Асса

" Асса ! - Асса? - Асса ! это и было единственное донесенное до нас из тех допотопных времен слово , а вместе с ним передалась кому - то из нас их сила и чистота ."

Давно прошли те "допотопные времена - конца восьмидесятых годов прошлого столетия, где самым сумашедшим образом на перекрестке двух эпох происходило столкновение двух миров человеческого мировозрения и понимания,показанное в культовом фильме Сергея Соловьева на примере "дуэли " представителей тогдашних "авторитетов" криминала ( человека без имени с многозначительной фамилией Крымов ), и андерграунда - " неформала " , просто музыканта , и просто молодого человека , причем тоже без имени . Просто Бананан. Впрочем ,нет у него не только имени , но и адреса с пропиской. А они ему зачем ? Он ведь " поэт. Он на белом свете живет ". Бананан вызывает у Крымова ,посягнувшего в его понимании на роль соперника в любовной истории , вполне объяснимую идиосинкразию своей полной, с его точки зрения , несостоятельностью :
" - Взрослый человек - мешок на ухе , в очках стекол нет.."
Почему же девушка по имени Алика , эмоционально замороженная до встречи с ним ( или просто замершая в промозглой зимней Ялте ?), поверила , что " главное- не стекла ? Главное - ощущать себя зрячим человеком ? " Бананан чувствует себя как рыба в воде , ему дышится легко и свободно , он купается в зимнем черном море , и прилюдно посвящает забавную песню про старика козлодоева ее ошеломленному такой наглостью спутнику.
Крымов, неожиданно для себя самого, чувствует угрозу своему личному счастью , и пытается решить вопрос ,обычным для него образом - договориться "по-простому " :
" Кто-то из нас должен уехать. Разница в том , что я могу тебе хорошо заплатить ."
Дикость , скажете вы ? "Дикость.Как , впрочем, и любой компромисс. "
Недоумевающий Бананан договариваться не захотел,и выбрал из двух предложенных ему вариантов самый беспроигрышный - смерть.
" На тот свет идтить не котомки шить ".
Крымов грамотно и быстро реализовал простой план по устранению несговорчивого горе - соперника, ухмыляясь про себя в усы. " Хорошо все сделали , как конвой в зоне вяжет ."
Но только не удалось Крымову вернуть себе спящую царевну Алику , потому - как разбудил ее поцелуем прекрасный принц Бананан , и стало ей на душе "как-то исключительно грустно..."
И хоть недолго погостила она в его " чудесной стране" , но и этого хватило,чтобы понять главный постулат : " Смерть стоит того,чтобы жить , а любовь стоит того, чтобы ждать.."
Сонный пейзаж застывшей зимней Ялты на фоне бушующего свинцового моря..Припорошенные снегом спящие огромные темно-зеленые кипарисы..Падающий в серые вздыбленные волны несчастный отчаявшийся маленький человек-лилипут..
" Мама,какой юг ? Тут снег лежит.."
Весь фильм пронизывает ощущение неизбежной развязки , скорой беды.
И безнадежности от бессилия перед Крымовыми , которые вот так легко могут растоптать чьи-то жизни . Они -вершители судеб мира сего. "Тут,сынок,жадничать нельзя. Сколько скажут,столько и нужно дать. Богатые люди - особые люди."
Тем не менее, смотришь кино , и отчетливо понимаешь - это реквием по мечте Крымова о том,что весь мир устроен просто и материально , согласно " здоровью и полученному образованию." Да и по самому Крымову тоже.
В одном из интервью Сергей Соловьев ответил на вопрос о том, как он относится к тому, что его героя Бананана считают никчемным человеком, а Крымова - положительным персонажем.
" - На всех пресс-конференциях Слава Говорухин садился отдельно. Ему нравилась картина, нравилась роль, он вообще мой приятель большой, но садился всегда в стороне. Два человека садились в стороне от нас, обреченных на ответы на вопросы. Витя Цой сидел в стороне и Слава Говорухин. Причем оба ходили на пресс-конференции, но сидели в стороне. Вот Слава как раз и озвучил эту историю: «Все, что вы говорили здесь про святое авангардное искусство, это чушь собачья. Это история о человеке талантливом, умном, способном, настоящем, который не смог себя в этих условиях реализовать. Трагедию этого человека я играл ".

А в фильме на смену исчезнувшему Бананану приходит герой ,сыгранный Цоем ,с его ставшей знаменитой песней- манифестом в финале , и Алика продолжает носить его дурацкую сережку , несмотря ни на что.

" Слабоват огонек ! Таким путь не осветишь ..
Не скажи ! - если каждый из нас зажжет по спичке , света будет на пол- неба. "

А теперь представьте себе на минуту,что фильм вышел на экраны страны более тридцати лет назад ...
И ответьте себе на вопрос - почему же он и сейчас не потерял свою актуальность ?


Рецензии