Страна Городов. История наших предков. Глава 3

 Глава третья. Праздник Купалы
      
        Зазвенели песни над рекой. Наступил праздник Ивана Купалы. Старик перед ним рассказал детям старинную легенду:
 - Древняя легенда гласит, что в день летнего солнцестояния родились прекрасные брат и сестра Кострома и Купала  после того, как влюбленный в Купальницу небесный страж Семаргл на время оставил место стражи подле солнечного диска и встретился со своей возлюбленной  на берегу реки. На день рождения Перун подарил Костроме и Купальнице Цветок папоротника, который те отдали людям, как символ неразделимости мира людей и мира богов. Однажды Купала пошел в полюшко послушать пение   птицы смерти Сирина и пропал в Навьем царстве. Прошло много лет. Кострома выросла и превратилась в настоящую красавицу. Вот гуляла она по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду. Мимо на лодке проплывал Купала. Он подобрал венок и позднее узнал, что это был венок Костромы. Согласно поверью, юноша должен жениться на девушке, чей венок приплыл к нему в руки. Так, спустя много лет, Купала и Кострома встретились вновь, но не узнали друг друга. Они оба были сильны, красивы, под стать друг другу. В итоге они поженились в летнее солнцестояние, а на следующий день, когда богам открылась истина о том, что Купала – брат Костромы, молодые не сумели справиться со страшной вестью и, взявшись за руки, бросились с обрыва в реку. Но боги решили сжалиться над несчастными влюбленными и превратили их в цветок  под названием Иван-да-Марья. Образ Костромы связан с проводами весны и встречей лета, с щедрым поливом, водой. Иван Купала - это образ яркого солнца и почитания огня.
 - Посевы щедро поливай - богатым будет урожай, - подытожил все сказанное Старик.

        В ночь с 23 на 24 июня (по новому стилю 7 июля) каждый год Правда сражается с Кривдой, силы Света побеждают нечисть  Тьмы.  Каждый год сражение выигрывают силы Добра.  Несколько дней перед этим солнце мечется по небу, пока Перун гадает куда повернуть колесо времени,  бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага  Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло:
              Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,
              В небесах мне на страже нужно стоять,
              Чтобы Черный Змей не приполз из тьмы,
              Жито в поле широком бы не потоптал,
              Молоко у коров бы не отобрал, а у матушек - малых детушек.

            А утром Перуну на помощь приходит святая дева Заря - Заряница, она берет Перуна за руку и ведет его дальше к силе Света и Добра. Таков круг времен, завещанный  Родом. Но чтобы Правда победила, надо приложить много усилий. С тех пор прыгают люди через костер, совершают омовения и собирают травы целебные, чтобы укрепить дух свой и оздоровить свое тело. В честь любимого героя Купалы в белой одежде — символа чистоты духа, тела и действа люди сложили песню «Ай, Купала наш веселый, князь наш летний, добрый». В этот день только раз  в году расцветает папоротник, при помощи которого «сердце девичье огнями зажигают на любовь». Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания обязательно сбудутся.

        Ранним утром  в день Ивана Купалы Лада с подругами   каталась по росистой  траве. До этого всю  русальную неделю девушки, изображавшие  нимф воды и полей, надели на красавицу   венок из зеленых веточек и поливали ее водой,  пели песни чтобы дожди дали людям хороший урожай. После купания в росе   Лада до восхода солнца  молча принесла домой полотенце, вымоченное в священной росе, выжала его  и воду слила в кувшин.  «Если росою, да через серебро умыться - бела будешь», - гласит поговорка. По росе бегали, девушки,  лечили нервные болезни. Селяне поили на пастбищах коров и лошадей, чтобы  дать им красоту и  силу. Старики ею промывали глаза. Матери купальской росой кропили кровати и стены дома,   купали детей в прозрачной росе  шелковых трав, чтобы  были чистыми и здоровыми, чтобы тело и разум их наполнялись силой.

        Вечером после захода солнца горожане в нарядных белых вышитых одеждах торжественно отправились шумной толпой на праздник Купалы. По дороге дружно пели: "Кто не выйдет на Купальню, тот будет пень - колода. А кто пойдет на Купальню, тот будет бел — береза!"  Девушки собрали  сплели венки из ромашек и других ярких цветов, а на пояс повесили   травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву). Парни загодя срубили высоченную березу  и установили на месте  гуляний. Девушки украсили дерево, изображающее злую Марену, цветами и лоскутами ткани. Под деревце посадили соломенную куклу в пол человеческого роста, изображающую Ярилу, и тоже украсили ее  венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» на блюде расставили яства.  Неподалеку от дерева парни сложили костры.  Возле самого большого  костра - Купальца с высоким шестом и деревянным колесом посередине и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, был не столь велик. Это был погребальный костер для сожжения лика Ярилы. Зажгли и другие костры.
      
        Когда все пришли на холм у берега реки, Яромир уже стоял в середине круга из жарких костров. Седые волосы его развевал ветер, глаза были полуприкрыты. Рокочущим голосом, как бы из глубины веков, он произнес:
         Да будут все существа мирны! Да будут все существа спокойны!
         Да будут все существа счастливы!
         Он подошел к самому большому костру и заговорил громко и величаво:
         Во Сваргу соколом восходи, Слава Богам нашим!
         Ко диду, а дубу, а снопу Ко роду от родов русских.
         Из огня святая треба,
         А яко бысти от веку
         Так есте, а тако будет.

        Все вокруг слушали старика, затаив дыхание. В дымке костра они видели огромное солнце, которое сияло, сопровождая заклинание старика:
         Очень скоро Солнце на убыль пойдет потихонечку, по минуточкам.
         Тогда станет Морена хозяйкою, наполняя стужей поля и леса.
         В день осеннего равнодействия, когда день с ночью сравняются,
         Хорс пригасит лучи животворные.
         Силы темные, вы не радуйтесь,
         Солнце яркое не погаснет вовек.
         Словно очи его горят костры, разгоняя прочь ночную мглу.
         Даждьбог урожай принесет.
         Да восславим мы всех Богов своих.

       Старик стоял прямо и торжественно. В свете огня хорошо были видны его правильные и красивые черты лица. Казалось, что в белой рубахе с повязкой на седых волосах он обрел вторую молодость. Он держал в руках свой посох с вырезанным на конце соколом. Ветер дул и пламя костра колыхалось, осыпаясь всех снопом золотых искр. Старик читал заклинания, повышая голос при упоминании имен Богов:
       Да будут жита наши полны, да будем свято мы чтить наших Богов.
       Вы живите, чтя Богов своих, по законам Прави, Богами нашими писанными.
       Идите в даль небесную, познавая мир и постигая бессмертную душу свою, живя
       в ладу с теми, кого лелеите. Свободный от желаний пагубных, стремится
       всегда и во всем взлетать все выше и выше, как пламя  огня. Вы  живите по
       законам Рода и Прави, ибо по этим законам живут все миры во  Вселенной,
       кой создали наши Боги. Помните о них, чтобы смерть преодолеть и вознестись
       вслед за огнем на небо, ибо покинули смерть и тьма мир Прави, наполнив его
       бессмертием и светом. От каждого из вас зависит победа Прави, чтобы
       сгинула Кривда в памяти и жизни нашей. Об этом я молю Богов наших.
       Я взываю, Боги, к вам голос свой.
Трижды повторив эти слова, он перевел дух и смолк, глядя в ярко красные языки пламени.
         
          Потом люди взяли друг друга за руки, встали в круг возле самого большого костра.  Первым запел старик. Голос его был слаб и протяжен, дрожал, как струна. Песню подхватили парень и девушка Орий и Лада. Пели они звонкими чистыми голосами. Казалось, они не замечали никого вокруг, влюбленными глазами глядя друг на друга, черпая силу и чистоту голоса из своих горящих сердец. Голоса их звенели, как будто касались небес, в них сплетались и страсть  и молодая сила. Их душа пела так, что хватало за сердце, впивалось в каждую клеточку, заставляя слушателей то замирать от счастья, то ощущать, как щиплет глаза от жгучих и светлых слез. Дружный хор подхватил эту песню,  сплелись голоса людей и широкие степи, дальние леса и прячущиеся в ночной тьме холмы. Первые звезды дрожали в темном небе, как будто слышали эту мощь и эту страсть, улетающую в бесконечную звездную даль. Посреди костров танцевала Лада. Она плавно плыла, словно белый лебедь, в такт льющейся песни. Широкие рукава ее белого платья напоминали крылья птицы, будто лилась вода вдоль тонкого девичьего стана и хрупких ее рук на землю. Завораживали взмахи ее белых рук и огонь ее синих глаз. В правой руке  алел лазоревый цветок, подаренный ей Орием. Кто знал, был ли это огненный цветок папоротника, который раскрывается только в эту лунную купальскую ночь? Но светились счастьем ее глаза и алели, как маков цвет, ее нежные щеки.
   
       Потом все девушки завели хоровод вокруг березки и запели. Парни  совершали на этот хоровод «набеги», стараясь выхватить березку. Орий ловко сделал это и помчался к реке, где дождался остальных. Старик в это время отламывал от березки кусочки и раздавал каждому, суля благополучие и здоровье. Вот Орий стремительно добежал до реки и сбросил березку в реку. Тут все стали в воду кидать цветы, освященные травы и начали купаться. Старик с улыбкой  наблюдал, как молодцы бои на потеху показывают, а девушки рядом кумятся, суженых приглядывают. Состязались борцы на кушаках, боролись «всхватку», захватывая друг друга крест - накрест и старались бросить соперника на землю. Потом начались кулачные бои. Добры молодцы трижды обнимались и целовались, показывая, что между ними нет личной вражды. Бились голыми кулаками до первой крови. Если у противника темнело в глазах и он мог потерять сознание, он садился на корточки или поднимал вверх правую руку. Остальные парни следили, чтобы условия боя не нарушались. За нарушения правил карали сурово: настоящий мужчина должен владеть не только техникой боя, но и собой, быть хладнокровным, не впадать в ярость, обладать великодушием и благородством. Орий сражался один на един с несколькими бойцами подряд и всегда побеждал. Был он силен, как медведь, вертким и грациозным, как рысь. Потом он вызывал против себя несколько человек. Лада любовалась своим суженым и первая прекратила затянувшиеся бои. Она  подбежав к Орию, хлопнула его по плечу.

        Костер уже прогорел и осел. Серебристый месяц с любопытством смотрел на землю. Дым костра полз к небу. Неподвижно стоял вокруг поляны темный лес. Все дышало негой ночной прохлады, а потом зазвенело от голосов, ожило. Вот уже все девушки, приглядев себе парня,  тронув его, убегают в чащу.  Начинается самое интересное. Поймав девушку, недавний боец ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе другую пару. Когда все пары составились, старик зычно спросил: «Все ли простили обиды?» Обидчиков  дружно осудили. Возле малого костра, зажженного девушками, сожгли Марену. В купальские костры матери бросили ненужные в доме вещи и снятые с болеющих детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели болезни. Девять раз туда — сюда ходили по углям, совершая обряд очищения Духа.  Перед тем, как идти по углям, все вставали в круг и начинали славить  Купалу, затем других Богов по очереди, каждый произносил прославление: «Слава Богу Купале!», все хором  возглашали: «Слава, Слава, Слава!!!».
      
        Шум да гам царили целую ночь, только караульщики, спрятавшись поодаль следили, чтобы незаметно не подкрались звери и враги. Зверей опасались меньше, так как волки и другие хищники боялись шума и огней. Рожки, бубны, трещотки да колокольцы звали в веселый пляс. Ряженые загадывали загадки и отгадавшим дарили сладости. Взрослые и дети играли в «ящер», «ручеек» и «коняшки». Молодежь и дети бегали наперегонки, играли в горелки. Никто не спал в эту самую короткую ночь в году, так как существовало поверье, что оживала во тьме всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие. Спасала от нечисти сила костра. Молодые девушки и дети получали защиту от дурного  сглаза, порчи. Те, кто прыгал через костер, верил, что огонь принесёт им счастье.  У огня пели песни, рассказывали сказы и небылицы.

         Вот кузнец Агр, приосанившись, поведал сказ, услышанный им в детстве, про то, как Добрян древний клад искал.
- Жил был добрый кузнец Добрян. Вот однажды пошел он в лес, устал и заснул на полянке. Когда проснулся, приоткрыл один глаз и обомлел. Прямо перед ним стоит великан, ростом под потолок, руки, как корявые сучья, одежда вся из листьев сделана.
- Леший! — догадался Добрян.
- А, проснулся, — загрохотал мужик, — и вроде меня сам признал. Так поднимайся, чего лежишь! — и сдернул рядно, сгреб Добряна за шиворот, легко поставил на ноги.
- Давай, шевели ногами, пошли жар-цветок искать! Сегодня как раз такая воробьиная ночь, когда он цветет.
И они пошли по лесу.  Вскоре они оказались в самой чаще. Внезапно Леший остановился и шепнул:
- Как только он распустится, хватай его и не отпускай, тогда все скрытое и тайное станет доступно и ведомо.
       Добрян понял: о цветке папоротника чудище говорит. Только подумал, как вдруг под самыми ногами с треском распустился цветок – не цветок, а жар горючий. Золотое пламя от него брызнуло во все стороны. Огненные искры разлетелись вокруг. Добрян на миг оцепенел, но Леший ткнул его в бок и крикнул: «Хватаааай!» Добрян, подчиняясь приказу, схватил и зажал в руке это живое пламя, а земля вдруг заколебалась под его ногами, раздались удары грома, засверкали молнии, завыли ветры, послышался дьявольский хохот.  Будь Добрян один, он бы непременно убежал, не выдержав этого ужаса. Но Леший крепко держал его за плечи и взволнованно кричал:
- А теперь смотри! Вот они клады!
В тех местах, где падали искры жар-цветка, земля начала приподниматься, вспучиваться, и на поверхности показались кувшины, запечатанные печатями, а то и просто высыпались горками золотые монеты и драгоценные украшения.
Добрян же сжимал в руке цветок и с грустью наблюдал, как бледнеет и засыхает волшебный жар-цвет.
— Такая красота и так недолго! — вздохнул он и стряхнул с ладони пепел, оставшийся от цветка.
— А клады! Что же ты не берешь золото, не открываешь кувшины? — удивленно вскричал Леший, перекрикивая гром и чей - то страшный хохот.
– А зачем мне они? Вот цветок жалко. Так бы и любовался и любовался такой красотой. Когда теперь увижу?

        Все дружно обсуждали историю с Добряном и вспоминали истории, связанные с  волшебным цветком, а потом дружно устроили пир. В Купальский Костер почтительно положили хлеб, зерно, овощи, фрукты, на землю вместе с прославлениями Богов и Предков. Рядом с Купальским Костром с помощью руги (чаши для возлияний) налили сурью, соки, нектары, молоко, мед. После этого зажгли деревянное колесо и покатили его до воды. На реке суженые обменялись венками, после чего каждый положил свой венок на плотик из веток и соломы и пустил его по воде с зажжёнными лучинками. «Погадай, мне не страшно, видишь там вдалеке - где-то папоротник в чаще и плывут венки по реке», - пели девушки. Внимательно наблюдали: чей венок утонет сразу, значит  суженый разлюбил и замуж за него не выйти, а у кого венок дольше всех проплывет, тот будет всех счастливее. Если чья  лучина дольше всех догорит, то тот человек проживет долгую-предолгую жизнь.

         Лада и Орий уединились в лесу. Юноша вдыхал аромат распущенных волос девушки, любовался волнистыми прядями, по поверью несущими  достаток в роду  и счастье в семье. Он разгорался от этого аромата и огненного призыва девичьей красоты. Ему хотелось схватить ее в свои объятья. Сердце лихорадочно билось в груди, но он сдерживал свой порыв. Лада протянула ему золотой гребень и разрешила в знак доверия и невинной ласки расчесать свои длинные и блестящие волосы.
 - Ты такая красивая и танцуешь, как белый лебедь, - смущенно проговорил Орий.
 - А ты силен и ловок, непобедим, как Ясный Сокол,- задыхаясь от волны нахлынувшей радости певуче ответила Лада.О чем еще  Орий шептал заветные слова своей милой подруге, то нам не ведомо. Сказочная ночь божественной любви все окутала тайной.

       В это время люди с ночи до зари собирали целебную купальскую росу и травы.  В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому  опытные люди, а особенно  знахари,  не пропускали ни одной Ивановой ночи. Все верили, что в эту ночь роса и трава лечебная, вода чистая и волшебная, поэтому собирали и сушили травы и цветы на весь год. Ими окуривали больных, боролись с нечистью,  бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляли и для разжигания любви.
       
         На рассвете праздник закончился.  Самые смелые и влюбленные продолжали искать волшебный цветок папоротника , чтобы получить земные сокровища. Остальные шли босиком домой по целебной купальской росе. Отсюда и пошла поговорка: «Кто рано встает, тому Бог и дает!»
                Иллюстрация взята из Интернета


Рецензии