Байки моего деда

   Я предпочитала каждый год в отпуск ездить ни к морю, а в деревню, где жил мой дед,  где жила родня моего мужа.
Село утопало в зелени. Оно было таким огромным! Я житель Сибирской глубинки удивлялась его размером, его обхватом территории. Мне нравилась вся панорама этого большущего села, которое раскинулось на десятки километров вдоль и поперек.
  Село делилось на две части извилистой рекой, где водилось много рыбы. Речушка неизвестно откуда брала свое начало и куда впадала.
  Приезжая сюда, я могла дышать полной грудью. Воздух здесь был чистым, просто волшебным!
А больше всего я любила вести беседы с дедом, которого за глаза называли дедом  Щукарем. А прозвала  его я потому, что он,  своим внешним видом, да и поведением, напоминал мне персонаж из кинофильма:
«Поднятая целина».
  Сколько он мне поведал баек!  Все жизненные. Случались они в их селе. Их просто было не сосчитать.
 Я слушала его, открыв рот, каждый день. А порою смеялась, что он прекращал свой рассказ, так как я каталась по траве, схватившись за живот.
Садились мы с дедом на лавочке у крыльца с раннего утра и беседовали долго, пока нас насильно не тянули к обеденному столу или к ужину.
 
…Вот у твоего мужа был брат,- очередной раз начал был свой новый рассказ, или, как он сам называл, байка, дед.
Борисом звали его. Царство ему Небесное!- дед перекрестился и, крякнув, продолжал: ох, и балагуром же он был!!! Твой муж в то время был еще мальцом. Скорее всего, ничего - то и не знает о его проделках.
В то время, по селу разговоры шли, что будто бы есть у нас в селе ведьмы. А, чтобы распознать, кто из них ведьма надо было вычислить их. Вот Борис со своими дружками, такими же парубками, как и он сам, прознали: чтобы узнать, кто из женщин ведьма, надо поймать за руку ту, которая перед Пасхой, в ночь, перед открытием церкви, схватится за замок церковной двери. А это было не просто сделать, надо было всю ночь просидеть в укрытии около этой церковной двери, до первых петухов. Считалось: кто первым прибежит к церкви и схватится за замок двери, то та и будет главная, более сильная в селе ведьма.
   Борис был парубком здоровенным, да еще и сельским красавцем слыл - дед почему-то здесь причмокнул языком.  Девчата сохли по нему, сходили с ума. Накануне Пасхи, собрав ребят, человека пять, таких же отважных, как и сам, он  устроил у церкви засаду.
   Вот сидят в темноте, а темень, хоть глаз коли. Ни одной звездочки на небе. В Украине темные ночи, безлунные. Да и темнеет у нас очень быстро. Ты и сама это видишь. Тебе сейчас все интересно. Не жила здесь. А у нас забавная жизнь в селе, особенно раньше была, - дед  вновь закашлялся.
Много курил. Да еще курил свою самокрутку, которую сам же делал из листьев. Каких?- я и не знала.
- Ну, так вот,- прокашлявшись, продолжал дед. Сидят парубки в кустах около церкви. А темень, глаз коли, - вновь повторил дед.  Слышат, шелест какой-то, по той тропинке, что с села ведет.
Борька, как самый смышленый, хоть и был ростом с сажень, схватился и к церковным дверям. Стоит за углом, наблюдает. А в руках сжимает дубинку, сделанную из осины. А не видно ничего, кто там идет, только чувствует, что к дверям подходит кто-то. Да еще и баба одета была во все черное.
   Только та потянулась к замку, как Борька вихрем выскочил из-за угла, да как шарахнет по замку, да и по бабкиной руке. Та завыла, как собака и прошмыгнула между ногами Борьки, как летучая мышь, он даже не успел очнуться, чтобы схватить ту за подол, как той и след простыл. 
«Упустил бабу, черт побери!»- сожалея, говорил он своим дружкам. Поговорив, они разошлись.

   Борька прибежал домой, залез по лестнице на горище, там у него было спальное место, и быстро уснул.
Очнулся, когда мать трясла его, взобравшись по лестнице к нему, за рубашку:
«Ну, сынок вставай же, заспался ты сегодня. Сходи к бабе Варки отнеси ей молоко. Что-то она за ним сегодня не пришла к нам. Может передумала у нас брать молоко? А, может, приболела? Давай, сынок, поспеши. Пока парное молочко не остыло, отнеси ей».
Борис нехотя поднялся  с постели, взял кувшин с молоком и направился к родственнице, к дядьке Митрофану, у которого и была жена баба Варка.

  «Баба Варвара я вам молоко принес - подойдя к порогу, крикнул он. Вы, почему сегодня не пришли за ним?
Баба Варка вышла на крик. Вид у нее был измученный. Рука правая была перевязана и подвешена на животе.

«А что это у Вас с рукой, баба Варка? Сломали, что ли?» - Борис задал ей вопрос.
Баба Варка злобно посмотрела на него и говорит: «Не нужно мне ваше больше молоко». 
И вытолкнула его за калитку. От недоумения тот  растерялся и не найдя, что ей сказать, попятился назад.  Отойдя от дома бабы Варки на несколько метров, он вдруг сообразил и воскликнул: «Аааа! Так вот кто был у церкви! Значит: я ей руку перебил?! Вот это да!  Ведьма главная значит родственница наша?! Она видно, ведьма старая, догадалась, что это я был вчера ночью у церкви».  Борька не знал теперь, что ему делать с молоком. Не нести же его назад домой.  Да и что он скажет матери?
 Вспомнив, что недалеко от их дома поселилась молодая, приезжая пара, он направился к ним.
Зайдя, во двор.  Слава Богу, те оказались еще дома! Борис предложил им покупать у них молоко.
  «Я сам  буду вам приносить его. Хотите: парное молочко, или холодное?»

 Борька не мог прийти домой и сказать матери, что молоко больше у них свояченица Варвара брать не будет.
Молодая пара согласилась, что будут покупать у них молоко и, конечно же, будет очень хорошо, если он сам будет носить им его. Борька был рад.

«Не хватало, чтобы ведьма у нас брала молоко – возвращаясь, домой, бурчал  он сам себе под нос. Эта ведьма, не дай Бог, еще отвадит нашу корову и та давать молока нам больше не будет. Эти ведьмы все умеют делать».

   Обрадовавшись, что он уговорил покупать у них молоко молодую пару, Борька пришел домой, положил на стол деньги и, сказав матери, что он сам будет впредь носить молоко, вновь забрался к себе на чердак, где стал читать книгу, коротая время до вечера, чтобы встретиться вновь со своими дружками.
А читая, прорабатывал в голове, новую затею, которую он с друзьями в скором времени и совершит.
Дед крякнул тут, как утка и сказал мне: « Пошли, внучка, пообедаем, а то опять будим, есть холодное».

18.07.2019г., Москва


Рецензии