Истребительная группа. Начало

На фото: первые немецкие летчики-истребители, прибывшие в Испанию 6 августа 1936 года. Слева направо: А. Кляйн, Э. Хефтер, Х. Трауфлофт, Х. Кнюппель, К. Эберхардт, В-Г. фон Хоувальд.
Обратите внимание на абсолютно "невоенный" внешний вид пилотов и шляпы между расчалками крыла истребителя Не.51.


Как правило, все публикации о гражданской войне в Испании начинаются с красочного описания начала мятежа и пресловутого "над всей Испанией безоблачное небо". Не  хочется уподобляться.
 
По сути: мятеж начался в гарнизонах африканских колоний Испании 17 июля 1936 года. Восставшие военные (националисты, фалангисты), осознав бедственность своего положения и огромные трудности с переброской войск в метрополию, практически сразу запросили помощи у европейских диктаторов. Мотивировали они это «симпатиями к идеям и фигурам вождей».
Была и другая более прозаичная причина: «страны западной демократии» их просто-напросто игнорировали. Единственным исключением была Португалия, желавшая иметь более предсказуемого соседа по карте. Однако под давлением Лиги Наций, она быстро свернула свое содействие восставшим военным.

Первым на призывы испанцев откликнулся Муссолини, приказав в качестве «частной продажи» передать мятежникам 12 трехмоторников  Savoia-Marchetti S.81 (прибыли по воздуху к 30.07.1936) и отгрузить морским путем 24 истребителя Fiat CR.32 (весьма прозорливо).
Фюрер колебался дольше, но после известия о поиске республиканцами поддержки в Советском Союзе, согласился предоставить 20 невооруженных бомбардировщиков Ju.52/3m с экипажами - в качестве транспортников.

25 июля Адольф Гитлер санкционировал помощь Германии делу националистов под кодовым названием  операция «Волшебный огонь» (Untemehmen Feuerzauber).
Для проведения операции был создан «Специальный штаб», который станет известен как Зондерштаб W  (Sonderstab W)  во главе с генерал-лейтенантом Хельмутом Вильбергом (Helmut Wilberg)*. Это подразделение должно было координировать немецкую помощь испанским националистам.

10 Ju.52/3m отбыли в Испанию по воздуху 28 июля. Первая машина приземлилась в Севилье 2 августа, один самолет (гражданская регистрация D-AMYM) сел на республиканской территории 9 августа и был конфискован, а последняя машина добралась лишь 10-го числа.
Мятежники остро нуждались в многомоторных вместительных самолетах для переброске войск из Северной Африки в Испанию, так как немногочисленные Fokker F-VII/3m и летающие лодки Dornier Do.J Wal франкистов откровенно не справлялись со столь масштабной задачей, а морской путь был практически отрезан флотом, оставшимся верным республике.
Немцы осознали: для прикрытия «транспортников» необходимы истребители. В экстренном порядке в истребительных группах Люфтваффе был проведен поиск добровольцев. Один из них, Ханнес Траутлофт, впоследствии вспоминал:

«28 июля 1936 года, когда я служил в звании обер-лейтенанта в 9./JG134 в Кельне, мне позвонил мой командир гауптманн Хорст Динорт (Horst Dinort, так в тексте, на самом деле имя - Оскар - П.С.)**. Его первый вопрос был: «Вы женаты?».  Я сказал, что нет. Затем он поведал мне тайну и начал объяснять ситуацию в Испании и нехватку хорошо подготовленных пилотов в этой стране. Еще до того, как он успел спросить, готов ли поехать туда, я воскликнул: «Я доброволец!»
Затем Динорт сказал за два часа подготовиться к поездке в Дортмунд, где я получу указания напрямую от  командира эскадры. Он также приказал мне молчать о происходящем, так как мне было бы трудно объяснить сослуживцам, что я делаю, ведь они видели, как торопливо я пакую сумки!»

Командировочных собрали в казармах в Деберице (Dоberitz), недалеко от Берлина. Все пилоты были формально уволены из Люфтваффе, сдали обмундирование и получили фиктивные документы с испанскими фамилиями. Получили также гражданскую одежду, соответствовавшую легенде для путешествия (превратились в инженеров, торговцев, художников и фотографов) и одинаковые дешевые чемоданы для личных вещей. Всем выдали документы Союза путешественников (Reisegesellschaft) и по 200 рейхсмарок в испанской валюте.

Для связи с родными в Берлине был установлен почтовый ящик на имя «Макс Винклер» (Max Winkler, Berlin W 8, Postfach 88.), на который те, также дававшие подписку о неразглашении, могли слать письма.

Началось путешествие: на автобусе в столицу, а далее - на поезде в Гамбург.

Уже 31 июля 1936 г. из Гамбурга вышел немецкий пароход «Усарамо» (Usaramo, пароход, 1921, водоизмещение 7758 т, принадлежал Deutsche Ost-Afrika Linie, капитан Хейнц Штаммер - Heinz Stammer).
На борту судна находилось военное имущество, упакованное в 773 ящика, в том числе десять бомбардировщиков Junkers Ju.52/3m, шесть истребителей Heinkel Не.51В-1 и двадцать 20-мм зенитных орудий Flak 30. Пассажирами были "туристы": 25 офицеров и 66 унтер-офицеров, солдат и гражданских специалистов во главе с майором Александром фон Шееле (Alexander von Scheele)***.
В эту группу входили десять экипажей Ju.52, а также шесть летчиков-истребителей:
Trautloft Hannes, 03.03.1912., обер-лейтенант из 9./JG134;
Eberhardt Kraft, 18.10.1910., обер-лейтенант из 8./JG134;
Knuppel Herwig, 20.10.1910., обер-лейтенант из III./JG134;
Hefter Ekkehard, 10.09.1910., лейтенант из I./JG132;
von Houwald Wolf-Heinrich, 10.06.1911., лейтенант из 9./JG134;
Klein Alfons, 06.02.1911., лейтенант из I./JG132.

Корабль вошел в территориальные воды Испании 06.08.1936. Утром 7 августа «Усарамо» прибыл в порт Кадис (Cadiz) на юге страны, который был в руках франкистов и где их с нетерпением ожидали 18 испанских пилотов-истребителей, к которым позже присоединился капитан Гарсия Морато (Garsia Morato)****.
Для продолжения путешествия немецких авиаспециалистов был реквизирован поезд, направлявшийся в Севилью (Seville).
По прибытию летчиков поселили в роскошной гостинице "Кристина" в районе Садов Кристины (Jardines de Cristina), а наземный персонал разместили в местных пансионах.
Не.51В были доставлены на аэродром Таблада (Tablada) в пригороде Севильи.
К 11 августа все шесть самолетов были собраны специалистами фирмы "Юнкерс" и облетаны, на них нанесли опознавательные знаки франкистских ВВС и присвоили бортовые номера от 1 до 6. В последствии, согласно принятой у националистов системе бортовых обозначений, стали соответственно, б/н 2-1 - 2-6.
Далее машины перебазировались на аэродром Эскалон дель Прадо (Escalon del Prado) в районе Саламанки.
Следующая партия истребителей из 9 машин была доставлена туда же 17 августа через Португалию.

13 августа в Лиссабон прибыл танкер "Камерун". Грузом была "кровь войны" - топливо, в первую очередь, авиационное.
В этот же день 2 немецких Ju.52/3m, на которых установили бомбардировочное оборудование, совершили первый вылет на бомбардировку кораблей республиканского флота, который препятствовали доставке войск мятежников в метрополию.

Изначально немецкие пилоты-истребители выступали исключительно в роли инструкторов, помогая испанцам освоить новые для них самолеты. Максимально допустимым заданием было сопровождение транспортников.
Даже командир группы считал "испанское приключение" лишь особо засекреченными учениями. Как глубоко он ошибался...

Уже 18 августа испанские пилоты капитан Гарсия Морато (Garsia Morato) и лейтенант Хулио Сальвадор (Hulio Salvador)***** одержали свои первые победы, заявив сразу пять республиканских самолетов. Однако вскоре выяснилось, что большинство остальных испанских пилотов имеют очень низкий уровень летной подготовки.
Как следствие, аварии при посадке на новеньких «Хенкелях» были частым явлением. После повреждения 23 августа испанцами сразу 3 машин (в т.ч. ремонт борта 2-5 казался маловероятным) немцы забили в набат.
Майору фон Шееле, отвечавшему за взаимодействие с франкистами, стало ясно, что если дело и дальше пойдет такими темпами, то вскоре в его распоряжении совсем не останется истребителей.
В результате, после коротких консультаций с Берлином и согласования всех формальностей с испанцами, немецким инструкторам было разрешено участвовать в боях.

Первый вылет немецких истребителей в Испании состоялся 25 августа 1936 года.
 
Перед автором НЕ СТОИТ ЗАДАЧА описывать ход боевой работы истребителей, поэтому кратко попытаюсь осветить основные вехи.

В конце августа произошло еще одно важное событие.
Было подписано международное соглашение о невмешательстве во ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ИСПАНИИ, под которым подписались представители 27 государств, в том числе Великобритании, Франции, Германии, Италии и Советского Союза.
Подписавшимся юридически запрещалось оказывать поддержку любой из сторон в испанском конфликте, путем предоставления военной техники и ресурсов. Если Великобритании, чьи экономические и стратегические интересы в Испании и Средиземноморье заставили ее строго соблюдать нейтралитет, то четыре последних государства явно проигнорировали соглашение.

Под давлением мировой общественности (в первую очередь Британии) свои порты для приема грузов, предназначенных мятежникам, закрыла Португалия. Последними судами, разгрузившимся в Лиссабоне 30.08.1936., стали "Камерун" (второй рейс) и "Вигбет" (Wigbert, пароход, 1920, водоизмещение 3648 тонн, принадлежал HBAL GmbH) - они доставили авиационное топливо и амуницию (в т.ч. еще 2 Ju.52/3m). Из этого можно заключить следующее: большие проблемы с заправкой самолетов в начале конфликта были как у лоялистов, так и у мятежников.

5 сентября немецкую военную миссию в Испании возглавил оберст-лейтенант артиллерии Вальтер Варлимонт (Warlimont Walter), формально сменив на этом посту авиатора фон Шееле.

В конце сентября в Испанию прибыла еще одна партия Не.51В из 9 машин. Всего же была утверждена поставка 36 истребителей для нужд франкистов и 12 для немецких добровольцев.

В начале октября 1936 года вместе с самолетами из Германии прибыла большая группа авиатехников и 10 пилотов-истребителей:
von Bothmer Dietrich, 25.11.1912., обер-лейтенант;
Henrici Oskar, 13.06.1914., обер-лейтенант;
Radusch Gunther, 11.11.1912., обер-лейтенант;
von Gilsa Kurt, лейтенант;
Rehahn Paul, 10.12.1912., лейтенант;
Strumpell Hennig, 28.08.1912., лейтенант;
Gоdecke Heinz ("Willi"), 03.04.1910., унтер-офицер;
Kowalski Herbert, унтер-офицер;
Mratzek Ernst, унтер-офицер;
Sawallisch Erwin, 08.10.1914., унтер-офицер.

Это позволило разделить истребительную эскадрилью (Jagdstaffel) на два звена (Kette): пять самолетов под командованием обер-лейтенанта Ханнеса Траутлофта 5 октября направились на север в Леон (Leon), для действий в Астурии, в то время как остальные под командованием обер-лейтенанта Крафта Эберхардта отправились в Барахону (Baraona) и в конечном итоге в Сарагосу.
 
Связь между подразделениями поддерживалась при помощи Fokker F-VII/3m, который был придан немецкой истребительной эскадрилье. Вероятно, это был самолет купленный у KLM (Fokker F-VIIb/3m c/n 5187 PH-AGR), доставленный националистам 13.08.1936. и получивший у франкистов б/н 20-4.
Не совсем ясно, кто пилотировал эту машину в октябре, но в ноябре она была в руках белого эмигранта, добровольца в авиации Франко, Всеволода Михайловича Марченко******, чье летное мастерство и трудолюбие немцы очень высоко оценивали.

11 октября 1936 прекратили свое участие в «воздушном мосту» между Северной Африкой и Испанией немецкие Ju.52/3m. Они успели доставить 13 528 военнослужащих и 270,1 тонн военных грузов, в том числе 127 станковых пулеметов и 36 артиллерийских орудий. Далее «Юнкерсы» действовали исключительно по своему прямому назначению.

К концу месяца всем, в том числе в немецком Зондерштабе, стало понятно: конфликт только разгорается и для действенного участия в событиях горстки летчиков-добровольцев явно не достаточно. Майор фон Шееле отбыл для консультаций в Берлин.
Масла в огонь добавляли слухи о прибытии в Испанию советской техники и большого числа "туристов" в штатском...

В последних числах октября 1936 года приступили к формированию подразделения из немецких военнослужащих под названием «Легион Кондор».
Теперь уже речь НЕ шла о добровольцах.
Командование само отбирало и направляло военных для прохождения службы на Пиренеи. Поощрением служило получение очередного звания.
Немцы были переодеты в аналогичную испанской военную форму и носили знаки различия и воинские звания армии Франко, соответствующие своим званиям в Люфтваффе, Вермахте и Панцерваффе.
Тела погибших военных, как правило, возвращались в Рейх, где их хоронили со всеми воинскими почестями.

Забегая наперед, надо сказать: в 1939 году на параде Легиона Кондор, посвященному победе генерала Франко и окончанию войны, немецкие военные пронесли таблички с именами всех погибших легионеров...
Все военнослужащие были отмечены отдельной наградой для воевавших в Испании - Немецким Испанским крестом (Spanienkreuz), учрежденным 14.04.1939.
В зависимости от заслуг, были отмечены: за участие в боевых действиях бронзовым крестом с мечами 8462 человека, серебряным с мечами 8304, золотым с мечами 1126, золотым с мечами и бриллиантами 29 человек. За не боевые заслуги в Испании выдавали кресты без мечей: бронзовые 7869 и серебряные - 327.
Суммарно выходит 26117 участников испанских событий со стороны нацистской Германии, в т.ч. более 8 тысяч гражданских специалистов: техников, инженеров, врачей, переводчиков и т.д.
Таким образом, цифра в 50 тысяч немцев в Легионе Кондор, которую тиражировали советские исследования, выглядит весьма завышенной.
Уменьшенную копию Немецкого Испанского креста ("крест славы") получали на память близкие родственники погибших легионеров (315 вручений).
За ранение в Испании военнослужащие получали соответствующий знак (учрежден 22.05.1939., вручено 182 3 степени, черненых за 1-2 ранения и 1 второй степени, посеребренный за 3 ранения).
С 10 июля 1939 года существовал отдельный знак для танкистов Легиона Кондор (Panzertruppenabzeichen der Legion Condor). Им отмечено 415 военнослужащих.
В общем, нацистская Германия особо НЕ СКРЫВАЛА свое участие в войне. Тем более, НЕ ОТРЕКАЛАСЬ от своих солдат.

За ноябрь в порт Кадиса прибыло 24 транспорта из Германии, доставивших военных, вооружение и оборудование для Легиона.

Что же касается истребителей, то к 3 ноября была сформирована отдельная Истребительная группа (Jagdgruppe) из 4 эскадрилий (по 9 Не.51 в каждой) и штабного звена.
Основная масса бывших добровольцев была собрана в 4 эскадрилье (к 03.11.1936. они заявили 24 подтвержденные и 2 вероятные победы).

Такому размаху сопутствовала поставка 18 ноября 60 истребителей Хенкеля и прибытие большой группы пилотов.

Маховик войны набирал обороты.

Больше информации о немецких авиаторах, воевавших в Испании смотрите в сборнике "Легион Кондор" - http://proza.ru/avtor/postscriptum14&book=1#1
_________________

* Wilberg Helmut, 01.06.1880., еврей, получил сертификат пилота 15.09.1910. (!), участник Первой Мировой войны.
Внес большой вклад в возрождение ВВС Германии.
Генерал-лейтенант Люфтваффе, начальник Зондерштаба W до 31.03.1938.
Хельмут Вильберг погиб в авиакатастрофе Bf.108 20.11.1941. под Дрезденом, когда летел на похороны Эрнста Удета.

** Dinort Oskar, 23.06.1901., прошел подготовку в немецкой авиашколе в Липецке, с 01.04.1936. в звании гауптмана был командиром III/JG134.
В ходе Второй Мировой войны совершил 150 боевых вылетов в составе штурмовой авиации. Окончил  войну в звании генерал-майора.
Умер 29.05.1965.

*** von Scheele Alexander, 19.03.1894., получил сертификат пилота 14.03.1912., участник Первой Мировой войны. Майор Люфтваффе.
Некоторое время проживал в Аргентине, свободно владел испанским языком.
Оберст Александр фон Шееле погиб в Испании (!) в авиакатастрофе Ju.52/3m б/к D-AUJG авиакомпании Люфтганза 04.08.1939. при перелете из Мадрида в Барселону в районе Тивиссы (Tivissa).

****Joaquin Garcia Morato y Castaсo, 04.05.1904., самый результативный пилот гражданской войны, ас-истребитель авиации Франко, за годы войны в Испании совершил 511 боевых вылетов (налет 1012 часов), в 56 воздушных боях одержал 40 подтвержденных и 13 вероятных побед.
Команданте (майор) Хоакин Гарсия Марато погиб в авиакатастрофе (возможно, покончил с собой) 04.04.1939., во время демонстрационного полета на Fiat CR.32 б/н 3-51 на аэродроме Грикон (Griсon).

***** Julio Salvador Diaz-Benjumea, 20.05.1910., ас-истребитель авиации Франко, за годы гражданской войны в Испании совершил 567 боевых вылетов (налет 1066 часов) в 50 воздушных боях одержал 24 подтвержденные (в т.ч. 2 аэростата) и 4 вероятные победы.
В 1942 летал в составе 15.(Span)/JG51 на Восточном фронте (одержал 2 победы).
В 1969-1974 гг. был министром авиации Испании, генерал-лейтенант.
Умер 22.06.1987.

******Марченко Всеволод Михайлович, 23.10.1890., доброволец в авиации генерала Франко. Офицер ВМИФ, морской летчик (04.09.1915). Участник Первой Мировой и Гражданской войны в России. Старший лейтенант флота (01.01.1919) в войсках адмирала Колчака.
С 1923 проживал в Испании. Короткое время служил в Иностранном легионе, работал инструктором в летной школе, частной авиашколе, летчиком гражданской авиации на линиях Мадрид — Париж и Мадрид — Берлин. В августе 1936 примкнул к авиации националистов.
Ночью 14./15.09.1937. его Ju.52/3m б/н 22-61 из эскадрильи 2-G-22 был сбит И-15 в районе города Альканьис (Alcaniz). Убит республиканцами после сдачи в плен.


Версия от 10.10.2019.


Рецензии
Да, Я вижу немцы хорошо потренировались перед второй мировой войной..., конечно я знаю, что там были и наши русские, но здесь Вы пишите только о немцах...
С уважением Наталия...

Наталия Королёва   10.05.2020 11:20     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик
Что касается темы очерка, то война в Испании была настолько гражданской, что в ней боевой опыт получили 220 немецких, 280 советских, 360 итальянских и около 40 летчиков-истребителей (и это только истребители) из разных стран.
Советский Союз в добавок на своей территории обучал летчиков-испанцев воевать на советской технике...
Обо всем этом хотелось бы написать
Спасибо, с уважением Павел

Павел Селезнев   10.05.2020 15:22   Заявить о нарушении
Павел, пишите обо всех, с удовольствием почитаю, да и думаю всем это интересно.
С Уважением Наталия...

Наталия Королёва   10.05.2020 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.