Уважительное отношение к микробиоте организма

Медицинская наука пересматривает отношение к антибиотикотерапии, этому спасительному средству, свыше последних шести десятилетий, успешно помогавшему врачам перебороть опаснейшие септические инфекции, успешно спасая миллионы жизней, ещё в сороковые годы прошлого столетия.
Человечество спохватилось, поняв, что прежние концепции медицины утеряли значимость.
Если во второй половине XX века врачебное сообщество считало, что можно с помощью лекарств контролировать вопросы, связанные с человеческим здоровьем, то сейчас выяснилось:
Концептуально неправильное понимание патофизиологии самого человека привело к тому, что мы вырастили микромонстров, с которыми современная медицина не может справиться.
Появились супербактерии, которые лечить уже нечем.
Уровень и скорость создания новых антибиотиков никак не соответствует той скорости, с какой появляются новые возбудители заболеваний.
Причём многие бактерии, которые раньше рассматривались как вполне безобидные части микробного сообщества, вдруг стали смертельно опасны.
Выяснилось, что те изменения, которые происходят в структуре заболевания, имеют под собой микробную первооснову.
Например, в начале XX века инфаркт миокарда рассматривался как редкое заболевание. Онкозаболеваний тоже было мало.
Сегодня сердечно-сосудистые болезни и рак держат первые места в смертности населения.
Мы их лечим. Но что лечим? Симптоматику.
У человека высокое давление - давай его снижать. Опухоль? Давай её удалять. Утверждать что инфаркт и рак следствие дисбаланса микробиоты в человеческом организме ещё рано, но ясно как день, всё в нашей жизнедеятельности связано с микробиотой, значение которой нами врачами недооценено.
Например, измения в микробиоте являются причиной атеросклероза сосудов, в том числе головного мозга, ряда онкологических заболеваний, в том числе в желудке и печени.
Развитие диабета, ожирения, нейродегенеративных заболеваний также связано с микробиотой.
И стресс важнейшим образом связан на микробиоту.
Оказалось, что люди в состоянии стресса вырабатывают у себя в организме большое количество всевозможных нейрогормонов, различных модуляторов взаимоотношения между нашими собственными тканями и бактериями.
В чём проблема неверного использования антибиотиков?
Принимая антибиотики вместе с патогенами, мы выметаем собственные полезные бактерии, оставляя в кишечнике антибиотикоустойчивые болезнетворные патогенные микробы. Оставшись одни без сдерживающих их рост соседей они не замедляют вызвать понос, общепринято лечить этот понос под названием дисбактериоз, как узаконенное осложнене антибиотикотерапии.
Мы не нашли в Britanica, или в Большой советской энциклопедии емкое определение понятию микробиота.
Это слово вошло в обиход последние два-три года.
Взаимодействие человеческого макроорганизма с десятками тысяч видов микроорганизмов - очень сложная система. Вирусы, бактерии, грибы, простейшие и другие живые микрочастицы, обитающие в носоглотке, кишечнике, на коже в совокупности (вместе взятые) называются микробиота. В здоровом человеке они сосуществуют и обеспечивают здоровье макроорганизма, то есть, человека.
Как быть когда у человека, в его микробиоте, случается дисбаланс? Самостоятельно микробиота долго и плохо восстанавливается, нужна помощь в виде отдельно выращенных бактерий. Можно дать пробиотики, которые продаются для всех, а лучше принять вещества, которые помогают своим бактериям быстро восстановить баланс - пребиотики или метабиотики (постбиотики). В этом отношении хорошо зарекомендовали молочнокислые пробиотики, содержащие инулин или левулезу (пребиотики).
Когда мы берём и выращиваем собственные микроорганизмы, которым адаптирована индивидуальная иммунная система, задача вырастить из них микроорганизмы, которые способны восстановить нормальную жизнь больного хозяина.
Вырастить собственные полезные бактерии для конкретного больного и дать ему в виде микробного препарата - ряженки или капсулы с живыми бактериями.
Микробиоту можно формировать из образцов желудочно-кишечного тракта (из прямой кишки легче достать), из ротовой полости, из урогенитальной системы. Из любых выделений человека вырастить пребиотик для конкретного человека.
А лучше набрать микробиоту от здорового человека, но мы вспоминаем о микробиоте когда человек безнадежно заболел, тогда приходится брать от больного человека нужные бактерии и выращивать, чтобы они могли оказать ему помощь.
Очень важно создавать биобанки, куда человек в здоровом состоянии, сдавал бы свою микробиоту на сохранение.
А когда заболеет и возникнет трудная проблема со здоровьем, срочно вырастить собственную микробиоту и дать ему в виде таблетки или ряженки.
Аутопробиотик хорошо помогает при синдроме раздражённого кишечника, или даже при нейродегенеративном заболевании, рассеянном склерозе, лечение которого представляет огромные трудности для сегодняшней медицины.
Так какой же практический к действию вывод из вышеизложенного?
Вот послушайте. До санкций президента Трампа у нас  в России вполне легально распространяли американский чудодейственный препарат transfer factor (трансфер фактор)
К нам в Нижнекамск привозили распространители из города Кирова.
В аннотации сказано, при длительном применении до 6 месяцев, преодолеваются все безнадежные болезни организма, даже запущенные раки становятся операбельными.
А через год эти же люди начали продавать трансфер фактор Cardio для лечения инфарктов и их предупреждения.
Оказалось капсулы эти состоят из высушенного коровьего молозива и яичного желтка с добавлением боярышника для лечения кардиобольных.
В молозиво, кроме наиболее ценных лактобацилл входят энзимы, выделяемые коровьем выменем впервые 5 дней после отёла, то есть родов.
Мне подумалось, уважаемый и любимый наш зам премьера, министр Марат Ахметов каждый месяц с гордостью сообщает, сколько родилось телят, сколько надоено молока. Выходит есть у нас сырьё для изготовления татарского transfer factorа, но уже под другим татарским названием, дататочное для лечения тяжёлых госпитальных больных.
Или вот другой пример, башкирские бабушки и мамы большие мастера готовить особую закваску для изготовления катыка в своих хозяйствах, и даже для продажи на станции Чешма. Прекрасный продукт!
Касательно нашей темы другое.
Перебродивший катык, загустевший, сутки сцеживают в полотняном плотном мешке. Сыворотку дают обратно корове пить, а из того что осталось в мешке, лепят наподобие круглых булок и долго сушат в тени, а когда образуются твердые шары, хранят на зиму в сухом месте в подобных же полотняных мешках.
Умные оказались предки башкир, этот сухой круглый комок под названием «корот» берут с собой в дорогу, когда едут в Иргизли (Бурзяновский район) на многодневную лесозаготовку на всю зиму, а затем лес сплавляют весной по Белой.
В командировках пища не качественная, понос обязательный компонент длительных зимних командировок. Представьте, «корот» хорошо помогает перебороть этот злой недуг – понос. Помогает и при употреблении жирного мяса, после командировочной голодовки.
В девяностые годы я был приглашен турецкими партнерами в гости и просил показать жизнь простых людей в турецких деревнях.
Оказалось, они также как и мы, заедают жирную пищу с помощью бульона изготовленного из корот.
В отличие от нас, от татар, они массово изготавливают напиток «Айран», очень вкусный и полезный. Айран продаётся всюду и очень покупаем, даже туристами, как национальный полезный продукт, помогающий при слабости живота.
Тюркские народы, не сговариваясь, ничего не представляя о лактобациллах, пришли к изготовлению и употреблению этих продуктов исходя из векового опыта большой пользы корот в пищеварении и укрепления организма и продлении здоровой жизни.
Ну а что же делали мы в Нижнекамске, наперёд зная всё это.
Мы тоже не сидели сложа руки, построили диэтлечебницу, организовали при медсанчасти нефтехимиков (было такое время), цех по изготовлению лечебного молока – ряженки, богатой bacteria bifida и Болгарскими палочками.
Поставили Эпид санитарную службу больницы контролировать, подчинив им баклабораторию больницы.
Были времена, когда в Нижнекамске прекрасный хлеб из пророщенного зерна изготавливали (сегодня об этом можно лишь вспоминать), брали из хлебозавода мешками отруби ржаные (были всякие, даже овсяные). Главное бесплатно, закупили порошок расторопши как желчегонное.
И вот представьте себе:
Все стационарные больные три раза в день получали специально обогащённый лактобациллами кефир, и йогурт и т.д., добавляли отруби и шрот расторопши по вкусу. Дополнительно полагалось запивать минеральной водой добытой из скважин на территории больницы.
Если не верите мне, спросите Чесновского В.М., Миллер Э.В., Кудашеву Л.Г., Бакирова Р.С.
Они ведали своими стационарами, подтвердят.
Так лечили мы нижнекамцев, нефтехимиков в первую очередь.
И  получали ускоренное выздоровление, меньше прибегали к антибиотикам.
Уже в первый год мы сэкономили 1 млн. рублей на антибиотиках.
Ну, как говорится, хорошего много не бывает, не долго играла музыка, началась реформа здравоохранения в Нижнекамске (2009 - 12 г.г.).
Всё что не вписывалось в рамки стандартов больничной кассы -  «оптимизировали». Диэтлечебницу у нас забрали, насосы скважин сдали в металлолом, излишества в виде йогуртов и отрубей и даже  с расторопшей молча прикрыли.
Да много было глупостей с «оптимизацией». Пусть останется на совести кто это сделал и разрешил.
История сама расставит по местам и даст должную оценку этой реформе.
Но а я о другом. Мы своим новым в лечении, просто не вписались в эпоху реформ и демократизации после изгнания советской власти.
Нужно было время, чтобы изменить психологию врачей и вбить им новые знания и новые подходы массового оздоровления населения через правильное питание, умеренности в еде; при таком изобилии продуктов, трудно удержать людей от поголовного обжорства. Потребуется время, чтобы изменить и государственное мышление законодательном контроле за здоровым питанием населения.
Нужны люди, способные на перспективное мышление, с предвидением грядущих изменений в самой машине здравоохранения страны, здоровье через питание, и врачи, способные оставив старое, лечить индивидуально каждого, научно изменив его микробиоту.
Нас ждут интересные захватывающие дела во врачебном искусстве.
Лично я не жалею, что родился раньше своего времени. Нужно было пережить эпоху реформ и перемен, чтобы понять, мы уже тогда не ошибались. Нужна Нижнекамску новая диэтлечебница и я готов нефтехимикам помочь построить её с учетом прошлых ошибок.



Г.Г. Исмагилов
Июль 2019 года


Рецензии