Где она, всечеловечность?

Я все думала: откуда взялся миф о "всечеловечности" русского народа, о его бесконечности, космичности и каких-то головокружительных вершинах праведности, которых русские  достигнут и этим спасут весь мир? Откуда?

Не знаю, может быть об этом писали Киреевский, Федоров или Леонтьев, но лично я наткнулась на разработку этого мифа в работе С.Цвейга о Достоевском.

О русском мире сказано там немало. Однако ограниченность С.Цвейга как западного человека выразилась в том, что он произвёл оценку русского мира через призму произведений Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

Причем, Толстой помог понять ему русских дворян и крестьян, а Достоевский - ту неопределенную часть городской русской массы, которую принято называть разночинцами.

Однако оценивать Россию по Достоевскому, это, примерно, то же самое, что изучать историю Франции по романам Дюма.

С.Цвейг сделал великолепный анализ книг Достоевского, которого он, наравне с Шекспиром, назвал величайшим гением всех народов и пророком того  нового бого-человечества, которое однажды явится и спасёт мир...

Цвейг очень хотел надеяться на спасение человечества, а потому думал о русских много лучше, чем они сами думали и до сих пор думают о себе.

Но, с подачи австрийского писателя, миф о народе-мессии широко распространился в некоторых кругах России, которые стали его нещадно эксплуатировать и распространять, внушая русским людям несбыточные грёзы об их мистической предопределенности.

Народ, страдающий внутренней неустроенностью, ухватился за эту волшебную соломинку. И, вместо того, чтобы что-то делать, успокоился и принялся ждать чуда.

При этом, многие проникшиеся начали повторять - "мы - всекосмичные, мы - всечеловечные, за нами - будущее..."

Так знайте же, что все эти великолепные слова были сказаны ТОЛЬКО о героях Достоевского. Это было сказано о  людях у которых  душа и совесть формируют тело, а тело рождается из больной и страстной души.

Такие люди знают цену преступлению и покаянию. Они разорваны надвое противоречиями и  нигде, никогда не находят успокоения.

Они из страдания делают наслаждение и через него только ощущают полноту жизни. А буржуазное счастье они полностью отрицают...

Ну и? Похожи русские на беспредельных и всечеловечных героев Достоевского? Да полно, не смешите меня. Они и Достоевского-то толком не читали. А, если и читали, то либо вприпрыжку, либо в виде адаптации для умственных инвалидов.

Да и кто, кроме русских, способен с таким гадким сладострастием поливать своего гения грязью - того самого всечеловечного Достоевского, которого Запад признал величайшим гением, какого больше не будет?

Однако, многие русские фыркают, заслышав его имя: "Морализатор! Какого черта он меня поучает?  Да кто он вообще такой? Терпеть его не могу!"

Да, судить о русских по Достоевскому, значит, совершать непростительную ошибку. Прежде всего потому, что писатель рассказывал вовсе не о русских - он писал исключительно о себе.

Это он - всечеловечный. Это его мир - беспредельный, страстный и, не знающий границ.

Это он - богочеловек, а вовсе не всякий человек из России и не русский народ, который, в действительности, самый обыкновенный в ряду других народов.

А затюканный, и неопределенный только потому, что всю дорогу поклонялся чужим богам, а своего так и не нажил.

И он, этот народ,  абсолютно не похож на героев Достоевского, порожденных больным, мистически настроенным человеком с истрепанными нервами и воспаленным  воображением,  который всю жизнь бился в удавке нищеты, ходил по лезвию бритвы и, за неимением лучшего, вынужден был полюбить страдание.

Исходя из вышесказанного, я предлагаю всем отрешиться от незаслуженного титула "всечеловеков", который по заслугам принадлежит только Достоевскому, и взглянуть на свое скромное и обыкновенное естество трезво.

И ещё... Пора уже перестать ждать чуда - оно не наступит. Потому что на этой земле все новое рождается  в страдании, свершается большим усилием и мозолистыми человеческими руками.

Источник: http://www.proza.ru/2019/07/18/78


Рецензии