Страна Городов. 3 Магия цветка Перуна
Как птицы покидают гнездо, когда у них вырастают
крылья, так и священные напутствия покидают
человека, когда придет время...
Слово Перуна
Впереди была волшебная купальская ночь, к которой заранее готовились все горожане и сельчане. Особенно ее ждали красавицы, которых считали богинями, и которым поклонялись не только мужчины, но даже боги и демоны. Боги строго наказывали неверных мужей, но и женщины тщательно заботились о своей внешности. Они были здоровы, пышногруды, румяны и белокожи. Женщины заботились о детях, хозяйстве и себе.
Ранним утром в День Ивана Купалы девушки выходили на рассвете, кланялись солнцу и катались по росистой траве. До восхода солнца они полоскали рушники в высокой траве, приносили их домой, выжимали воду в кувшин и говорили: «Если росой умыться — бела будешь».
Селяне поили росистой водой коров и лошадей, чтобы они были здоровы и сильны. Старики промывали глаза, а матери кропили колыбели и стены, купали детей в росе, чтобы те росли крепкими и закаленными.
Каждый месяц женщины готовили волшебное зелье красоты: три ложки молока, ложку меда и мяты перечной, смешивали с растительным маслом. Лада омывала руки в чаше, чтобы не терять силы. Она напевала: «Вода-водица, проснись и мне силы передай. Гой! Чур!» — и танцевала у огня, сжигая страхи и болезни.
Наши предки знали, что в личной жизни всё непросто. Даже боги переживали драмы. Однажды Велес влюбился в жену Перуна Долу, превратил ее в цветок и унес в дальние края. От него она родила Ярилу, бога весеннего солнца и плодородия. Перун вызвал Велеса на бой, который длился три дня и три ночи. Велес был изгнан из Ирийских садов. Судьбу Долы легенды рассказывают по-разному: одни говорят, что Перун ее покарал, превратив в божью коровку, другие — что простил.
Еще более трагична история Костромы и Купалы. В день летнего солнцестояния небесный страж Семаргл встретил свою возлюбленную на берегу реки. После встречи у них родились Кострома и Купала. Перун подарил им цветок папоротника, символ неразделимости мира людей и богов. Однажды Купала пошел в поле послушать пение птицы смерти Сирина и пропал в Навьем царстве.
Прошло много лет. Кострома выросла красавицей. Она гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром его сорвало и унесло в воду. Мимо проплывал Купала, подобрал венок и узнал, что это был венок Костромы. Спустя годы они встретились, но не узнали друг друга. Молодые люди поженились в летнее солнцестояние, но на следующий день узнали, что Купала — ее брат. Не справившись с горем, они бросились с обрыва в реку. Боги сжалились над ними и превратили в цветок Иван-да-Марья. С тех пор в ночь на Ивана Купалу люди празднуют этот день.
До Купалы всю русальную неделю девушки надевали нарядную одежду, распускали волосы и изображали нимф воды и полей. На самую красивую надевали венок из зеленых веточек, поливали водой и пели песню, обращаясь к дождю: «Посевы щедро поливай — богатым будет урожай».
Обычно женщины плели косы и надевали головной убор, который берег их не только от солнца и ветра, но и от нечистой силы. Демоны нередко превращались в змиев, птиц или животных, чтобы соблазнить красавиц. В полнолуние женщины спали подальше от окон и занавешивали их, чтобы не проникал ворог в жилище, о чем нам пытались поведать мастера, которые выковывали из меди и серебра странные фигурки в виде человека с головой филина, змия или лося. Изгоняли злых духов из жилищ, сжигая траву чертополоха. Разное люди сказывали. Особенно много повествовали про День Купалы.
В этот день Правда сражается с Кривдой, силы Света побеждают нечисть Тьмы. Каждый год сражение выигрывают силы Добра. Несколько дней перед этим солнце мечется по небу, пока Перун гадает куда повернуть колесо времени, бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло:
Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,
В небесах мне на страже нужно стоять,
Чтобы Черный Змей не приполз из тьмы,
Жито в поле широком бы не потоптал,
Молоко у коров бы не отобрал, а у матушек - малых детушек.
Утром Перуну помогает святая дева Заря — Заряница. Она берет его за руку и ведет к Свету и Добру. Так замыкается круг времен, завещанный Родом. Но чтобы Правда восторжествовала, нужно приложить много усилий. Мудрецы проводят волшебные обряды, молодые прыгают через костры, совершают омовения и стремятся обрести любовь на всю жизнь. В этот день расцветает папоротник, и даже самое гордое девичье сердце может зажечься любовью. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая с треском раскрывается, и из нее расцветает огненно-красный цветок. Сорвать его нельзя, но если увидеть, все желания обязательно сбудутся.
Вечером, после захода солнца, горожане шумно отправляются на праздник Купалы. По дороге они поют: «Кто не придет на Купальню, тот будет пень-колода. А кто придет, тот будет бел, как береза». Девушки плетут венки из любистока, ромашек и васильков, а на пояс вешают травы-обереги: полынь, зверобой, крапиву. Парни заранее срубают высокую березу и устанавливают ее на месте гуляний. Затем все вместе украшают дерево, символизирующее злую Марену, цветами и лоскутами ткани. Под деревом сажают соломенную куклу в полчеловеческого роста, изображающую Ярилу, и тоже украшают ее венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» ставят блюда с угощениями. Неподалеку от дерева парни складывают костры. Возле самого большого костра — Купальца с высоким шестом и деревянным колесом посередине — начинается самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, поменьше. Это погребальный костер для сожжения лика Ярилы. Зажигают и другие костры.
Когда все пришли на холм у берега реки, Яромир уже стоял в середине круга из жарких костров. Седые волосы его развевал ветер, глаза были полуприкрыты. Рокочущим голосом, как бы из глубины веков, он произнес:
Да будут все существа мирны! Да будут все существа спокойны!
Да будут все существа счастливы!
Он подошел к самому большому костру и заговорил громко и величаво:
Во Сваргу соколом восходи, Слава Богам нашим!
Ко диду, а дубу, а снопу Ко роду от родов русских.
Из огня святая треба,
А яко бысти от веку
Так есте, а тако будет.
Старик стоял прямо, его лицо освещал свет костра. Правильные черты и белоснежная рубаха с повязкой на волосах придавали ему вид молодого человека. В руках он держал посох с вырезанным соколом. Ветер раздувал пламя, рассыпая искры. Старик произносил заклинания, возвышая голос при упоминании Богов:
— Пусть наши дома будут полны, пусть мы свято чтим наших Богов.
— Живите, почитая своих Богов, по законам Прави, написанным нашими Богами.
Трижды повторив эти слова, он замолчал, глядя на языки пламени.
Люди взялись за руки и встали в круг у костра. Старик запел первым. Его голос был тихим, но проникновенным, как струна. Вскоре к нему присоединились Орий и Лада — парень и девушка. Их голоса звенели чистотой, словно они черпали силу из своих сердец. Их песня трогала до глубины души, вызывая то радость, то слезы. Вскоре к ним присоединился хор, и голоса людей слились с пением степи, лесов и холмов.
В темном небе мерцали первые звезды, словно слушая эту песнь. Лада танцевала среди костров. Она двигалась плавно, как лебедь, ее платье развевалось, как крылья птицы. В правой руке она держала лазоревый цветок, подаренный Орием. Возможно, это был огненный цветок папоротника, который распускается только в эту ночь. Ее глаза сияли счастьем, а щеки алели, как маки.
Девушки закружились в хороводе вокруг берёзки и запели. Парни пытались выхватить берёзку, совершая «набеги» на хоровод. Орий ловко схватил деревце и побежал к реке, где его уже ждали остальные. Старик отламывал кусочки от берёзки и раздавал всем, обещая благополучие и здоровье. Орий добежал до реки и бросил берёзку в воду. Все начали бросать в реку цветы и освящённые травы, а затем купаться и пускать венки со свечами.
Старик с улыбкой наблюдал за молодёжью. Парни устраивали показательные бои, а девушки рядом смеялись и присматривались к будущим суженым. Те боролись на кушаках, захватывая друг друга крест-накрест, и пытались бросить соперника на землю. Затем начались кулачные бои. Добры молодцы трижды обнимались и целовались, показывая, что между ними нет вражды. Они дрались до первой крови, соблюдая правила. За нарушения карали сурово: настоящий мужчина должен владеть собой, быть хладнокровным, великодушным и благородным.
Орий сражался один на один с несколькими бойцами подряд и всегда побеждал. Он был силён, как медведь, и грациозен, как рысь. Потом он вызвал на бой сразу нескольких человек. Лада, его суженая, первой прекратила затянувшиеся схватки. Она подбежала к Орию и хлопнула его по плечу.
Костёр уже прогорел и осел. Серебристый месяц с любопытством смотрел на землю. Дым костра тянулся к небу. Тёмный лес неподвижно окружал поляну. Всё вокруг дышало ночной прохладой и звенело от весёлых голосов. Девушки, выбрав себе парней, убегали с ними в чащу. Начиналось самое интересное. Поймав девушку, парень вёл её к костру, через который они прыгали, держась за куклу на палке. Если руки не расходились, пара оставалась вместе. Если расходились, каждый искал себе новую пару. Считалось, что совместные прыжки через огонь приносят удачу в любви.
Когда все пары сформировались, старик громко спросил: «Все ли простили обиды?» Возле небольшого костра, зажжённого девушками, сожгли чучело Марены. В купальские костры матери бросали ненужные вещи и сорочки болеющих детей, чтобы вместе с ними сгорели болезни. Девять раз ходили по углям, совершая обряд очищения. Перед этим все вставали в круг и начинали славить Купалу и других богов. Каждый произносил: «Слава богу Купале!», а все хором отвечали: «Слава, слава, слава!»
Всю ночь не утихал шум и гам. Караульщики, прячась в стороне, следили, чтобы звери и враги не подобрались незаметно. Зверей боялись меньше, потому что волки и другие хищники не переносили шума и огней. Люди играли на рожках, бубнах, трещотках и колокольчиках, устраивая весёлые пляски. Ряженые загадывали загадки, а тем, кто отгадывал, дарили сладости. Взрослые и дети играли в «ящер», «ручеёк» и «коняшки», а молодёжь и дети бегали наперегонки и играли в горелки. Никто не спал в самую короткую ночь в году, ведь считалось, что в темноте оживают ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные и лешие. От нечисти спасал огонь костра. Молодые девушки и дети верили, что прыжки через костёр защитят их от дурного глаза и порчи. Те, кто прыгал, надеялись, что огонь принесёт счастье. У костра пели песни, рассказывали сказки и небылицы.
Кузнец Агр, приосанившись, начал рассказывать историю, которую слышал в детстве. Речь шла о том, как древний кузнец Добрян искал клад.
«Жил-был добрый кузнец Добрян. Однажды он отправился в лес, устал и уснул на полянке. Проснувшись, он увидел великана ростом под потолок. У великана были руки, похожие на корявые сучья, а одежда была сделана из листьев.
— Леший! — догадался Добрян.
— А, проснулся, — загрохотал великан. — И вроде меня сам признал. Вставай, чего лежишь! — Он сдёрнул рядно с Добряна, сгрёб его за шиворот и поставил на ноги. — Пошли жар-цветок искать. Сегодня как раз воробьиная ночь, когда он цветёт.
Они пошли через лес. Вскоре они оказались в глубине чащи. Вдруг Леший остановился и шепнул:
— Как только он распустится, хватай его и не отпускай. Тогда всё скрытое и тайное станет доступно и ведомо.
Добрян понял, что речь идёт о цветке папоротника. И в этот момент под ногами с треском распустился жар-цветок. Золотое пламя брызнуло во все стороны, а огненные искры разлетелись вокруг. Добрян замер, но Леший толкнул его в бок:
— Хватай!
Добрян подчинился и схватил цветок. В этот момент земля задрожала, раздался гром, сверкнули молнии, завыли ветры и раздался дьявольский хохот. Будь Добрян один, он бы убежал, не выдержав ужаса. Но Леший крепко держал его за плечи и кричал:
— Смотри! Вот они, клады!
Там, где падали искры от цветка, земля приподнималась, и на поверхности появлялись кувшины с печатями, а то и просто высыпались золотые монеты и драгоценные украшения.
Добрян сжимал цветок в руке и с грустью наблюдал, как он бледнеет и засыхает.
— Какая красота! — вздохнул он и стряхнул пепел с ладони.
— А клады? Почему ты не берёшь золото? — удивился Леший, перекрикивая гром и чей-то страшный хохот.
— Зачем мне они? Мне нужен цветок. Я хотел бы любоваться такой красотой всегда. Когда я ещё увижу её?»
Все дружно обсуждали историю с Добряном и вспоминали истории о волшебном цветке, а затем устроили пир. В Купалу-костер почтительно положили хлеб, зерно, овощи и фрукты, сопровождая это прославлениями богов и предков. Рядом с костром в руге (чаше для возлияний) налили сбитень, соки, нектары, молоко и мед. Затем зажгли деревянное колесо и спустили его в воду. На реке будущие пары обменялись венками, после чего каждый положил свой венок на плотик из веток и соломы и пустил его по реке с зажжёнными лучинками. Девушки пели: «Погадай, мне не страшно, видишь там вдалеке — где-то папоротник в чаще и плывут венки по реке». Они внимательно наблюдали: чей венок утонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. А у кого венок дольше всех проплывёт, тот будет счастливее всех. Если чья лучина догорит дольше всех, тот человек проживёт долгую жизнь.
На людей с улыбкой взирала богиня Луны и светлой ночи Дивия, дочь Рода, творца Вселенной. Она была родной сестрой солнечного бога Хорса. Дивия дарила людям свет во тьме, красоту снов и грёз. При луне она выезжала в сияющей колеснице, запряжённой белыми конями, в белом одеянии и с полумесяцем на голове. Богиня помогала заблудившимся найти путь. Люди связывали её образ с началом жизни, зачатием, беременностью и материнством. День сменяет ночь, а за тьмой приходит рассвет. До сих пор люди пользуются лунным календарём. Растущий месяц благоприятен для посадки растений, стрижки овец и других дел. А на убывающий месяц стараются не начинать ничего нового. В полнолуние проводят обряды очищения от нечистой силы, сглаза и порчи, выбрасывают ненужные вещи. Травники собирают ценные травы. Женщины обращаются к Луннице с просьбой о красоте и читают заговоры. Дивия развивает интуицию и способности к предсказанию. Недаром людям снятся вещие сны. Сейчас Дивия освещала землю, и вокруг царила любовь.
Лада и Орий уединились в лесу. Юноша вдыхал аромат распущенных волос девушки. Он любовался волнистыми прядями, которые, по поверьям, приносили достаток и счастье. Аромат и красота Лады разжигали в нем страсть. Ему хотелось обнять ее, но он сдерживался. Лада протянула Орию золотой гребень. В знак доверия она позволила ему расчесать свои длинные и блестящие волосы.
— Ты прекрасна и танцуешь, как белый лебедь, — смущенно сказал Орий.
— А ты силен и ловок, непобедим, как Ясный Сокол, — ответила Лада, задыхаясь от радости.
Что еще шептал Орий своей возлюбленной в ту сказочную ночь, нам неизвестно. Тайна окутала их чувства.
На рассвете праздник закончился. Самые смелые и влюбленные продолжали искать волшебный Перунов цвет. По поверьям, он распускается в ночь Солнцестояния. Одни верили, что цветок помогает найти сокровища, другие — что он дарует знания. Яромир вспомнил, как сам проходил «цветочное испытание». В летнюю грозовую ночь он отправился в лес на поиски Перунова цвета. Вовсю цвела рябина. Ее гроздья пылали, как костры, в отблесках молний. Яромир шел по лесу с ножом в одной руке и скатертью в другой.
В полночь он достиг заветной поляны. Очертил вокруг себя круг ножом и накрылся скатертью, чтобы защититься от нечистой силы. В это время даже привычные вещи обретают причудливые формы, а чувства обостряются до предела. К кругу начали подбираться страшные чудища, похожие на души самоубийц и преступников. Сначала появились кикиморы, танцующие в безудержных плясках и корчащие противные рожи. Молодец кинул в них гроздь рябины, и они ускакали с жалобными криками. Затем из болот вылезли водяные, похожие на утонувших мертвецов, и попытались затащить смельчака в трясину. Яромир ударил их пучком крапивы, и водяные исчезли. Шишиморы превратились в нежных девушек и начали петь с русалками, завораживая путников. Но стоило поддаться их чарам, как они срывали маски и острыми когтями рвали плоть. Поэтому обороняться от нечисти помогала полынь — её горький запах отпугивал их.
Из кустов и деревьев показалась омерзительная морда Огненного Змея, в которого обратился леший. Он шел на толстых когтистых лапах с тяжелым топотом и хрипел: «Ату его!» Вокруг него бесновалась свита злых духов, упырей и мертвецов. Огненный Змей приготовился испепелить Яромира, но тот не растерялся. Он натер нож чесноком и очертил еще один круг в воздухе. Чудища с ужасным воплем бросились врассыпную. Лес огласился уханьем филинов и воем волков. Гроза стихла, но кругом сверкали огни. Затем звуки стихли, огни погасли, и лес замер в тишине.
Вокруг веяло упоительной свежестью и красотой. Лунные брызги таинственно освещали пространство, а темно-сизое небо с редкими звездами хранило неведомую тайну. Тревожное сердце гулко билось в груди.
Вдруг в золотом мерцании луны влюбленный юноша увидел, как перед ним распустился цветок папоротника. Он заалел в ночи, словно пламя, и на него было больно смотреть. Яромир сорвал его и вернулся домой. В знак победы над нечистью он разрезал ножом ладонь перед лицом любимой. Она приложила к ране цветок и поцеловала ладони. Молодец обрел могучую силу и мудрость. Он мог открыть любые клады, но не променял этот дар на сокровища, ведь он помогал ему служить людям. Яромир приобрел магические способности, мог лечить недуги и решать сложные проблемы, наставляя жителей Страны Городов на путь истинный.
Яромир прошел путь становления мудрого человека. Как люди тренируют свое тело через физические упражнения, так и дух необходимо закалять в повседневной жизни. Важно понимать, чему поклоняться, а что отвергать, как использовать разум для познания законов природы и человеческого сознания. Богатый жизненный опыт помогает улучшить жизнь, согласуя быт и уклад с природой.
Мудрость познания истины сочетается с добротой и благородством, чтобы служить благу рода. Человек умножает силу своего рода, а род обеспечивает ему рост благополучия и безопасности. Истину постигает тот, кто бесстрашен в мыслях, разрушает стереотипы и узкие рамки чужих воззрений, обладает сильной волей. Особое место в жизни людей занимает любовь. В детстве это любовь к родителям и привычному окружению. Потом, как союз Солнца и Луны рождает всё живое на Земле, так и любовь женщины и мужчины, вступление в священный брак. Яромир верил, что любовь смягчила жестокосердие разгневанного Перуна и помогла простить Перуницу, поддавшуюся магии Велеса. Именно это нежное чувство приносит радость жизни.
После победы над чудовищами в лесу любимая подарила Яромиру рушник с вышитым цветком Перуна — восьмиконечной свастикой. Этот символ отводит беду и защищает от напастей, олицетворяя победу света над тьмой и жизни над смертью. До конца жизни Яромир берег этот рушник пуще собственного глаза.
Свидетельство о публикации №219071800732