и живёт в сердце человека. Если человек живёт по совести, он не утратил связь с Богом. Душа его бессмертна. Она не умирает со смертью тела.  Всевышний явлен в нашей Вселенной Солнцем. Солнечный свет пронизывает всё. Наш Всевышний  - в Бесконечности. Потому душа человека бессмертна.  Согласно этой мудрой книге, воины земные после гибели в бою превращаются в воинов Божьих. Эти духовные воины, возвращаясь на Землю, помогают своим правнукам в битвах, потому что война на Земле является отражением войны небесной между Правдой и Кривдой, войны, которая идёт в Космосе и в других Звёздных Мирах. Душе жизнь даётся в новом теле для испытания. И для всех открыт Путь Прави, путь к Всевышнему.

        Старик долго сидел в тишине,  словно что - то обдумывая и вспоминая, потом он встал и торжественно произнес:
- Надо хранить священную память о всех ратных людях, кои положили животы своя за други своя, за Землю отцов своих, за процветание и будущее Родов своих. Война - самое страшное  зло в    жизни. Но война за свою землю, за жизнь  отцов, матерей, жен  и  детей сурова и справедлива. Никто не должен приходить в наши земли с оружием и оставаться за грехи свои безнаказанным. Велика и величава  бескрайняя наша земля, как широка и   непонятна никому наша   душа, так берегите эту Матушку —Землю  и  бессмертную душу свою,  братья мои. Да будет так!».
                Иллюстрация взята из Интернета.
               


Рецензии
Говорят, варяги завоевали Русь... До этого славян мучили хазары, и особенно хазары... Славян авары же вообще ни во что не ставили. Запрягали в телеги их жён, мужья, сыновья славян, угнетённые, беспомощно хлопали ушами.

Карагачин   12.11.2021 16:53     Заявить о нарушении
У России драматическая история, но Пушкин и Достоевский верили в великое будущее. С уважением и признательностью

Нинон Пручкина   13.11.2021 04:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.