Размышления, из сердца исходящие

      Цикл очерков "Небесное, в земном воплотившееся".
   Очерк третий. "Первоверховные".      
   Вместо заключения.  «Размышления, из сердца исходящие».
 Мы, начиная с первого очерка, говорим о Праздниках, в честь которых многие московские святыни возведены. И сколько в связи с этим невольных мыслей, невольных воспоминаний, на первый взгляд, к Первоверховным Апостолам не совсем относящихся! Да именно, что «на первый взгляд» - потому что веруем мы во  Единую, Соборную, Апостольскую Церковь.
    А потому продолжим  беседу об иконописных образах в  Храме цвета утренней зари, что в честь Первоверховных Апостолов на Новой Басманной  улице возведён.
  К самим за Христа пострадавшим  Ученикам Его подойдём чуть позже – сегодня это не так просто. А пока…
   На иконе Святой, судя по облачению, один из Отцов Церкви… Да нет же – перед нами Исповедник века двадцатого – Святой Доктор Лука. Ныне образ Врача - Исповедника почти в каждом храме – только здесь написан он несколько по-иному – оттого и узнали его не сразу.
    Канон, как сказал известный русский мыслитель - протоиерей С.Н.Булгаков, -                «род духовной цензуры». Духовное «правило», но не убивающая творчество «схема» или «инструкция».
  А напротив большая икона Святого, мимо взгляда которого не пройти. Смотрит Угодник Божий в Вечность и в душу каждого проникает, до самой глубины доставая. Взгляд строгий – такой только при истинной любви быть может. (Думаю, нормальному человеку, тем более верующему, не надо «доказывать», что т.н. «благодушие», попустительство, «толерантность» только от равнодушия бывает и к краю пропасти приводит).  Описать повседневным языком, наверное, не получится – просто взгляд Святого Угодника о поступках своих, о жизни своей задуматься заставляет. Обычно так смотрят с икон Ветхозаветные Пророки – прежде всего известный своей строгостью Илия. Только, подойдя ближе, вдруг увидишь, что облачение Святого такое же, как на служащих в Храме Священниках… Священномученик Василий. Один из тех, что от рук служителей сатаны, в семнадцатом году к власти пришедших, мученическую смерть приняли. 
   Наверное, в этом Образе, и в образе Святого Целителя Луки отразили творческие иконописцы духовную преемственность тех, чью жизнь земную разделяют века, тысячелетие даже. Преемственность, Единство Духовное, до Конца Времён запечатлённое словами Символа Веры, всей Главной Службой Православной – Литургией, во время которой молятся живые с усопшими, по земле в разные века                и тысячелетия ходившими…
       Снова вспоминаются  слова «божьего старичка» М.П.Горкина, русским писателем И.С.Шмелёвым пересказанные: «Самые первые апостолы. Петра-то-Павел, —                за Христа мученицкий конец приняли... Вот и постимся Петровками, из уважения».
  И не только постимся, конечно...
    Когда появляется вдруг какое-то непонимание вокруг нас происходящего, наверное, надо задать себе вопрос: что было с Россией нашей сто лет назад?! Была братоубийственная война, было полное смятение, кризис, разрушение вековых основ. Неслучайно «кризис» дословно означает: «суд», «сужу».  Внешне – «сужу» то, что веками было незыблемо, не обсуждаемо. А по сути,  «сужу» себя самого - насколько                от Истины удалился.   
   Вот и восстанавливаем ныне  в беснование впавшими предками  нашими порушенное. Не все впали, конечно, – иначе бы Церковь никогда не возродилась...
     Отчего же вдруг в День Престольного Праздника, да о трагедии вспоминаем?! А как же не вспомнить, если беснование века двадцатого от нас не уж так далеко по времени отстоит?! Как не вспомнить, если Храм, в котором мы ныне пребываем, пусть не в девятнадцатом,  а в тридцать пятом году,  у Матери-Церкви  похищен был  – и только в начале девяностых возвратился – и такова судьба многих святынь. Как не вспомнить, если «новые творцы жизни» уподобились кровожадным язычникам, руками которых и Святые Апостолы, и тысячи христиан на мученическую смерть отправлены были?!
 Честно говоря, не было изначально умысла о русской трагедии вспоминать – само собою  получилось. Потому что и постимся мы, и святыни возводим «из уважения»                к страданиям!
         А такие, как Царственные Великомученики и Мученики Алапаевские, Митрополиты Владимир Киевский, Вениамин и Серафим Петроградские, Священномученик Василий, что смотрит на нас с иконы, «из уважения» и  верности Христу Распятому вслед за Апостолами на смерть пошли…
           А вот и Образ Самих Первоверховных. Здесь две их иконы в рост человеческий. Одна в окладе, другая - изображает Петра и Павла на фоне храма. Конечно, храмов таких в то время, когда ходил по земле Спаситель с Учениками Своими, не было. Изображённый на иконе Храм русский, православный как один из многих и многих примеров безграничной любви народа нашего к Христу и Ученикам Его. Ходившие по земле две тысячи лет назад Апостолы Пётр и Павел  теперь «наши» - «русские»! Да мы уж говорили об этом в другом очерке…
    А ещё у алтаря последователи просвещающих Словом Божиим Апостолов - те, что через девять веков славян просвещали и азбуку создали, - «Апостолы грамоты» Кирилл и Мефодий.
    Просвещение Словом Божиим! Какое благое дело – а ведь сколько претерпеть пришлось! Последователей Святых  Братьев преследовали и убивали – потому что враг рода человеческого не дремлет, потому что, как мы уже говорили, молитвенно беседуя с Русскими Святителями,  не просвещённых Светом Христовым легче уловить в сети свои дьяволу. (Неслучайно один из самых отвратительных персонажей хроники Н.С.Лескова  «Соборяне» – революционер опасается, что народ «святые книги читать будет». И тогда таким, как он, в России делать нечего. К сожалению, это и сейчас более «актуально», чем может показаться на первый взгляд). 
 Святые Братья Кирилл и Мефодий! Не дайте нам утратить духовное  начало словесности нашей, образования нашего! Вразумите нас от духовного небрежения! ...
  А через девять дней Память о Явлении одной из Главных Святынь Русских -  Образа Пресвятой Богородицы в Казани. В левом приделе сей Образ Ея – не быть его в храме  не может. А про другие чудотворные Образы  Матери Божией мы уже беседовали в Лефортове – повторяться не за чем. Просто произнесём с благоговением: «Ра;дуйся, Засту;пнице усе;рдная ро;да христиа;нскаго».
 Вот теперь наверное, всё – беседу о Первоверховных Апостолах и Святынях,                в честь них в Столице нашей возведённых завершаем.
 Престольный Праздник – День Памяти  Первоверховных Апостолов, за Христа мученическую кончину принявших.
   Святые Петре и Павле! Пусть никогда не повторится с нами трагедия богоотступничества! Не оставьте Землю Русскую молитвой вашей!


Рецензии