Пушкиниана. Роковая Идалия

 
    Идалия не любила мужа. Но статус замужней дамы для неё, представительницы высшего света, был важен, тем более, что Полетика был богат и довольно быстро продвинулся по службе,  - от простого ротмистра  до полковника (командира полка), а затем, к концу службы, и до генерала.
Но загадочен сам брак, ведь до сватовства к Идалии Полетика был женат и весьма счастлив... Он пошёл на расторжение брака ради прекрасных глаз Идалии ?
Похоже, что не только. А ведь это 19 -ый век..! 
Добродушие мужа вполне устраивало  и молодую женщину и её многочисленных поклонников.
        Дочь Н.Н. Пушкиной, Александра Арапова, оставила со слов матери такой портрет Идалии Полетики: «Она олицетворяла тип обаятельной женщины не столько миловидностью лица, как складом блестящего ума, веселостью и живостью характера, доставлявшими ей всюду постоянный несомненный успех».
       Изощренный ум Идалии, её редкое умение и казаться привлекательной при вполне заурядной внешности, всегда быть по последней моде одетой,  выглядеть шикарно  и даже...  блистательно,  её потрясающая способность сходиться с людьми ей интересными и нужными, - все могло казаться ничтожным в сравнении с её непревзойдённым талантом плести интриги.
Не зря же в свете она носила титул Мадам Интрига.
    И...  берегись тот,  кого она не любила.   Ну, а  А.С. Пушкина она не -на-ви-де-ла, причём, ненавидела люто!
В чем настоящая причина такого отношения к великому поэту не известно до сих пор.
Но именно ли это чувство,  чувство ненависти к поэту и послужило причиной той западни, той ловушки, в которую и попала троюродная сестра Идалии Наталья  Пушкина..?
Все! Явно все было продумано Идалией до тонкостей:  приглашение к себе в дом жены поэта в то  же самое время, когда там появляется Дантес, свой внезапный отъезд, разыгранная красавцем кавалергардом истерическая сцена  признания в любви к Натали и вдруг "совершенно внезапное" появление в момент признания кавалергарда горничной (или гувернантки), заметьте - свидетеля сцены, явно направленное на компроментацию Натальи Пушкиной.
Очевидно Мадам Интрига не зря слыла в обществе Королевой злодеяний, не уступая в умении творить зло даже мадам Нессельроде.
    
      Заметьте я пишу: "похоже",  поскольку за всем этим безусловно стояла далеко не одна мадам Полетика.
  Но сегодня речь идёт именно о ней.
О ней, "чей портрет худ. Соколова"  , где , как предполагалось ранее им была изображена Идалия, оказался вовсе... не её...  портретом!
       Я всегда удивлялась тому, что миловидная молодая женщина на упоминаемом выше портрете с ясным, чистым взором - это коварная Идалия. Тем более, что на других её портретах мы видим  явно другую женщину:угрюмое выражение лица, умный, но тяжёлый взгляд,  устремленный  более в  самое себя. вполне соответствуют и характеру, и внешности женщины, отраженных в воспоминаниях её современников.
 
        Она, Идалия де Обертей - дочь влиятельного графа  Строганова от его второй жены Жюли д'Эга: «...рожденная до брака  по обычаям того времени не могла официально  считаться законной, но только воспитанницей."
Она никогда не была вправе обращаться к родителям с общепринятыми: "maman" и "papa", что безусловно не могло не сказаться на формировании её характера, тем более, что в семье были и уже законнрожденный сын, и ещё одна дочь, настоящая, законная, дочь от первого брака её отца знатного вельможи Г.А. Строганова, - очаровательная  Елена Григорьевна Черткова.
   Это её портрет, портрет Елены Строгановой, исключительно привлекательной дамы в горностаевой шубке, с нежным, выразительным взглядом прекрасных глаз, чарующей,  неповторимо - нежной улыбкой, написанный  художником Соколовым, ранее принимали за портрет  Идалии. Собственно, эти две женщины были сёстрами по отцу и троюродными с женой А.С.Пушкина, так что внешнее сходство между ними вполне допустимо.
На мой взгляд, родственные гены   проявились больше во внешности  Натали Пушкиной и Елены Чертковой.
   
     Идалия же, (женщина весьма и весьма сомнительного происхождения, о чем сама писала одной из своих ближайших подруг, предполагая, что она и не Строганова вовсе, а дочь  своей матери и одного их её бывших любовников, возможно даже особы королевской крови).
Её  же мать  напротив в одном из писем своей близкой подруге писала , что Идалия - дочь её мужа от какой-то модистки???, но она будто вовсе не против воспитывать её.
Крайне самолюбивая Идалия всегда и весьма настойчиво, (и... далеко не безуспешно), стремилась попасть в круг высшей знати, приближенной ко двору.
 Но на деле ближайшим и важнейшим кругом общения, близким ей по духу и осуществлению коварных замыслов, был салон Нессельроде. Ярая ненависть к  А.С. Пушкину в последние годы его жизни стала главным объединяющим смыслом этого салона представителей высшей знати, по происхождению и духу иностранцев.

      Министр иностранных дел России и руководитель разведки страны  Нессельроде, при гибкости своего ума удержавшийся на столь высоком посту при трёх царях, оставаясь всегда иностранцем, был которым по рождению, внешне никак не соответствовал своему столь высокому служебному положению и был частенько осмеян своими же молодыми подчиненными, определявшими его  "выпавшим из кармана  своей жены", женщины весьма габаритной, внушительных размеров, столь властной и коварной, что её побаивались и весьма высокопоставленные особы.
        Ее супруг, как "выдающийся" служитель интересам России, особо отличился тем, что лишил страну её законных владений в Америке: Аляски, возможных в Калифорнии и о. Мальты, неудавшейся Крымской компанией.
"8 ФЕВРАЛЯ 1825 ГОДА в Санкт-Петербурге между Российской империей и Великобританией была подписана конвенция о разграничении владений в Северной Америке. Документ состоял из преамбулы и 12 статей, был составлен на русском и французском языках. Российскую дипмиссию возглавлял Карл-Роберт Нессельроде, министр иностранных дел, Петр Иванович Полетика, уполномоченный по заключению конвенции."
 Очевидно, что значительно большее, чем дружба, объединяло Нессельроде и мужа Идалии , а за ней стояло всё семейство Строгановых.
  За продажу Аляски бессменному канцлеру России были подарены "... без платежа арендных денег, мыза Нейгут, Курляндской губернии, с подмызками Принденберг и Крузенгоф"
Последние годы жизни граф В.Нессельроде проводил главным образом во Франкфурте, откуда происходила его жена, дочь богатого известного купца, Луиза Гонтар, впоследствии принявшая римско-католическую религию.
 
       Обладавший несколько экзотической внешностью граф Нессельроде послужил А.С.Пушкину прототипом Черномора в одном из своих ранних произведений " Руслан и Людмила". Не узнать себя Нессельроде в этом образе согбенного карлика просто не мог.
Сама же поэма имела грандиозный успех в России.
Все, ранее сомневающиеся в таланте А.С. Пушкина, окончательно  убедились в его редкой гениальности.
 Совершенно очевидно, что герои этого выдающегося произведения олицетворяют собой два противостоящих лагеря, - Руслан Россию, ( корень Рус) , Черномор некую другую,  враждебно относящуюся  к России державу.
Нессельроде же, и ранее не жаловавший поэта своей милостью, затаил злобу.
Но далеко не это было причиной заговора против Пушкина, послужившего причиной роковой дуэли.
         Мы забываем, что Николай I при встрече с А.С. Пушкиным во время коронации  царя в Москве определил поэта, как Умнейшего Человека России.
Мы забываем, но царь помнил об этом.
В момент как раз этой встречи, Николай I и одобрил намерение А.С. Пушкина вступить в брак с Натальей Гончаровой. Весьма неплохо царь был осведомлен о жизни своих подданных, не так ли?
Тогда же он и объявил поэту: "Я буду твоим цензором."
И действительно все последующие годы был им, привлекая время от времени известного знатока поэзии фрейлину Смирнову-Россет, поскольку русский язык все же не был родным для него, и он не чувствовал всех тонкостей прекрасного русского.
"Став личным цензором поэта, Николай I взвалил на свои монаршьи плечи тяжелую ношу. Как умный человек он понимал, что в литературе разбирается слабо, поэтому он не чурался прибегать к помощи фрейлины А.О.Россет-Смирновой, обладающей отточенным литературным вкусом, с мнением которой часто соглашался Пушкин.
Она считала поэта одним из умнейших людей своего окружения. «Никого не знала я умнее Пушкина» - писала Александра Осиповна – «Ни Жуковский, ни князь Вяземский спорить с ним не могли – бывало забьет их совершенно». Это была единственная женщина, с которой поэт советовался и посвящал в свои литературные планы, не раз она была первым критиком произведений поэта."
То есть..., то есть поэт и царь довольно часто встречались и именно Этого так боялись в кругу Нессельроде!
А.С.Пушкин был не из их лагеря.
И вне всякого сомнения мог, оказывать своё влияние на мнение царя по каким-то вопросам.
   
     Любовь же Жоржа Дантеса к прекрасной Пушкинской Психее для меня сомнительна, его письмо к  Геккерну, в котором он пишет:
"... Однако будь спокоен, я осмотрителен и до сих пор был настолько благоразумен, что тайна эта принадлежит лишь нам с нею (она носит то же имя, что и дама, писавшая тебе в связи с моим делом, что она в отчаянии, но чума и голод разорили ее деревни), так что теперь ты должен понять, что можно из-за подобного создания потерять рассудок, в особенности если и она тебя любит..."
скорее говорит о взаимных чувствах с Идалией Полетикой, имение мужа которой  как раз в это время было разорено эпидемией холеры.
    Отношения с Идалией были скрыты эффектным и бросающимся всем в глаза нарочито открытым и назойливым ухаживанием за Натальей Пушкиной.
Тем более объяснима эта подстроенная Идалией встреча в её доме жены поэта с Дантесом.
И обязательно при свидетелях! Горничная или няня "совершенно случайно" вошла именно в "нужный момент ". Похоже, что весь "спектакль" был отрепетирован с Идалией заранее.
 Да и клеветнические письма, приведшие к роковой дуэли, скорее всего были составлены заранее, до самог'о "спектакля".
    И Натали здесь вовсе не причём.
Если весь план был составлен в доме канцлера Нессельроде, на столь высоком государственном уровне, то здесь нужно искать след явно политических интриг, похоже, что А.С. Пушкин чем-то явно. мешал их осуществлению.
    И как боялись разоблачения  после дуэли!!!
"Влиятельное семейство Строгановых волнуется. Слишком близко оказалось оно к трагедии. «Я больна от страха», — пишет Дантесу Полетика. И мечется по Петербургу обер-шенк двора. Собирает слухи."
     Его жена, мать Идалии не отходит днями от постели раненого поэта....
Сопереживает? Нет, вовсе нет!
Графиня, проходившаяся Пушкину троюродной тёткой, маскировалась, а заодно собирала всю поступающую информацию, - все семейство Строгановых трепетало, они прекрасно осознавали величину содеянного ими зла.
Даже в такой момент Солнце Русской Поэзии окружали враги!
Отец же Идалии на правах двоюродного дяди, которым он действительно приходился ему как мужу своей двоюродной племянницы Екатерины Гончаровой, сёстры Натали,  писал изгнанному из России Геккерну:
 «...когда Ваш сын Жорж узнает, что этот бокал находится у меня, скажите ему, что дядя его, Строганов, сбережет его как память о благородном и лояльном поведении, которым отмечены последние месяцы его пребывания в России».
"Благородное поведение" Дантеса заключалось в том, что он не сдал реальных , главных участников заговора против Александра Сергеевича Пушкина, - их, Строгановых не выдал.
    Чем больше думаешь о жизни поэта, тем больше задумываешься:
 "Да были ли у него на самом деле друзья?!



Об ошибочном определении портрета Идалии худ. Соколова как портрета Идалии материалы смотрите здесь:
-- Ольга Видова,
доктор филологических наук
ТАЙНА ПОРТРЕТОВ П.Ф.СОКОЛОВА


Рецензии
Хорошо написано!!! Благодарю!!!

Лариса Белоус   14.08.2019 07:17     Заявить о нарушении
Признательна, Лариса!
Читала и вас сегодня, - понимаю вас.

Светлана Саванкова   14.08.2019 15:34   Заявить о нарушении
Благодарю!!!

Лариса Белоус   14.08.2019 19:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.