Завтра была война Гл. 20 Тактика боя

    После очередного боевого задания Роман в сопровождении пилотов своего звена обратился к командиру полка:— Макар Силантьевич, просим Вас найти время для обсуждения наших предложений по тактике боя.
 Командир вопросительно поднял кустистые брови: — Что такое он мог упустить и не договорить своим «сынкам», при фактически ежедневных разборах полетов?
  Он был категорически настроен против использования И-153 морской авиации в войсках противовоздушной обороны ВВС. Это вело к большим потерям легких истребителей и летного состава. Но таков был приказ свыше!
  Если логика и абсурд с трудом «ладят» между собой даже в мирное время, То, что говорить о войне, где полководческий гений и бездарность вообще не ведут вопрос о согласии. Во все времена судьбой солдата управлял приказ одного человека, за которым стояли слова: — Война — все спишет; История — рассудит!

      — Садитесь, — пригласил командир пилотов.
 — Мы уже обсуждали с вами тактику боя с противником с психологическим уклоном, после чего вы разрешили нам вести одиночную воздушную охоту на вражеских пилотов. Хотелось бы дополнить этот вопрос...
 — Я вас слушаю.
 — Бой — коллективное действие. Немцы, как правило, всегда придерживаются этого принципа, и «на охоту» вылетают группой. Делают это и днем и ночью.Мы предлагаем действовать зеркально.
  Макар Силантьевич несколько помедлил и с горечью сказал: — Буду премного благодарен, если сразу подскажете мне, как я должен изворачиваться, и объяснять очередную потерю самолета и, не дай бог — пилота?... Нас,кстати, и так осталось очень мало!

     — А вам нет необходимости изворачиваться, — ответил Роман. — Использование морских истребителей в авиаполках противовоздушной обороны ВВС, не ваше решение. И хотим мы признавать или нет, оно приводит к неуклонному сокращению технического ресурса и пилотов нашей категории. В силу объективных обстоятельств, мы ведем ежедневное воздушное патрулирование Ленинграда, что не мешает немцам нагло залетать в пределы города! — Схватка с противником — в порядке вещей. И кто уж тут кого – дело случая и удачи. В воздухе — нельзя заведомо предсказать результат боя!
   Командир тяжело вздохнул: — Молодой пилот мыслит реалиями и предлагает разумный ход. — Хоть вы то, на меня не давите! После двух лет войны истребители И -153 остались, в основном, в составе авиации Балтийского флота, то есть — у нас с вами. Их очень мало! И после всего этого, вы предлагаете мне — бездумно посылать вас в пекло?! –глухо излагал свои мысли Макар Силантьевич.- Чувствовалось, что командиру тяжело дается этот разговор.

      — Что там у вас еще?
 — Несколько слов о новой Инструкции, поступившей в авиачасть. Так – называемые «Правила ведения боя истребителями», — вступил в разговор Виктор.-Пилоты обратили внимание, что командир хмыкнул на слово -Инструкция.
 — Так вот, мы с ней ознакомились и пришли к выводу, что она излагает тактику ведения боя, принятую в начале войны сорок первого — сорок второго годов,когда наша авиация, в основном, выполняла оборонительные задачи. Но это время в прошлом. Сейчас мы ведем активные действия на поражение противника. В связи с изменившимися целями войны, наше требование об активной тактике боя без выжидания приказа — вполне оправдано!
  — Понял! — Что дальше?
 
    — Инструкция приписывает нам применение истребителя «Чайка» на самом нижнем ярусе, в 500 —1000 метров от земли и предполагает нанесение боевого удара группой самолетов! А такое — сейчас, по причинам, которые вы только что сами назвали, крайняя редкость... — Вот, собственно, и все наши аргументы для изменения поведения с противником, — закончил Виктор.
 — Это все?
 — Нет! — заявил Роман. — Чтобы у вас не возникало сомнений о серьезности наших намерений, могу сослаться на высокую маневренность «Чайки», что делает ее неуязвимой для неповоротливого В f-109; и поволяет нам на своем истребителе -153 вывернуться из-под его атаки и встретить самолет противника огнем в лоб; а также — позволяет нам вести огонь по противнику, в то время, как В f-109 не успевает довернуться до «Чайки».
 — Спасибо, сынки! Благодарю вас за службу по защите Родины! Полагаю, что никаких приказов по нашему разговору вы не ждете. Действуйте по обстоятельствам. А сейчас — отдыхать.
    
       Довольные разговором с командиром, пилоты ошли в казарму, а Роман остался в учебном кабинете. Не думая об отдыхе, он увлеченно чертил схему реактивного двигателя истребителя нового поколения для морской авиации.
  Через какое -то время подошел Виктор.
 — Почему не отдыхаешь, — строго спросил Роман друга.
 — Не могу, когда ты корпишь по ночам. Или ты принципиально против моего участия в проекте?
 — Не говори глупостей. Мы всегда руководствовались с тобой одними интересами. А сейчас, тем более — у меня нет оснований выключать тебя из проекта. Но я беспокоюсь за тебя. У пилота голова должна быть ясной, а для этого надо отдыхать.
 — Вот и будем — отдыхать вместе, занимаясь любимым делом. Переключение полезно!
 
    Так, они поддерживали друг друга, понимая, что вдвоем добьются гораздо
большего. Их юношеское увлечение моделированием летательных аппаратов, во время службы в авиа-эскадрильи морского флота —переросло в более зрелые замыслы и планы.
 Основания были. Они ведь не просто летали одном из самых быстрых, в то время, самолете Поликарпова И-153, именуемого «Чайкой». Они воевали на нем с немецкими воздушными силами и на себе испытали все его преимущества и недостатки. Опыт боевых действий с противником давал им «пищу» для размышлений к совершенствованию отдельных узлов летального аппарата и их практической реализации. Но пока, эти мысли — они только закладывали в набросках чертежей и в своих разговорах.
Понимали, что реальное их воплощение впереди...Когда наступит мирное время, а они — из военных пилотов поднимутся до профессионалов авиастроения.

    Юноши строили амбициозные планы. Это можно было понять из их разговоров во время работы.
 — Необходимо расширить функции истребителя морской авиации, — ставил вопрос Роман.
 — Что ты имеешь ввиду?
 — Сейчас наша птичка сопровождает корабли, обеспечивая их защиту с воздуха. Будет неплохо, если она будет реагировать на угрозу под толщей воды и наносить по ней упреждающий удар!
 — Так это -здорово! Если у нас, конечно, поучиться! –восхищенно отреагировал Виктор
 — Должно получиться. Нельзя же все время терпеть ситуацию тотального минирования наших вод немцем. Это значит- показывать свою слабость! Надо иметь разные технические решения для борьбы с такой наглостью.
 — Полностью согласен!
 
   — А что скажешь по поводу изменения энергетической концепции. Имею ввиду применение более экономичного двигателя, — переключился на другую тему Роман.
 — Более экономичным может быть только реактивный. Насколько я знаю, над этим вопросом работают наши КБ и уже известны несколько типов авиационных реактивных двигателей, — заметил Виктор
 — Да, это так...Как и то, что у разработчиков — целый «воз» нерешенных проблем с двигателем. В частности, маленькая тяга двигателя и низкий КПД...
 - В конструкторском бюро даже подумывают о внешнем ускорителе. Иначе говоря, в создании реактивного двигателя, отвечающего боевым задачам — они тоже находятся в стадии разработки.
 
   — Но над этим вопросом КБ работает уже несколько лет, — удивился Виктор.
 — Ну, и что из того. Сложные вопросы- скоро не решаются. Однако, у них — есть и успехи. Из положительных моментов я бы назвал простоту и легкость в управлении ракетным двигателем, а также скорость и скороподъемность... Вот пока, что и все...Нельзя не признать, что неудач пока больше и они -значительней. Это прежде всего, огромный расход, топлива, ограничивающий полет истребителя несколькими минутами. А также -выбор топлива, представляющего ядовитую жидкость... В силу последних двух факторов — считаю путь КБ — неудачным. Полагаю, что свой вклад в разработку реактивного двигателя для самолетов нового поколения — мы еще успеем внести.
   
   — Маневренность «Чайки», ее неприхотливость в эксплуатации –сейчас вне конкуренции, — заметил Виктор. — Какие функциональные ее качества не устраивают тебя и, что конкретно можно предложить к усовершенствованию?
 — Например, связь с командным пунктом, с другими коммуникациями воздушного флота, с командой всего звена... — И, конечно, — приземление. Оно должно полностью исключить пробег и выполнять взлет –посадку горизонтально! Я даже продумал, как осуществлять взлет в условиях вязкой почвы, — перечислил Роман.
    Безусловно, молодым пилотам было — о чем поговорить, над чем думать, и что конструировать...И это был настолько увлекательный процесс, что Роман не замечал, как течет его время, как его организм работает на износ!
 — Иди отдыхать, — строго, по праву старшего, сказал он Виктору. — Я уберу чертежи и приду следом.
 
    За окном забрезжил рассвет, когда молодой пилот вышел из-за стола, аккуратно сложил чертежи в папку и убрал ее в сейф.
  Засыпая, Роман продолжал видеть детали своего детища. Здесь было все: — от арабской вязи до золотого сечения, знаки зодиака и химические элементы, фигурки животных, ДНК человека, ноты и десятичное исчисление... И все это — медленно «плавало» в его сознании под звуки скрипки, которую держали красивые руки Астры.

Продолжение следует. https://e-shirokova.ru/


Рецензии