Лондонская Национальная галерея-12

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Гейнсборо (1727-88), может быть, наиболее пленительный из всех живописцев английской школы, представлен в галерее полно и разнообразно, причем многие из его картин вошли в галерею уже в самое последнее время, в конце 1950-х – начале 1960-х годов.
А в 1862 году галерея купила «ПОРТРЕТ АКТРИСЫ САРЫ СИДДОНС» (1785) - один из наиболее знаменитых портретов мастера, написанный им уже незадолго до смерти.
Сара Сиддонс, прославленная исполнительница шекспировских ролей, неоднократно исполнялась художниками. Рейнолдс написал ее в виде музы трагедии, величественно восседающей на троне среди облаков в окружении аллегорических фигур – Злодеяния и Раскаяния. Гейнсборо был чужд подобный выспренный стиль, и он изобразил Актрису в обычном городском платье и большой шляпе с перьями, словно она невзначай зашла к нему в мастерскую и присела на стул, положив муфту на колени. Однако даже самого беглого взгляда на картину достаточно, чтобы увидеть, что это не просто салонный портрет и не просто светская дама.
Тонкое нервное лицо, смелый умный взгляд говорят о незаурядной личности, о человеке большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента и сильного волевого характера.
Гейнсборо и не подумал смягчить черты резко прорисованного профиля своей знаменитой модели. «Черт побери ваш нос, мадам, ему просто конца нету!»- ворчал он во время работы, и тем не менее созданный им образ покоряет своей гордой и одухотворенной красотой.

Способность передавать живой трепет внутренней душевной жизни проявляется и в других портретах Гейнсборо, притягивающих и волнующих зрителя, в то время как, например, ПОРТРЕТЫ ЕГО МАЛЕНЬКИХ ДОЧЕК (1756 И 1760-61) подкупают удивительной непосредственностью и нежным пониманием детской натуры.

В 1903году в Англии возникло новое учреждение – Национальный фонд художественных коллекций. Основной целью созданного общества становилась борьба с вывозом художественных ценностей за границу, а также приобретение произведений современных художников для государственных музеев. При возникновении нового общества число его членов составляло 30 человек, но идеи общества нашли себе сразу столько сторонников, что через пять месяцев их уже стало 296, и на общем собрании в здании Академии 11 ноября 1903 года был выработан устав и избраны председатель , казначей, почетные члены и исполнительный комитет.

Поистине боевым крещением только что организованного общества явилась кампания за приобретение для Национальной галереи знаменитой «ВЕНЕРЫ С ЗЕРКАЛОМ (1647-51)» ВЕЛАСКЕСА.
В конце того же 1903 года стало известно, что стариннейшая антикварная фирма Лондона Энью уполномочена осуществить продажу прославленной картины – «ВЕНЕРЫ РОКБИ», как ее называли по имени дворянского поместья, где она находилась уже около ста лет.
«Венера с зеркалом» по праву считается одним из величайших шедевров Веласкеса, тем более редким, что в его творчестве отсутствует какое-либо другое изображение обнаженного женского тела. Тема эта, служившая в эпоху Возрождения как бы апофеозом человеческой красоты, была изгнана из испанского искусства в силу суровых требований церкви.
В конце XVIII века последней владелицей шедевра Веласкеса была красавица герцогиня Альба, известная своей дружбой с Гойей, не один раз запечатлевшем ее облик. После смерти герцогини в 1802 году во время судебного процесса в связи с наследством король Карл IV приказал продать картину своему фавориту Годою. Нашествие французов, падение временщика и конфискация его богатств в 1813 году позволили английскому перекупщику Уэллсу, агенту известного Бьюкенена, купить «Венеру с зеркалом» и привезти в Англию, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов Дж. - Б. Морит, друг Вальтера Скотта. В его имении Рокби- холл, затерянном на Севере Англии, шедевр Веласкеса снова оказался на сногие десятки лет скрытым от глаз широкой публики и почти забытым. Лишь несколько дальновидных знатоков, таких, как французский критик Торе- Бюрже, оценили его изумительную живопись, когда в 1867 году картина появилась на всемирной выставке в Манчестере. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения.
Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес, безусловно, вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. Однако далекий от слепого подражания, испанский мастер дал совершенно самостоятельное и новое решение классической темы.
Вместо идеально прекрасных фигур итальянского Возрождения Веласкес создает в высшей степени живой и индивидуальный образ, в котором ярко выступают черты национальной испанской красоты: черные волосы, стройная гибкость фигуры, тонкая талия. Фигура кажется словно окутанной светом и воздухом. Притушенный красный цвет драпировки и серовато-серебристая ткань, на которой покоится Венера, необычайно искусно оттеняют сияющие перламутро - розовые краски ее тела, моделированного с неподражаемой тонкостью.
Первоначально назначенная цена картины 30500 фунтов стерлингов была затем повышена до 45000 фунтов. Необходимо было собрать эту сумму 45000 фунтов по подписке, а для этого надо было просить, уговаривать, разъяснять, проникать всюду и везде. Членами Национального фонда была развернута огромная пропагандистская работа среди широкого населения, поднята кампания в печати. Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже  мошенничестве. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой, и призывали публику не поддаваться на обман. В конце концов, все эти трудности были преодолены, требуемые деньги внесены в установленный срок, и 24 января 1906 года картина стала собственностью Национальной галереи.

Еще более безнадежным казалось дело в 1909 году, когда разгорелась битва из-за великолепного портрета работы ГОЛЬБЕЙНА, изображавшего ПРИНЦЕССУ КРИСТИНУ МИЛАНСКУЮ (1538).
Этот портрет, принадлежавший герцогу Норфолкскому, еще с 1880 года висел в галерее, отданный туда по взаимной договоренности для всеобщего обозрения. Многие из зрителей, привыкнув всегда видеть эту вещь в зале немецкой живописи, считали ее собственностью галереи, и известие о предстоящей продаже картины оказалось для всех «громом с ясного неба». На этот раз администрация Национальной галереи, уже истратившая свои годовые суммы на покупку картины Франса Халса, сама обратилась за помощью к Национальному фонду.
Владелец, которому американский миллионер Фрик предложил 72 тысячи фунтов, соглашался ждать только месяц. Снова, как и пять лет тому назад, разгорелась битва за картину, тем более напряженная, что срок был очень коротким. За четыре дня до его истечения не было собрано и половины требуемой суммы. Дело казалось проигранным, но неожиданный анонимный взнос 40 тысяч фунтов за несколько часов до истечения срока решил все.
Председатель и главные члены фонда могли вздохнуть с облегчением. «КРИСТИНА МИЛАНСКАЯ» ГОЛЬБЕЙНА заняла свое место в Национальной галерее рядом с «Посланниками».
Этот второй шедевр великого мастера немецкого Возрождения был написан в 1538 году. В это время английский король Генрих VIII, у которого только что умерла его третья жена, хотел жениться на дочери датского короля – шестнадцатилетней Кристине, которая в свою очередь осталась вдовой герцога Миланского. Гольбейну было поручено написать портрет молодой принцессы, чтобы Генрих VIII  мог знать, как выглядит его будущая невеста. Брак этот так и не состоялся, но портрет, доставленный королю и перешедший после его смерти во владение знатного рода Норфолков, дошел до нас, чтобы через несколько веков подтвердить непревзойденное искусство создавшего его мастера.

К началу первой мировой войны число приобретенных Национальной галереей картин уже превысило три тысячи. Правда, больше половины их было передано в Галерею Тейт и роздано музеям других городов, но, тем не менее, имеющихся помещений снова не хватало.
Это обстоятельство вызвало дополнительную пристройку новых залов в 1911 году.
К числу наиболее значительных приобретений этого периода следует отнести 192 картины старых мастеров, полученные по завещанию Сэлтинга в 1910 году, завещанию Лейна в 1915 году, благодаря которому в галерею впервые вошли картины французских художников XIX века, и завещанию Лэйарда, обогатившему собрание многими интересными произведениями XV столетия.
Первая мировая война прошла почти незаметно для галереи, хотя в 1917 году картины ненадолго были эвакуированы из Лондона.

В течение 1920-1930-х годов собрание продолжало пополняться, но уже в более скромных размерах, чем раньше.
Наиболее важным событием в жизни музея тех лет явилось сформирование его французского раздела, который фактически отсутствовал на более ранних этапах существования Национальной галереи. Действительно, вплоть до конца XIX века число французских картин, входящих в собрание, не превышало каких-нибудь трех десятков. В основном это были мастера XVII века, поскольку французская живопись более ранних эпох была почти неизвестна в то время, а художники XVIII и XIX столетий считались недостойными занять место рядом со старыми мастерами.
Мы уже говорили о том успехе, которым пользовались в Англии полотна Клода Лоррена. Его картины одними из первых вошли в галерею, а в 1876 году число их достигло десяти.


Рецензии