Тема малой родины в творчестве писателя Юрия Перши
Известному российскому писателю Юрию Петровичу Першину в этом году исполняется 80 лет. И большинство из них он прожил на курской земле, а если быть еще точнее – в Курске. Здесь он медиком начинал службу в Советской Армии в конце пятидесятых годов, здесь с 1961 по 1967 год учился в медицинском институте и затем работал на скорой помощи в системе областного здравоохранения. А еще именно здесь у него были изданы первые и последующие сборники стихотворений и художественной прозы, и здесь в 1978 году он был принят в Союз писателей СССР. Словом, Юрий Першин – настоящий писатель-курянин.
Однако родился поэт 18 ноября 1939 года на Тамбовщине, в селе Большой Ломовисс, в семье учителей – представителей советской сельской интеллигенции довоенного поколения. А детские и школьные годы провел в селе Троицкая Дубрава ныне Тамбовского района, где впервые почувствовал вкус сочинительства и откуда направил свои стопы в Тамбовское медучилище, которое окончил в 1957 году. Учась в медучилище, стал посещать литературное объединение, вострить поэтическое перо и в 1958 году, работая помощником эпидемиолога в районной санэпидстанции поселка Горелое, впервые опубликовал свое стихотворение в местной газете.
Бесспорно, Юрий Петрович блистательным поэтом и крепким прозаиком стал в Курске, но на всех этапах своего творчества он постоянно обращался к теме о малой родине. Уже в стихотворении «Глубина», давшем заглавие первому поэтическому сборнику (1968), любовью и нежностью, сопряженными с легким налетом грусти, звучат строки:
Я родился в глубине России
И гордился этим столько лет.
И куда б меня не заносило,
Посылал я родине привет…
Тема малой родины звонко льется и из следующих чудных, трогательных, глубоко философских, возможно, близких к гениальности строк, запечатленных в стихотворении «Хлеб», украсившем в свое время десятки столичных изданий и вызвавшем восторг всегда сдержанных до педантизма критиков:
Где-то школа спит еще за речкой.
От мороза в синем небе звон.
Мать с утра растапливает печку –
Деревенский синхрофазотрон.
Вот в деже отбунтовало тесто.
Позади остался плазмы зной.
Каравай лежит на красном месте
Сгустком всей материи земной…
И, конечно, есть она и в одном из ранних стихотворений автора «Поездка домой». Мало, что само название прямо говорит об этом, но и реалистическое, с привкусом легкой сентиментальности и доброй иронии описание действительности шестидесятых годов прошлого века, когда в большинстве российских сел не было асфальтированных дорог.
…А на дровнях и на дрогах
Было тоже тяжело.
Эх, неровная дорога
Пролегает на село!
Большаком поеду древним –
Грязь да пыль от большака.
Тема «города-деревни»
Не исчерпана пока…
Малая родина тихо светится и в строках стихотворения «Сувенирная лавка», где речь о «семилинейных керосиновых лампах с пузырем», являвшимся большим дефицитом, а потому бережно хранимым. Разобьешь стеклянный пузурь – и надолго погасло домашнее солнышко, при котором по вечерам дети читали книги, мужчины – газеты, а женщины привычно хлопотали у печи, готовясь к следующему трудовому дню.
Следует заметить, что это стихотворение как бы начинает целый стихотворный цикл, посвященный малой родине, ее природе и людям. У поэта Николая Асеева (1889-1963), родившегося на Курщине (в городе Льгове), в творческом багаже есть весьма известный в литературных кругах поэтический цикл «Курские края», объединяющий в единое полотно десяток самостоятельных стихотворений, написанных в разные годы. Вот и у Юрия Першина уже на раннем периоде его творчества возникло что-то подобное, правда, в силу его природной скромности, не объединенное в единое целое, а существовавшее по отдельности. Тем не менее, стихотворения «Деревня. Клуб…», «Чернянский бугор», «Живая бескрайность простора…», «На кордоне», «Осока. Тихие болотца…», «Школьное», «Детство и юность», «Фиолетовый жидкий рассвет…», «Цна-река», «Добыча», «Звезды над колодцем», «Мы по прошлым годам…», «Черемуха и сирень», «Хотел бы я в детство вернуться?..», «В бегах» – о малой родине, о природе, о семье. В целом же – о Тамбовщине.
Конечно, всех стихотворений не процитировать, но по одной-две строфы из отдельных все же не только позволительно, но и необходимо.
Я плыву по уснувшей реке,
Дальний родич забытого племени.
И растаял уже вдалеке
Останец ледникового времени.
Это просто Чернянский бугор,
Тот, что в детстве ещё изучен,
Что оглядывает простор
Из-за синих речных излучин.
(«Чернянский бугор».
По осиновой дранке –
Зеленого бархата клочья.
На кордоне лесном
В птичьем гомоне спит тишина.
Ожидает тепла
И скучает с рассвета до ночи
В этом диком углу
Лесника молодая жена…
(«На кордоне»).
***
Осока. Тихие болотца
Разбросаны и здесь и там.
В них ржаво-радужные кольца
Мерцают тускло по краям…
ЦНА-РЕКА
Говорят, что по России
Ты такая не одна.
Те же дали, воды сини,
И названье то же – Цна.
По весне проеду снова
На теченье – ночь и день, -
От Моршанска до Тамбова
Много будет деревень.
До тебя идти не долго.
Только луг да огород.
Далеко сегодня Волга, -
Я иду на Грушкин брод.
Много ль надо человеку?
Перекат – тот любим…
Мы поем о малых реках,
Чтобы глубже быть большим.
К этому же ряду с полным основанием можно отнести и стихотворения «Первые строки…», «Ремонт трубы», «Дед Иван», «Наши игры», «Река детства» (состоит из четырех стихотворений-разделов), «Легенды», «Домовой» и ряд других. Всего лишь четыре строки из стихотворения «Легенды»:
Шли татары к Тамбову глухими ночами,
Но для крымцев стоял непреступным Тамбов.
Белым днем отступали они и кричали,
Подгоняя себя: «Там Бог!»
Но больше всего, ярче и многограннее тема малой родины представлена автором в поэмах – «Троицкая Дубрава» (1976), «Сказ о Евпатии Коловрате» (1978), «Межень» (1981) и «Досрочный призыв» (1983).
Разноплановая, с сюжетными ответвлениями и лирическими отступлениями, с прекрасно поданными образами главных героев и второстепенных персонажей поэма «Троицкая дубрава» не просто о малой родине, она – о непростой жизни селян, об истории края, о родных корнях автора. И о многом другом, что лишь известно тем, кто родился и вырос в деревне, кто видел ее рассвет в послевоенные годы и начавшееся в 70-х годах увядание. Это симбиоз сыновней любви и светлой грусти зрелого поэта-гражданина, реализма и романтизма, высокой поэзии и искристого юмора, доброй философии и бесконечного соучастия к судьбам лирических героев.
Вступленье ради общей темы,
Как бы связующая нить:
Я три отдельные поэмы
Хочу с трилистником сравнить.
Три деревенские картины,
Но измененные слегка,
Соединяю воедино,
Как три отдельные листка.
«Межень» уже четвертая поэма в творческом багаже поэта. Она вновь о родных Першину краях Тамбовщины. Ее герои – живые, а не придуманные люди. И каждый, как у Маяковского, «хитр, то землю попашет, то попишет стихи». Потому они в учителях у подростка, которому предстоит покинуть родное село и идти «в люди». Их образы прописаны с нежностью и теплой иронией – учителя ведь. К тому же один из них – родной отец.
Зачин поэмы начинается по-былинному неспешно:
В реке воспоминаний – струи,
И где родник захолодил –
Сожмется сердце…
Так в июле
Реку не раз перебродил.
В прибрежной тине билась пена.
Река, как жилка не виске.
И если взрослым по колено –
Межень была на Цне-реке.
Если с «Троицкой Дубравой», «Меженью» и «Досрочным призывом» – о проводах будущего поэта родственниками на службу в армию – все понятно, то в лирическо-эпическом «Сказе о Евпатии Коловрате», казалось бы, месту теме о малой родине и нет. Речь-то о событиях многовековой давности, к тому же – на Рязанщине. Однако это не так. Уже в зачине читаем:
Почерневшие стены избушки.
В ней живет, словно тысячу лет,
Одиноко, у самой опушки,
Не родной мне, но все-таки – дед.
Я сегодня в гостях. На полати
После ужина дед мой залез,
О Евпатии Коловрате
Он вещает мне словно с небес.
Не менее интересно и окончание поэмы, возвращающее читателя из героико-драматических событий, тревог и плачей XIII века в ХХ век.
…Ветхий дед да в избушке – полати.
Блеск в окне. В серых тучах – провал:
Там в зарницах святой Евпатий,
Как под знаменем, проскакал.
Тема малой родины нашла свое отражение не только в поэзии Юрия Першина, но и в его прозе.
В 1989 году в Воронеже, в Центрально-Черноземном издательстве вышла книга «Кислое яблочко». Написанная по воспоминаниям о детстве в Троицкой Дубраве и учебе в Тамбовском медучилище, состоящая из отдельных новел, она – не только автобиографическое повествование, но и художественный документ эпохи страны в целом и Тамбовщины – в частности.
А в 1994 году в Курске, в издательстве «Крона» увидела свет вторая книга повествований в рассказах – «По отцовскому слову». И в этой книге многие рассказы о малой родине и ее людях, честно воевавших в годы войны и добросовестно трудившихся в послевоенное время.
В целом же – прозаические и поэтические произведения Юрия Першина не только дополняют друг друга в раскрытии темы малой родины, но и расширяют знания читателя о Табовском крае. И это замечательно!
В одном из стихотворений автор как бы вступает в полемику с самим собой:
Города, в которых жил я долго –
С чувством долга – понимал нутром.
Тот, кто был рождён «тамбовским волком»,
Станет – нет ли? – «курским соловьём».
Время показало, что он на поприще литературы стал звонкоголосым соловьем. Причем не только курским, но и тамбовским. А по большому счету – всероссийским соловьем.
Свидетельство о публикации №219071900646