Без родины 2 - Глава 34
Я ожидаю о. Сергия в необычном храме: снаружи здание имеет классическую прямоугольную форму, но внутри нет центрального иконостаса. Вместо него, между двумя боковыми алтарями, пустое пространство. В нем и появляется закончивший свои священнические обязанности о. Сергий. Он значительно моложе меня, невысокий, худой, с «высохшим» лицом, и выглядит не как батюшка, а как турист, каких в храме много: в цивильной одежде, с огромным рюкзаком за плечами.
– Благослови, отче! – говорю я, не давая о. Сергию пройти. Священник смотрит на меня с таким недоумением, что я решаю на всякий случай представиться, – Григорий Россланов, заочник.
– Да помню я вас! – говорит, нехотя благословляя, о. Сергий, – вы по какому вопросу? Неужели в семинарии нельзя встретиться?
– Я приехал узнать, не согласитесь ли вы быть моим дипломным руководителем.
– А я что, могу отказаться? – с непонятной мне интонацией спрашивает о. Сергий, и тут же проясняет ее вопросом, – в моем-то, материальном положении? Если я не буду заниматься с таким, как вы, мне придется просить милостыню на паперти.
Я сразу представляю о. Сергия в рубище, с протянутой рукой. От этого видения меня бросает в пот. Я думал, вдали от о. Корнелия, галлюцинации прекратятся. Выходит, что нет! А о. Сергий внимательно смотрит на меня, и, похоже, догадывается, что я сегодня немного «не в себе». Я пытаюсь отвлечь его вопросом:
– Не скажите, почему в храме центрального алтаря нет?
– Не знаю, – отвечает о. Сергий, и задумчиво смотрит туда же, куда и я, словно и сам в первый раз увидел, – и мне все равно. Я здесь не в штате, меня приглашают, если кто-то из батюшек заболел. Но если вам очень любопытно, спросите у дьякона, он сейчас подойдет.
Действительно, к нам подходит молодой парень в рясе, и, сказав:
– За сегодня! – вручает о. Сергию белый конверт, в котором заметна ассигнация. О. Сергий тут же достает ее и демонстративно рассматривает, мимикой давая понять, что рассчитывал на большее. Однако к его чувствам дьякон не проявляет интереса. Он безразлично ждет, когда о. Сергий успокоится. Воспользовавшись возникшей паузой, я задаю свой вопрос дьякону.
– Этого не видно, но храм, когда в советское время расширяли проспект, с восточной стороны «обрезали», – охотно отвечает он, – и теперь ему невозможно придать прежний вид. Придется сужать проезжую часть, а на это не дадут разрешения. Так что мы довольствуемся тем, что есть. А вам какое дело? Молитесь, если не нравиться. Придет время, митрополит решит что-нибудь. На все воля божия!
– А кому был посвящен центральный алтарь?– интересуюсь я.
– Иоанну Крестителю. Евреи пошли за ним на Иордань, однако потом обезглавили. А мы, русские, вначале построили ему храм, но затем отсекли алтарь. При всей разности народов, хочу вам заметить… что ж, будем считать, на этом у вас все? – без всякого перехода, имея в виду нас обоих, спрашивает дьякон.
– Все! – за двоих отвечает обиженный недостаточным вознаграждением о. Сергий. Он перемещается к кануну, где принимается складывать в свой рюкзак продукты, принесенные прихожанами на заупокойную службу. Дьякон, понаблюдав за его действиями, тяжело вздыхает и уходит.
О. Сергий, убедившись, что с кануна больше нечего взять, направляется к выходу. Я догоняю его, косясь на присоединившегося к нам «ангела» с храмовой иконы. Ситуация жутковатая, но я, стараясь не терять самообладание, спрашиваю у о. Сергия:
– Батюшка, а как я? Что относительно меня?
– Примерный план работы и кое-какие письменные материалы у меня дома. – Говорит, не останавливаясь, о. Сергий. – Если хотите ознакомиться, приходите завтра, на занятия, что я веду с очниками. Я возьму записи с собой.
– Я не могу завтра, у меня телефонная станция на обслуживании. Мне сегодня определится желательно. Возможно, я другую тему возьму, пока она свободна! – говорю я, стараясь не смотреть на подмаргивающего мне «ангела».
– Послушайте, я из-за вас на автобус опаздываю! Как бы вы не хотели, сегодня у нас ничего не получится! – раздраженно говорит о. Сергий. Ему мои слова о другой теме не понравились.
– А если я вас домой отвезу? – Немного подумав, предлагаю я. – На автобусе ехать долго. Со мной быстрее, и на билете сэкономите.
– Ну и как вы представляете консультацию в домашних условиях? – нерешительно спрашивает о. Сергий. Полный рюкзак сильно давит на плечи, и мое предложение кажется ему заманчивым.
– Я быстро гляну, что у вас есть, и уеду. Если решусь, перезвоню!
Отбросив сомнения, о. Сергий соглашается. Мне кажется, что батюшка идет мне на встречу еще и потому, что я могу из-за его несговорчивости «соскочить». А он очень хочет получить причитающуюся за дипломника прибавку к зарплате.
Выясняется, что о. Сергий живет не в самой Калуге, а в пригороде, именуемом «цыганской слободой». Ехать туда нужно через все городские пробки. Но усаживаясь в машину, я с неудовольствием думаю не об этом, а о том, что к нам в кабину третьим сел «ангел». Я не знаю, что с этим делать.
– А вы знаете, что вы странный какой-то? – спрашивает о. Сергий, придавливая «ангела» рюкзаком.
– Знаю. День выдался неудачный – со страдальческой ноткой в голосе отвечаю я, и запускаю двигатель.
По пути о. Сергий так жалобно рассказывает о своем плохом материальном положении, что я, не выдержав, останавливаюсь возле магазина и покупаю ему кое-какие продукты. На канун обычно кладут муку и конфеты, а чтобы прокормить троих детей батюшки, их недостаточно.
– А почему вас не припишут к какому-нибудь храму? Будете получать твердую зарплату. У городских священников она, хоть и маленькая, однако выдается, как я слышал, без задержки.
– Я был третьим священником в…, – о. Сергий называет храм, – но потом сам написал прошение, за штат.
– Почему? – удивляюсь я, – разве быть «вольным стрелком» легче? Судя по вам, ничуть!
– Разве деньги решают все? – хмуро говорит о. Сергий, – я ушел, потому что не нашел общего языка с настоятелем. Вы, в семинарии, в «розовых очках» ходите. Почему-то думаете, что будете служить Богу в атмосфере Евангельской любви. А на деле встретите грязь внутри церкви в гораздо большей степени, чем она есть в обществе. Это потому, что у нас нет механизма самоочищения. Наша церковь до сих пор существует в феодальном укладе, хотя весь остальной мир давно перешел на другие, более прогрессивные правовые принципы.
– Понятно… – говорю я, хотя не особенно понимаю, о чем это он, и остаток пути сижу молча.
О. Сергий просит меня остановиться на размытой дождями улице, состоящий из пострадавших от времени изб. Мы входим в одну из них. Нас встречает женщина, по лицу, смесь цыганской и русской крови. О. Сергий представляет ее, как свою жену Марию. С гордостью выкладывает перед ней, на покрытый клеёнкой стол, продукты, которые ему удалось «добыть». Мария с интересом перебирает их, представляя, что приготовит мальчикам, которые с громкими криками играют в смежной комнате.
Обстановка в избе бедная, и внутри она выглядит гораздо меньше, чем снаружи. Много места съедает дровяная печь, не используемая: я вижу газовую плиту и батареи парового отопления. Батюшка предлагает мне сесть за заваленный бумагами письменный стол, но я, извинившись, говорю, что мне предварительно нужно вымыть руки (испачкал, когда ходил в магазин). О. Сергий теряется, а его жена, хмыкнув, выходит из избы. Я не понимаю, чем вызвана такая реакция хозяев, пока батюшка не подводит меня к двум пластиковым бочкам в углу комнаты.
– Вот ковшик – говорит, подавая, покрасневший о. Сергий, – в этой бочке зачерпываете, а над этой моете.
Вода в бочке мутная, видимо, из колодца. Из гигиенических соображений мне не хочется пользоваться ей. Я говорю, что ничего, у меня есть влажные салфетки, чем несказанно радую о. Сергия. Он бормочет что-то вроде « ну, не хотите, как хотите», и вторично предлагает усесться за письменный стол. Что я и делаю, думая, как правильно поступил, не попросив стаканчик чая с пряником (время-то обеденное!). Кто его знает, чтобы из этого вышло. У батюшки тут, все чудное!
Словно подтверждая мою мысль, матушка Мария ставит лестницу у окна, возле которого я сижу, и забирается на чердак. Слышаться ее шаги над нашей головой, и вскоре на землю летят черные полиэтиленовые мешки, бросаемые со злобой. Это заставляет меня спросить у о. Сергия:
– Возможно, я не вовремя? У вас из-за меня планы нарушились?
– Не-а, – говорит о. Сергий, провожая взглядом очередной мешок, – Мария своим детям хочет весенние вещи достать, вот и затеяла светопреставление.
– У вас что, шифоньер на чердаке? – удивляюсь я.
– Да, – отвечает о. Сергий, – иначе мне этот стол негде поставить.
– Может быть, мы ей поможем? – спрашиваю я, услышав, как один мешок с треском лопнул.
– Я же сказал, что дети ее, – недовольно передернув плечами, говорит о. Сергий, – ей, их вещами и заниматься!
– Ну, что ж! – говорю я, и открываю предложенную батюшкой толстую тетрадь. Заполненная убористым почерком, она содержит, по сути, плохо написанную о. Сергием повесть о его ранней юности, о том, как он был вовлечен в секту содомитов.
По мере прочтения я понимаю, что сектантов не волновали противоречия в их учении. Они, в основном, занимались усовершенствованием обрядов. А те, по свидетельству юного Сережи, были у них страшными.
Прочитав порядком, я останавливаюсь. О. Сергий смотрит мне в глаза и спрашивает:
– Ну, что? – я понимаю, что он хочет услышать оценку литературной ценности его труда, а не мое мнение относительно возможности написать по нему дипломную работу. Я теряюсь, что сказать батюшке, но тут в комнату просачивается «ангел». Он становится рядом со священником и жестами предлагает высказаться начистоту.
– Ваш материал не годиться. Мне для работы нужна проверенная информация из печатных источников. Чтобы я мог на них ссылаться. А у вас «сырой» текст, который вы даже не пытались опубликовать. Хотя бы в нашем епархиальном вестнике! – откровенно говорю я, пойдя на поводу у подзуживающего меня «ангела».
– Да разве вы не видите, насколько мой «сырой» текст хорош? – покраснев, горячо говорит о. Сергий. – А прочую информацию об этой секте, если захотите, найдете в интернете. Неужели вы думаете, что кто-то из преподавателей даст вам готовую работу, и вам останется поставить на ней свое имя? Нет уж, извольте потрудиться! – говорит батюшка и для убедительности легонько бьет по столу ладонью. «Ангел» делает такое лицо, будто ему предложили съесть лимон.
А я, глядя на священника, думаю, что вижу перед собой гомосексуалиста, который свои врождённые наклонности оправдывает вовлечением в секту. Кроме того, человека, сумевшего ради веры преодолеть себя. Отказаться от своей половой ориентации и вести жизнь, достойную его духовного звания. Но, в тоже время, и человека, недовольного тем, что его подвиг никем не оценен. И вместо признания он гоним людьми, по какой-то, непонятно ни ему, ни им, причине. Что о. Сергий устал терпеть эти гонения, и хочет донести до сведения «коллег по цеху», как ему тяжело живется. Однако мне ввязываться в его «вендетту» с «товарищами по оружию» совсем не с руки. Батюшка к смешкам за спиной привык, а мне они ни к чему. У меня и так репутация, хуже некуда. Такой «неординарный» руководитель и предлагаемая им скабрезная тема ее окончательно «добьют».
– Вы же знаете, батюшка, что окончательное решение всегда за о. Никодимом. – Уклончиво говорю я, не желая расстраивать священника. – Пожалуй, поеду, спрошу его. Как о. Никодим благословит, так и будет!
– Тогда и я поеду с вами! – категорическим тоном говорит о. Сергий, поднимаясь, – желаю присутствовать при вашем разговоре! Мне кажется, вы не сможете объяснять о. Никодиму, насколько неординарным может получиться ваш труд!
«« Неординарным» – это не то слово!»» – думаю я, когда мы опять усаживаемся в мою «ГАЗель».
По дороге в епархию приходится слушать, как батюшка убеждает меня в своей правоте. Я поддакиваю ему в надежде, что все образуется в лучшую для меня сторону. Но в кабинете заведующего учебной частью случается полнейшая неожиданность. О. Никодим, увидев меня в обществе о. Сергия, недовольно хмурится. А едва услышав о нашем споре, резко заявляет, что говорить не о чем: я не допущен к написанию. Я почему-то решаю, что эта новость связанна с о. Сергием, и принимаюсь невразумительно лепетать, что, мол, на самом деле я хочу писать под руководством о. Никодима, а к батюшке попал случайно.
О. Сергий, многозначительно глянув на меня (в очередной раз убедился, что среди людей достойных нет), уходит, бережно спрятав свою тетрадку в рюкзак. На его стул тут же плюхается осточертевший мне «ангел». Теперь в руках него блюдо, на котором я с ужасом вижу свою голову. «Ангел» строит физиономии и показывает глазами на о. Никодима, намекая, тот сейчас будет нечто интересное.
И действительно: о. Никодим достает папку, которую я опознаю, как мое личное дело, и выкладывает передо мной фотографии, где я с перебинтованной головой выхожу из дверей отделения полиции.
– Вас обвиняют в хранении наркотиков. Неужели вы думаете, что такому человеку мы выдадим диплом? – сухим голосом произносит о. Никодим. Заметно, что ему неприятно говорить со мной.
– Но меня выпустили! – возражаю я, – и следствие пока не закончено. Мою вину, если таковая есть, или невиновность, в чем я уверен, может установить лишь суд, а до него, еще очень далеко!
– Вас выпустили только потому, что о. Лаврентий, очень уважаемый священник и добропорядочный член общества, лично подходил к каждому, от кого это зависит ваша свобода, и просил со слезами на глазах. А иначе вы уже сидели, и мне не пришлось бы вести с вами этот разговор. – Говорит о. Никодим.
Слушая зав. учебной частью, я наблюдаю, какой счастливой улыбкой сияет «ангел», и меня охватывает уныние. О. Григория, моего заступника, в епархии больше нет. Он вышел за штат и уехал на родину, в монастырь, откуда когда-то начинал. Говорят, почувствовал приближение смерти, уехал умирать. В далекую сибирскую епархию, с повышением, отправился и мой друг, о. Герман, второй человек, всегда оказывавший мне моральную поддержку.
– А когда судебное разбирательство закончится, и меня официально признают невиновным, вы разрешите закончить обучение, как это положено? – спрашиваю я.
– Но зачем? – удивленно спрашивает о. Мефодий. – Справку с оценками мы и так дадим, если вам нужно. Хотя я не представляю, для чего она может понадобиться: мы рукополагать вас не будем ни коем случае!
Я пока не собирался писать прошение, однако мне становится интересно, почему я даже теоретически не смогу стать священником. Я спрашиваю об этом у о. Мефодия. Он с тяжким вздохом вновь лезет в мое личное дело. Достает оттуда длинное письмо и передает для ознакомления мне. Я имею «удовольствие» читать извращенный пересказ фактов из истории восстановления храма.
Будто я выпросил в совхозе ферму от подъемного крана, и сдал ее в металлолом. Устроил в храме цех по сортировке краденого металла, для чего воровал электроэнергию. Ходил по домам, выпрашивал деньги, и тратил их на личные цели. Не брезговал и колдовством: искал захоронение местной ведьмы, желая вызвать ее «дух» и узнать, где искать драгоценности утонувшей в пруду графини.
Письмо кажется смешным, однако документ более чем серьезен, поскольку подписан большим количеством селян. К сожалению, так или иначе зависящих от Олега, подпись которого я вижу в самом конце.
– Вы не первый год в церкви. Много чего повидали, и прекрасно понимаете, что это бред, сочиненный больным человеком! – вяло говорю я.
– Да, – соглашается о. Никодим, – я спрашивал у о. Лаврентия, он характеризует вас положительно. Но священник должен уметь ладить с людьми, а тут против вас чуть ли не всё село. Вы не умеете выбирать себе правильных друзей (явно намекает, в том числе, и на о. Сергия). Вы человек, я с самого начала говорил, для нас неудобный. От вас у митрополита голова болеть будет. Поэтому он принял решение направить в Настино выпускника очного отделения, иеромонаха о. Никанора.
– И с какого он монастыря? – спрашиваю я, еще в душе не определившись, как мне реагировать на эту новость.
– Ни с какого. Спасаясь от погромов, переехал к нам из Средней Азии, уже в сане.
– Понятно…– говорю я и поднимаюсь, понимая, что разговор окончен. Мне хочется поскорей вернуться обратно в общежитие, чтобы в тишине обдумать сегодняшний день.
Когда я на прощанье благословляюсь у о. Никодима, он морщит лоб, о чем-то вспоминая, потом говорит:
– Вам о. Георгий просил передать при случае! – и отдает небольшой бумажный пакет, плотно замотанный скотчем. На нем рукой о. Германа написано: «Россланову Г. А, открывать в крайней нужде!».
– Спасибо! – благодарю я и выхожу из кабинета.
У ворот епархии я вижу о. Корнелия и братьев. Они с утомленным видом сидят на лавочке и спрашивают всех выходящих, куда они направляются.
– Я домой, в Дальний, – опередив их вопрос, говорю я.
– Может, сначала довезешь нас до монастыря, а потом к себе поедешь? – спрашивает о. Корнелий, все еще стряхивая с себя жуков.
– Так это, какой крюк придется давать! – чувствуя себя уставшим не меньше их, говорю я, – неохота!
– Зато в источнике искупаешься вместе с нами! И к отцу Владимиру на исповедь зайдешь, тебе надо! – произносит о. Корнелий, показывая острием зонтика мне за спину. Там прячется «ангел», теперь держащий на подносе бутылку водки.
– Пожалуй, ты прав! – Соглашаюсь я, озираясь на «ангела», начавшего протестовать активными взмахами рук. – Отвезу, поехали!
Монахи с радостью поднимаются, кратко молятся, и направляются к моей машине..
Свидетельство о публикации №219071900411