Сердцевина лета. Глава 1. Клубника

 Несмотря на то, что была почти середина июля, самого жаркого месяца лета, температура воздуха не поднималась выше 22 градусов. Но даже такая, при которой совсем не хочется купаться, была для всех праздником! Радостные люди снимали куртки и ветровки, доставали босоножки и шлепанцы. На улице, наконец-то, появились люди в сарафанах, шортах и легких, летних  платьях. Сияло солнце, сияли счастливые лица сибиряков, уставших от холодной зимы и весны. Все вокруг зеленело и цвело, а ягоды уже плодоносили. Одновременно  появилась и лесная клубника, и земляника, и садовая виктория. Малина была
 на подходе, а смородина уже созрела. Красная, черная и белая. Анфиса деловито прохаживалась по маминой даче, оглядывая ее владения.
     Наклонившись, она раздвинула зеленые листья виктории, под ними показались большие, красные ягоды. Девушка сорвала самую спелую из них и, держа ее за плодоножку, с наслаждением откусила кончик.
- Ммм! Как вкусно! - прошептала она, качая головой.
- Нравится? - ответила мама, тут же услышавшая это. - А ты говоришь, зачем мне дача? Как хорошо сорвать ягодку со своей грядки!
- Мамочка, зачем тратить столько сил, когда можно купить этих ягод! Сколько ты с ними мучаешься? Сколько сил тратишь, чтоб вырастить урожай! И денег тоже!
- Как купить?  - ужаснулась мама. - Тут свое, без нитратов и пестицидов, а что ты купишь? Отраву!
- Можно купить у бабушек с такой же дачи!
- Дочка, ты уже взрослая, а  все еще наивная, как ребенок! Откуда ты знаешь, что все это с дачи? Бабушки часто сейчас покупают на рынке, а потом перепродают. Что ты берешь? Неизвестно! Кота в мешке!
- Мам, тебе просто нравится возиться с землей! - объявила Анфиса.
Мать отвернулась, пытаясь не показать, что ее задели слова дочери.
Каждую зиму мать клялась, что продаст дачу, и больше не будет делать посадок, но как только дело шло к весне, она начинала покупать семена, высаживать рассаду, выбирать цветы, которые будут радовать ее летом.
- Мам, тебе же нельзя работать в наклон! Тем более на солнце!
- Доченька, какое солнце! Посмотри на погоду! Тучи да дождь!
- Это в этом году! А в прошлом! Помнишь, в самую жару ты окучивала картошку!
- Что было делать? Она вся заросла!
- Мам, плюнуть нужно было! Заросла и заросла.
- А что бы тогда из нее выросло?
- Что бы выросло, то бы и выросло!
Мать замолчала, недовольно поджав губы. Она слишком ярко помнила девяностые, когда огород помог выжить.
- Земля-матушка всегда прокормит! - прошептала  женщина преклонного возраста, вспоминая былое.
Анфиса в те года была юна, ей и дело не было до того, что она кушает. В голове была любовь. Что тогда было столе ее не волновало. Чем ее кормили, не запомнилось. Единственное, что осталось с тех времен, любовь к картофельному пюре. Его она могла, есть хоть каждый день. Жареную картошку любила меньше. Но жизни без этого корнеплода девушка не представляла.
- Вы выросли на картошке! - сказала мать.
- Мам, если честно, то только картошку и помню. Пюре и жареную! А с чем ее ели, не знаю.
- Зато я знаю! С квашеной капустой и солеными огурцами!
- А мясо?
- Мясо! Мясо бывало редко. Когда в селе забивали свиней, мы с отцом покупали сразу полтуши и разделывали.
- Да. Я помню! Фарш еще крутили на мясорубке, с ручкой такой! Я крутила, а она постоянно забивалась, и приходилось ее раскручивать,  разбирать, и вытаскивать жилы, намотанные на спираль. И еще чистить диск. С дырочками. Спичкой в каждую дырочку, чтоб вытолкнуть застрявшие жилы и оттуда. Какое счастье, что сейчас мы живем по-другому!
- Счастье-то счастье, а раньше жили душевнее! Сейчас все какие-то злые, агрессивные.
- Устаем потому что! Ритм жизни бешеный!
- Куда торопитесь? На даче и нужно отдыхать от этой суеты!
- Ключевое слово, отдыхать!
- Разве здесь есть от чего устать? Всего 6 соток! У нас в деревне одной картошки только 15 соток садили!
- Мам, садили, убирали; а потом выбрасывали по весне, потому что съесть это одной семье нереально!
- Лучше выбросить, чем голодать!
- Мам, но не мешками же выбрасывать!
- Мы отдавали людям, кормить скотину! А они нам за это молоко давали.
- Ага. Целую трехлитровую банку!
- Пили и радовались! Это сейчас вы избалованные! А тогда молочку парному очень даже рады были!
- Ладно, мамочка! Не будем спорить! Просто мне твои картофельные плантации, которые в детстве казались нескончаемыми, так надоели, что нет ни малейшего желания дачу купить. Хватило мне твоих грядок за глаза. О прополке и думать не могу. Охота купаться, а ты сидишь и траву дерешь. Еще и попадет за то, морковь с сорняком перепутала!
- Зачем ее садить, если потом выдрать половину!
- Мамуль, чувствую я, спор может быть бесконечным! Ты же знаешь, что муж очень не любит твою дачу! Еле уговорила свозить меня! Каждая поездка, это скандал!
- У всех зятья, как зятья! Твой же бежит от меня, как черт от ладана!
- Мама, он на Крайнем севере рос. Он огорода в глаза не видывал. Для него это дико. Зачем ты его заставляла картошку копать, как только мы поженились?
- Работать полезно! Сейчас сидит на диване сиднем, пузо отрастил! А взял бы лопатку, да покопал, глядишь и похудел бы!
- Тише! Тише! Еще услышит! И вовсе тогда возить не будет!
- Что тише! Я ему и в глаза это говорила!
- Понятно тогда, почему он сюда ехать не хочет! Я же тебя просила, не вмешиваться в наши дела!
- Анфиса, а я разве вмешиваюсь? Но если он не прав, я ему об этом сказать что ли права не имею? Распустил живот! Смотреть страшно! Ты у меня такая стройненькая и он. Жуть! Обычно, наоборот, мужчины все делают, вот и худые, а женщины в теле. Но это можно объяснить, они же рожали! А у вас все не как у людей! Разбаловала ты его! Живет, как сыр в масле катается! А ты крутишься!
- Как белка в колесе... - с иронией сказала дочь.
- Да! - начала мать и вдруг пошла куда-то.
Анфиса обернулась, почувствовав на себе взгляд.
- Кости опять мне моете? - спросил он.
- Делать нам больше нечего! - фыркнула Анфиса, молясь про себя, чтоб муж ничего не слышал.
- Когда домой поедем? - спросил он.
- Только приехали! Я даже помочь не успела!
- Ты чем здесь занималась? Час уже здесь торчим!
- Юра, ты же телевизор смотрел? Тебе какая разница, где его смотреть, дома или здесь?
- Дома, конечно!
- Экран больше, да? А ты напряги зрение, потренируй, так сказать!
- Когда домой?
- Юр, хочешь, я тебе ягод соберу? Смотри,  какая вкусная!
Анфиса наклонилась и нашла самую большую клубнику. Она сорвала и подала ее мужу. Тот повертел в руках и, посомневавшись, все же положил в рот.
- Помой только! - пробурчал он с полным ртом.
- Иди, полежи пока. Я тебе побольше наберу!
     Как только он вошел в дом, Анфиса закатила глаза. Как она устала разрываться между мамой и мужем. Она тяжелехонько вздохнула и присела на качели.
- Я же за тебя беспокоюсь! Нельзя тебе в наклон работать! Тебе же врачи запрещают! - сказала она маме, которая полола грядку.
Мать быстро присела
- А я и не наклоняюсь!
- Ну-ну! Я видела только что. Кстати, на корточках тоже вредно для коленей!
- Ой! Лучше ноги в потолок лежать, да? Так хондроз скует всю, если не двигаться совсем! Что в вашем городе делать? Лежать на диване, как муженек твой!
- Не знаю! Мне, лично, лежать некогда!
- Еще бы! Все на себя взвалила! А этот...
- Ой, все! Что тебе нужно было сделать, говори быстрее, я сделаю, а ты пока викторию собери!
- Полоть я тебя не допущу, наполешь мне тут! Полить я вчера полила. Вроде у меня все сделано! Или сама собери!
- Мам, ты издеваешься? Я с таким трудом вырвалась, с Юрой разругалась, так рвалась помочь, а когда приехала, оказалось, что ничего и не надо?
- Еще бы дольше собиралась!
- Сейчас отпускной период, я за троих работаю!
- Конечно, на работе мы за троих можем работать, а матери помочь некому!
- Вот я приехала. Стою перед тобой, спрашиваю - что сделать!
- В мае надо приезжать! А в июле нечего делать. Когда лето жаркое, тогда поливать нужно, а сейчас ничего не нужно!
- Здорово! А ты сказать это раньше не могла? Нас на шашлыки друзья звали.
- А к матери на шашлыки нельзя приехать?!
- Как к тебе приезжать, если вас с Юрой мир не берет!
- Где твоя клубника? - раздался голос мужа, выглядывающего из двери небольшого,  садового домика, сложенного из бревен.
- Да подожди ты! Терпения нет что ли! Сказала же, много принесу!  - сорвалась на него Анфиса, которую слегка поколачивало.
"Выходные псу под хвост!" - подумала она с раздражением. Девушка срывала ягоды и складывала в небольшой эмалированный тазик.
- Спелые сама хоть ешь! Ему и такие пойдут. - сказала мать, пристально наблюдающая за дочерью.
- Потом удивляешься, почему он не любит к тебе ездить!
- Я для тебя выращиваю! Дочь-то ты!
- Мам, лучше бы ты для меня не выращивала. Отдыхала бы лучше!
- А только что говорила, что вкусно!
- Мамулечка, это ты на автобусе бесплатно приехала, а мы столько бензина на все это потратили, что на ведро  клубники бы хватило! А может, на два!
- Но это же своя!
- Ясно, мама. Ясно. Одно и то же каждый раз! Сколько раз зарекалась, не ездить, а все одно, тебя жалею и снова еду. Одна головная боль мне от твоей дачи.
- Это не от дачи у тебя головная боль. Был бы мужик нормальный...
- А я ненормальный значит? - выскочил из дверей зять.
Теща закатила глаза и приготовилась ответить.
- Мам! - громко осекла ее дочь.
- Все зятья к теще ездят на шашлыки, а этот... - ворчала себе под нос Агриппина Ивановна.
- Да с вами и 5 минут пробыть нельзя! Вечно чем-то недовольны!
- Отстань ты от меня! - отмахнулась она.
- И что вас мир не берет? - спросила с отчаяньем Анфиса.


Рецензии