Роль микронутриентов в профилактике рака молочной

В эпидемиологических работах последних лет установлена значительная вариабельность частоты рака молочных желез в различных регионах страны, и среди возможных причин назван характер питания в этих регионах, а именно поступление микро и макронутриенов (в первую очередь Омега-3 и Омега-6 жиров, трансжирных кислот).
Уместно предположить, злокачественных новообразований можно избежать путем коррекции рациона.
Идею о модификации (изменении) диеты как превентивной меры рака молочной железы можно считать перспективной.
Из диэтических компонентов, которые могут снижать риск РМЖ исследованы эссенциальные жирные кислоты.
При дефиците в питании Омега-3, в клеточных стенках преобладают Омега-6, однако если поступление оптимального количества Омега-3 восстанавливается, то они вытесняют Омега-6 из мембранных фосфолипидов.
Как правило, более дефицитные для организма Омега 3.
Они содержатся в жирной морской рыбе и ряде морепродуктов, в семенах льна, льняном рыжиковым и горчичном маслах.
И далеко не каждый россиянин может «похвастать» их наличием в ежедневном рационе.
Стоит отметить, что получать Омега-6 ПНЖК (полинасыщенные жирные кислоты) человеку гораздо проще:
Ими богаты растительные масла зародышей пшеницы, грецкого ореха, а также оливковое, арахисовое, кунжутное и всем доступные семена подсолнечника, грецкие орехи, мясо индейки и курицы, соевые бобы.
От того, какими жирными кислотами представлена клеточная стенка (следовательно от питания) зависят её свойства, функционирование мембранных белков и их специфические взаимодействия с липидами и другими белками.
При преобладании в организме Омега-6 и мононенасыщенных жиров, мембрана клетки становится плотной, а транспорт питательных веществ и выведение продуктов жизнедеятельности весьма затруднительны.
ПНЖК семейства Омега-3 замещают арахидоновою кислоту (Омега-6), побеждая в конкуренции с ней за место в фосфолипидах клеточной мембраны, обеспечивают ей необходимую «текучесть», а в клетке - оптимальный обмен с тканевой жидкостью.
Исходя из этого встаёт вопрос: можно ли с помощью добавок с Омега 3 уменьшить риск рака молочной железы?
Именно с представителями семейства Омега-3 – а-линоленовой (АЛК), докозагексаеновой (ДГК) и эйкозапентаеновой (ЭПК) ученые связывают свои надежды на возможность предотвращения рака.
Они полагают, что Омега-3 (главным образом ДГК) оказывают противоопухолевое влияние через воздействие посредством изменения фосфолипидного обмена.
ДГК потенцирует апоптоз, замедляет малигнизацию, увеличивает выживаемость организма.
Биологическая роль Омега-6 ПНЖК - линолевой и арахидоновой кислот, важно при благоприятном соотношение с Омега-3 (1:4), первые стимулируют защитные воспалительные реакции, ускоряют Иммунный ответ и заживление.
Однако большая пищевая доступность объясняет преобладание Омега-6 ПНЖК и в рационе, и в организме.
Такой дисбаланс, отнюдь не безопасен (в аспекте РМЖ тоже): при росте отношения Омега-6 к Омега-3 нарастает воспаление и процессы канцерогенеза.
Учёные полагают что Омега-6 ПНЖК не просто тормозят, а катализируют онкопроцесс в молочных железах.
При этом Омега 3 ПНЖК, напротив, способны заблокировать стартование ракового перерождения.
Преобладание железисто фиброзного компонента над жировым, вызывая повышенную рентгенологическую плотность молочных желез у женщин старше 40 лет - повод насторожиться для врача.
На фоне избыточного количества жировой ткани, врач рискует просмотреть начавшееся перерождение железистого фиброза в рак.
Свой вклад в здоровье молочной железы вносит еще один важный нутритивный микрокомпонент – йод.
Концентрация йода в грудном молоке в 4 раза превышает таковую в щитовидной железе, чтобы максимально насытить йодом щитовидную железу новорожденного и обеспечить нормальное развитие его нервной системы.
Гипотериоз и низкое потребление йода даёт гиперреакцию на гормон Эстрадиол при этом происходит избыточная пролиферация (разрастание) aльвеолярных клеток, нарастает атипия, дисплазия и даже неоплазия (перерождение), а ткань mammae  становится более восприимчивой к воздействию канцерогенов.
Нехватка йода выступает основным причинным фактором снижения тиреоидной функции, и это состояние часто сопутствует канцерогенезу в молочной железе, так или иначе связанному с дефицитом микроэлемента.
При гипотериозе (снижении функции щитовидной железы), затрудняется ранняя диагностика и возрастает вероятность формирования отдаленных метастазов при раке mammae.
Диффузные ДЗМЖ (доброкачественные разрастание молочной железы) также можно эффективно лечить или предотвращать с помощью введения в рацион добавок йода.
Таким образом, ликвидация йодного дефицита - важный вклад в профилактику ДЗМЖ м РМЖ, и о здоровье щитовидной железы необходимо помнить не только эндокринологу, но и акушеру-гинекологу.
Сам факт пролиферативных изменений в органе нельзя считать предраковым процессом, однако на этом фоне чаще формируются признаки атипии и малигнизации.
В снижении рака в молочных железах может сыграть и модификация образа жизни - ограничение калорийности продуктов, коррекция алиментарных дефицитов.
Липидный комплекс Ламинарии, названый KЛАМ, содержащий в составе дополнительно йод и хлорофилл, под названием МАМОКЛАМ хорошо зарекомендовал себя в профилактике дегенеративных изменений, то есть мастопатий.
О связи РМЖ поздним деторождением и коротким периодом грудного вскармливания врачам известно, однако фактор питания, как фактор риска всё-таки имени недооценен.
Врачи могут опираться на имеющиеся клинические результаты применения средств, так или иначе обогащающих нутриентный состав пищи, для лечения пациенток с фоновыми болезнями молочных желез.



Г.Г. Исмагилов
13 июля 2019 года


Рецензии