Михаил Александрович Кичигин

Михаил Александрович Кичигин и Вера Емельяновна Кузнецова-Кичигина.
13 октября 2015
 
 
 
Михаил Александрович Кичигин и Вера Емельяновна Кузнецова-Кичигина -  русские художники, судьба которых связана с двумя великими странами – Россией и Китаем, а творчество представляет большой интерес как опыт культурного взаимодействия европейской и восточной художественных традиций.


КИЧИГИН Михаил Александрович (1883-1968)

Михаил Александрович Кичигин родился в деревне Пальниково Екатеринбургского уезда Пермской губернии.

 До восемнадцати лет он прожил в деревне, в дружной и крепкой крестьянской семье староверов,  среди живописной красоты уральских гор. "Места эти удивительно красивы. Горы. Девственные леса. Небольшая, в одну улицу деревня. Речка Шишим кристальной чистоты. В лесах множество всякой живности. Деревенские бабы тащили на горбу из леса огромные корзины черники и особенно вкусной уральской малины. Грибы возили мешками на лошадях. Особо богатых мужиков в деревне не было – одна корова, редко две. Сеяли хлеб, картофель, лен… Некоторые уходили работать в Верх-Нейвинск или на Невьянские заводы, принадлежавшие Демидову <…> По вечерам молодежь собиралась на гулянья, звучала гармошка, песни…"




Река Шишим. Фото.


Впечатления детства и юности художник бережно хранил на протяжении всей жизни. Их не смогли стереть искушения Москвы и зарубежных городов. Более того, русская деревня стала для него идеалом, источником, питающим творчество.

  В 1901 году Михаил Кичигин приехал  в Москву, страстно желая стать художником. Не имея специальной подготовки, провалился на экзаменах в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В течение года посещал Строгановское художественно-промышленное училище в качестве вольнослушателя, а в 1902 году был зачислен во второй класс училища. В Строгановском училище обучение детей начиналось с 9-10 лет. И, хотя в 1900-е годы порядки стали более либеральными, нужно было иметь мужество, чтобы в 18 лет начать «постигать науки» рядом с мальчиками.


  В 1908 году Михаил Кичигин окончил  Строгановское художественно-промышленное училище со званием «ученого рисовальщика».

В 1908-1910 гг. он продолжил образование в училище, занимался изучением древнерусской монументальной живописи. В 1910 г. получил звание художника прикладного искусства за проект росписи церкви (руководитель Ф.О. Шехтель).

В 1908-1915 Кичигин с целью совершенствования в живописи и рисунке продолжил обучение  в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, К.А. Коровина, А.С. Степанова, С.В. Ноаковского.  Выпускники МУЖВЗ были фактически приравнены в правах к выпускникам Петербургскойакадемиихудожеств.

Учителя  Михаила Кичигина в Строгановском училище и в МУЖВЗ





Абрам Ефимович Архипов, автор портрета – И. Е. Репин;

Николай Алексеевич Касаткин, автор портрета - В. Г. Перов;

Сергей Васильевич Иванов,  автор портрета – Осип  Эммануилович  Браз;

Аполлинарий Михайлович Васнецов,  автор портрета  - Николай  Дмитриевич  Кузнецов;

Константин Алексеевич Коровин,  автор портрета – Валентин  Александрович Серов.


Строгановское училище в 1902 году

В центре с папкой Станислав  Владиславович  Ноаковский, инспектор Строгановского училища, преподаватель истории архитектуры. С 1906 г. — профессор МУЖВЗ.
Блестящий рисовальщик. Ученики неделями не стирали с классной доски его виртуозные рисунки мелом.


Сокурсники Михаила Кичигина по МУЖВЗ - Давид Бурлюк и Владимир Маяковский. Они относились к провинциалу Кичигину покровительственно, хотя ценили его мастерский рисунок. "Я-то был смирный, а Володька – хулиган", - вспоминал художник о том времени. Михаил Александрович никогда не отличался радикальными взглядами.


Давид Давидович Бурлюк. Автор портрета -  Николай Иванович Фешин. 1923.


Владимир Маяковский.  Автор портрета – Георгий Павлович Егошин. 1964.

Наиболее сблизился Михаил Кичигин с Сергеем Герасимовым. Вероятно, сказался социальный статус – оба были из крестьян, вместе учились, вместе показывали работы на выставках, обоих отличала "умеренность" в художественных вкусах.


Сергей Васильевич Герасимов. Автопортрет. 1923

Михаил Кичигин  и Сергей Есенин.


Портрет С.Есенина.  Выполнен  Владимиром Александровичем Юнгером, юристом по образованию, в 1915 году.

Как- то ночью, весной 17-го года, Есенин постучал  к Кичигину в дом: « Миш, открой! Я тебе работу принес!» и втащил огромный мешок. В нём какие-то таблички. «Ты рисуй, а я тебе стихи  читать буду!» Всю ночь Есенин нараспев читал свои творения. А на следующее утро некоторая часть Москвы была увешана табличками: «Улица  Сергея Есенина».

(Юлия Лесина)
В 1914 году М.А. Кичигин начал показывать свои работы на выставках общества "Московский салон" (1910—1921). На первой выставке, проходившей в феврале 1911 года под девизом "Терпимость всех верований в искусстве", представлялись художники самых различных, порой противоречивых устремлений. В.Борисов-Мусатов соседствовал с Н.Гончаровой и М.Ларионовым, М.Врубель - с И.Клюном.
Затем многие ушли, создав собственные объединения. Круг сузился. Остались  приверженцы традиционной картины...


Абрам Маркович Эфрос. Автор портрета – Мартирос Сарьян.

Абрам Маркович Эфрос - один из ведущих критиков первого десятилетия ХХ века,  искусствовед, литературовед, театровед, поэт и переводчик, регулярно публиковавший критические обзоры выставок Салона, причислил М.А. Кичигина к "ядру" объединения, отметил большую уверенность и цельность в работах, обратил внимание на его крестьянский цикл.

Серия акварелей 1918 года "Уральские крестьянки", "Сенокос", "У реки" посвящена жизни уральских крестьян. Сюжеты работ незамысловаты. Вот, девушки на скамье лузгают семечки, смеются, толкаются, кокетничают с парнями. Вот, робкий ухажер подходит с букетом к зардевшейся красавице, сидящей в окружении подруг. Часто встречается тема гуляний – с плясками, обязательной гармошкой. Увы, работ М. Кичигина дореволюционной поры сохранилось очень мало.



Посиделки. 1920/1929

В 1918 году Михаил Александрович, спасаясь от голода, поехал к родителям на Урал, где оказался отрезанным от Москвы армией Колчака. Некоторое время преподал в Алексеевском реальном училище в Екатеринбурге.


Сбор фруктов. 1918. Холст, темпера. 52,5х73,8

В Екатеринбурге написана картина «Сбор фруктов». Пожалуй, работе, отличающейся почти былинной монументальностью,  больше подходит название: "Крестьянка", "Лето", "Урожай", "Русская красавица".

В Ярославском художественном музее хранится карандашный эскиз к картине. Он имеет аналогичную композицию, но по характеру изображения отличается: фигура женщины статью и красотой движения сродни античному персонажу, увиденному сквозь призму классицизма.


М.А. Кичигин "Женщина с корзиной" Эскиз картины "Сбор фруктов" Собрание ЯХМ

В живописной же работе лицо героини округляется, фигура расширяется, приобретает обобщённый характер…  Весь образ как бы наполняется изнутри более значительным смыслом, суть которого в создании "образа русского", как его видел и понимал крестьянин Кичигин. Персонаж приобретает черты жизнеутверждающего народного идеала, русской крестьянской красавицы – яркой, сильной, спелой. Как зрелые яблоки на ветвях, которые окружают женскую фигуру, вторя ее округлым формам. http://olga-kurto.livejournal.com/?tag=

Октябрьская революция 1917 года нарушила привычный ход событий и кардинально изменила судьбу художника. В 1921 году после двухлетних скитаний по Сибири и Манчжурии М.А. Кичигин оказался в Харбине. В 1928-м переехал в Шанхай.


М. А. Кичигин. Автопортрет. 1920

Ироничный взгляд, мужественный рисунок губ, светлые волосы...

В эмиграции прошли наиболее активные и плодотворные годы жизни и профессиональной деятельности М.А. Кичигина. Он стал одним из наиболее известных художников русского Китая.

В Китае существовало два главных центра, аккумулировавших силы русских художников: Харбин и Шанхай… Сначала в 1920-м году волна эмигрантов из России хлынула в Харбин… Особый статус Харбина как города, основанного русскими в связи со строительством и обслуживанием КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги), определил формирование большой и сильной русской диаспоры, имеющей прямые культурные связи с дореволюционной Россией…



Маленькая Россия в Китае со столицей в Харбине в 1920-1940-е годы. Фото

 

В конце 1920-х - начале 1930-х годов произошло перемещение большой части русских эмигрантов главным образом в Шанхай – интернациональный мегаполис с большими иностранными концессиями. Если в Харбине сохранялся русский уклад жизни, то в Шанхае он в значительной степени приобрел европейский стиль с «колониальным» акцентом.


Творчество М. А. Кичигина имело широкий диапазон: он писал портреты, пейзажи, жанровые сцены, работал как живописец, график, монументалист, художник театра, активно участвовал в выставках, преподавал.

В рисунках уличных сцен Харбина его привлекали бытовые реалии, но не личности.

 


М.А. Кичигин. Певички. 1927.  Собрание ЯХМ. Бумага, графитный карандаш

Его "Певички", как близнецы, с одинаковыми фарфоровыми лицами, одинаково смотрят лукавыми раскосыми глазами.

Другое отношение к моделям в портретах. Портрет – новый для Кичигина жанр, стал одним из ведущих в его «китайском» творчестве. Причина – интерес к натуре, желание понять страну через людей, ее населяющих. Было и простое практическое объяснение – доступность. Работа натурщика в Китае стоила гроши. Рикши, нищие, кули (носильщики, грузчики, чернорабочие) охотно соглашались позировать за небольшое вознаграждение.

В творчестве М.А. Кичигина появилась новая и значимая для него тема, которую можно назвать "лицо Китая" или "Китай в лицах". За годы эмиграции художник создал целую галерею представителей простого китайского населения... Художник выявлял у своих героев типические черты, национальные, сословные или профессиональные. Но портреты не безлики, в каждом есть индивидуальность, живой человек со своей судьбой, характером, переживаниями.

http://olga-kurto.livejournal.com/66893.html


М.А. Кичигин. Старый каллиграф. 1939  Собрание ЯХМ. Бумага, акварель, графитный карандаш.


М. А. Кичигин. Мужской портрет.

Рисунок всегда был сильной стороной творчества Кичигина. Уже в училище в Москве он уделял большое внимание рисунку и всегда получал за него высшие баллы. Одинаково хорошо работал графитным карандашом, углем, сангиной, пастелью, используя выразительные возможности каждой техники. В Китае художник заново "открыл" для себя сангину. Этот мягкий коричневый мел, пластичный и податливый в умелых руках, позволяет работать линией, пятном, работать быстро, дает эффектный результат. Охристый тон сангины корреспондирует с цветом тела человека, позволяя делать градации от едва заметной подцветки до насыщенной плотной красочной массы. В Китае эта техника, как нельзя лучше подходила к изображению местного населения, "желтой" нации.


М.А. Кичигин Приказчик из лавки. 1938. Собрание ЯХМ. Бумага, сангина

Портретный рисунок Кичигина сильный, смелый, открытый. Художник делал гибкий контур по форме, затем заполнял его мягкой растушевкой, растирал сангину пальцами, выявляя объем, рельеф, фактуру. Он уверенно «лепил» форму, как скульптор, добиваясь безупречного сходства. Иногда добавлял к сангине уголь, уточняя форму, делая акценты, сообщая фактурность и цветность рисунку. Эта техника и приемы не новы. Сангину и уголь любили старые мастера эпохи Возрождения, художники академической школы.


М. Кичигин.Портрет старика.


М. А. Кичигин. Портрет юноши

Вера Кузнецова, жена художника, вспоминала: «Михаил Александрович был превосходным портретистом, сразу "схватывал натуру", чувствовал характер человека, независимо от того, кто был перед ним – советник ли китайского императора или нищий рикша. Писал он портреты быстро в 2-3 часа. Работал маслом, пастелью, сангиной, углем".

http://dlib.eastview.com/browse/doc/7912642



М. А. Кичигин. Студентка


М. А. Кичигин. Молодой китаец (рикша).


М. Кичигин. Натурщик в национальном костюме.


Павел Северный ( Ольбрих) . 1900-1981
В 1930-м году, во время одной из самых нашумевших кичигинских выставок (в Шанхае), Павел Северный (Ольбрих) поместил свой репортаж с вернисажа в газете «Слово»: «…Вчерашний вернисаж, собравший большое количество зрителей всех национальностей, а также количество уже проданных полотен свидетельствуют об интересе, проявленном к творчеству нашего соотечественника. Прямо напротив входа на драпировке висит красочная, написанная в «малявинских» тонах  композиция, изображающая крестьянскую свадьбу на Урале. Краски взяты полной силой, крайне смело и как в то же время они гармоничны. А слева сгруппированы портреты, каких, наверное, уже давно не видел Шанхай. Здесь мастерство художника сказалось вовсю, забываешь, что находишься в комнате и чувствуешь себя на одной из больших столичных выставок…

Крайне изящны по рисунку и благородству линий портреты сангиной и углем. Это изящество линий и мастерство рисунка мы видим и в многочисленных этюдах тела. Эти «ню» набросаны уверенной рукой мастера, не стесняющегося позой и ракурсом, и свидетельствуют о громадной школе, пройденной художником».

http://www.russianshanghai.com/articles/post6464#more-6464


М. А. Кичигин. Нищий

Живя в эмиграции, М.А. Кичигин много путешествовал. Обычно, летом, в особенно жаркие месяцы он уезжал из Шанхая на этюды. Притягивала экзотическая красота окружающей природы. Тем более, что Китай очень разный по природным зонам: степи и леса Манчжурии, море и морские курорты Циндао, горы провинции Ляошань, тропическая растительность Гонконга, Пекин со средневековой архитектурой Запретного города…

Для художника, приехавшего из центральной России, этот мир был необычайно притягателен другим пространством, формами, красками, светом.

Естественным желанием было увидеть как можно больше и запечатлеть красоту окружающей земли.


М.А. Кичигин. У перевоза на реке Жемчужной. Собрание ЯХМ. Бумага, акварель, гуашь

Соседство солнца и воды создает особое состояние влажного сияния, разлитого в воздухе. Оно чудесно сохранено художником в его работах маслом и гуашью. Жемчужные тона живописи, складываются из розово-голубовато-золотистой гаммы с фиолетовыми акцентами, будто в подтверждение красивому названию местной реки – Чжуцзян (Жемчужная).

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=670637


М.А. Кичигин "Угловая башня Мраморного острова весенних теней" Собрание ЯХМ. 1932 г.
Холст, масло

По воспоминаниям жены художника Веры Емельяновны Кузнецовой-Кичигиной, в их глазах Китай был сказочной страной.


Михаил Кичигин "Павильон на озере Джун-Хай

Живопись Михаила Александровича отличается ярким декоративным колоритом, построенным чаще не на сближенных, а на дополнительных тонах. Кичигин любил открытый цвет, светоцветовые эффекты. Это решение во многом диктовала натура: яркие краски Китая, его декоративной архитектуры. Тем более, что для пленэра художник всегда выбирал солнечные дни и времена года. Вероятно, многоцветный колорит был созвучен его внутреннему душевному состоянию.

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=670637



Михаил Кичигин "Заброшенный храм"

М.А. Кичигин на всю жизнь сохранил преданность урокам живописи К.А. Коровина, его эмоциональному радостному любованию миром. Нарядный декоративный Китай дал прекрасную возможность развития стиля, который можно назвать декоративным пленэризмом. Художник не ставил чисто импрессионистических задач. Он часто дорабатывал картины в мастерской, по памяти или использовал вспомогательный материал в виде набросков или видовых открыток. Но, тем не менее, использовал форму этюда, которую культивировал московский импрессионизм и вообще искусство ХХ века как способ, позволяющий передавать непосредственное впечатление, незаконченное, живое состояние. Кичигин сам называл большинство своих работ «этюдами».

http://izo-museum.ru/upload/files/(1).pdf

Жанровые сцены. 



Михаил Кичигин. Буйволы.



Михаил Кичигин. Балаган.


Бывший доходный дом Мееровича в Харбине. Построен в 1921 году архитектором Ю.П. Ждановым. В этом доме находилась художественная студия "Лотос". Теперь в нем располагается Дворец молодежи

. В 20 –х годах прошлого века на втором этаже этого дома была открыта студия искусств ''Лотос''. Это была универсальная художественная студия, в которой проводились занятия масляной живописью, скульптурой, музыкой (рояль, скрипка), декламацией, пантомимой и историей искусства. Курс рисунка и масляной живописи вёл М. А. Кичигин.



Эмблема студии «Лотос» выполнена по эскизу М. А. Кичигина. Цветок лотоса символизирует в Китае красоту.

Ученица Михаила Кичигина в студии «Лотос» Вера Емельяновна Кузнецова стала его женой. Она была младше его без малого на 20 лет. Это была очень красивая пара.


Вера  Емельяновна Кузнецова-Кичигина. (1904  - 2005)

В.Е. Кузнецова не выбирала себе эмигрантскую судьбу. Будущая художница родилась в Харбине в 1904 году в семье русских поселенцев. Ее отец Е.Е. Кузнецов попал в Китай в составе русской армии в 1901 году. Демобилизовавшись, он поселился в Харбине, наладил работу питомника для озеленения города... От отца Вера Кузнецова унаследовала сильный характер, страстную преданность любимому делу. Природа щедро одарил ее талантами - красотой, грацией, артистизмом. Она окончила городскую женскую гимназию. С 10 лет занималась в балетной студии Народного дома искусств, начала карьеру балерины. Она могла стать танцовщицей, сниматься в рекламе, наконец, просто выйти замуж - от поклонников не было отбоя. Но она выбрала путь художника. В.Е. Кузнецова рассказывала:  «Рисовала всегда, сколько себя помню — на стенах, в альбомах для гостей. ... В гимназии были уроки рисования, на которых за свои работы я неизменно получала пятерки с плюсом».



Кичигина-Кузнецова Вера Емельяновна. Праздник дракона

 «В студии («Лотос») царила настоящая творческая атмосфера. Я, как губка, впитывала знания. Во время споров об искусстве сама почти не говорила, слушала. С удовольствием участвовала во всех студийных мероприятиях: выставках, просмотрах, концертах. Очень интересными были вечера в стиле различных эпох, которые должны были закреплять знания учеников. Как раз во время подготовки одного из таких вечеров я попала в студию. Помню, что декорации и эскизы костюмов к вечеру делал М.А. Кичигин».


Кичигина-Кузнецова Вера Емельяновна. Башня Большого Барабана. Пекин

В.Е. Кузнецова пришла в студию как танцовщица для выступления на одном из вечеров. Согласилась работать моделью. Одновременно начала учиться рисунку и живописи у М.А. Кичигина. Она рассказывала: «Я пришла в восторг от его, Кичигина,  работ, сразу почувствовала, что это настоящий художник. Начались уроки в студии. Учеников было достаточно, в основном русские. Ставили натуру. Михаил Александрович сам не писал, ходил по классу, смотрел. Говорил он мало. Помню только, всегда обращал внимание на линию в рисунке и необходимость обобщения. ... Ко мне он сначала приглядывался - подходил, наблюдал. Иногда хвалил. Поправлял мои рисунки редко. Кажется, всего один раз. Работать с ним было удивительно легко. М.А. Кичигин был моим первым и единственным учителем. Другой школы я не знала - в Харбине не было даже хорошего музея».




Выставка ученических работ в студии «Лотос». Харбин. 1924


Кичигина-Кузнецова В.Е. Грузчик. Китай, г. Шанхай. 1938 год. Бумага, акварель.

В последующие годы, будучи женой М.А. Кичигина, она имела возможность непосредственно учиться и совершенствоваться у серьезного мастера. Они жили вместе, путешествовали, работали рядом. Постепенно их взаимоотношения приобрели характер творческого содружества. В.Е. Кузнецова была человеком талантливым, упорным и смелым. И в искусстве тоже. Она быстро прошла путь от ученицы до художника, легко бралась за большие работы, успешно занималась теми же видами творчества, что и ее муж.


В. Е. .Кичигина-Кузнецова. Картон, акварель.



Кузнецова-Кичигина. Аудиенция.


 Кичигина-Кузнецова Вера Емельяновна. Фабричная работница

В рисунке Вера Емельяновна придерживалась строгой академической традиции, приверженцем которой являлся и ее муж. Излюбленной графической техникой художницы была сангина в сочетании с углем.


В. Е. Кузнецова-Кичигина. Театральный костюм.

Через картины передавали Кичигины своё непосредственное восприятие жизни китайцев, постижение их культуры, природы, архитектуры, своё восхищение и любовь к этой стране.


В 1928 году Кичигины переезжают в Шанхай.

Творческая жизнь русской художественной интеллигенции в Шанхае была бурной, яркой. М. А. Кичигин был активным участником литературно-художественного общества «Содружество русских работников искусства», основанного в Шанхае в 1929 году… В 1933 году в Шанхае основано содружество художников, литераторов, артистов и музыкантов (ХЛАМ). С 1937 устраивались литературно-музыкальные заседания, получившие название «Вечера у зеленой лампы»; на которых заслушивались доклады об искусстве, музыке и поэзии. В декабре 1936 объединение («ХЛАМ») удостоило звания «Почетного рыцаря шанхайской богемы» певца А. Н. Вертинского.



Бракосочетание Александра Вертинского и Лидии Циргвава.

В 1942 году весь русский Шанхай пришёл на свадьбу Александра Вертинского с юной Лидией Циргвавой. 


Интересно, что Лидия Циргвава была ученицей Михаила Кичигина. Впоследствии  Лидия Циргвава- Вертинская  закончила Суриковский институт в Москве.

В очерке «В родном доме» Вертинский писал: «Вот я, например, прожил за границей 25 лет. Я жил лучше многих и прилично зарабатывал. В моих гастрольных поездках по белому свету я останавливался в первоклассных отелях, например, в «Валдорф-Астории» в Нью-Йорке, спал на мягких постелях, окруженный максимальным комфортом. И все 25 лет мне снился один и тот же сон.

Мне снилось, что я наконец возвращаюсь домой и укладываюсь спать на… старый мамин сундук, покрытый грубым деревенским ковром. Неизъяснимое блаженство охватывало меня! Наконец я дома! Вот что всегда значила для меня Родина. Лучше сундук дома, чем пуховая постель на чужбине…»

http://fanread.ru/book/7484150/?page=40

Подобные чувства переживал и Михаил Александрович Кичигин.

 

  В Китае новая реальность вытеснила у Кичигина образы России. Эта тема перестала быть ведущей, но осталась очень важной для художника. Она помогала не потерять себя, чувствовать почву под ногами в чужой культурной среде. Воспоминания Михаила Александровича о родной деревне превратились в некий ритуал.  В.Е. Кузнецова-Кичигина вспоминала: «Сердце Кичигина навсегда осталось на родине. Говорил мало, но, когда собирались гости, за рюмочкой с огромной любовью рассказывал о России. Много курил. Его всегда просили: "Миша, расскажи…" И он в который раз трогательно вспоминал о родной деревне, своей собаке, лошади, о том, как однажды заблудился в лесу»…

В 1930-е в Шанхае художник написал "Портрет родителей" - отца, матери, крестной матери (Собрание Ярославского художественного музея).


 Живя долгие годы вдали от родины, не имея связи с родными, Кичигин не знал, живы ли они. Видимо, чувства были сильные, поэтому и портрет получился выразительный, яркий, экспрессивный. В нем не надо искать точного физиономического сходства – работа стала выражением душевного ностальгического переживания. Лица автор изобразил крупным планом. Такая портретная композиция на горизонтально вытянутом холсте с тремя головами на одной оси встречается не часто и выглядит непривычно. Художники использовали ее, когда хотели подчеркнуть родство, связь персонажей, особое отношение к изображенным людям.



К. С. Петров-Водкин. Автопортрет с женой и дочерью.

В сущности, это традиционная иконописная композиция с изображением Спаса и предстоящих святых: Богоматери и  Иоанна Предтечи.



1201-1225 D;isis Moscou, Galerie Tretiakov (Христос между Богоматерью и Иоанном Предтечей)

 Для М.А. Кичигина образы родителей слились с понятием родины, родной земли, стали иконой, как вся Россия, на которую он молился, которую поминал в мыслях и словах.  http://izo-museum.ru/upload/files/(1).pdf

По настойчивому желанию Михаила Александровича в 1947 году Кичигины приехали в Россию – он возвращался, она ехала в незнакомый мир. Мир этот встретил их неласково.

История возвращения Кичигиных на родину оказалась типичной. Они, как и большинство репатриантов, стали заложниками политического режима и меняющихся международных отношений. Согласно закону о перемещённых лицах русские репатрианты из Китая могли поселиться только в азиатской части СССР. Жизнь в столице и крупных  городах центральной России им была запрещена. Кичигины прожили год в Нижнем Тагиле. Михаил Александрович преподавал в художественном училище Нижнего Тагила, а Вера Емельяновна работала художником в кукольном театре. В 1948 году представилась возможность переехать ближе к Москве, Михаил Александрович воспользовался ею, получив направление на работу в Ярославль. Бывших эмигрантов в Ярославле никто не ждал. Михаил Александрович поступил на работу в Ярославское художественное училище.




Ярославское художественное училище.

 Художник писал: «В художественном училище меня приняли плохо.  Хотели даже уволить… Я сильно болел на нервной почве, долго лежал в больнице»… (По версии администрации училища М. А. Кичигин «ничего не понимает в советской тематике», слишком мягок в оценках и «не умеет рисовать».) От увольнения М. А. Кичигина спасла комиссия из Москвы.

 А вот по словам учеников М. А. Кичигина, он был прекрасный практик, учил видеть целое в работе, учил творческой свободе. Студенты с первой же встречи прониклись теплой заботой о своем преподавателе, по вечерам ходили по округе, собирали для его печурки обломки досок (в доме не было парового отопления). На занятия он приходил безукоризненно одетым, кисть в его руке всегда двигалась твердо и четко. Дверь их бедного жилища всегда была открыта для молодых коллег.


Привыкшая свободно жить и говорить, Вера Кичигина заплатила за это дорогой ценой. В 1951 году она  была арестована по доносу коллег мужа. Михаил Александрович, пытаясь защитить её, отправил письма на имя Л. П. Берии и в генеральную прокуратуру СССР. Но его заявления остались без удовлетворения. Сам Кичигин чудом избежал той же участи. 5 лет из назначенных 25 провела Вера Емельяновна в ГУЛАГе.  Отбывала заключение в Степном лагере МВД СССР на станции  Джезказган Карагандинской области.



Я был на той войне. Её не славят в одах,
Не служат панихид у памятных камней
Остались от нее: клеймо «врага народа»
И шестизначный номер на спине…

 

Виталий Иванович Гармаш

 

  Художественное оформление лагерной зоны стало для художницы средством выживания. «Мы работали вдвоем с молодой девушкой <…>. Я рисовала картинки, она писала тексты: что-то по поводу ударного труда на благо родины. Сначала эскизы проверяло лагерное начальство, а затем я писала их на бараках во всю стену (таким чудовищным образом нашел применение мой опыт декоратора)». Несколько лагерных работ сохранилось. Это небольшие листки из тетради с изображением полевых работ, счастливой работницы с мастерком, румяной колхозницы с кочаном капусты. Прототипами, вероятно, служили иллюстрации в советских газетах.

http://www.artrz.ru/download/1804836099/1804856792/6

Вернувшись из лагеря в Ярославль, Кузнецова-Кичигина на протяжении десяти лет участвовала в областных художественных выставках работами, изображающими новостройки, старых коммунистов, передовиков производства, знатных рабочих и колхозниц.


Кичигина-Кузнецова В.Е. Дзяткевич Д.П. - командир самолета. Бумага, сангина, карандаш цветной, фломастер

 

Трудно сказать, как сложилась бы их судьба, если бы не поддержка из Москвы бывших соучеников Кичигина, одним из которых был известный и признанный художник Сергей Герасимов. Помог и артист Александр Вертинский, с которым

Михаил Александрович был знаком по Шанхаю. В 1958–1960 при содействии

А. Н. Вертинского была организована совместная с Кузнецовой-Кичигиной выставка «Китай. Корея», показанная в Москве, Петрозаводске и Курске.

Успех московской выставки переломил ситуацию по отношению к художникам. Они  по-прежнему были «другими» в Ярославле, но относиться к Кичигиным стали с большим уважением. Веру Емельяновну приняли в Союз художников СССР. В 1958 г. в художественном училище отметили 75-летний юбилей Михаила Александровича.


На открытии персональной выставки. Москва, 1958

Умер Михаил Александрович 15 ноября 1968 года. Похоронен на Чурилковском кладбище в Ярославле.

 Произведения Кичигина достаточно редки, тем не менее творчество художника представлено в ряде музейных собраний, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Рыбинский музей-заповедник, Вологодская областная картинная галерея и т. д. Наиболее значительной коллекцией работ мастера обладает Ярославский художественный музей.

 Вера Емельяновна скончалась на 101 году жизни. Месяц не дожила до своего дня рождения. Последние 5 лет Вера Емельяновна была прикована к постели, но не переставала удивлять окружающих силой духа.  Журналистка Инна Коротаева справедливо назвала Веру Кузнецову-Кичигину «лучезарной женщиной».
Её век был веком истинного, верного и самозабвенного служения искусству.


Кузнецова-Кичигина. Букет «Дружба»

Сейчас, по прошествии времени очевидно, что приезд М.А. Кичигина и В.Е. Кузнецовой в Ярославль стал событием, оказавшим влияние на культурную жизнь провинциального города, раздвинул географические и стилистические границы местного искусства, послужил стимулом для обновления художественного языка ярославских живописцев.




Ярославский художественный музей.


Лебедева Татьяна Альбертовна

Татьяна Альбертовна  является куратором коллекции произведений Кичигиных в Ярославском художественном музее.

Т. А. Лебедева – автор книги «Вера Кузнецова-Кичигина. Михаил Кичигин. Русские художники в Китае».

 +105 
 3    2    
Надежда- Сумина
профессионал

 
Оставить комментарий...
Марина Дробышева мастер
4 года назад
Спасибо!

Лидия мастер
4 года назад
Большое спасибо за эту статью! К своему стыду я ничего не знала об этих замечательных людях и талантливых художниках.Спасибо, спасибо, спасибо!!!

Надежда- Сумина профессионал
4 года назад
Лидия, уточняю данные первой книги: «Вера Кузнецова-Кичигина. Михаил Кичигин. Русские художники в Китае». Автор-составитель Т. А. Лебедева. Ярославль, издательство "Александр Рутман", 2004.  . Важная его составная часть издания – мемуары В. Е. Кузнецовой.

29 комментариев
Марина Дробышева мастер
4 года назад
Спасибо!

Лидия мастер
4 года назад
Большое спасибо за эту статью! К своему стыду я ничего не знала об этих замечательных людях и талантливых художниках.Спасибо, спасибо, спасибо!!!

Надежда- Сумина профессионал Лидия
4 года назад
Лидия, я очень рада, что творчество Кичигиных Вас заинтересовало. Информации о них не так уж много в интернете. Если будет возможность,время, желание узнать о них больше, рекомендую вот  эти книги.

https://m-tsvetaeva.org///--./-------.html


Рецензии