Николай Юсупов и его портрет

В Русском музее находится замечательный портрет князя Николая Юсупова работы Валентина Серова, написанный в 1903 г. Художник позже вспоминал: «Портрет Николая Юсупова не сразу удался. Не выходило схватить капризность выражения его лица».
Однако великий мастер и тонкий психолог В.А.Серов изобразил на холсте нечто большее. Вглядитесь в глаза молодого князя. В них скрытый пожар, глубоко запрятанные страсти, импульсивность и какая-то обреченность.


Натура Николая Юсупова была многогранной и противоречивой. Он был прекрасным спортсменом и считался «первой теннисной ракеткой» России, даже обыгрывал Императора Николая II, большого любителя этой игры. С детства он страстно увлекался театром, сохранилась небольшая пьеска, написанная им в двенадцатилетнем возрасте.

Получив юридическое образование, он не утратил своего влечения к театру.
«Под псевдонимом «Роков» (как-то уж слишком много рока в этой истории — В.М.) Николай писал стихи к романсам, столь популярным тогда в великосветских салонах. Покоренные дамы писали автору влюбленные письма, а он оставлял их без ответа. Излишняя эмоциональность Николая нашла выход в его участии в актерской труппе, организованной молодежью высшего общества. Хороший тон того времени не позволял молодым аристократам идти на профессиональную сцену, поэтому они могли лишь довольствоваться хорошо организованными любительскими труппами, столь популярными у великосветской молодежи…» (источник цитаты).


Известно, что А.А.Стахович, один из директоров Московского Художественного Театра, предлагал Николаю место в труппе театра. С большим успехом исполнялись романсы, написанные Николаем Юсуповым, с тем же успехом выступал на сцене он сам. Вот отрывок из письма его матери княгини Зинаиды Николаевны (1907 г.): «Вчера оркестр Кавалергардского полка сыграл твой романс «Я жду тебя». Ты не можешь себе представить умиление всего дома! <…> Ты получил благодарность от императрицы А.Ф. (Александры Федоровны) за игру в театре».


В марте 1908 г. на одном из ужинов кружка артистов-любителей Николай был представлен 19-летней графине Марине Гейден. В том же месяце она была приглашена участвовать в благотворительном спектакле, организованном в пользу добрых дел Императрицы Александры Федоровны.

Николай Юсупов исполнял на нем роль главного героя. Марине он очень понравился, но сама она не произвела на него впечатления, и это заставило ее пойти на хитрость. Она выбрала для себя роль старухи-горбуньи. И сыграла ее очень смешно, тем самым, обратив внимание блестящего Николая Юсупова (если бы он мог понять тогда мистический смысл этой сгорбленной старухи…).


Марина влюбилась без памяти, совершенно забыв, что через месяц должна будет выйти замуж за другого. Николай ответил ей взаимностью. Он попросил разрешения у своих родителей на брак, но те отказали. Марина рыдала и умоляла бросить все и бежать. Время решило за них. 23 апреля 1908 г. состоялось ее венчание с гр. Арвидом Мантейфелем. Тем же вечером молодая пара отбыла в свадебное путешествие в Париж.
Оставшись наедине с мужем, 19-летняя Марина поняла весь ужас своего положения. Она ежедневно писала Николаю, прося его приехать. И он приезжает к ней: в отеле Meurice, где он остановился, влюбленные встречаются почти ежедневно, забывая о всех законах приличия. Они посещают рестораны, театры и выставки, и развязка наступает незамедлительно. Муж узнает все.


Мантейфель потребовал развода. Но его товарищи по службе считали по-другому: затронута честь кавалергардов, и граф обязан вызвать обидчика на дуэль. «Я умоляю Вас, - писала Марина брату Николая Феликсу, - чтобы Николай не приехал теперь в Петербург... Полк будет подбивать на дуэль, и кончится очень плохо... ради Бога, устройте так, чтобы Ваш брат не появлялся в Петербурге... Тогда злые языки успокоятся, и к осени все уляжется». Но Николай был человеком чести.
Дуэль потрясла весь Петербург. На панихиду к Юсуповым съехались почти все представители царствующего рода Романовых. Убитая горем Марина писала Феликсу: «... я должна приложиться к его гробу... я должна видеть его гроб, помолиться на нем. Вы должны понять это, Феликс, и помочь мне. Устройте это как-нибудь ночью, когда все будут у Вас спать! Помогите мне пробраться в церковь, сделайте это для меня, сделайте это для Вашего брата!». Но он этого не сделал.


Похоронили кн. Николая Юсупова в Архангельском, под Москвой. От гр. Мантейфеля отвернулись даже сослуживцы, он ушел из полка и уехал в свое имение в Латвии, затем во Францию, где и скончался в 1931 г.

После скандала и смерти Николая Юсупова Марина стала изгоем в светском обществе. Она провела некоторое время в санатории для восстановления разрушенного эмоционального состояния, затем уехала из России.

Информацию о ее жизни за границей приходится собирать буквально по крупицам. Собственно, в отечественных источниках есть только вот это: Графиня Марина Гейден (?-1974). Деятель культуры. В эмиграции во Франции, жила на юге страны. Участвовала в культурной жизни местной русской колонии. Выступала в концертных программах Литературно-артистического общества в Ницце (1955–1964), читала воспоминания о двух русских императрицах. Член Дамского общества в память императрицы Марии Федоровны (1940-е).


Как удалось выяснить, после отъезда из России Марина прибыла в Женеву, где собиралась стать актрисой. Но ее отец, узнав об этом, послал большую сумму денег, после чего ее планы изменились. В 1916 г. она вышла замуж за полковника М. М. Чичагова (1886—1932). В 1920 г. у них родился сын, который умер в детстве. Этот брак, как и первый, закончился разводом.


Брак Марины с Михаилом Чичаговым был заключен в Новгороде, то есть, она все-таки возвращалась в Россию (кажется, это произошло в 1916г., когда умерла ее мать). Там же графиня Гейден названа «самой очаровательной женщиной Европы» (europe's most fascinating woman), а также упомянуто применительно к нашей героине, будто прилетевшее из другой эпохи слово glamour.


Рецензии