Красногорск, Таш. обл. Школа и учителя

"Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя." (1-е Тимофею 4:16)

                *****

Мир вам, школьники, бывшие и настоящие!

Вспомню некоторых наших преподавателей школы Nr.:8, Красногорска, Ташкентской области...

На фото - наши учителя, красивые и умные. Спасибо им, они были для нас хорошим примером...

Слева направо:

- Сергей Федорович Лутай: история
- Николай Поликарпович Чичинов: физика, астрономия
- Зинаида Петровна Бороновская: директор школы
- Галина Ивановна Романская: английский язык, классный руководитель
- Лидия Степановна Жабина: химия
- Валентин Иванович Богданов: физрук
- Ираида Павловна Андреева: русский язык, литература

О посещении Ираиды Павловны Андреевой (русский язык, литература), во время моего короткого посещения Красногорска в 2003 году я уже писал и повести "Юбилейная - 30 лет - встреча однокурсников ТашПИ".

О Валентине Ивановиче Богданове (физруке) я вспомнил в рассказе "Воспоминание школьника о 9-дневном походе".

Также и в моих стихотворениях о Красногорске есть много об учителях, поставлю позднее.

Далее напишу немного о других учителях.

                *****

     ХИМИЯ: Лидия Степановна Жабина (фото: сидит, вторая справа)

Когда вижу слово "химия", вспоминаю всегда нашего школьного преподавателя по химии Жабину Лидию Степановну.

Кроме уроков по химии Лидия Степановна вела и химический кружок. Теоретическая химия не увлекала меня, много эмпирических формул, где нет логики. Но практическая химия, опыты - это было для меня. И здесь показывала нам Лидия Степановна действительно чудеса...

Помню со временем и я на каком-то празднике в школе в роли старика Хоттабыча уже мог удивлять публику этими чудесами...

Постепенно у меня дома появилась небольшая химическая лаборатория из не совсем целых пробирок, шлангов, пробок, горелок и реактивов. Все школьные опыты старался повторять дома, удивляя родителей, детство которых было не столь счастливым, как моё.

Дальше случаи из моего "химического детства":

     - Попытка удивить родителей -

Однажды решил продемонстрировать следующий эффектный эксперимент родителям. Осторожно смешал бертолетову соль с красным фосфором на кухне, положил содержимое на маленькую табуреточку. Приготовил длинную линейку, чтобы ей ударить по содержимому. При этом содержимое взрывается: огонь, дым и грохот - очень эффектно.

Но я сделал пару ошибок...

Совершенно забыл, что мои родители однажды горели (их дом сгорел), меня тогда ещё не было. И мама панически боялась огня. Ошибка вторая - порция для домашних условий была слишком велика. Третья ошибка - красного фосфора добавил слишком много.

Короче, когда всё было готово, позвал родителей, поставил их в коридорчике перед входом на кухню. И трахнул линейкой по кучке. Дым, огонь, грохот обескуражил даже меня. Красный фосфор, вместо того, чтобы сгореть в воздухе, как предполагалось, разлетелся по всей кухне и продолжал гореть.

Попало и на мои ноги, что я пытался, как мог, скрыть, потирая одну ногу о другую. Но фосфор не потушишь и он, прожигая носки, догорал на моих ногах...

Мама чуть не сошла с ума. Даже папа растерялся, не зная, что ему делать: успокаивать маму, тушить то, что горело на кухне или помогать мне, так как я уже подпрыгивал. Но, всё проходит, прошло и это...

     - Натрий -

Лидия Степановна Жабина рассказала следующую историю со своим сыном...

Если кусочек натрия или калия бросить в воду, то он начинает бегать по ней. Когда набегается - сгорает. Берётся обычно широкая посудина, чтобы было где кусочку побегать. Мы это всё видели и сами на уроках химии...

Так вот сын Лидии Степановны, когда увидел этот опыт в первый раз, приблизился к посудине, раскрыв рот от удивления... И, надо же, этот прыгающий кусочек метала, разбежавшись прыгнул ему прямо в рот...

Сын, да и сама Лидия Степановна конечно жутко испугались. Хорошо, что он его не проглотил, а выплюнул. Долго полоскал он потом рот водой. Но, если подумать, что во рту образовалась щёлочь, то следовало бы кислотой сполоснуть рот, чтобы нейтрализовать щёлочь... Не совсем шутка, но лучше не пробовать.

О нашем учителе по химии я могу сказать лишь хорошие слова, это была очень интеллигентная женщина, с хорошими знаниями химии, умела заинтересовать и показала нам много чудес.

     - Лампочка Ильича -

Ещё одна история из моего "химического детства"...

У нас были гости. Взрослые обсуждали проблемы, которые меня не интересовали. Я пошёл в кладовочку. Она была маленькая, но там были очень большие (для меня) ценности, не только моя химическая лаборатория, которая помещалась в картонной коробке.

Нашёл большую лампочку накаливания в 300 Вaтт, папа был электриком. Она мне нужна была для получения гремучей смеси или гремучего газа. Гремучая смесь - это смесь кислорода с водородом один к двум. При поджигании она громко взрывается с выделением большого количества тепла.

Кислород и водород думал получить путём расщепления воды в лампе. Для этого надо было её, лампу, вскрыть. Достал толстую ниточку, смочил спиртом и обернул ниточкой часть лампы, поджёг ниточку. И когда спирт сгорел, сунул лампочку в воду и верхняя часть лампочки отлетела.

Пока всё шло по плану. И тут пришла в голову мысль, а что будет, если эту лампу включить в сеть? Нашел патрон, кусок электрокабеля, вилку. Собрал всё это вместе, ввернул лампочку в патрон и включил вилку в розетку.

А дело было зимой, был поздний вечер и везде горел свет. И вдруг света не стало... В квартире над "Погребком" ("Погребок" - магазин в подвальном помещении дома) воцарился мрак. Я понял, что лампа без вакуума внутри не работает и что я сделал нечто вроде короткого замыкания.

Вскоре это поняли и родители. Может всё бы и обошлось, но в темноте мама заметила, что я, натворивший всё это, да ещё при гостях, улыбаюсь... В результате получил я не гремучую смесь, а гремучую маму...

Отец заменил пробку (электрический предохранитель) и стало светло. Хорошо, что он у меня был электриком. А лампочка полетела в мусорное ведро...

P.S.: Так и не удалось мне довести эксперимент до конца: получить гремучую смесь с помощью электролиза воды...

Электролизом воды называется физико-химический процесс, при котором под действием постоянного электрического тока дистиллированная вода разлагается на кислород и водород. В результате разделения на части молекул воды (H2O), водорода по объему получается вдвое больше, чем кислорода - гремучая смесь.

     - Марганцовка -

Не знаю как сейчас, но в моём детстве в каждой семье была марганцовка (перманганат калия). Представляет собой тёмно-фиолетовые, почти чёрные кристаллы, при растворении в воде образующие ярко окрашенный раствор малинового цвета.

Разбавленные растворы (около 0,1 %) перманганата калия нашли широчайшее применение в медицине как антисептическое средство, для полоскания горла, промывания ран, обработки ожогов.

Это применение меня в детстве не интересовало. Но то, что в кристаллах марганцовки так много связанного кислорода (KMnO4), меня интересовало. Конечно же и эти знания у меня были из химии, химического кружка.

Я насыпал в пробирку кристаллы, закрывал её пробкой с трубкой внутри, зажигал горелку на спирту, другой конец трубки засовывал в литровую банку, которая была в перевёрнутом виде в ведре с водой.

Кислород, выделявшийся из кристаллов марганца вытеснял воду из банки и вскоре в банке был лишь кислород. Я вынимал эту банку и сжигал в ней металлические предметы, например стальные перья для ручек. Тогда ещё не было шариковых ручек. И эти перья сгорали как бенгальские огни! Хороший эффект!

А однажды решил добыть побольше кислорода. Родителей не было. Моя пробирка была треснутой и пропускала, я её подобрал в школе из мусорного ведра хим. лаборатории.

Кислород шёл в трёхлитровую банку, а вонючий, ядовитый газ просачивался на кухню... Короче, я сильно отравился. Хорошо, что на следующий день не нужно было идти в школу. Я страдал, меня шатало и тошнило - удел экспериментаторов. Но и это прошло...

P.S.: Просто не могу не поставить здесь шедевр другого экспериментатора из Красногорска. Это отец Наташи Омиловой, моего ОК-друга. Да и она сама с братом экспериментировала. Она уже давно поставила этот рассказ в моей ОК-группе "Вечные одноклассники", после прочтения о моих химических экспериментах.

     - Истории Наташи -

"Вспомнила свое детство. Конечно я тоже нашу Лидию Степановну помню и тот химический кружок. Запомнила как мы выращивали кристаллы, выдергивали волос с головы и не помню какие реактивы были и потом через 2-3 дня получались прямо настоящие кристаллы.

А еще говорили у кого крупнее кристалл, значит волос лучше и толще. Хотя, конечно, дело было совсем не в волосах.

А еще мы с братом варили петушки. В сковородке жарили сахар. Потом выливали расплавленный сахар в какую-нибудь посуду. И однажды брат не удержал сковородку и уронил, и этот петушок в расплавленном виде попал ему на ногу. Боль конечно адская, но мы родителям ничего не сказали, боялись, лечили сами, потихоньку. Шрам остался до сих пор.

(К сожалению Тахир, брат Наташи, умер..., он стал хорошим охотником, пчеловодом, понимал в травах, любил природу и хорошо знал окрестные горы, был полон юмора - замечательный был человек. Я очень желал с ним познакомиться, но он умер перед моим приездом в Красногорск, в 2014 году.)

А однажды у нас папа учудил. Мама была в отъезде, в гостях. Приезжает и видит картину (мы жили на Полетаевой в 34 доме, все знают расположение кухни). Так вот заглядывает в кухню, а там как после бомбежки...

Стекла в окне и двери на веранду выбиты. И заделаны клеенкой. На стенах непонятные вмятины. Плафон разбит. Мама в шоке, потом приходит отец и рассказывает...

Он в шахте работал и у шахтеров были такие фляжки алюминиевые для воды и прочих напитков. Наверно все знают, они приплюснутые по пол литра объемом. Ну вот, а их оказывается можно было увеличить еще на пол литра, если закрытую положить на включенную газовую плиту.

Она нагревается и становится больше и круглой как шар. Ну вот, папа сделал все как надо и прилег, "на минутку"... Проснулся от грохота, звона стекла и прочего шума. Говорит, сам подумал, что ли война началась? Выскочил на кухню, а там эту фляжку разорвало, а пробка летала по всей кухне, все разнесла в пух и прах.

Вспоминаем эту историю до сих пор...

Потом как то через месяц мама увидела в морозилке такую же фляжку и на вопрос - зачем? - отец сказал, что если налить туда воду и положить в морозилку, вода замерзнет и фляга тоже увеличится...

Что тут было! Папе попало! Скандал! Мало того, ремонт на кухне пришлось делать, осталось еще холодильник подорвать. Больше папа не экспериментировал с фляжкой."

Мой ответ Наташе
31 мар 2010
Владимир Пеннер:

"Наташа, спасибо за истории, хорошо донесла. Такое действительно не забудешь, рассмешила до слёз. Брата, правда, жалко, знаю, как это больно. Вижу, что вы в семье не скучали.

Выращивание кристаллов мне тоже знакомо. Какие реактивы - всё равно, это может быть и соль или сахар, главное, чтобы раствор был насыщенным, чтобы там уже ничего не растворялось.

Я брал нитки, видимо чубчик был маленький, а мама была портнихой. Кристаллы получались большие. Меня всегда удивляло, что они вообще получаются. И что форма их была удивительно правильной. Любил геометрию, а в институте начертательную геометрию и черчение и мог это оценить.

А петушки мы делали с сестрой так: в металлическую столовую ложку насыпали сахар и над газовой горелкой расплавляли его. Было вкусно, если не подгорало, и безопасно.

Фляжка тоже знакома. Эффект получается ещё больший, если вовнутрь в воду положить карбид, закрыть и потом на огонь. Но не дома, разнесёт всю квартиру. Мы пробовали в горах...

P.P.S.: Дети, не повторяйте наших ошибок! Делайте свои..."

                *****

     ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ: Николай Поликарпович Чичинов (фото: стоит, первый слева)

Вспомнил Чичинова, Николая Поликарповича, нашего физика в Красногорске. Молодой тогда учитель, после армии. Обладал хорошими знаниями, вёл кружок по физике. Показал нам много чудес. Многое мы мастерили и многое у нас получалось. Вёл Николай Поликарпович и астрономию. Её я полюбил позднее...

Был у Николая Поликарповича в гостях, он показал мне телевизор, который собрал своими руками. Для того времени это было грандиозно. Я же собирал только маленькие транзисторные приёмники на первых транзисторах. Правда было много радости, если они работали. Но, чтобы собрать новый приёмник, надо было разобрать старый. Деталей не хватало...

Как-то один из моих школьных друзей, Юра Лебедев. сказал мне, что на свалке мусора, на шахте, можно найти радиодетали. Поехали с ним на автобусе и действительно, покопавшись в мусоре, находили транзисторы, сопротивления, конденсаторы и т. д.

Мы оба были радиолюбителями. Для нас это было сокровищем, т.к. радиодеталей катастрофически недоставало. Мы были ещё маленькими, о карманных деньгах ничего не слышали. Поэтому первые транзисторы, да и другие радиодетали, были для нас недоступны. Мы были в восторге, находя в мусоре такие сокровища. Так чувствует себя, наверное, золотоискатель, попавший на золотую жилу...

Ещё в начальных классах тот же друг-одноклассник подарил мне первый диод с одним обломанным ответвлением. У меня уже была хорошая антенна, заземление, паяльник с оловом и канифолью, пара радиодеталей и наушники.

С помощью этого диода (без транзисторов) я собрал свой первый приёмник. Он работал! Такое не забывается. Я дал его послушать однокласснице Свете Жуковой, когда она пришла в гости. Гордости моей от моих технических успехов не было границ... Смешно вспомнить.

А ещё мне снились тогда чудные сны, которые повторялись. Я видел во сне дерево, на котором росли радиодетали, разные, любые, даже маленькие переменные конденсаторы фирмы "Тесла". Как я был удивлён и счастлив! Но когда просыпался, не успев "собрать урожай", дерево исчезало...

Однажды мне попала в руки схема радиопередатчика на одной или двух лампах, которые были ещё до транзисторов. Схема была несложной, подключалась в определённом месте к телевизору. И, говоря в микрофон, можно было через телевизионную антенну передавать сигналы. Эти сигналы можно было принимать по радиоприёмнику.

Я отыскал среди запасных ламп для телевизора нужные и собрал схему. Подключил к ножкам лампы телевизора и включил его. Из телевизора повалил дым. Я его быстро отключил...

Проверил ещё раз подключение и соединил поточнее, чтобы оголённые провода не задевали что-нибудь другое. Дыма не было. Решил опробовать...

У друга-одноклассника, Серёжи Махмудова, с которым мы часто играли в шахматы, был дома хороший, большой, чувствительный приёмник. Он жил рядом, метров 300 от меня. Он пошёл домой и стал меня ловить, приблизительную частоту я знал.

Ну а я стал по микрофону что-то говорить. Поговорил я минут 5-10..., вдруг - стук в дверь. Неужели, думаю, родители? Могу заработать на орехи, дымом ещё пахло. Правда к тому времени я уже заработал доверие у родителей, так как переделал наш первый одноканальный телевизор "Луч" в 12-канальный, подключив ПТК (переключатель телевизионных каналов) по простенькой схеме...

Я открыл дверь, стоит мой друг, Серёжа Махмудов, со своим громадным приёмником в руках. У него и так глаза большие, а тут вообще круглыми стали. "Володя - работает, я тебя поймал!" Вот было радости... Тогда все фильмы были про разведчиков, да шпионов. Правда мелькала мысль: а город-то наш - закрытый...

P.S.: Есть у меня фото Людмилы Васильевны(она также была учителем) и Николая Поликарповича в их День Золотой Свадьбы (юбилей был 13 января 2012 года)! Они сидят на диване. А выше, на стене фото, где они в том возрасте, когда я был школьником. Такими я их запомнил. Благодарен ОК - хорошая связь с моим прошлым.

                *****

     ИСТОРИЯ: Сергей Федорович Лутай (фото: сидит, первый слева)

Дядя Серёжа, наш историк, был, на мой взгляд, только с виду сердитый. По крайней мере меня он пощадил дважды.

     - Футбол -

Не знаю почему и всегда ли у нас в Красногорске так было, но в моё время, в детстве, хорошо играли в футбол только "двоечники". Я был редким исключением, т.е. "двоечником" не был, но в футбол играть умел.

Наши учителя всегда искали возможность повысить успеваемость. Решили воспользоваться и футболом. По-моему подходили соревнования по футболу между классами. И учителя запретили играть тем, у кого были двойки.

Это был тяжёлый удар по ребятишкам, так как они были действительно хорошими, ответственными  спортсменами. Не припомню, повысилась ли успеваемость?, но такой плохой игры в футбол я никогда в жизни больше не видел...

И ещё одна история про футбол из моего школьного детства...

Мы учились уже в школе Nr.:8, значит 5-й класс или больше. Во время большой перемены решили поиграть в футбол на площади, перед ДК. Играли азартно, часов ни у кого не было. Звонок может быть и слышали, но здесь было так интересно...

Короче, опоздали на урок, а было нас много. Запустили самого маленького в класс. Как отреагирует учитель? Ученик довольно быстро вылетел за дверь, т.е. к нам. Запустили второго - вылетел ещё быстрее.

Что оставалось делать? Пошли доигрывать, не стали испытывать терпение учителя дальше. Дядя Серёжa, хоть он нас и не запустил, но не нажаловался на нас и не поставил соответствующую оценку по поведению.

Последний случай о футболе...

Играли мы в футбол на площади у ДК. Видимо тоже была большая перемена в школе Nr.:8. Времени было мало, энергии было много. Гоняли мяч вовсю!...

Вдруг один из нас, у которого был мяч, дал в сторону кому-то пас, а сам резко побежал вперёд. И не заметил, что перед ним стоял железный столб для освещения площади. Он крепко трахнулся о столб, головой тоже, обхватил столб и сник...

Мы не на шутку испугались, быть может он потерял на какое-то время сознание, но всё обошлось. Это был Гена Погосян, он живёт до сих пор в Красногорске и удивился, что я это запомнил. Я его подхватил. Он помнит этот случай...

     - Шахматы -

Второй случай, когда дядя Серёжа нас пощадил, аналогичен случаю про футбол, но здесь нас было двое и виноваты были шахматы. Вторым был мой друг, Серёжа Махмудов, о котором я уже писал в истории о передатчике. Это у него округлились глаза...

В школе Nr.:8 стоял в вестибюле шахматный столик с фигурами. Как-то в перерыве решили с Серёжей сыграть партию. Партия получилась интересной. И тут - звонок... Партия оказалась притягательнее, чем звонок. Мы делали ход за ходом, не в силах сдвинуться с места. Так и доиграли до конца...

А партия затянулась на полчаса, идти на занятие уже не имело смысла. Так и не пошли. Это был урок истории. Ну, думали, на следующем уроке истории нам попадёт. Но и здесь обошлось. Хороший был преподаватель дядя Серёжа, с пониманием...

P.S.: Мне не хотелось бы, чтобы у вас создалось впечатление, что мы такое каждый день вытворяли. Это были единичные случаи, поэтому и запомнились. А вообще-то в мои времена мы были очень дисциплинированными и уважали учителей. Было и за что.

                *****

     МАТЕМАТИКА: Нина Герасимовна Лебедева (нет на фото)

     - Двойка -

При слове математика вспоминаю Нину Герасимовну Лебедеву, хороший преподаватель, строгий, сухой как и математика...

Мне математика давалась легко, любил правда больше геометрию. Я вообще учился хорошо, можно даже сказать, что был "отличником". Но не таким "круглым" отличником, как моя сестра, которая закончила школу с золотой медалью.

Но вот, когда мы уже были в 10-м классе, произошла сенсация: я получил двойку за контрольную работу по математике (свою первую и последнюю двойку за 10 лет учёбы). По школе (среди учителей) пошёл слух, что я "скатился". И причина была ясна - это из-за того, что я стал заниматься штангой, в спортзале школы Nr.:5...

Я проанализировал ситуацию. В контрольной работе было 4 примера. 2 из них я решил неправильно: один из них я списал с доски неправильно, но правильно решил; а второй - решил также правильно, но в самом конце забыл разделить на 2. Вот эту двойку я и получил в результате за контрольную работу...

И, думаю, что я сделал правильный вывод: мне нужно быть внимательнее. И что я никуда не "скатился", а уж штанга здесь вообще ни при чём. Одно я понял точно: очень легко стать из "отличника" "двоечником", а вот наоборот - значительно труднее.

На общем фото учителей нет Нины Герасимовны, она у меня на фото нашего класса, слева от дяди Серёжи, нашего историка.

                *****

     АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: Галина Ивановна Романская, классный руководитель (фото: стоит, посередине)

     - Пудреница -

Когда я перешёл в 5 класс, построили школу Nr.:8. И мой класс имел привилегию учиться в этом новом, прекрасном здании, с хорошим, светлым спортзалом. К тому же, начиная с 5-го класса, у нас появилось много новых предметов и преподавателей.

Одним из преподавателей и нашим классным руководителем была Романская, Галина Ивановна. Она преподавала английский язык и была строга, т.к. до нас преподавала мальчикам военного училища где-то на Дальнем Востоке, быть может во Владивостоке...

На 8 марта мы классом решили сделать ей подарок - купили пудреницу (за 5 рублей), Галина Ивановна была очень красивой женщиной.

Однако наш подарок не был принят. Галина Ивановна сказала нам, что мы ещё дети и у нас не может быть своих денег. А она на работе и не имеет права принимать от нас подарки. Сказано это было настолько категорично, что нам ничего не оставалось делать, как подчиниться.

Некоторым одноклассникам это абсолютно не понравилось, мы классом вышли из школы и Аркаша Сердцев трахнул эту злосчастную пудреницу о бетон у главного входа и она разлетелась на маленькие кусочки...

Вот так треснули наши отношения с нашим классным руководителем, несмотря на то, что она была очень хорошим преподавателем и интересным, красивым человеком.

:
Однажды нам вздумалось ей насолить
И мы не пришли на английский...
Галина Ивановна, прошу нас простить!
Поступок наш был очень низкий...

Галина Ивановна нас не ругала,
А просто сказала сердечно:
"От Володи (меня) и Светы (Жуковой) я этого не ожидала"…
Запомнилось это навечно...
:

Это отрывок из моего стихотворения, посвящённого юбилейной встречe в Красногорске:

Учителям, одноклассникам и школам Красногорска
(60 лет Красногорску, Встреча у ДК, 01.09.2014 в 12:00)
(56 лет тому назад - первый раз в первый класс, 1-10 А)
(а потому: 56+4 дву/четверо/шести/-стиший)

В тот же день 8 марта мы сделали подарок и нашей любимой Ираиде Павловне Андреевой (русский и литература). Она нам также сказала, что не имеет права брать от нас подарки, но отказать нам не смогла. Уж больно нас любила. Ираиды Павловны уже нет среди нас...

P.S.: А как-то, по-моему я уже закончил институт и работал, прогуливались мы, пара бывших одноклассников, по ул. Советской. И моя сусидка (соседка, так она себя называла), Люда Зубарь, говорит: "Давайте зайдём к Галине Ивановне. Она такая красивая, так хорошо сохранилась. Мне очень хочется узнать, как она это делает!"

А что, зайдём - сказал я. Мы как раз проходили около её дома: первый, угловой дом на ул. Советской, у площади перед ДК...

Галина Ивановна занималась уборкой квартиры, пылесосила. Да, она действительно очень хорошо сохранилась, на лице ни морщинки. Но, мне кажется, что секрета "вечной" красоты Галины Ивановны Люда так и не узнала.

Хорошо мы жили, друзья, в этом маленьком посёлке. Знали друг друга, знали где кто живёт и могли просто так зайти в гости.


Рецензии