Завтра была война Гл. 21 Люди тыла

   Однажды вечером, когда санитарный поезд стоял на запасном пути и ждал своего часа на отправку,Оксана Андреевна позвала Астру.
 — Надо поговорить. Давно хочу это сделать, и все никак не получается...
Садись...Она налила чай и открыла пачку печенья.
 — Я обратила внимание — ты не испугалась бомбежки, пожара в поезде, не растерялась при эвакуации раненых. И главное, из тебя получилась толковая операционная сестра! И ладишь со всеми! Уже три месяца, как ты в моей команде, а я — кроме работы, ничего о тебе не знаю. Расскажи о себе: — Кто, откуда, семейное
положение? Куда направлялась? Как очутилась в Депо Светлое? И еще: — хватит мне выкать. Зови по имени.

     Астра рассказала, что приехала в Одессу по письму учителя — искать отца, а попала на войну...
  Если бы она знала, что солдат, который на полустанке Депо Светлое помогал ей выводить раненых из горящего поезда — был ее отец! Но она этого не знала.
  ...О Романе и ребенке, которого ждет, умолчала из-за своей стеснительности.
  Пока Оксана Андреевна наполняла, по второму разу, чашки чаем- задала свой вопрос: — Откуда взялся передвижной санитарный госпиталь? На курсах им об этом не говорили.
 — Поезд — появился в мыслях моего мужа — конструктора Ленинградского КБ Октябрьской железной дороги. Первые его рейсы были сделаны в 1939 году, во время войны с Финляндией. Вывозили тяжелораненых с фронта в госпитали Ленинграда.
 В Финскую я работала на этом поезде и уже тогда — сложилась наша мобильная команда. Сейчас передвижной госпиталь снова, как никогда,оказался востребованным. И наша команда тоже. Мы забираем раненых фактически с поля боя, оказываем экстренную помощь, везем в тыл и возвращаемся за новой группой...

     — Но дороги бомбят! Поездки опасны?
 — Пока немцы больше бомбят воинские части и населенные пункты. Дороги – меньше. Дороги им нужны для переброски своих сил, техники и других грузов.Поэтому, бомбят только по наводке или по приказу. Обстановка часто бывает неопределенной. Но при
всей сложности -справляемся! А, если серьезно, на войне не угадаешь, где тебя
поджидает опасность. Еще говорят, что снаряд не бьет в одно место дважды. А все, кто в поезде,— уже получили железные гостинцы...Вот, и не теряем надежды, что второй раз беда нас минует, — рассмеялась Оксана. И уже серьезно сказала:
 — Нельзя нам думать о плохом! Тем более, что наш поезд не место, где можно спрятаться от опасности. Основное наше назначение — оказать быструю медицинскую помощь и передать солдата дальше на получение здоровья.

    — Я понимаю, что в первую очередь, вы — врач. Но для вывоза раненых с прифронтовой полосы этого мало. Надо еще хорошо знать местность и пути — дороги?
 — Нам вся страна помогает в этом. Разве ты не видела, как быстро в Депо Светлое заменили разбитый вагон? Проверили сцепления всех остальных...Впереди нас идет дрезина! Поезд часто сопровождают наши самолеты! Состояние пути, по которому мы движемся — под постоянным наблюдением мобильных железнодорожных бригад. Они знают — куда повернуть, где объезд, где запасной путь, где можно отстояться, пока идет его восстановление. Железнодорожники воюют, как и все остальные — днем и ночью, не покладая рук! И с ними всегда на связи, наш Ангел –Хранитель,технический начальник поезда, Антон Семенович. Тот, что подобрал тебя в Светлом. Еще у нас очень опытный машинист- Василий Николаевич. С такими людьми,нам просто стыдно думать о плохом!

      — А где сейчас ваш муж?
 — Он сопровождал первый передвижной госпиталь в Финскую войну. По своей воле остался на передовой, где его и нашла пуля финского снайпера. Жаль, детей не успели завести...
 Астра долго думала, как признаться Оксане в том, что она ждет ребенка. Ведь скоро беременность она уже не сможет скрыть! Но когда Оксана упомянула о детях, решила, что в этом признаться надо сейчас.
 — Я хотела вам сказать, — робко, преодолевая смущение, произнесла девушка,— что жду ребенка...
 — Да, — удивилась Оксана. –Глядя на тебя — не скажешь...
 — Внешний вид может обмануть...
 — Ребенок — это хорошо — задумчиво отреагировала начальник госпиталя.

      Астра перевела дух: -Она поступила правильно,что открылась. Тайны больше не существует.
 — Сколько беременность? — поинтересовалась Оксана.
 — Четыре месяца... Что делать — не знаю...
 — Что ты не заешь? — Пока работать! Впереди у тебя еще много трудовых будней. Когда подойдет срок, естественно — будешь рожать. Здесь. У нас...
  Увидев, что Астра растерялась от ее слов, более мягко дополнила:
 — Но, если хочешь доносить ребенка и родить его в спокойной обстановке, не стесняйся — скажи!
 — А где сейчас спокойно? Сейчас никто не может сказать, что будет завтра. Знаю одно: — пока могу, должна выполнять свои обязанности. Покидать санитарный поезд — не собираюсь, если, конечно, вы сами не решите иначе.

     — Погоди, погоди! Решение должно быть не моим, а твоим! — Ее не захочешь рожать в поезде — снимем тебя и оставим в тылу. Останешься с нами, но не захочешь возить ребенка с собой — поместим его в Детский дом до окончания войны. Но в любом случае — Это — только твое решение. Что же касается меня, то считаю, что здесь, со мной — ты даже более защищена, чем одна, -закончила Оксана. И, немного подумав, добавила: — Я одинока, и ты — мне, как дочь. Пусть твой ребенок будет для меня внуком или внучкой. И не волнуйся –выходим! — Обещаю.

    Астра была взволнована разговором с начальником поезда и очередным поворотом в своей судьбе.
 — Так ты не сказала –кто его отец, — уже «издалека» услышала она новый вопрос от Оксаны.
 — Пилот морской авиации — Роман Орлов...
 — Он знает о ребенке?
 — Нет, — в смятении ответила девушка.
 — Как нет! — удивилась Оксана.
 — Это был наш — случайный «грех» на самой чистой и высокой ноте любви, — сказала Астра. — И он неожиданно дал росток новой жизни...
 — Почему ты не написала ему?
 — Нет адреса. Связь потеряна с первых дней войны.
 — Где он служит?
 — Насколько я знаю, в составе авиационного отряда Балтийского флота...

    — Ладно...Будем искать. Пиши отцу ребенка письмо, — сказала Оксана Андреевна. — Мы попросим Антона Семеновича переправить его в Ленинград. Найдет он твоего Романа.
   В январе (42) у Астры родился мальчик. — Как назовешь, — спросила Оксана.
 — У меня без выбора. От Романа нет известий...Где он? Что с ним? — Большие глаза Астры были печальны.
  Оксана Андреевна прочитала мысли молодой женщины и дипломатично сказала: — Ответ от Романа, возможно, в пути. А с именем — не спеши. Зови малыша: — сын, сынок, сыночек...
  Астра работала медсестрой в передвижном госпитале больше полутора лет. Их поезд за это время побывал на разных участках боевых действий. В начале войны, вывозили раненых с Южного и Западного фронтов. А когда немцы подступили к Ленинграду, его
вернули к месту приписки- прифронтовая полоса Ленинградского фронта: — Ладожское, Волховское, Тихвинское направления. После загрузки он всегда шел в сторону Вологды.
   
   Движение санитарного поезда было не предсказуемым и определялось театром боевых действий, безопасностью и состоянием путей. Двигались обходными и короткими путями. Принимали раненых, тут же -оперировали и вывозили в тыл, в основном, ночью.
 Неоднократно вынуждены были останавливаться, из-за разбитых путей и ждать помощи. Попадали под бомбежку, горели, перетаскивали раненых стояли под маскировочной сеткой в тупиках...вставали на ремонт,ждали исправление путей... После передачи раненых,новый маршрут складывался по обстоятельствам, но всегда в сторону прифронтовой полосы. Астра, ранее жившая в мире музыки, много чего не знала о жизни, людях, о своей стране. Например, не имела никакого представления — чем занимаются железнодорожники. Или о том, что до войны, под Ленинградом, была разветвленная сеть электрических железных дорог...

    При ответственной и напряженной работе, с годовалым сыном на руках, не имея известий от Романа — Астра изводила себя сомнениями, правильно ли она поступает, подвергая сына опасности, и в тяжелых мыслях — забывала об отдыхе. Оксана заметила ее подавленное состояние.
 — В твоих глазах все время тревога. И отдыхаешь ты мало. Так нельзя! Ты ничего не хочешь мне сказать? — Астра «ответила» открытым взглядом своих бездонных синих глаз и тихо произнесла: — Боюсь за сына... Хочу просить вас, на последнем развороте, оставить его в тылу.
 — Мудрое решение, — поддержала Оксана. — Тем более, что от груди ты его уже отняла.
  Мальчика, под именем — Роман Орлов, поместили в Детский дом в Вологде.

    Продолжение следует. https://e-shirokova.ru/


Рецензии
Я прочитал эту главу с интересом. Мне все, что встречается про войну очень важно так как я работаю над шестым юбилейным выпуском альманаха "Страницы жизни", посвященного 75-летию Победы. Приглашаю Вас разместить свое произведение в нем. Выбор Ваш, если Вы согласитесь. Об альманахе - "Мое детище", в нем отзывы авторов предыдущих выпусков и некоторая информация.
С признательностью, Павел.

Павел Лосев   24.01.2020 07:56     Заявить о нарушении