Александр Александрович Зиновьев о коммунизме
И вот сейчас, когда нашему народу всеми средствами массовой информации внушается, что человек должен заботиться только о себе, о собственном преуспевании, лелеять свои низшие страстишки, я вдруг читаю в статьях А. А.Зиновьева, что человечество в интересах самосохранения всё-таки не забудет мечту о коммунизме, как о единственном пути избежать своей гибели, что XX век будет связан с именами тех, кто думал о гуманизме и равноправии, о социальной справедливости и о свободе от любого угнетения и от любой эксплуатации!
И это писал человек, который был выслан из СССР за критику советской жизни!
Откуда же и почему у него появилась мысль, что человечество ради самосохранения должно прийти к коммунизму?
Много лет анализируя своё понимание реальной советской системы и сравнивая её с западной, с теми социальными процессами, что происходят на планете, он часто опирался на результаты своих научных исследований. Он говорил, что сам он коммунист по убеждению, хотя и не считал себя марксистом-ленинцем. Я коммунист скорее идеалистического плана, какие были коммунисты в моём поколении и которых в советские времена называли настоящими коммунистами, говорил он. А их было немало!
«Именно благодаря в большей степени им страна выстояла, подняла народ на победу в войне, на создание мощной сверхдержавы. Эти коммунисты были сродни Томасу Мору, Кампанелле, Роберту Оуэну. Они тоже готовы были жертвовать собой во имя своих убеждений. И, естественно, я с юных лет принял идеалы такого коммунистического общества, в котором постепенно будет исчезать товарное производство и наёмное рабство эксплуатирующее человека, будет экономический достаток, а главное — наступит всеобщее братство!» – писал Александр Александрович Зиновьев.
Но, наблюдая советскую действительность, а складывалась она отнюдь не идеально, он рано начал критиковать её недостатки. В зрелые годы, отталкиваясь от высшего идеала коммунистического общества, он уже не мог не критиковать недостатки советской системы, тем более, что занимался её исследованием. То видение, что навязывала партийная идеология, его не устраивало, но не устраивало и то, что писали об СССР на Западе. Когда он начал кое-что публиковать, то его обвинили в клевете на советскую действительность, уволили с работы, лишили научной докторской степени, звания профессора МГУ, воинского звания, отобрали квартиру и выслали в Мюнхен, где он прожил 20 лет.
Часто выезжая с лекциями в другие страны, он публиковал свои исследования западной жизни, которые тоже, уже на Западе, сочли клеветой. В результате пришёл к выводу, что существуют объективные законы социальной эволюции человечества и обнаружил, что в XX веке были две главные линии этой эволюции - это путь Советского Союза и путь, что сложился в Западной Европе, особенно в северной его части, в странах Скандинавии.
Он назвал путь Запада западническим, т.к. понял, что капитализма там уже в чистом виде нет и эти два пути социальной эволюции он считал открытыми для развития в обществе социальной справедливости, остальные — тупиковые. Весь XX век шла борьба этих двух направлений. К большому сожалению, советская линия была пресечена, но это отнюдь не означает, что путь, предложенный нашей страной, был бесперспективным. В плане экономического развития СССР обогнал Запад и такая организация позволила Советскому Союзу в кратчайшие сроки добиться глобальных и беспрецедентных социально-экономических успехов. Он считал, что Запад победил в «холодной войне» потому, что в борьбе с СССР после Второй мировой войны он очень многое у нас заимствовал. Это значительно укрепило его позиции и внутри самих западных стран, и на мировой арене.
Он считал, что в СССР практически управляла идеологическая партийная надстройка, которая концентрировала всю власть в своих руках, что давало ей большую маневренность в управлении и после гибели СССР Запад тоже стал эволюционировать в направлении к сверхобществу, объединяясь в Евросоюз. Только там руководящей надстройкой, направляющей всю его мировую стратегию, стал финансовый тоталитаризм. Но, при всей ожесточённой борьбе двух направлений социально-экономического развития в XX веке, они во многом развивались по одним и тем же социальным законам и прежде всего, в организации экономики, системы власти и управления.
Возьмите, например, планирование. Вы можете представить себе сегодняшнюю западную экономику — главное их достижение — предоставленной самой себе? Это не возможно! СССР они критиковали за наши пятилетки, а сами у нас учились планировать и очень в этом преуспели! А по степени плановости экономики они даже превзошли СССР. Как вы понимаете, развитие мощной экономики, научно-технического прогресса, многих социальных структур требует большого числа управленцев. Западные советологи очень критиковали нас за бюрократический аппарат. Так вот, в 1978 году, в Вашингтоне, при сравнении управленческого аппарата СССР и США, выяснилось, что в СССР в системе управления было занято от 10 до 12% работников, а в США в то же время — от 19 до 20%! Одно федеральное правительство США нанимало больше 16 миллионов человек. А в аппарате ЦК КПСС было всего 2 тысячи человек. Во всём же партаппарате СССР — 150 тысяч. Это данные американских учёных, а не советской пропаганды. Ну и, конечно, они заимствовали у нас многие социальные достижения.
Именно поэтому социально-экономические элементы, предпосылки коммунизма присутствовали не только в советском обществе, но и на Западе! Но именно из-за политического тоталитаризма в СССР в большей степени это развивалось на территории парламентарного Запада, и именно благодаря их более мощной экономике, чем была в СССР, сегодня народы социально развитых стран имеют такие социальные гарантии, которых в СССР никогда не было.
Когда в 1978 году Зиновьев выступал в Вашингтоне и его попросили сказать в двух словах, в чём сходство и различие американского и советского пути, то он ответил: «Русский путь — это американский путь, но в условиях социальной пустыни, то есть в условиях бедности, в тяжёлых- геополитических условиях, исторических потрясений и борьбы против атакующих могущественных врагов. Американский путь - это советский путь, который я называю социальными джунглями, то есть в условиях невероятного богатства, благоприятной природной среды, выгод исторического процесса, эксплуатации ресурсов всей планеты и т. д.» В американском обществе одновременно сосуществует большое число компонентов сходных с точкой зрения социальных законов с советской системой. Не зря западные теоретики в своё время даже выдвинули теорию конвергенции (сближения) капитализма и коммунизма.
Таким образом, предпосылки коммунизма уже имеются на самом Западе, но это не означает, что социальная система в этих предпосылках целиком являются коммунистическими. «Западническая система в целом является враждебной коммунизму в том смысле, что Запад исторически оказался в положении, которое я оцениваю как угрозу человечеству — в положении мирового и эпохального насильника и агрессора, он нацелился на мировое господство и уже на наших глазах начал осуществлять свою стратегию покорения человечества. Югославия, Афганистан, Ирак и так далее.» - писал Зиновьев. А разве СССР не стремился к мировому господству своей тоталитарной системы?
Правящими кругами западнической системы уже давно запланировано сократить население планеты по крайней мере вдвое. Идёт глобализация, в результате которой человечество должно разделиться на «золотой миллиард» Запада и прочую часть, которая будет обеспечивать ему прекрасную жизнь. Уже создаётся генетическое оружие, что позволит тихо, без шума, уничтожать целые народы, неугодные глобалистам. «Так, один мой западный знакомый советолог — ярый антикоммунист, заявил мне, имея в виду Россию: «Мы вас уничтожим, только гуманными средствами». – писал Зиновьев. Этими гуманными средствами и будет истреблена вся «лишняя часть» человечества. «Материальный ущерб, нанесённый России развалом Союза и западнизацией нашей страны, по самым скромным подсчётам, в 10 раз превышает потери в войне с Германией. - добавил он. - В Советском Союзе эти потери были очень быстро восстановлены, и страна стала мировой «сверхдержавой», сегодня же эти потери невосполнимы…».
Между прочим, в послевоенные годы население СССР выросло на 104 миллиона! Об этом сейчас почему-то помалкивают, как и о том, что далее во время войны строились новые заводы, выпускалась новая техника, открывались новые учебные заведения, развивалась наука, которую сейчас загнали в угол. И, что теперь? Русское население деградирует и вымирает. Промышленность разрушена, лучшая в мире система образования — разрушена. Зато армия для защиты интересов российской буржуазии имеет почти всё необходимое для своего развития. Вот такая у нас сегодня «гуманная» страна...
К сожалению, после распада СССР и во многих странах Запада наступила эпоха реакции и эволюционной социальной деградации. Там потихоньку сокращают социальные гарантии трудящихся, устраняются достижения демократии, ухудшается здравоохранение и образование, и не говоря уже о развитии какого-то социализма. Потому не случайно именно в западном мире появилось антиглобалистское движение. Люди начинают чувствовать, что несёт стратегия западнического тоталитаризма, поэтому расцвет благополучия стран Запада уже позади, ведь на установление мирового господства нужны большие средства. Не потому ли там у народа возрос интерес к трудам Маркса и Энгельса, а у президентов и у правительств этих стран вдруг потребовалось дополнительное финансирование своих армий? Похоже, что не только Россия в этом виновата…
Почему СССР был Западу поперёк горла? Да потому, что он сужал зону их эксплуатации. Сколько стран пошли по нашему пути развития? А теперь Китай представляет им мощную конкуренцию. Даже в самих США, куда ни сунься — китайская продукция. А главное то, что социальные законы объективны и от воли людей зависят лишь косвенно. Раз страны Запада встали на этот путь, они пойдут по нему до конца. Остановить их может только сопротивление. Может быть, антиглобализм, который ещё по-настоящему не оформился. Изучив социальную структуру западного мира, я пришёл к выводу: чтобы человечество выжило, оно должно сохранить свой генетический фонд, природные условия жизни, наладить необходимую структуру управления десятками миллионов людей. Теми средствами, какими сейчас оперирует Запад, сделать это при капитализме невозможно, это под силу только социалистическому движению при объединении трудящихся для борьбы за свои человеческие социальные права с учётом всего опыта развития человечества! Зиновьев, как социолог и как убеждённый коммунист, проводящий сложные расчёты по своим методам, не видел для человечества другого пути.
Но возможность осуществления коммунистического развития народов сегодня упирается, прежде всего, в человеческий фактор, в нравственный уровень разных частей населения стран мира, а он сейчас очень низкий. Ведь не секрет, что раньше люди были нравственно намного лучше, а сейчас все СМИ буквально растлевают нашу молодёжь! Глобалисты пустили в ход самое страшное оружие — моральное разложение человечества. Это ключевая проблема. Вот если бы сейчас произошло чудо: президент сам выбрал коммунистический путь развития на благо всего народа по количеству и квалификации труда, а Дума хотя бы на 60% стала коммунистической, то может быть и народ потянулся бы к равноправию и к социальной справедливости…
Но это только мечты, сегодня уже совсем не тот человеческий материал, что был в шестидесятые и семидесятые годы, когда ещё значительная часть народа верила в справедливое будущее своей страны. В советские годы основную массу СССР — 80% (это признаёт и Запад) — составляли социально значимые производительные слои населения. То есть квалифицированные рабочие, техники, инженеры, учителя, врачи, агрономы, трактористы, офицеры, учёные. И какова сейчас в России структура населения? Ведь позакрывали предприятия не только потому, что они экономически не выгодны. Уничтожали целые пласты социально значимых людей. Сотни тысяч людей! И кто сегодня будет объединяться на борьбу против буржуазной несправедливости?
Больше миллиона самых здоровых молодых людей работают в частной охране или у бандитов. Посмотрите, что делается в Москве. Теперь с гордостью говорят: «Как много стало в столице ресторанов, не то, что раньше, а магазинов! В полупустых дорогих ресторанах, в таких же пустых бутиках прислуживают здоровые молодые люди, красивые девушки. Зачем им чему-то учиться, кроме как мило улыбаться и обманывать покупателей? У них роль холуёв при новых русских. А в ларьках, заполонивших Москву, сколько сидит людей с образованием, которое теперь им ни к чему. Им просто нужно выжить. А какое количество молодых людей спиваются, становятся наркоманами, умирают молодыми?
Когда А.А.Зиновьев читал лекции в МГУ и других учебных заведениях, к нему приходили студенты, которые выросли в горбачёвско-ельцинские годы. Он говорил: « Мне страшно становится — они не знают, что такое Советский Союз! У них о нём уже фальсифицированное представление: будто сидели все в тюрьмах, были голодными, необразованными. А что в школах делают! Учат истории России по Соросу! А ведь в СССР был самый образованный народ в мире. Сколько я стран объехал! Мне тоскливо было на Западе, а в России людей, с которыми сутками можно было говорить о самых сложных и высоких проблемах, — пруд пруди. Там же за 20 лет я не встретил почти ни одного такого человека! Да и в России много ли теперь подобных людей?» И разве он был не прав?
Он говорил: «Я считаю себя не просто русским, а советским человеком. Потому я и критиковал недостатки советской жизни, хотел, чтобы она была лучше, не отступала от провозглашённых идеалов. Наше поколение почти не разделяло людей по этническому признаку. А сегодня как поднял голову национализм? Нынешние глобалисты вырабатывали эту программу десятки лет назад. На Западе я имел неограниченный доступ к информации, видел, как это делается. Теперь нам надо всё начинать с нуля, с самого человека, с раннего возраста воспитывать его высокоидейным и моральным. Этот фактор приобретает решающее значение. Но кто сегодня это будет делать?»
«Роль высокоморальной личности всегда была высокой, но наблюдая Запад, я пришёл к выводу, что самое уязвимое место у правителей — это боязнь сильных личностей. Для них главное — сломать такую личность.» - писал Зиновьев.
Но кто теперь будет воспитывать в человеке такую личность? Пусть таких людей будет не миллионы, хотя бы несколько тысяч борцов за высшие общественные идеалы, когорта людей, спаянных в партию с высокой коллективной моралью, готовых на жертву во благо человечества. Такая когорта может повести за собою миллионы людей. Если человечество не даст себя растлить до конца, историческая перспектива всё-таки принадлежит коммунизму. Ведь даже просто логически для планетарного людского сообщества другого идеала кроме коммунистического общества гуманизма и равноправия, социальной справедливости и свободы от любого угнетения быть не может! Сегодня многие современные общественные движения медленно, но верно дрейфуют в сторону коммунизма, если в их программных документах есть такие цели.
Александр Александрович утверждал, что социальные законы объективны, что если социальные законы не зависят от воли людей, то этика как нормы поведения, которые люди сознательно определяют для себя сами, зависит от обстоятельств, воспитанности и образованности человека. Эти нормы играют огромную роль в жизни людей, но когда моральные нормы таковы, что люди, которые им следуют, должны чем-то жертвовать, во многом себя ограничивая, то это далеко не всем нравится. «Вот если бы я не следовал морали, а я думаю, что жил в основном следуя ей, то моя жизнь сложилась бы иначе.» - писал Зиновьев. Ему неоднократно делали соблазнительные предложения. В советские годы ему достаточно было публично признать себя марксистом, как он сделал бы блестящую служебную карьеру, получал бы награды и материальные блага, но он остался самим собой и не отступил от своих моральных принципов. А на Западе ему достаточно было одобрить М.С. Горбачёва и Б.Н.Ельцина, чтобы стать богатым и почитаемым, но он отказался и старался не изменять своим прогрессивным идеалам. «Будучи в Германии, когда началась перестройка, я понял, что Горбачёв пошёл на великое историческое предательство. Я говорил об этом, даже книгу написал о перестройке — «Катастройка». – говорил Зиновьев. «Я никогда не завидовал тем, кто сделал карьеру и обогатился, наоборот, могу повторить сказанное Есениным: - «Я тем завидую, кто жизнь отдал в бою, сражаясь за великую идею!» - добавил он.
«фундаментальный принцип нравственности заложен во мне моей матерью. Она была верующей. Когда я был подростком, всех нас в сельской школе проверяли на вшивость — время было такое. Я тогда снял с себя крестик, выбросил и сказал матери, что не верю в существование Бога. Она ответила: «Ладно, сынок, сейчас такое время, что существует Бог в людском представлении, или нет, это не главное. Главное, сын, ты должен всю жизнь вести себя так, словно кто-то свыше наблюдает за тобой и оценивает каждый твой поступок, каждую твою мысль». И я смолоду тренировался исключать дурные мысли и выработал такую привычку. – написал впоследствии А.А.Зиновьев.
«Вот меня обвиняли, что критикую и не люблю свой народ. Но я сам — часть этого народа со всеми его достоинствами и недостатками. И знаю, что как учёный и писатель я внёс что-то своё в культуру своего народа. Но, если погибает культура народа, его традиции, его язык, то погибает и сам народ! Я не могу допустить, чтобы советский народ, каким он был в годы существования СССР, вычёркивали из истории, а страну превращали в колонию. Поэтому я вижу только один путь — в борьбе за выживание русской культуры, за воспитание коллективной морали, за возрождение в народе тех великих идеалов, каких его сейчас пытаются лишить.
Я верю в единую общую силу рода человеческого противиться злу и творить на Земле добро, верю в единый коммунистический порядок, который спасёт все народы от вековых страданий через братский труд и равноправие, через социальную справедливость и свободу от любого угнетения! Верю в пробуждение народов и в коммунистическое будущее во всём мире! Только так.» - говорил в конце жизни А.А.Зиновьев.
Свидетельство о публикации №219071800551
Игорь Ерошенко 09.09.2019 20:33 Заявить о нарушении
Аникеев Александр Борисович 13.09.2019 06:52 Заявить о нарушении
Игорь Ерошенко 13.09.2019 08:45 Заявить о нарушении
Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах, ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами. А так как народ не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности!!!
Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей и народных мнений, задача правительства обеспечивать исполнение разумных законов принятых населением и действовать так, как действовал бы умный и грамотный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения потребностей при стремлении обеспечить необходимым для благополучия каждого базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть не столько от финансовой прибыли и анархии рынка, сколько от потребностей населения в средствах для жизни. А для этого необходимо формировать их распределение по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм в социально-бытовой сфере. А это при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…
Примерно то же самое про свои страны могут сказать канадцы, норвежцы, исландцы, шведы, финны и представители других социально развитых стран мира. Разница будет только во времени объединения народа для организации и становления такой народной экономики…
Только россияне НИКОГДА такого про свою страну сказать не могли и долго ещё сказать не смогут...
Аникеев Александр Борисович 13.09.2019 08:48 Заявить о нарушении
Игорь Ерошенко 13.09.2019 09:26 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2017/09/20/855
Я одного не могу понять, почему страны с монополией закона о социальных гарантиях по труду называют капиталистическими, а с монополией капитала почти без всяких социальных гарантий социалистическими.
Аникеев Александр Борисович 13.09.2019 10:54 Заявить о нарушении
Игорь Ерошенко 13.09.2019 11:45 Заявить о нарушении
Аникеев Александр Борисович
В своё время Маркс высказал предположение, что капиталистический способ производства с определённого этапа развития характеризуется не столько обобществлением средств производства, сколько переходом от частного характера приобретения средств потребления посредством денег к стремлению к их распространению по количеству и квалификации труда частично сокращая их товарное производство в экономике общества. Это его высказывание закреплено и в первом томе Капитала на русском языке стр. 88-89.
Этот переход обусловлен перманентным процессом разделения труда и, соответственно, новым более высоким уровнем развития производительных сил. Такое обобществление — главный процесс социалистических преобразований и этот процесс, с точки зрения Маркса, раскрывает реальные социалистические формы распределения средств для жизни при определённом развитии экономики и левых сил в обществе. Реальное обобществление средств для жизни в соответствии с общественным характером их производства неразрывно связано с процессом постепенного исчезновения противоборствующих классов и, как следствие, института буржуазного государства и становления его социалистической формы при победе левых сил. Марксизм раскрывает процесс развития экономики от монополии капитала к монополии закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации общественно необходимого труда граждан общества и этот закон точно определяет реальные формы обобществления средств для жизни с целью приведения общественного характера потребления этих средств для жизни в соответствие с общественным характером их производства.
В основании идеи обобществления базовых и необходимых каждому производимых в обществе средств для жизни по количеству и квалификации труда лежит диалектическое понимание общественного развития. Но когда этот процесс, развиваясь и вбирая всё богатство исторического развития, все его достижения и результаты разрешённых противоречий, преобразуется в более совершенные формы за время развития своей сущности, то он, при определённых условиях, становится необратимым. В экономических отношениях результатом такого развития и будет социализм, то есть общество, где потребности в жизненных средствах каждого будут определяться совместным трудом по законодательно оформленному относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества общественно необходимого труда, что должно определять и относительно равные нормы необходимых каждому средств для жизни при общественном владении всеми природными богатствами своей страны. При этом сохраняется рыночное разнообразие сверх необходимых норм для социального благополучия, для гостей страны и более богатых деньгами её граждан. В этом случае население полностью принимает такую форму своих социально-экономических взаимоотношений и считает эти взаимоотношения абсолютно правильными.
Именно общее владение и использование природных ресурсов и всех производимых материальных благ, подобно тому, как это происходило в первобытных обществах древних общин, но на новых, более справедливых отношениях, вобравших в себя все человеческие ценности, выработанные на противоречивом пути от дикости к цивилизации, и является сущностью общества социальной справедливости. Подтверждение этому положению Маркс находит в процессах капиталистического развития, что позволило ему выдвинуть экономическое обоснование замены капитализма социализмом и представить капитализм последней фазой частнособственнического этапа движения человеческого общества. Но представляя эту последнюю фазу развития капитализма как следствие при переходе к социализму, он обосновывает это как диалектическую закономерность.
Раскрывая законы капиталистического развития Маркс доказал проявление необходимости перехода к действительно справедливым социально-экономическим взаимоотношениям и именно это служит в марксизме доказательством смены капиталистической общественно-экономической формации на формацию более высокого экономического уровня. Переход к социализму есть неизбежность, но только когда капитализм достигнет пороговых величин своего развития. Обобществление базовых средств для жизни есть необходимое условие для перехода от монополии капитала к монополии законов о социальных гарантиях каждого по количеству и квалификации своего общественно необходимого труда и в этом есть объективная закономерность, ибо без этого невозможно благополучие всего общества с тем условием, что каждый будет иметь необходимое для своего блага.
Но Ленин и его партия "банда" большевиков, а в последствии и КПСС, не приняли эту позицию Маркса, полностью извратив его учение о социализме и коммунизме для сохранения своих буржуазных привилегий.
Чего нельзя сказать о социал-демократах многих западных стран мира...
Сущностью капитализма является наемный труд и товарное производство. Это значит, что для ликвидации всех пороков капитализма необходимо постепенно избавляться как от наемного труда, так и от товарного производства.
Вот как Маркс это видел при переходе к социалистической форме хозяйствования:
“Наконец, представим себе, для разнообразия, союз свободных людей, работающих по производству необходимого для своей счастливой жизни и которые расходуют свои индивидуальные рабочие силы как одну общественную рабочую силу в общее для всех рабочее время. Соответственно в этом случае все продукты труда общества представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной. Но другая часть потребляется в качестве жизненно необходимых каждому средств для продолжения своей жизни членами общества и она должна быть честно и справедливо распределена между ними. Способ этого распределения будет изменяться соответственно характеру самого общества и ступени его исторического развития.
Но для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что доля каждого производителя в потреблении жизненных средств должна определяться его относительно равным для всех рабочим временем. При этом условии рабочее время будет играть двоякую роль. С одной стороны его функция определяет относительно равное для всех количество труда в различных трудовых функциях для удовлетворения различных потребностей населения, то есть меру индивидуального участия населения в совокупном труде. С другой стороны относительно равное для всех рабочее время определяет вместе с тем и относительно равную для всех количественную меру индивидуально потребляемой части необходимого каждому общественного продукта. В этом случае общественные отношения людей к их труду и к необходимым каждому производимым средствам для жизни становятся справедливыми и прозрачно ясными как в производстве, так и в распределении." (Маркс К., Капитал, т. I, с. 88-89).
В процессе развития экономики подобное распределение можно применить и к средствам коммуникации (связь, информация, транспорт, энергия, водопровод, санитарная канализация), а их конечные устройства, которые необходимы для достойной человека жизни, могут приобретаться тоже по зарплате. Вот и вся разница между социализмом и коммунизмом. Естественно, что человек к двадцати-двадцати пяти годам должен получить достойное воспитание и образование.
Дети должны иметь всё необходимое для своего развития в силу своего несовершеннолетия по преемственности поколений, имея дополнительные бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики иметь нормальные условия для жизни как уже заслужившие своим трудом достойную старость.
Деньги при социализме и коммунизме не отменяются, а сокращается их монопольное влияние на жизнь людей в обществе для более справедливого распределения между гражданами страны необходимых каждому средств для достойной человека жизни.
Аникеев Александр Борисович 15.03.2020 05:01 Заявить о нарушении
Большевики страну сохранили, укрепили. Предоставили более или менее равный доступ трудящимся к духовным благам.
Что у них не получилось? Не смогли организовать общество таким образом, чтобы и власть была бы всем "доступна", чтобы прохиндеи не могли её монополизировать. Уже в социалистическом обществе каждый человек должен иметь и реальную возможность, и нравственную и правовую обязанность управлять общественными делами, дабы прохиндеи не могли ею воспользоваться. Как это было с воинской обязанностью примерно.
Игорь Ерошенко 15.03.2020 12:42 Заявить о нарушении
Рабовладельцы худо-бедно детей своих рабов тоже учили работать на себя...
БЕСПЛАТНО!
Только за их труд...
Аникеев Александр Борисович 15.03.2020 13:22 Заявить о нарушении
Так какие духовные блага вам необходимы для вашего счастья?
Аникеев Александр Борисович 04.04.2020 07:26 Заявить о нарушении