Истребитель Тигров

Может ли пехотинец уничтожить танк? Да, хотя это и сопряжено с рядом трудностей. Особенно если речь идет о тяжелых, хорошо бронированных танках последних лет войны. А легко ли поверить в то, что один человек способен уничтожить несколько танков, заставив их отступить? Едва ли Герой Советского Союза Роман Смищук сам верил в такую возможность, пока не оказался перед лицом наступающих «Тигров».

Но вначале несколько слов о немецких танках «Тигр». Впервые о их существовании наши войска узнали в 1942 году.
29 августа 1942 года Гитлер впервые отдал приказ пустить в бой тяжёлые танки «Тигр». 16 сентября 1942 года 4 из них приняли участие в боях под Ленинградом, выдержали такое испытание и пошли в бой на следующий день. Однако, этот дебют показал и слабые стороны танка, в результате чего, 21 сентября, они были потеряны из-за огня противотанковых орудий и слишком мягкой почвы, из который не могли выехать. «Тигр», как и танк «Пантера», имел одну неприятную особенность из-за своей шахматной подвески. Суровой советской зимой между колесами набивалась грязь, которая замерзала за время остановки и намертво сковывала ходовую, лишая танк подвижности до тех пор, пока экипаж не очищал все вручную или паяльной лампой.

Советская Армия очень заинтересовалась новым тяжелым танкам и постоянно предпринимала попытки для его захвата в работоспособном состоянии, также как и немцы в своей время при встрече с Т-34, чья конструкция дала жизнь проекту «Пантеры». Также и советские инженеры, получив 16 января 1943 года «Тигр», отметили много интересных особенностей, например, очень трудно пробиваемую для всех имеющихся на вооружении пушек толстую броню. Это привело к проектированию самоходных артиллерийских установок серии "СУ" и, позже, танков ИС-1, ИС-2, которые до конца войны стали достойным врагом «Тигра».
Тяжелый танк «Тигр» служил немецкой армии в течение последних лет Второй мировой войны. Он на практике доказал свои преимущества и показал, что является превосходной боевой машиной, однако и не без недостатков. Например, танк страдал от избыточной массы и размеров, а также нехватки ресурсов. «Тигр» стал первым немецким танком, который получил 88 миллиметровую зенитную пушку в качестве основного орудия, совместив при этом хорошую броню и неплохую подвижность для своих размеров.

Недостаток ресурсов привел к производственным проблемам и снижению качества комплектующих, что еще больше усугубило недостатки высокотехнологичной машины, чья концепция в корне отличалась от советской, нацеленной на массовое производство простых машин.

В целом применение «Тигра» нельзя назвать особо удачным, поскольку слишком много факторов мешало этому, однако, сам танк зарекомендовал себя грозным и во многом новаторским, оставившим незабываемый след в истории Второй мировой войны

До момента появления нового Т-34 такие танки вермахта, как Т-III и T-IV, вполне хорошо справлялись со своими обязанностями. Немцы, постоянно пытавшиеся создать все более совершенное оружие, еще в 1937 году начали работы по проекту, который смог бы заменить в будущем T-IV, однако отменили его из-за слишком медленного развития и низкого приоритета. К тому же, после встречи с британскими «матильдами» и французскими «Чар Б1», немцы поверили, что их техника на голову сильнее вражеских.

Так и было до момента встречи с новой советской разработкой. Танк  Т-34 буквально потряс Вермахт, поскольку превосходил T-IV  буквально во всем, имея рикошетную и прочную броню, хорошее орудие и отличную подвижность, а, главное, их количество постоянно росло. После захвата нескольких образцов Т-34, он был внимательно изучен специалистами, и высокими чинами, после чего было решено, что необходим новый танк.

Немедленно немцы приступили к разработке "противотанка" для Т-34. Проекты были представлены несколькими фирмами - Даймлер-Бенц, МАН и Хеншель , позже к ним присоединился Порше. Проект Ман в конечном счете станет превосходным средним танком под названием «Пантера», вобравшим в себя все сильные стороны Т-34 в виде широких гусениц, наклонной толстой брони и мощной 75 миллиметровой пушки.

Производство танков «Тиг» началось с августа 1942 года и продолжалось до августа 1944 года, в конечном итоге было произведено 1350 экземпляров. Сложная конструкция «Тигра» не позволяла его производить в больших количествах, которых бы хватило на перелом тогда уже начавшегося поражения в войне. Образцы «Тигр» различались мелкими деталями, в зависимости от места производства, поскольку сказывалась нехватка ресурсов, комплектующих и просто фронтовой опыт.

Интерес к танку лично Гитлера вынудил ускорить производство и ввести в строй машины до прохождения всех испытаний и исправления недоработок. Фюрер всегда был настойчив в вопросах, касающихся возможности получить сверхмощное оружие, не имеющее аналогов в мире. Поэтому часто такие проекты отправлялись на фронт, не успев избавиться от детских болячек. «Тигр» не стал исключением. К тому же немецкая инфраструктура страдала от налетов бомбардировщиков, и танки не получали должного обслуживания и запасных частей.

На практике это очень сильно повлияло на эффективность применения «Тигров» и ограничило их влияние на ход войны. Когда топливо стало дефицитным, немецкая пехота вынуждена была перестать рассчитывать на поддержку, поскольку «Тигры» часто отзывались с поля боя из-за недостатка бензина. А из-за ненадежности трансмиссии и невозможности её регулярного обслуживания, экипажи были проинструктированы заранее занимать выгодные позиции, на которых будут заметны цели в радиусе поражения. 88-мм пушки танка могли подбить  наш танк Т-34 с расстояния в 2 км, а вот нашим танкам требовалось подобраться на расстояние около полукилометра, чтобы пробить броню немецкого «Тигра». Немецкие экипажи передвигались лишь в случае необходимости, чтобы лишний раз не вырабатывать ресурс двигателей и шестерней. Такие приказы продемонстрировали понимание немецким командованием, что даже самый прекрасный танк имеет свои ограничения.

Как и в случае с «Пантерой», экипажи «Тигра» были проинструктированы о том, что можно спокойно подставлять под удар свою лобовую броню. И действительно, поначалу танк был практически неуязвим для вражеских танков, пушек, гранат и винтовок. В одном журнале боевых действий немецкого командира Тигра, содержится запись о более чем 200 попаданиях боеприпасами калибра 14,5 мм, 14 прямых калибра 52 мм и около 11 от мощной пушки калибра 76,2 мм. После 6 часового сражения танк вернулся и принял участие в бою на следующий день.

А теперь речь пойдет об обычном советском солдате Романе Смищуке, который в первом же своем бою показал, как можно справляться с немецким «зверинцем». 

Винницкая область — родина Романа Семеновича — была оккупирована еще в самом начале войны. На ее территории располагалась одна из ставок Гитлера — «Вервольф», поэтому оккупационный порядок был достаточно жестким. После освобождения региона в 1944 году Смищук и его сын Григорий вступили в ряды РККА. И в первом же бою немолодой уже (ему было 43 года) бывший крестьянин проявил себя настоящим героем.
 
Все случилось на территории Румынии, где воевала 50-я Стрелковая дивизия, в которой служил Смищук. Защищая нефтеносные территории, немцы сражались здесь особенно отчаянно,  и неоднократно предпринимали контрудары. Под один из таких и попала 3-я стрелковая рота Смищука, оказавшись практически в окружении. Немцы отсекли роту от основных советских частей и бросили в атаку на нее 16 «Тигров», поддерживаемых пехотой.

Подвиг Романа Смищука довольно подробно описан в книге воспоминаний его сына «Отцовская слава». Несмотря на свою неопытность в боевом искусстве, Роман не растерялся и действовал ровно так, как учили. Затаившись в окопе, он дождался приближения первого танка на расстояние броска и швырнул бутылку с зажигательной смесью в моторный отсек. «Тигр» запылал.

Второго железного гиганта Смищук сначала остановил гранатой, повредив ему гусеницу, а потом поджег моторный отсек. Танкисты третьего «Тигра» насторожились, остановившись в нескольких десятках метров от советских позиций. Но Смищука было уже не удержать — он подполз к танку и вывел его из строя также, как предыдущие, — гранатой и бутылкой с зажигательной смесью.

Запас гранат и бутылок у Романа закончился, и он отполз к своим позициям, где нашел новые боеприпасы. Рядовой успел поразить еще три танка, прежде чем его контузило выстрелом и засыпало землей в окопе. Но дело было сделано — «Тигры» откатывались назад. Они оказались бессильны перед лицом всего одного храброго и умелого советского солдата. Спустя две недели после боя оправившийся от повреждений Смищук был награжден звездой Героя Советского Союза лично из рук командующего фронтом Родиона Малиновского.

Об этом я прочитал в небольшом материале Ярослава Горбунова на сайте «Любителям истории» в Интернете.  От себя добавлю, что за этот подвиг наш солдат не только получил звезду Героя, но и изрядную сумму денег. В соответствии с приказом Сталина от 24 июня 1943 года за № 0387 «танковая» премия полагалась всем без исключения бойцам Красной Армии.

 Данный Приказ назывался так: «О поощрении бойцов и командиров за боевую работу по уничтожению танков противника».

 Размеры танковой премии, как и в случае с авиацией, были разные. Так, например, если танк уничтожался из противотанкового ружья, то наводчику полагалось 500 рублей, а его помощнику, тому, кто носил это ружье и стрелял из него вместе с первым номером только 200 рублей.

 Если вражескую машину подбивали танкисты, то командиру и механику-водителю выплачивалось по 500 рублей, это понятно, так как именно от них зависел успех боя, остальным членам экипажа по 200.

 По такой же схеме премировались артиллеристы, это по 500 рублей наводчик и командир, по 200 рублей — остальной состав орудийного расчёта.

 Больше всего везло тем, кто подрывал танк гранатой: в этом случае герою полагалась 1000 рублей. Если же танк забрасывали гранатами несколько бойцов, то сумма вознаграждения поднималась до полутора тысяч и делилась между всеми поровну.

Так Смищук после этого боя получил аж 6 тысяч рублей, что по тем временам была огромной суммой.  Но не ради этих денег рисковал своей жизнью солдат, а защищая свою жизнь и жизнь сослуживцев по роте, на которых двигались немецкие танки.

Вообще история Великой Отечественной войны до сих пор не перестает удивлять нас своими малоизвестными фактами и некоторыми другими интересными особенностями того военного времени.

 Например, хорошо известно, что в годы войны в Красной Армии существовали многочисленные меры поощрения бойцов и командиров.
 Это когда за проявленное ими мужество и героизм в боях с врагом, отличившихся поощряли многочисленными государственными наградами и благодарностями Верховного Главнокомандующего.
Однако оказывается, наряду с этим в РККА существовала еще одна мера поощрения личного состава за отличия в бою, это так называемые добавочные выплаты «премий по результатам боевой работы».

 В советское время этот вид поощрения бойцов во время войны весьма редко освещался в советской художественной и исторической литературе, да и в том же кинематографе нигде об этом не упоминалось.

 Вероятно, тогдашнее советское руководство, отвечавшее за идеологию опасалось, того, что у простых обывателей может сложиться впечатления, что на ратные свершения бойцов двигала не ненависть к врагу и стремление защитить Родину, а меркантильный интерес.

 Да, интерес был, так как это были живые люди, многим фронтовикам хотелось и орден получить, а если к этому ордену выдавали ещё и несколько сотен рублей за подбитый вражеский танк или самолет, то от них никто не отказывался.

 А вот так называемый меркантильный интерес, тот, которого опасались идеологи, стоял у фронтовиков, как показала война, где то там, на самом последнем месте. Подавляющее большинство советских людей воевали не за награды и денежные поощрения, а просто, потому что это было надо.


Рецензии