22. Догмат о сотворении мира. Продолжение

Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.2. Догмат о сотворении мира из «ничто».

I.1.2.2. Апофатические (онтологические) свойства Божества.

Онтологические свойства нетварного и совершенного Божественного бытия, Его сущности, неподвластны нашему языку, сформировавшемуся в процессе познания нами своего собственного тварного бытия. Поэтому апофатические свойства Божества мы получаем путём отрицания недостатков и ограничений свойственных нашему конечному бытию.

1). Самобытность - Бог есть Причина Самого Себя;
Это есть отрицание ограниченности Божественного бытия по категориям «начала» и «причинности». Нетварное бытие не происходит и не зависит ни от чего, но причину и необходимые условия бытия имеет в себе самом:
- «прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43, 10);
- «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5, 26);
- «Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам подавая всему жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25).

2). Неизменяемость - бытие Бога есть всецелое выражение Его сущности и всегда равно своему внутреннему содержанию.
То есть Божественное бытие всегда совершенно и не нуждается в дальнейшем усовершенствовании. Кроме того, оно не подвержено каким-либо видоизменения, которые являются признаком относительного несовершенства, как это бывает у человека, когда он временно умаляется в каком-либо из своих достоинств.
Бог есть один и тот же в существе Своём, в Своих совершенствах и определениях, и не подлежит никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния в другое:
- «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться» (Числ. 23, 19);
- «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3, 6);
«[У] Отца светов…нет изменений и ни тени перемены»
(Иак. 1, 17).
- «Божество не подлежит превратностям и изменениям, так как нет ничего такого, что было бы лучше его и во что оно могло бы преложиться», - Григорий Богослов.
Здесь возникает некая психологическая трудность, побуждая наш ум мыслить Бога как некий статичный абсолют, идеальный кристалл. Но Бог есть «жизнь», - это одно из Его имён. Ему присущ «динамизм жизни», который не может быть выражен посредством категорий «покоя» и «движения».
В произведении «О Божественных именах» (гл. 10), так говорится о неизменяемости Божества:
«Он неизменен и неподвижен в движении, и, вечно двигаясь, Он остаётся в Самом Себе».
Прп. Максим Исповедник говорил о жизни Триединого Божества как о «вечном движении Любви».

3). Вечность - Бог не зависит от времени как формы изменчивого бытия.
Такие категории как «прошлое», «будущее» и «настоящее» к Богу неприложимы, поскольку для Него не существуют временные изменения - «Бог от века [всегда] и днесь, тот же»:
- «[Ты есть] от века Живущий» (Пс. 54, 20);
- «Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную от века и до века Ты - Бог» (Пс. 89, 3);
- «Ты, Господи, пребываешь во веки»(Плач. 5, 19).

4). Всеприсутствие и неизмеримость - Бог независим от пространства как формы существования изменчивого бытия:
- «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведёт меня». (Пс. 138, 7-10);
- «Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер. 23, 24);
- «Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих» (Ис. 66, 1).
Из того, что Бог не зависит от пространства, следует, что Он для Своего бытия не нуждается в «месте». Всеприсутствие Божие утверждает, что Бог проникает всё существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает «ничто» (См. рис 6.).

Нетварное бытие рис. 6. (См. выше)

В «Точном изложении Православной веры» (кн.1, гл. XIII) св. Иоанн Дамаскин говорит: «Всё отстоит от Бога, но не местом, а природой»; - «Ибо велико и непроходимо расстояние, - говорит свт. Григорий Богослов, - отделяющее Несозданное естество от всякой созданной сущности».
Бог запределен миру по сущности, но во всём присутствует в своих «энергиях», - «везде присутствующий и всё исполняющий»; - «Бог во всём прибывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству».
Всеприсутствие Божие непостижимо для человеческого ума:
«Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как, не постигаем, потому что нам доступно только присутствие чувственное и не дано вполне разуметь естество Божие»,
- говорит нам свт. Иоанн Златоуст во второй беседе на послание к Евреям. Но мы вполне можем ощутить Его личное присутствие в своём с Ним личном общении.
Писание и Предание Церкви говорят о существовании мест, в которых Бог присутствует неким «особым образом». Этими местами являются:
- храм (III Цар. 9, 3);
- человек (2 Кор. 6, 16);
- «святые места».
Под особым образом присутствия Бога здесь следует, по-видимому, понимать не присутствие Его сущности, ибо Его существенное свойство - всеприсутствие, а Его Личное произволение назначить особые места для Своего общения с человеками, в которых оно достигалось бы людьми наиболее удобным для них способом и где человеку было бы легче ощутить это Божественное всеприсутствие.


Рецензии