Импрессиньо Глобуса изнутри. Любовь половая

Импрессиньо Глобуса изнутри, или как управлять мыслью. Популярная психология.
Глава вторая. Любовь половая, определение и стадии.
Посвящается философам любви Либиху С.С. и Кону И.С


Краткое содержание второй главы:
ЛЮБОВЬ ПОЛОВАЯ — ВЫСШАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЖИВОГО.

В заключение нашей встречи Анатолий Александрович поинтересовался оставшимися у нас вопросами. Татьяна Мусиякина сказала, что сейчас мы пишем сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и Мир», и ей непонятно поведение Наташи Ростовой, ей непонятно влияние любви на поведение человека. АнатАл помолчал и направил нас к специалисту по любви.
       Какой-то сотрудник, торопливо проходивший по коридору, взялся нас сопроводить. Мы зашли в лифт и долго-долго ехали вниз, показалось, что мы уже спустились в подвал и продолжали опускаться всё ниже и ниже. Однако, мы очутились на втором этаже. Наш проводник подвёл нас к двери с табличкой «Анатомия сексуальности», открыл дверь, протолкнул нас в узкий проход и побежал дальше. Наша группа, тесно сжатая со всех сторон, в нерешительности замерла в передней, в проходе. Мы, мальчишки и девчонки, сгрудились, оказавшись очень нескромно приближены друг к другу.
       Не замечая нас, руководитель лаборатории разговаривал с котом: «Кто это сегодня у нас разбил склянку и порвал плёнку?», «Не-я» — мяуча, отвечал кот и тёрся о ноги. «А кто здесь напакостил?». «Не-я» — ещё с большим удовольствием нахально пропел он и, облизывая себя, разлёгся на солнышке. «Не-я, не-я», другие слова знаешь?». «Не-А» — послышался ленивый и наглый ответ.
За открытым окном стоял фонарный столб, на котором сидел особо музыкальный дятел и барабанил в зачем-то приваренную туда металлическую пластину: «Дзинь-дзинь, дзынь», — два высоких звука и один низкий, два коротких и лёгких и один основательный и продолжительный. Потом дятел долго прислушивался, дожидаясь окончания вибраций, и повторял снова.
В роще переговаривались птицы: «Чаюхотите? заходите», «чайникипит, чайникипит», «видите, видите?».
«Вижу, вижу, что раскудахтались?» — сказал Зануда и выключил чайник.
      Этого человека знали все в нашем городке, потому что он был странный. Вообще-то, его звали то ли Альберт, то ли Альбертович. Как-то был джазовый концерт, и он там участвовал, и поразил всех. Сначала он сыграл на кларнете, потом под эту же мелодию исполнил или балет, или пантомиму, и только потом спел, уже проиллюстрированную таким образом, песню собственного сочинения. По улице он ходил как будто танцевал менуэт, такая вычурная (другого слова не скажешь) походка. Но, если по пути нечаянно проходил мимо нужного места или его заинтересовало вдруг что-то невзначай, он «включал заднюю передачу» и шёл спиной назад. Со стороны это выглядело, как будто ребёнок играет в водителя автомобиля, но у него это получалось естественно. Если у подъезда жильцы вели какой-нибудь бытовой разговор и его, спешащего, проходящего мимо, спрашивали, он останавливался, глубокомысленно вздыхал, говорил: «Понимаете ли …», — и начинал разбирать проблему от самых истоков, обсасывая её со всех сторон до самых мельчайших косточек, по сути читая лекцию по философии.
Все называли его Зануда. Когда же мы случайно услышали, как он разговаривает с кошкой, за его окном дятел играет на музыкальном инструменте, а весь птичий мир пользуется человеческим языком, нас это приятно удивило.
И только выключив чайник, он нас заметил. «А, вы уже пришли», — смутился он и стал в третью балетную позицию, красиво сложив руки.
     Лена Короткая (мы звали её Коротышкой, она была маленького роста, да ещё с такой фамилией, но весёлая, боевая и всегда впереди) спросила: «Зачем роботу нужна сексуальность». И мы все засмеялись. Альбертыч стал рассказывать, что английское слово ”sex” обозначает деление на мужской и женский пол, но в русском языке носит несколько негативную окраску. У нас есть слово «Пол», происходящее от понятия «половинка». Для создания семьи, для рождения детей необходимо объединение в единое целое. Но в русском языке есть ещё слово «пол» — «нижний настил в жилище». Постепенно второе слово наложилось на первое и «прибило «Пол» к полу». У некоторых народов в языковых традициях отсутствует проявления Пола вообще.
В нашей культуре всё пронизано призраком признака Пола. Почитайте Державина, Пушкина, Гоголя, Крылова … Есенина, проникните внутрь народных сказок и песен, вам станет это очевидно. Поэтому наши роботы в дизайне будут иметь элементы Пола в зависимости от функциональной принадлежности.
Люба Краснобаева попыталась ввести разговор в правильное русло: «Мы все далеки от секса …» . «Неужели?», — возразил Зануда и многозначительно посмотрел на Вовку Вовка, который был припёрт к Любе сзади. Она поняла этот грубый намёк, замолчала и покраснела.
    «Наша жизнь пронизана сексуальностью: мужчины пропускают женщин вперёд, подают им руку, помогают, поддерживают не потому, что женщины беспомощны, а потому, что это Половой этикет.
     Мне Анатолий Александрович сообщил, что вы интересуетесь проявлениями Половой любви». Мусиякина тоже покраснела и стала оправдываться: «Вовсе нет, мы пишем сочинение …»
     «Не будем лукавить, «физиологическое умопомешательство» Наташи, так красочно описанное в романе, является нормальным биологическим процессом и связано с Половой любовью», — возразил Зануда.
Понимаете ли, наше поведение во внешнем мире — это сосредоточие влияния всех элементов, из которых мы состоим. Но если в обычной жизни поведение всё же контролируется разумом, то в период любви абсолютно подчиняется внутренней природе. Мы — лишь отражение тени внутренних химических процессов.
Как вам известно, живое появилось из неживого закономерным путём усложнения химического строения неживого. Живое отличается от неживого слаженностью, относительной автономностью и скоростью протекания химических процессов. По сути, неживое тоже является живым, но процессы там, абсолютно завися от внешних условий, взрывные или очень медленные, настолько медленные, что кажутся неизменными — неживыми. Между живым и неживым есть переходные формы, которые образуются в результате химических процессов неживого. Переходные формы, попадая в неблагоприятные условия для протекания собственных химических реакций, замирают и могут в таком неживом состоянии находиться очень продолжительное время, а когда условия благоприятствуют, то они оживают. Переходные формы включают в себя многообразные простые (простые с нашей точки зрения) химические соединения. У некоторых из них жизнь коротка, а у некоторых бесконечна, некоторые не способны к размножению и, появившись из неживого, растворяются, исчезая бесследно,
 0 — * — 0
 другие обрели способность размножаться. Природа, создавая живое, действовала сразу по нескольким направлениям, и переходные формы могут быть мельчайшими белками (мельче вирусов), вирусами, мелкими нуклеиновыми кислотами, и даже соединениями, имеющими не углеродную цепочку, а цепочку из кремния. В этом микромире переходных форм вирусы ближе к живому, а вирусы вирусов — к неживому. В активной фазе существования переходные формы ведут самостоятельную химическую деятельность, используя другие химические элементы неживого и живого для собственных нужд. Теперь это называется паразитирование и симбиоз.
1. До сих пор древние процессы СИНТЕЗА ЖИВОГО ИЗ НЕЖИВОГО присутствуют в природе. Его интенсивность абсолютно зависима от внешних условий.               
Вместе с тем, переходные формы стали ПРОДУЦИРОВАТЬ СЕБЕПОДОБИЕ самостоятельно.     0   —    *      —    *
2. Изначально этот процесс был ПРЯМЫМ И НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ, очень медленным и энергозатратным и тоже по скорости абсолютно зависящим от внешних условий, но затем универсализировался.
3. Репликация стала происходить ЧЕРЕЗ МАТРИЦУ — некую абсолютную противоположность и вместе с тем тождественность: выпуклость — впадина, плюс — минус, зеркальное отражение: правое — левое, левое — правое. Таким образом процесс стал ЛИНЕЙНЫМ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ и ТРЕХФАЗНЫМ:
                *   —    анти-*   —     *-копия.
И сейчас внутри нас эту систему использует РНК, ДНК и вирусы.
Совершенствуясь, последовательная трёхфазная система репликации превратилась в
4. самодостаточный ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ механизм изначального существования двух ПОЛовинок               
*    —
                *-копия
 анти-*   —

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ стало доминировать в живой природе, так как в меньшей степени, чем другие способы размножения зависит от внешних условий.
Но то, что я сказал, касается ещё только бестелесных химических молекул, когда курица и яйцо являются одним и тем же. Для более эффективного выполнения основополагающей цели — размножения (продления жизни) молекулы облачились в оболочку и наполнили её дополнительными возможностями. И нам с вами теперь понятно, что тело — это орган, приставленный к половым клеткам для наилучшего осуществления их функций. Тело — внешняя форма внутреннего содержания половой клетки. Оно всем своим видом кричит о её состоянии: старая она или молодая, здоровая или больная, готова к осуществлению высшей целесообразности или нет. И мысли, и любовь, организация производства и развлечений, государство — всё это в конечном счёте посылки половых клеток, создающих комфортные условия для своего функционирования.
 Понятно, что ПОЛовинки должны притянуться, найти друг друга. Без химии тут не обойтись. Это должна быть химическая информация, витающая в воде и воздухе, которую можно почувствовать на расстоянии в километры или даже в сотни километров, это должны быть химические процессы воспринимающей стороны, заставляющие безусловно, безотлагательно, настойчиво двигаться в точку притяжения, и сила притяжения такая, как единственный смысл существования: или сближение, или смерть. 
Касаясь в этих рассуждениях человека, с женской стороны выступает яйцеклетка, а с мужской — сперматозоид. Это полные противоположности и внешне и в смысле активности, хотя несут в себе схожий генетический набор. До последнего времени казалось, что яйцеклетка пассивна и беспола, и при формировании пола определяющую роль играет сперматозоид. Но нашими исследованиями установлено, что яйцеклетка в 60 % случаев изначально, судьбоносно запрограммирована на определённый пол и сливается лишь с генетическим материалом нужного пола, то есть яйцеклетка изначально сама носительница определённого пола. В 30% у яйцеклеток неявная выраженность пола, и они зависимы от активности сперматозоидов. В 10% — половая ориентировка явная, но оболочка яйцеклетки слаба и, подвергаясь насилию, не может противостоять агрессии.
Всё вращается вокруг яйцеклетки. Любовь половая, любовь родительская — это лишь внешние атрибуты активности яйцеклетки. Все социальные потрясения, войны — это требования одной яйцеклетки уничтожить конкуренток. Эх, если бы политики и народы понимали всю низменность своих высоких идеалов.
     Наш комсорг, Любовь Краснобаева попыталась остановить Зануду: «Мы всё знаем про яйцеклетку и сперматозоиды. Вопрос совсем в другом: понимание сложного психологического состояния Наташи Ростовой в романе».
«Война и Мир» — роман о любви и только о любви. Весь мир вращается вокруг яйцеклетки Наташи. Иностранцы видят в ней распутность, но русский — только возвышенность, как её дед (воплощение мудрости), сам вдруг осознал внезапно центральность её фигуры, её движений, её природную глубинность, воплощение всего народа. Тысячные полки движутся, нацелены на взятие крепости, но «званых много, избранных мало»: только трое из тысяч приблизятся. Все остальные обречены, растворятся в небытие, и никто о них не вспомнит. Только трое реально допущены, приближены. Первый обречён на гибель (он слишком холоден и правилен), и второй гибнет вслед за первым (этот чрезмерно горяч и бестолков), и только третий по проторенному предшественниками тоннелю проникает внутрь. «Война и Мир» - аллегорическая история, рассказанная популярным языком для миллионов о процессах, происходящих в микромире. Там творятся такие страсти, такие интриги и трагедии, которые не снились Шекспировскому театру.
Какой бы изысканной пищей вас ни потчевали на каком-нибудь высоком приёме, подразумевающем восхваление великих идеалов, всё равно, основой своей пища будет иметь переработку и превращение в навоз, которым удобрят почву. Так и здесь конечной целью притяжения рабочего и колхозницы, аристократа и уборщицы является соитие и рождение ребёнка.
ДЛЯ ЖИВОГО РАЗМНОЖЕНИЕ — САМОЦЕЛЬ. И любая женщина по сути своей — большая яйцеклетка, а мужчина в конечном счёте — большой сперматозоид.
     Нас ошарашила такая интерпретация романа и вызвала возмущение. Краснобаева и покраснела и побледнела одновременно, руки у неё затряслись, и она выдохнула: «Главной целью отношений в семье является воспитание строителя коммунизма. Пойдёмте, ребята, мы не будем слушать речи, расходящиеся с решениями ХХIV съезда КПСС». Не став возражать нашему идейному лидеру, мы, подталкиваемые ею, быстро выскользнули из узкого прохода. За окном в пруду хор лягушек очень громко пел гимн грядущему затяжному дождю и одновременно славил свободные отношения полов, а может быть, просто смеялся над нами.
Мы снова заявились к Анатолию Александровичу. Он был занят, но, выпроводив своих сотрудников и спокойно выслушав возмущения нашего комсорга, сказал: «Безобразие!, как можно детям говорить такие вещи? Вы, конечно, правы. Такие ещё маленькие, а уже такие идейно подкованные.
Недавно я консультировался с психологом, и он сказал мне очень интересную вещь: если бы при помощи машины времени можно было бы устроить встречу за круглым столом одному человеку из разных периодов его жизни, то они, обсуждая какую-то тему, не то что поругались бы, но и передрались бы друг с другом. Но самый мудрый бы из них сказал: «Вам, наверное, неизвестно мощное влияние феромонов, когда разум говорит одно, а тело подчиняется другому»,— а самый пожилой бы промолчал: «Всему своё время!».
Но отношения Полов нельзя рассматривать только с одной стороны. Безусловно, проявления любви связаны с особенностями личности и влиянием подсознательных механизмов. Когда я был молод, то имел удовольствие слушать лекции знаменитого советского теоретика любви профессора Либиха Сергея Сергеевича. Заражённый его исследовательской энергией в этом вопросе, я с молодым задором приставал к нему с предложением создания чёткого определения «Половой любви».  На что он мне ответил: «Мы психотерапевты — сапожники, мы можем подбить подметку, что-то подправить, но любовь и душа — высокие материи, до них нам не добраться». И тогда, не отягощенный научными званиями, я с легкостью позволил себе написать это определение, которое, как мне кажется, действительно помогает в понимании преданной (предательство, измена) и неразделенной любви. Но о душе здесь не сказано ни слова. Как сказал один замечательный философ любви: «Создать определение - это как разобрать кошку на части, а потом её собрать, а она теперь неживая. ПОЛовая любовь — это соединение двух ПОЛовинок в единое целое душевной связью. Заключить единство душ в железную клетку определения — значит убить». Ну, раз вы такие настырные, слушайте:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОЛОВАЯ ЛЮБОВЬ».
Любовь (Половая) — это страстная, всепоглощающая, неутолимая, физиологически обусловленная потребность в достижении максимального удовольствия, частично (но наилучшим образом в данных условиях) утоляемая посредством общения с избранным субъектом, при эйфорически-тревожном восприятии хрупкости этой возможности удовлетворения, способствующая наиболее яркому проявлению черт личности;
находящая свое выражение в настойчивом желании реализовать одно из важнейших коммуникативных потребностей любящего: интимное психологическое самораскрытие и раскрытие партнера, апогеем чего является сексуальная близость, с личностью в значительной степени соответствующей подсознательно сформировавшемуся образу, позволяющему реализовать влечение «защищать и быть защищенным»;
зависящая по качеству и продолжительности от гармоничности пары и постоянно совершенствуемой индивидуальности каждого, адекватности внешних воздействий адаптационным способностям каждого и системы в целом.

Определение довольно сложно. Попробуем внести пояснения.
От Платона нам известно, что любовь человека может проявляться по многим направлениям: к философии, искусству, родине, родителям, детям, занятиям, друзьям и к человеку противоположного Пола. То есть мы обсуждаем только малую часть проблемы, но будем помнить, что все виды любви живут в области «Любви-советника».
Важнейшей составляющей Половой любви является страсть. Это понятие предполагает одновременное присутствие противоположных чувств, противоречивых желаний и мыслей, нахождение «на острие ножа», когда небольшой уклон в одну сторону рождает восторженное отношение, а в другую — ненависть. Страсть обязательно предполагает всецелое погружение в свои чувства и любые логические доводы здесь бессильны. Движение маятника страсти поддерживает любовь. Его чрезмерные колебания разрушительны. Его равновесие — смерть любви. 
«...неутолимая потребность в достижении максимального чувства удовольствия от общения ...» предполагает, что пока она  (потребность) не утолена, любовь жива и находит новые формы взаимодействия; как только наступает утоление — любовь умирает. Поэтому при общении с избранным субъектом и в данных условиях происходит только частичное удовлетворение.
Любовь — это напряженное страстное, всепоглощающее чувство, которое проявляется в одновременном конкурирующем присутствии эйфории от общения (или мечтаний) и ощущением, призрачности, хрупкости этого благостного состояния. Поэтому любящие стремятся проявить себя так, чтобы укрепить в себе уверенность, что любимый будет рядом и он только мой. На этой противоположности чувств живет любовь, как магнит проявляет себя только при наличии двух полюсов. Любовь — это «физиологическое сумасшествие» (гипноз, самогипноз, отсутствие разумности в поведении) как высшая целесообразность природы. Как только у одного из партнеров или обоих возникает ощущение стабильности отношений, уверенность в том, что он мой навсегда — это смерть любви. Любящие всегда должны помнить и чувствовать хрупкость их отношений и каждое мгновение укреплять эту постоянно незаметно слабеющую нить, пониманием, сочувствием, прощением и поддержкой, смирением гордыни и эгоизма. В этом смысле регистрация брака является гражданской панихидой любви, а вальс Мендельсона — похоронным маршем. Я не против регистрации брака. Я говорю о том, что использование брака в качестве утверждения чувства собственности на другого человека убивает любовь.
«...способствующая наиболее яркому проявлению черт личности». Хотелось бы написать как поэт бы это сделал: «способствующая наиболее яркому проявлению лучших черт личности Человека». Но любовь как война, как апогей напряженного внутреннего выбора, как лакмусовая бумажка: в хорошем человеке проявляет лучшее, в садисте — садистское, лицемере — лицемерское в гипертрофированном виде.
Любящий человек обязательно хочет раскрыться перед любимым и проникнуть в глубинные тайны любимого. Казалось бы, зачем рассказывать о себе что-то сокровенное и даже компрометирующее? Нет, так и хочется поделиться своими чувствами, именно теми, которые другому никогда бы не рассказал, как на исповеди.
Вершиной Половой любви является сексуальная близость. Понятно, что сексуальная близость может быть и без любви. Но самое главное, что сексуальная близость бывает закономерным этапом созревания любви, и преждевременная сексуальная близость может разрушить это чувство так же, как нетерпеливый человек, посадив зерно, и, не дождавшись ростка, разрывает растение, чтобы посмотреть, и тем губит его.
Почему человек влюбляется в определенного субъекта, а не в другого? Во-первых, это чувство физиологически обусловлено и возникает в определенном возрасте Полового созревания. Во-вторых, пока этой зрелости еще нет, в подсознании на основании жизненного опыта отношений формируется набор черт будущего возлюбленного. Это может быть один доминирующий образ, а может быть несколько равноправных, среди которых могут быть даже явно противоположные. Поэтому на протяжении жизни одного человека мы можем наблюдать у него череду возлюбленных, на удивление, на одно и то же лицо и даже с одинаковым темпераментом, хотя это все разные люди, или, наоборот, у кого-то каждый следующий партнер кардинально отличается от предыдущего. На самом деле мы любим не реального человека, а свой внутренний идеальный образ любимого, который уже сформирован давно в области Любви-советника. Реальный человек лишь похож на этот внутренний образ. Все наши любовные страдания — это диссонанс между существующими стандартами поведения образа любимого во внутреннем мире и поведением реального человека.
В любви с особой силой проявляется потребность защитить своего возлюбленного и одновременно чувствовать свою защищенность с ним. У разных типов личностей первое и второе проявляются в разной степени, но как раз противоположность: потребность защищать и чувствовать себя защищенным притягивают любящих. В конечном счете, они начинают чувствовать свое единство: другого как часть себя, чужую боль как свою, чужую радость как свою. В этом смысле фразу «защищать и быть защищенным» можно заменить «позволяет избежать  одиночества среди людей».
Любовь, как и всё в нашем мире, имеет предпосылки, рождается, развивается и умирает. После смерти половой любви у людей остаётся друг к другу или ненависть, или безразличие, или уважение, любовь как к другу, привычка, отношения связанные с воспитанием детей, экономическая зависимость. Люди продолжают жить вместе или расстаются, но любви нет, остаются только отношения. Конечно, её насыщенность и продолжительность зависит от ее источников: насколько адаптивен каждый из них и как гармонично сочетаются их личности. Но, кроме того, каждая личность в течение жизни постоянно меняется. Любящим кажется, что они знают всё друг про друга, но не подозревают о закономерных изменениях в себе, в другом, в отношениях. В этом зачастую таится источник скрытых обид и недоговоренностей. На отношения любящих постоянно влияют внешние воздействия. Если внешние негативные воздействия соответствуют силе притяжения гармоничной пары, то борьба с ними укрепляет их взаимосвязь, если  внешние воздействия сильнее адаптивности системы — разрушают. Благополучие, или, сказать по-другому, отсутствие борьбы так же разрушает систему взаимоотношений. На отношения любящих влияют кризисные периоды семейных отношений, которые общеизвестны.
Хотелось бы особо остановиться на стадиях развития Половой любви. Мне как учёному удобно разделить жизнь любви на три стадии. Описание сделаю от лица мужского Пола, но особенности любовных страданий зависят не от Пола, а от типа личности.

СТАДИИ ПОЛОВОЙ ЛЮБВИ.
1.1. В начале первой стадии человек физиологически готов к любви. Если он внимателен к себе, то сможет заметить непонятное, размытое по всему телу ощущение готовности войти в новую жизнь — «искра в сердце – вот-вот это случится», «матушка родная дай воды холодной, … девки гуляют и мне весело…», скрытый от осознания поиск «кого бы выбрать, кто бы меня выбрал?». В подсознании уже созрел набор идеальных зрительных и чувственных образов.
1.2. В середине первой стадии вдруг случается озарение при встрече с незнакомкой — «это она» или открытие в давно знакомой девушке любимой, её взгляд не выходит из головы, постоянные мысли о ней, наполненные эротическим чувством, не дают покоя. Вдруг непонятное смущение при встрече, тайные взгляды, любопытство, позволение себе увидеться с ней один раз и потом расстаться, прогулки, цветы, разговоры «просто так, ни о чём». Каждая новая встреча дарит новое в чувствах, в отношениях, с удовольствием купаешься в новом неведомом, впервые чувствуемом.
1.3. Первая стадия завершается физически ощущаемым мучением, трепетом в сердце, душе. Отсутствие встреч вызывают тоску. Возникает потребность раскрыться, признаться в своих слабостях, которые скрывал от окружающих. Созерцание возлюбленной радует глаза, тешит душу.
2.1. Начало второй стадии характеризуется ярким проявлением противоположных чувств: грустный – радостный, задумчивый — одержимый, скрывание своих чувств, показывание противоположного, восторги — раздумья, радостный трепет, пробегающий по телу, — отчаяние. Четкое разделение разума и чувств. Умом понимаешь, что правильнее надо сделать так, но делаешь наоборот или убегаешь от обстоятельств. В этот период доминируют навязчивые зрительные воспоминания любимой, навязчивые мысленные разговоры, сверхценное отношение к историям о любви и отнесение их к себе. Желание выглядеть лучше, скрыть недостатки, появляются обиды из-за пустяков, насмешки, ревность, позволение себе прямо смотреть в глаза, рассматривать, любоваться, получать удовольствие от созерцания и легких прикосновений невзначай, нахождения рядом. Желание обратить на себя внимание, одобрения, признания.
2.2. Развитая вторая стадия знаменуется наличием физического ощущения любви в сердце. Каждый день продолжают появляться новые обертоны любви. Мучаешься сомнением, что составишь счастье другого. Мечта, что сделаешь любимую лучше, освободишь ее от недостатков, идеализация объекта любви. Вдруг понимаешь, что ты изменился, стал другим. С интересом начинаешь познавать себя. Появляется сильная привязанность к любимой, ощущение, что не переживёшь смерти любимой. Сформировались тайные отношения: взгляд, слово, жест.
2.3. Вторая стадия завершается превращением физического ощущения незримой связи с возлюбленной в привычную необходимость. Это физическое ощущение любимой в себе и рядом с собой. Её страдания — твои страдания, её неудачи – твои неудачи. Появляется беспокойство, если не подтверждаются знаки любви, требование подтверждения. Потребность эмоционального выплеска, провоцирование ревности. Любовь превратилась в обязанности и права, сексуальная близость – в супружеский долг. Допускается подчинение правилам, предъявляемым возлюбленной, и одновременно чувство собственности на неё, требование выполнения правил, включается процесс «воспитания возлюбленной».
3.1. Начало третьей стадии характеризуется привычкой взаимодействия любящих. Внутри живет физическое ощущение наличия близкого человека. Если его нет рядом, возникает ощущение пустоты. Откинешь руку на постели, а её нет – странное ощущение пустоты на постели и внутри. Любимая «проникла внутрь» и стала «частью тела», частью мыслей, ощущением, что она где-то рядом. В просоночных состояниях слышишь её голос, ощущаешь её прикосновение, тепло, дыхание, присутствие. Возникает представление, что всё уже сложилось, это взаимодействие на всю жизнь - «куда она денется?». Доминирует однообразие отношений и чувств. Кажется, что я знаю все её привычки и желания. Если она что-то делает не так, как хочу я, это значит, что она делает назло (ведь она должна знать, что это мне не нравится). Однообразие совместной жизни приводит к недовольству, потребности эмоционального всплеска (например, упреки в неверности, ревность, провоцирующее поведение), начинается деспотическая деятельность по перевоспитанию объекта любви, требования, упрёки, ультиматумы.
3.2. В развитой третьей стадии обязанности и права в отношениях становятся в тягость. Появляются оценочные мысли: «тот ли это человек, кого я любил?», «почему она так изменилась?», «откуда у неё это … взялось?»
3.3. Завершается третья стадия саднящим однообразием, раздражением, пониманием, что что-то надо менять: разбежаться, договориться, встряхнуться и обновиться. Кажется, что исчезнет этот человек из моей жизни, и я сразу почувствую облегчение: не надо лукавить, делать утомительные вещи, терпеть её присутствие, делать вид, что не замечаешь её лукавства. Возникает ненастоящая жизнь — игра. Но расставание проблемно. На фоне безразличия и раздражения по поводу реального человека, возникают отношения с его фантомом, или призраком внутри тебя. Этот человек ведь «живет внутри» как часть тебя. Когда ты его вырываешь из себя – очень больно, это живая рана. Физически болит сердце, всё не мило, жизнь серая, общение с представителями противоположного пола провоцирует воспоминания о любимой, обостряются хронические заболевания. Возникает ощущение, что меня нет, осталась только голова, которая настойчиво прокручивает воспоминания и фантазии, и сердце, которое страшно болит, или может быть сердца нет, а болит место, где раньше было сердце. И с ней я быть не могу, и без неё не могу. Без неё я «не в своей тарелке». Внутреннему призраку необходимо наличие реального тела человека (любимой) – без него ощущение полной пустоты, душа как рана, как обширная ссадина. Вдруг понимаешь, что нужна только Она. Она заполняет всё пространство внутри и снаружи.
По завершении третьей стадии любовь умирает. Человек освобождается от внутреннего фантома, учится спокойно относиться к реальному человеку — «своей бывшей». Это происходит или потому, что реальный человек наделал столько гадостей, что «испачкал, затёр, обесцветил» внутренний призрак, или на фоне отсутствия встреч с «бывшей» взаимодействие с другим реальным человеком «оживляет, проявляет, приводит в действие» давно сформированный, но пока не работающий, другой идеальный образ. Начинается новая жизнь.
Как было уже сказано, после того, как любовь умерла, остаются отношения. Если пара была гармоничная, то эти отношения — уважение, если дисгармоничная — ненависть или безразличие.

Обсуждение гармоничности пар обширно, и вы можете об этом сами найти информацию.

А мы вернёмся к Наташе Ростовой. Кто она по психотипу? — вот в чём вопрос. Лев Николаевич даёт детальное описание. Она впечатлительна и даже мнительна, очень живо на всё реагирует, хорошо чувствует эмоциональные движения другого человека, чрезмерно по-детски доверчива, открыта и готова на помощь ближнему, её как ребёнка ранит холодное к ней отношение, ей как ребёнку происходящее кажется глобальным и поглощающим, её как ребёнка легко обмануть, но она мудра в своей искренности, открытости, сочувствии, заботе, любви и настоятельной потребности в близком человеке. Её внутренний мир огромен настолько, что не помещается в её изящном теле, и прикасаясь нежными своими фибрами к жёсткой действительности, душевно, кроваво ранится любой даже мнимой колкостью. Поэтому для нас с вами совершенно очевидно, что её внутреннее Я помещается не идеально между полушариями, а исключительно в правом полушарии между Любовью, Сочувствием, Совестью и Тревожностью, становясь их марионеткой. Такая дисгармония ни плоха и не хороша — просто тип личности. И как прекрасна и естественна она со своей Совестливостью перед и в последней встрече с Болконским, и со своей искренностью и мнительностью, обманываемая Курагиным, и с детской Любовью к Пьеру, сочувствуемая и понимаемая им. Конечно, мы предполагаем (об этом не сказано, но настолько обычно, что даже писать об этом не стоит), что Наташа уже начиталась французских романов и в её голове присутствуют представления только о рыцарском отношении мужчины к женщине, о подвигах, совершаемых ради любви.
И теперь, соединяя биологическую, гормональную готовность к любви (беременность любовью); личностные особенности; неопытность в человеческих отношениях; призрачные мечтания девичьего возраста, мы начинаем понимать естественность и закономерность её поведения, мы начинаем совершенно отчётливо слышать и видеть все её мысли и её внутреннее Я — то растерянное, то поглощаемое Любовью и Сочувствием, то остающееся наедине с муками Совести, Страхами и Тревожностью. И если бы в ней присутствовала сдержанность и продуманность княжны Марьи или бестолковый эгоизм Элен, мы бы не поверили, потому что это совсем другие типы личностей.
Возникает закономерный вопрос: если бы Наташа знала, что её любовь — это физиологическое гипнотическое состояние, марионеточность внутреннего Я от Советника-Любви, электрические импульсы в голове, смогла бы она руководить этим сознательно?, захотела бы это делать?, и вообще, когда это делать целесообразно, а когда нет?, какие способы управления любовью существуют?

     Ребята были такие уставшие от объема полученной информации, что любое разрешение проблемы оказалось бы счастьем. Поэтому, поблагодарив наставника, мы сказали, что ответы на эти вопросы отложим до следующего раза и отправились по домам.
     Вечерело. Дождь прошёл. Лениво квакали лягушки. В кустах сирени пели соловьи. Тишина, прохлада и отсутствие необходимости что-то слушать и понимать приятно остужали наши распухшие от избытка информации, головы. Казалось, что в голову напихано-напихано и всё там не помещается.
Как приятно не думать!, а просто слышать соловьёв и лягушек.


Рецензии