de omnibus dubitandum 77. 224

ЧАСТЬ СЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ (1800-1802)

Глава 77.224. ПОСЛЕДСТВИЯ РУСИФИКАЦИИ…

    Грузия, с 1801 года, составляла часть государства Российского. Она была присоединена к России вопреки международным правилам.

    Александр I, применявший в отношении Польши либеральную политику, нарушил договор с Грузией 1783 года, присоединил ее к России и стал действовать в ней как в завоеванной стране.

    Отдаваясь под покровительство России, грузинский народ рассчитывал вздохнуть от бесконечных войн с мусульманским миром, и надеялся, что с помощью единоверной России он спасет свою веру, свой язык и свою народность.

    Ожидания не оправдались.

    Чем дольше страна находилась в руках России, тем сильнее чувствовался завоеватель.

    Автокефалия Грузинской церкви, вопреки церковным законам, была уничтожена в 1811 году. Грузинская самостоятельная церковь была превращена в одно из епископств Русской церкви и во главе ее, конечно и обязательно, ставился "русский" (кавычки мои - Л.С.) с определенной политикой русификации.

    Русификация Грузии проводилась во всех отраслях жизни народа: армия, суд, администрация, учебные заведения, все, все русифицировалось. Дошли до того, что детей нельзя было крестить именами, любимыми и обожаемыми народом, как например, Вахтанг, Тамара, Русудана, Ираклий и т.д. Приходилось крестить именами Ольги, Александра и пр., и я, знаю многих, пишет генерал Георгий Квинитадзе, окрещенных этими последними именами, но носивших в общежитии старые грузинские имена.

    Я не стану распространяться обо всех мероприятиях, направленных к постепенному уничтожению всего, что носило печать грузинского.

    В общем, этими мероприятиями достигли того, что культура, образование, искусства, промышленность и пр. были в руках "русских" (кавычки мои - Л.С.) и народ грузинский стал отставать в своем развитии.

    Естественно, такое отношение к грузинскому народу вызвало с его стороны противодействие. Во многих местах Карталинии и Кахетии неоднократно поднималось знамя восстания, а Имеретия, не признавшая манифеста 1801 года, была покорена и, царь Соломон* кончил свою жизнь изгнанником в Турции; так же кончил свою жизнь царевич Александр**, не признавший власти России и находившийся в вечной войне с русскими властями.

*) СОЛОМОН I (1735 - 23 апреля 1784) — царь Имерети с 1752 по 1766 годы и снова с 1768 до своей смерти в 1784 году. (см. рис.) Старший сын и преемник имеретинского царя Александра V.
В марте 1752 года после смерти своего отца Александра V Соломон занял имеретинский царский престол. В 1757 году турецкий султан направил против Соломона большое войско, основная часть которого расположилась на Хресильском поле. Перед началом сражения Соломон перекрыл все дороги, идущие из Поти, Гурии и Ахалциха, чтобы турки не смогли получить подкрепление. 14 декабря 1757 года грузины перешли в наступление, и несмотря на то, что вначале успех был на стороне османов, грузины, не щадя себя, самоотверженно боролись до конца битвы и, одержали блестящую победу.
В 1758 году картлийский царь Теймураз II, кахетинский царь Ираклий II и имеретинский царь Соломон I заключили союз о взаимопомощи против общего врага. В 1759 году Соломон созвал чрезвычайное церковное собрание, на котором было принято решение о введении смертного наказания за участие в «торговле пленными».
В 1766 году большое войско османов (по некоторым данным 100 тысяч человек) вторглось в Имерети. Они заняли всю Квемо (Нижнюю) Имерети и посадили царем в Кутаиси двоюродного брата Соломона — Теймураза Мамуковича. Соломон вновь обратился за помощью к России, но, и на сей раз попытка оказалась тщетной. Несмотря на это, как только османы покинули страну, Соломон вернул себе трон. Теймураз бежал из Кутаиси. Бескомпромиссная борьба грузин во главе с Соломоном I вынудила Турцию начать мирные переговоры. По договору, заключенному в 1767 году, Турция признавала Имерети не в вассальной зависимости, а под своим покровительством. В 1768 году в битве при Цхрацкаро Соломон окончательно разбил Теймураза Мамуковича и заточил его в тюрьму.
В 1768 году Соломон I отправил в Россию своего посла Максиме Кутатели. Приезд грузинского посла совпал с началом очередной Русско-турецкой войны. Россия была заинтересована в военных действиях против Турции на Кавказе, поэтому она решила отправить в Грузию немногочисленный отряд под предводительством генерал-майора графа Готтлоба Курта Генриха Тотлебена. Осенью 1769 года Тотлебен уже был в Имерети. Русско-грузинский отряд взял Шорапанскую крепость. В это время Соломон получил известие, что в Имерети вторглись турки-османы, и отправился на встречу с врагом. Тотлебен же вернулся в Картли. Русские лишь весной 1770 года после Аспиндзского сражения вернулись в Имерети. Тотлебен действовал по своему усмотрению, совершенно не считаясь с Соломоном. Вскоре графа Генриха Тотлебена сменил генерал-майор Алексей Николаевич Сухотин. Несмотря на неоднократные предупреждения не начинать военных действий за освобождение Поти (из-за болотистой местности) генерал-майор Алексей Сухотин все же начал наступление, в результате чего большая часть воинов заболела лихорадкой. В 1772 году русское войско покинуло Грузию.
В 1773 году Соломон и Ираклий возобновили договор о взаимопомощи. В 1774 году ахалцихский паша решил выступить против Имерети. Заманив османов в теснины реки Чхеримела, имеретское войско наголову разбило их.
По Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 года между Россией и Турцией, Россия признала суверенитет Турции над Западной Грузией при условии, что Турция откажется от дани со стороны Имеретинского царства.
В 1778 году против Соломона восстал его собственный сын Александр. Царь подавил восстание, но сам факт был большим ударом для Соломона. Вскоре после этого события Александр скончался.
В 1780 году османы вторглись в Одиши (Мегрелию) со стороны Абхазии. Соломон оказал помощь мегрельскому князю Дадиани и грузины победили врага в битве при Рухской крепости. После этого османы стали угрожать нападением со стороны Аджаро-Гурии. Царь решил дать отпор в направлении Батуми-Кобулети и стал тайно готовиться к наступлению. Но противник узнал о замысле царя и эффект неожиданности провалился. Грузины все же добились определенных успехов. Они заняли Кобулетский край и достигли Батуми. На обратном пути царь, столкнулся с засевшими в засаде османами и лишь самоотверженность грузин спасла царя от пленения.
В апреле 1784 году имеретинский царь Соломон I Великий скончался. Его похоронили в Гелати.
За год до своей смерти Соломон I объявил наследником престола своего племянника Давида Арчиловича, внука царя Картли-Кахети Ираклия II (мать Давида была дочерью Ираклия). Когда Соломон умер, Давиду было 12 лет и, он рос у деда. Этим воспользовался двоюродный брат Соломона - Давид Георгиевич и при поддержке некоторых имеретских тавадов занял имеретский царский престол.
Царь Соломон I был женат трижды. Его первой женой была княжна Тинатин Шервашидзе. Вторично женился на княжне Мариам, дочери князя Мегрелии, Отии Дадиани. В третий раз женился на Гулькан Цулукидзе. Дети (от второго брака): Александр (1760-1780); Дареджан (1756-1827), жена с 1768 года князя Кайхосро Абашидзе; Мариам (1769-1845), жена князя Элизбара Эристова-Ксанского (1738-1813).
Троецарствие в Грузии (1490—1810)

Имеретинское царство
(1490—1810) Александр II • Баграт III • Георгий II • Леван • Ростом • Баграт IV • Георгий III • Александр III • Баграт V Слепой • Арчил • Георгий IV Гуриели •Александр IV • Георгий V Гочашвили • Симон • Мамия Гуриели • Георгий VI • Георгий VII • Георгий VIII Гуриели • Александр V • Георгий IX •Соломон I Великий • Теймураз • Давид II • Соломон II

Картлийское царство
(1490—1762) Константин II • Давид X • Георгий IX • Луарсаб I Великий • Симон I • Давид XI • Симон I • Георгий X • Луарсаб II • Баграт VII • Симон II • Теймураз I •Ростом • Вахтанг V • Георгий XI • Ираклий I • Леван • Кайхосро • Вахтанг VI • Иессе • Бакар III • Константин III • Александр II • Теймураз II

Кахетинское царство
(1490—1762) Георгий I • Александр I • Георгий II • Леван • Александр II • Давид I • Константин I • Теймураз I • Иессе • Ростом • Арчил II • Давид II • Константин II •Теймураз II • Ираклий II

Картли-Кахетинское
царство (1762—1801) Ираклий II • Георгий XII • Давид XII

**) АЛЕКСАНДР - сын царя Соломона I

    Мечта о политической независимости Грузии никогда не умирала в народе.

    Во второй половине 19-го века среди него появились поэты, беллетристы, писатели, художники, проникнутые любовью к родине, и в грузинском обществе постепенно, сильнее и сильнее утверждалось патриотическое течение.

    Это направление, прежде всего, проявилось среди грузинского дворянства, всегда отличавшегося особенной любовью к своей родине, исстари стоящего на страже сохранения веры, языка и государственности, и бессчетно пролившего свою кровь для спасения родины от бесчисленных врагов азиатского мира.

    Тысячелетиями захлебываясь в этих войнах, Грузия прочно сохранила свою народность и донесла ее до 19-го века, когда на нее нагрянула новая опасность – русификация. Казалось, не было спасения. Но любовь к родине, к своей народности спасли ее от окончательной гибели.

    Однако, наряду с этим направлением, появилось движение, которое нельзя не отметить, как чрезвычайно пагубное для Грузинской государственности. Народилась новая интеллигенция. Это была наша молодежь, получившая образование главным образом в русских школах и университетах. Частью, довольно значительной, она находилась под влиянием русской школы и, воспитываясь и обучаясь с русской молодежью, естественно восприняла от нее те мысли и учения, которыми была пропитана русская интеллигенция середины и второй половины 19-го века. Среди этой молодежи значительная часть заразилась столь привлекательным и заманчивым учением социализма, но "русского" (кавычки мои - Л.С.), с большой дозой интернационализма и нигилизма. Другая ее часть находилась под влиянием наших патриотов писателей, и мысли о пробуждении народа, мысли независимости засели прочно в их умах.

    В простом народе историческое прошлое не прошло даром и в нем бродили мысли об освобождении и независимости. Несмотря на более чем 100-летнее господство русских властей, ни в обществе, ни в народе не чувствовалась склонность к русской культуре, наоборот, чувствовалась все большая и большая отчужденность от нее, и естественно от ее носителя, от русского народа. Причину надо искать в неправильной политике русского правительства и внутренней силе грузинского народа, веками привыкшего сопротивляться всему чужеземному. 

    Социалистическая часть интеллигенции, как вышедшая большею частью из рядов простого народа и руководившаяся идеями марксизма, идеями классовой борьбы, была, к сожалению, лучше организована, как находившаяся в рядах российских оппозиционных кругов. Они принимали участие в революционной борьбе и выступали активными деятелями 1905-го года; десятки и сотни их поплатились ссылкой в Сибирь.

    Не трудно понять, что благодаря их организованности и заманчивым идеям социализма, они пользовались в народе весьма большой популярностью, особенно в Западной Грузии.

    Когда в Грузии по телеграфу получили известие о революции, власть в Грузии легко перешла в их руки, главные же лидеры их продолжали оставаться в Петрограде и руководили революцией.

    Принцип единого всероссийского фронта не сходил с их уст, и они продолжали свое дело классовой, и только классовой, борьбы. Однако стоит отметить: несмотря на интернациональность их учения и руководивший ими принцип классовой борьбы, в большей части этой группы, в их сердцах далеко не замолк веками вкоренившийся в грузинском народе патриотизм, идея национальной борьбы.

    Эта идея глухо теплилась в них. Несмотря на это, когда единый, всероссийский социалистический фронт распался под ударами большевиков, они взялись за дело насаждения социализма в своей стране. Как фанатики, их руководители (лидеры) не смогли отрешиться от своих принципов, и они взялись за единение Закавказского государства. Но силой обстоятельств они и здесь потерпели неудачу, после которой обратились к организации Грузинского государства, опять для насаждения социализма.

    Что же они встретили в своем народе? Народ постепенно возрождался и давно ждал момента выступить открыто за свое угнетенное право. И час настал. Несмотря на жертвы, которые должны были принести привилегированные классы, несмотря на все стеснения, гонения и даже убийства, которые являлись естественным следствием революции и новых влияний, дворянство, служащие, среди которых главная масса были военные, купечество, промышленники, рабочие, народ, все, все сгруппировались около своих новых вождей. Все горели патриотизмом, желанием принести себя в жертву Родине, и все стремились облегчить работу наших новых вождей. В грузинском народе, в общей массе, не имела места классовая вражда. Всех объединяла любовь к Родине. Это была общая идея всего народа, и, несмотря на интернациональность новых веяний, она была могучим двигателем, охватившим все слои, и сделала то, что Грузия представляла маленький островок некоторого правопорядка и спокойствия среди кровавых бушующих волн беспредельного российского моря.


Рецензии