В. Пашинина До свиданья, друг мой, до свиданья...

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»
(история последнего» стихотворения)

Из статьи члена есенинского общества «Радуница» Попова В.С.:
«Бытует множество предположений об адресате так называемого предсмертного стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья». Почему ухватились за версию, что упомянутое стихотворение Есенина предсмертное? Вполне понятно, ведь это основной аргумент самоубийства. Однако существует свидетельство, что карандашный черновик этого стихотворения с поправками Есенина хранился у матери поэта в селе Константиново. Татьяна Федоровна говорила, что оно было написано в последний приезд сына в родное село в июле 1925 г. и посвящено умершему другу. Где этот черновик сейчас? Возможно, он хранится в бумагах К.Л. Зелинского, председателя есенинской комиссии, близкого в начале пятидесятых годов к матери поэта (публикация об этом в альманахе «Переяславль» № 4, 1995г.)
Стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» Есенин посвящает Алексею Ганину. Поэт не имеет возможности ни пожать руку другу, ни сказать добрые слова поддержки. Даже имя его писать было опасно, не говоря уже о публикации стиха с посвящением».

Главу о Ганине в книге «Неизвестный Есенин» я начала так: «Зная Есенина, трудно поверить, что он молча проводил погибшего друга, но пока не найдено ни одной строки в адрес Алексея Ганина». Очень скоро я получила от Марка Николаевича Мухаревского из Рязани статью, которая подтверждала мои предположения. Есенин посвятил Алексею Ганину стихотворение – да еще какое!
Алексей Ганин был расстрелян 30 марта. 27-го. Уезжая в Баку, Есенин уже знал, что друг обречен. Вот как описывает Василий Наседкин поэта перед его отъездом: «Он похудел. Становился раздражительным. Он уезжал как будто примиренный с чем-то и был далеко не весел. Накануне отъезда, совершенно трезвый, он долго плакал. В последний день грустная улыбка, вызывавшая в близких жалость и боль, не сходила с его лица. Он действительно походил тогда на теснимого и гонимого» (В.Наседкин. «Последний год Есенина»).

Продолжение следует


Рецензии