Метафизика 7 Сократ и эллины

А Сократ – выжил!
Крепкий оказался старик. И особенная выносливость какая-то у него появилась после выпитого яда. Словно помолодел человек. Начал даже общественными делами заниматься, критику свою прекратил.
Народ вздохнул спокойно.
Но так как Сократ был умный человек, его интеллект сказался. Постепенно он выдвинулся в главные распорядители внешний сношений Афин.
Отгремели войны между Спартой и Афинами, распался Афинский морской союз.
Шло время.

Сократ сидел у ручья и думал о внешней политике Афин.
Вопросов было много.

Первой проблемой была неравномерность поставок хлеба из Тавриды. Херсонес просил послать военный корабль с хорошим воинским отрядом, чтобы помочь местным царькам разобраться между собой. Ссоры царьков между собой нарушали ритмичность работы местного рынка. Надо было, наконец, найти виноватого возмутителя.
Сократ понимал, что кого-то послать надо, но кого? Дело не обещало ни славы, ни хорошего заработка. Риск для жизни был, но не для защиты собственного полиса. Сократ понимал, что каждый будет кивать головой на соседа, отказываться от работы и спрашивать: «А почему я, а не он?»

Другой проблемой было противостояние с Персией. Что-то опять затевалось у персов – не то местная междоусобица, не то новый завоевательный поход. Нужно было послать разведчика – умного и честного, который будет рисковать своей жизнью ради интересов Афин. Умных и пронырливых в городе было много, а вот преданных городу героев… 

Третьей проблемой была необходимость установления дипломатических контактов с Македонией. Говорили, что небольшая страна натренировала отличную, практически непобедимую армию. А где есть хорошая армия, там возникает мысль о мировом господстве. И опять нужен был очень умный человек, патриот Афин, для разведывательной поездки.
«Прямо хоть сам езжай!» - думал Сократ.

Четвертым вопросом была просьба какого-то далекого неизвестного городишки под названием Рим о присылке учителей грамматики и софистики.  Предлагалась даже приличная оплата.
Сократ понимал, какой поднимется ажиотаж, скажи он сразу о размере оплаты. Захотят ехать все – даже те, кто ничего не смыслит в грамматике и софистике…
Сократу не хотелось такого бескультурья.
«Выдвину на собрании пока только этот вопрос, - решил он, - и сначала ничего не скажу об оплате. Пусть народ, не захотевший ехать бесплатно, сам назовет лучших учителей.  А потом обрадую самих учителей, в приватной беседе, обещанным вознаграждением…
Научил всех эгоизму – на свою голову!».
Приняв решение, Сократ резво поднялся на ноги и стремительно пошёл в город.


Рецензии