Супертанк ИС-3

Вчера я опубликовал материал о советском солдате, который в одном бою подпил 6 немецких танков «Тигр» и получил за это не только звезду Героя Советского Союза, но 6 тысяч рублей премиальных.  Там вскользь упоминалось о танках, которые были разработаны нашими танковыми конструкторами, чтобы побеждать немецкие тяжелые танки «Тигр» и «Патера». Речь шла о танках семейства ИС – «Иосиф Сталин».  Хочу продолжить свой рассказ о танках Второй мировой войны.  Но вначале о небольшом личном наблюдении.

В конце 1993 года я впервые стал обладатель личного автомобиля, купленного в Японии во время поездки туда.  По нынешним временам буквально за копейки – машина класса «Волги» обошлась мне за 1 тысячу долларов США плюс 400 долларов доставка на теплоходе «река-море» до Хабаровска.  И с весны 1994 года я стал осваивать автомобиль, закреплять навыки вождения, как мне посоветовал инспектор ГАИ,  принимавший у меня вождение.

Я ездил много по окрестностям города Хабаровска, где в те годы жил. Однажды летом я поехал в сторону Бычихи. Так называется поселок, где был в те годы санаторий «Уссури».  Не доезжая до Бычихи, увидел дорожный знак, и решил поехать по незнакомой дороге. Скоро она привела меня на берег Амурской протоки.  Так в период обострения ситуации с Китаем в 60-е годы стали называть часть притока Амура реки Уссури.  Но для большинства хабаровчан моего поколения это была Уссури.

Недалеко от места слияния Амура и Уссури напротив Индустриального района Хабаровска есть группа островов, которые носят названия Тарабаровы.  Они  практически не заселены, только на самом большом Уссурийском острове есть маленький поселок Чирки, славящийся своим вкусным хлебом.  На остальных островах, которые при высоком уровне воды в Амуре затапливаются, испокон веком люди косили сено, устраивали огороды, ставили небольшие дачные домики. Но часть островов к границе с Китаем, были закрыты, там был оборудован укрепрайон.

Но в начале 90-х годов наши отношения с Китаем значительно улучшились, и на этих ранее закрытых островах совхоз «Заря», расположенный рядом с Хабаровском, стал выращивать картошку и заготавливать сено для своей фермы.  Поэтому на эти острова по договоренности со штабом Дальневосточного военного округа был проложен понтонный мост, который функционировал каждое лето, пока была навигация. Он был разводной, временами разводился, чтобы могли плавать речные суда в Уссури и обратно.  Вот к этому самому мосту и привела меня та дорога, на которую я съехал на своем «Ниссан Скайлайне».

Я решил проехать по мосту и посмотреть, что на тех островах есть интересного. И нашел это самое интересное. Это были танки ИС-3, вкопанные в землю,  они своими мощными 122 –мм орудиями и пулеметами ДШК создали линию пограничной обороны на границе с Китаем, вдоль так называемой Казакевичевской протоки.  Как всякий нормальный мужик, я заинтересовался танком.  Некоторые люки на башнях танков были открыты, и я залез в башню.  У меня был уже такой опыт, на бронекатерах отдельной дивизии речных катеров КТОФ установлены башни от плавающих танков ПТ-76 с 76-мм танковой пушкой. Во время  военной переподготовки я залезал в такую башню.  Но башня в танке ИС-3 была намного солиднее.  Бросалась в глаза огромная казенная часть орудия. Еще бы, или 76-мм пушка, или 122-мм, самая мощная из пушек на танках Второй мировой войны. Кстати, в самых современных танках блока НАТО калибр танковых пушек 120 мм, а наших Т-90 – 125 мм.

По приезду домой я нашел книгу, где были все вооружения Красной Армии периода Великой Отечественной войны, и внимательно изучил всё, что касалось танка ИС -3.  Вот что я узнал в этом справочнике, весьма богато иллюстрированном.

Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2—3 выстрела/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской армии.

При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту.

В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни впоследствии использовалась и в ИС-7, и в Т-10, и также обеспечивала значительно лучшую снарядостойкость по сравнению с предыдущими вариантами башен, устанавливаемых на советских танках.

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Существует также мнение, что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний.

Модернизированная модель ИС-3М оснащалась еще и прибором ночного видения, в танке была установлена принципиально новая для того времени система радиосвязи, как внешняя, так и внутренняя, между членами экипажа.

Как сообщало агентство РИА Новости, для участия в сентябрьском параде 1945 года в столицу поверженного Третьего рейха было специально доставлено  52 советских супертанков ИС-3. Они выгодно отличались от образцов английской, французской и американской тяжелой техники.

По мнению ряда отечественных историков, демонстрация ИС-3 являлась в значительной степени идеологическим актом — СССР, победивший в самой жестокой войне ХХ века, хотел лишний раз подтвердить, что его армия способна не только сокрушить самого сильного неприятеля, но и готова впредь наращивать военную мощь для укрепления собственной обороноспособности.

Поскольку первая партия ИС-3 поступила на вооружение Советской Армии лишь в мае 1945 года, в боях Великой Отечественной этот танк участия не принимал. ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР.

Александр Чубачин, военный историк, описывавший боевой опыт применения ИС-3, упоминал о безуспешном использовании этих танков в египетско-израильском конфликте 1960-х. Египетская армия, по словам автора этого исследования, была плохо обучена для войны не только с использованием ИС-3, но и других современных видов вооружений.

Производство тяжелых танков  ИС-з было весьма ограниченным, на смену им пришли другие танки.  Война на просторах Европы не планировалась, поэтому танки распредели по всем военным округам, где они по большей части участвовали в военных парадах.  Но максимальное количество танков в параде – 3 единицы.  Поэтому «лишние» танки ИС-3 в Краснознаменном Дальневосточном военном округе решили использовать для оборудования укрепрайона на Тарабаровых островах после обострения отношений нашей страны с социалистическим Китаем.  Именно там я и увидел эти во многом раритетные танки ИС-3.


Рецензии