Неприкаянный Воин

Проблема верности элит своему государству имеет древнюю историю. В России даже цари не всегда могли уследить за своими строптивыми наследниками (вспомним Петра Великого и его сына Алексея). В царствование Алексея Михайловича произошла громкая история с побегом Воина Афанасьевича - сына руководителя Посольского приказа Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина.

СПРАВКА:Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605—1680) — ведущий дипломат в период царствования Алексея Михайловича. По  мнению В.О. Ключевского, он являлся «наиболее энергическим провозвестником преобразовательных стремлений того времени»: никто в его время не высказал столько идей и не предложил столько планов, которые впоследствии осуществил Петр Великий.

Воин Афанасьевич, находясь при отце в то время, когда тот был на воеводстве  в Ливонии,  заведовал его секретной перепиской и иностранной корреспонденцией, переписывался с царем и пользовался его милостью и покровительством. Частые сношения с польскими выдающимися людьми и поездки в Варшаву по поручениям отца сказали на него сильное влияние: здесь он ознакомился с укладом польской частной и общественной жизни, состоянием культуры, и, естественно, сравнивал польские порядки с русскими.Вывод он сделал не в пользу русских.

Посланный однажды отцом в Москву с донесением к царю, он был особенно сильно поражен несоответствием порядков московской жизни и московских понятий с теми понятиями и взглядами, с которыми успел свыкнуться за время долговременного пребывания в Ливонии на границе с Польшей. Молодого Воина, по выражению С. М. Соловьева, "стошнило" от московских порядков и когда его отпустили обратно к отцу с некоторыми секретными документами и значительной суммой денег, он в 1660 году бежал за границу, к польскому королю.

Король Ян Казимир, находившийся в это время в крайне неприязненных отношениях к московскому правительству, охотно принял молодого Нащокина, отчасти надеясь на то, что из ненависти к Москве он окажет Польше большие услуги в борьбе с ней. Увлекающийся в своей ненависти к московским порядкам, Ордин-Нащокин, кажется, действительно был склонен поступить на службу польского короля и действовать против своей родины. Один из захваченных московскими воеводами "языков" говорил: "видел он у короля в Гданску Воина Нащокина, живет де при короле, а дает ему король на месяц по 500 ефимков, а ходит де он в немецком платье; он же де, Воин, похваляется, хочет услугу свою показать королю, а идти под город великого государя в Лифлянты и, отца своего взяв, хочет привезти к королю и многие де поносные слова на государство московское говорит".

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, узнав о столь неблаговидном поступке своего сына, был убит горем, сам уведомил царя о своем несчастье и попросил отставки. Царь Алексей Михайлович отнесся к горю с сочувствием, написал Ордин-Нащокину задушевное письмо:

"Просишь ты, чтобы дать тебе отставку; с чего ты взял просить об этом? Думаю, что от безмерной печали. И что удивительного в том, что надурил твой сын? От малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть на мир божий и его дела; как птица полетает туда и сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын Ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к Вам воротиться."

Так и случилось. Когда первый пыл бегства прошел, Воин, по-видимому, не был в состоянии воевать против родной страны; из Польши он вскоре переехал в Вену, оттуда попал во Францию и Голландию и, наконец, в 1663 году, соскучившись по родине, явился в Копенгаген к русскому послу Нащокину с просьбой исхлопотать ему разрешение вернуться домой. Разрешение это было дано, в 1665 году Ордин-Нащокин вернулся в Россию и поселился в одной из отцовских деревень.

Но долговременное отсутствие из России не только не ослабило неприязни Воина Афанасьевича к московским порядкам, но даже усилило ее. Кажется, в деревне образ жизни и привычки Ордина-Нащокина были слишком необыкновенны для московских людей того времени и его поведение резко разнилось от обычного тогда строя жизни. Вскоре по возвращении он был сослан "под начал" в известный строгостью своих порядков Кирилло-Белозерский монастырь, властям которого было особенно наказано "береженье к нему держать, чтоб он из монастыря никуды не ушел и дурна какова над собой не учинил". Но под "началом" Ордин-Нащокин был недолго. В начале 1667 года вернулся в Москву с посольского съезда отец его, только что с успехом заключивший Андрусовский мир с Польшей, и в виде особой милости к знаменитому московскому дипломату "великий государь указал Воина Нащокина из-под начала свободить и отпустить к Москве". Однако все старания отца вернуть сыну положенье, которое он мог бы занять по своим способностям и выдающемуся для того времени образованию, окончились неудачей. Рейтенфельс, знавший лично молодого Нащокина, пишет о нем: "он говорит свободно по-французски, по-немецки и на других языках, но познания скорее служили ему препятствием, нежели рекомендацией при повышениях". Воин Афанасьевич, пожалованный в 1668 году в стольники, не пошел далее. В 1678 году он был воеводой в Галиче, в одном из захолустных провинциальных городков, и других сведений о жизни и деятельности этой интересной личности мы не имеем. Год смерти его нам также неизвестен.

Нужно отметить, что данная история была весьма громкой и скандальной для московской жизни сер. 17 века, и конечно большинство осуждало отца за непутёвого сына. Однако, полезность Афанасия Лаврентьевича в государевых делах позволила ему пребывать на Кремлёвском олимпе долгие годы. Вот только "иудин след", оставленный сыном, будил в настроениях  неприязнь и вызывал пересуды у обывателей.

Дошло до того, что московские остряки  превратили семью Ординых-Нащокиных в героев лубочных карикатур и сатирических повествований.

 До нас дошла старинная повесть XVII века "О российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей дочери Ордина-Нащокина Аннушке", в которой высмеивается своенравие и непослушание отпрысков знаменитой фамилии,вызванные европейской модой на свободные нравы в отношениях между отцами и детьми. Как говорится: "На чужой роток не накинешь платок"...


Рецензии