Кто мы? Варвары ли?

  КТО МЫ? ВАРВАРЫ ЛИ?  ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ. Глава третья.
Автор произведения - Александра Рудэн. ( раннее - Полевая Алла Владимировна) 04.07.47, пенсионерка, г. Тюмень. 2019 г.

 Разрастались поселение Ярилово и Вороново. Чем дальше уходило время от содружества вольных людей – охотников в лесу, тем сильнее закладывалась обида у князя Ярилова и воеводы Воронова, друг к другу. Вороновы обижались на князя, что земли вдоль реки, где выстроили они свое большое имение и леса, на котором рос лес в свою бытность, прадед вырубал для постройки домов, амбаров и для домов своих крестьян, остальная земля под лесом, вокруг имения, принадлежала князю Ярилову. Воронов помнил сказания своего деда, что лес, когда - то был общим для родов, живших в лесу и Ярилов, обманным путем, присвоил все земли под деревьями.   Воевода, как и прежде возил дань князю, отдавал дань выстроенному монастырю, как и прежде, как и его предки, выражался он в своих многочисленных детях, плодился и умножался  род Вороновых.  До светского образования своих чад дело не доходило, да и не нужно было, они оттачивали свое мастерство ездой на лошадях, стрельбой по зверям и имели тайный секрет по изготовлению гончарных изделий. Жили в достатке, жалели своих крестьян, позволяли им отдыхать один раз в неделю, чтобы они занимались своим хозяйством. Старший сын один знал тайну гончарства и передавал  своему старшему сыну мастерство. Замес делали еще с ночи, а утром, крестьяне разбирали по кругляшку и ловко ставили на  станок. Особенно спрос был на большие кувшины для вина и воды. Они работали по заказу, чтобы долго не хранились изделия в амбаре. Князь Ярилов знал о том, что Вороновы клали в замес глины, пытался повторить, ничего не получалось, так как не весь секрет выдал ему Воронов, пришлось работать с мелкой посудой, в обиде он не был, его посуда имела свойства от щелчка раскалываться, и снова округа заказывала чашки, тарелки и ложки. Князь Ярилов был недоволен, что Воровновы, жившие на его земле, служившие ему, не хотят делиться своим мастерством.  Но, так как он и его дети были уже образованными людьми, читали книги, рисовали, танцевали и были приглашены на балы соседского князя, то уже, умели скрывать свои истинные чувства, были всегда любезны и осмотрительными по отношению Вороновым.  Но, разговоры о них в семье велись ежедневно.
- Никита, -  сказал старый Ярилов, сидя в кресле с курительной трубкой в руке. – Слыхал я, что Вороновы с вечера готовят воду для гончарства, заваривают ее пахучими травами, за ночь она остывает и передают в комнату замеса.
- Для чего они это делают? – спросил Никита, оторвавшись от чтения.
- Чтобы пахли кувшины при покупке.
- Папенька, я еще слыхал, что они теплый кувшин мажут соком свеклы, когда просохнет, то внутренняя сторона светлая, а наружная,  темная. Потом, они, как и мы наводят глянец пеной яйца, пронюхали они наш рецепт.
- Лукавый народ, эти Вороновы, но они нам приносят доход в нашу семейную казну.
- Младшая внучка Воронова,  Наталья, красивая девица, замуж ей уже пора. Может быть, объедим семейные бюджеты с Вороновыми.
- Никогда. Чего надумал, сына своего Петеньку хочешь в прорву кинуть. Плодятся не по годам, а по часам.
- Почему туда, приведет он ее сюда и возможно, тогда мы и узнает секрет гончарства. Наконец – то, она улучшит наш род. Приведем плодовитую женщину, а то со времен Ярило, не только  у наших предков, но и в у нас, кроме двоих детей не можем  больше произвести на свет Божий.  У тебя, я и Яков., у меня - Никита и Александр. И оба не женаты, а парням уже больше двадцати пяти лет. Все не подберем невесту по нашему статусу. Может быть, дать им вольницу в любви, тем более,  Натаха с Петрушей тайно встречаются в лесу.
- Они - темный народ, так и остались,  как их предки.  А встречи их нужно пресечь. Александр скоро приедет из столицы, пусть станет поперек этих встреч. Воронову пока не сообщай, будет ему сюрприз от дочери.
Прошла неделя с того разговора старого Ярилова с сыном Никитой и когда приехал его внук Александр с учебы, он пригласил его в кабинет.
- Нашел невесту в городе. Да, внучка графа Оболенского. То, что Вы желали,  она из знатного рода.
- Знаю, фабриканты. Ты вхож в их семью?
- Да, намереваюсь просить руки Даши у ее отца.
- Не откажут?
- Я умен и Даша спросила у отца разрешение на сватовство, так что недельку погостим и поедем всем семейством сватать Дашу. Нужно обговорить, что мне принадлежит в нашей семье?
- Половина земель тебе, половину земель Петеньки. Нам достанется имение , в котором мы живем над рекой с карьером глины.
- Как же, папа и дядя Яков?
- Никита в облаках летает, не интересуется ничем, после смерти матушки вашей жениться во второй раз не хочет он, а Яша пристрастился к вину и женщинам одиноким  Выучил я его на врача и лечить он никого не хочет. Дам я ему земли пропьют или в карты проиграет – не резонно мне.  Так что надежда на тебя и на Петеньку.
- Я буду честен – я не вернусь в вашу глухомань. Но доходы со своих земель желаю получать регулярно, да и лес мне нужен, имение Даши будем отстраивать.
- Имение и все , а доля в фабриках?
- Да,  имение недалеко от столицы, после ее бабушки осталось.  А,  о доли в фабриках нужно договариваться при сватовстве.
- Честно сказал. Но и у меня к тебе есть просьба, - зашептал дед, хотя в зале кроме их не было никого.
 - Петруша оплошал, влюбился в внучку старого Воронова – Натаху, лет пятнадцать ей.
- Опять, эти Вороновы.  Давно нужно их потеснить с наших земель.
- Нельзя, поклялся я своему деду на кресте и ты поклянешься мне,  не двигать Вороновых с нашей земли.
- Почему?
- Не все ты знаешь. Когда – то лес был общим ,  и мой прадед обманным путем с помощью Ждана… Не важно, сейчас. Не трогать их земли, ты меня понял?
- А что с Натахой не так?
- Семья не образованная и прочее. Нужно, чтобы Петруша отвернулся от нее, не знаю, как это сделать.
Александр усмехнулся лукаво, сказал:
- Я знаю, как это сделать. Но, вы мне должны помочь.
На следующий день Петр с старым Яриловым собрались навестить соседского помещика, земли которого принадлежали другому роду.
- Петр, неудобно отказывать, пригласили ведь.
- Почему Александр не едет?
- Он уже определился в выборе невесты, породнимся мы с графом Оболенским. Осталось тебе определиться, три дочери у помещика, который принадлежит к роду князя.
-  Я уже определился. Жду, пока подрастет невеста.
- Ну, хорошо, еще раз посмотрим молодых девочек и тогда поговорим о невесте. Я тебя выслушаю.
- Хорошо, последний раз еду осматривать юных дев.
-  Больше настаивать я не буду. Вернемся, поговорим, - пообещал дед внуку.
- Вы мне обещали разговор. Я верхом поеду, в коляске душновато.
- Мне одному будет  больше воздуха в коляске. Езжай впереди.
 Они выехали из поселения. Петр заметил, что возле особняка стояла лошадь Александра.
« На прогулку по тракту в лес поедет. Когда - то такие прогулки мы совершали вместе с маменькой» - подумал Петр и вздохнул о безвременной потери мамы.
Он поскакал на лошади впереди коляски, вернулся и наклонился над ней, Старый Ярилов отодвинул шторку, вопросительно посмотрел на внука.
- У меня три часа в запасе. Когда солнце станет в зените,  я обязан быть в имении.
-  Как пожелаешь, скажем, что проезжая мимо имения, заехали к ним, это не обяжет нас остаться на обед.
- Согласен.
 Три юных девицы сидели в зале, ожидая Петеньку, из семейства князей.
- Он мне предназначен,-  сказала старшая сестра.
 - Нет, мне.
 - Посмотрите, он выберет меня, - выкрикнула самая младшая из дочерей помещика.
-  Угомонитесь сороки, его пригласили для старшей вашей сестры, Ольги. Молитесь Бога, чтобы она ему пришлась по вкусу. Выдадите сестру замуж, тогда и ваша очередь по – старшинству придет. Иначе, не видать никому счастье, если он выберет младшую. Не годиться так, все по старшинству получат жениха и каждая своего. Терпение имейте, барышни. Вас вызовут, марш в свои горницы и ждите.
- Глупая ты женщина. Твои предрассудки в городе не пройдут. А мы собираемся в городе дом купить и переехать туда.
-  Ну – Ну…
 Часа через два они освободились от обязанностей гостя и тяжело вздохнув уехали восвояси.
Старый Ярило садясь в карету сказал:
- Такие носатые невесты и тощие, видать затесалась в их родство кто – то из болотных баб, а маленькие были они, чистые ангелочки. Все  девицы в мать пошли. Понимаю тебя, Петруша, ты чуть не поперхнулся чаем, когда их пригласили в гостиную.
- Вы обещали со мной поговорить…
- Потом, по приезду…
  Натаха выпорхнула из горницы, как птица,   одетая по – крестьянски, в цветном сарафане, в белой вышитой рубахе с кокошником на голове.
- Наташа, - крикнул старый Ворон, который курил самосад на балконе. – Куда ты в таком наряде?
 - К подруге Алены иду, она с мамкой покажет мне, где растет много чабреца.
-  Няньку возьмите с собой.
  - Она неуклюжая и будет долго собираться, а мне нужно вернуться до солнцестояния, чтобы продолжить вышивать цветы на полотенце.
- От Бог послал мне труженицу. Спасибо Богу за внучку. Дожить бы мне до ее свадьбы, - прошептал старый Воронов.
 На выходе по дороге из поселения Наташу нагнал наездник.
Он приостановил коня возле бегущей Наташи  и с восхищением вскрикнул;
- Это же Натали, внучка Воронова. Куда спешишь, красавица.
- Чабреца нарвать.
-  Одна и без сопровождения? Не заботиться о тебе старый Воронов. А вдруг разбойники нападут на тебя.
- Тут, недалеко  чабрец растет, вон, за теми елками. А разбойников уже давно нет в лесу. Дедушка их выкурил из леса.
 - Так и выкурил. Чем?
- Ну, хватит, Александр. Вы, когда приехали?
- Вчера. А Петруша поехал на смотрины невесты.
- Это неправда. Он сопровождает дедушку в его делах.
- Знаю, знаю, что любовь между вами. Не первый раз его возят смотреть невест, а он только о тебе и говорит.
- Правда?
- Истинная правда.
- Боимся, что старый князь не позволит нам пожениться.
- Так далеко все зашло?
- Дальше некуда, жить не можем друг без друга.
- Знаю, что спешишь на свидание. Давай я тебя подвезу. Солнце уже в зените, наверное,  Петенька тебя заждался возле заветного места.
- Да, уж заждался. Я сегодня работой была занята, немного опаздываю.
- Не теряйте время, - сказал Александр и ловко спрыгнул с лошади.
Он подхватил легкое тело Наташи и посадил на лошадь.
- Ой, Александр, Петеньки не понравиться, что ты привез меня. У нас тайна встреч.
- Я же его родной брат. Через годок вам свадьбу сыграем, вместе уломаем нашего старого деда.
 - Это правда?
-  Правда. Я скоро женюсь по взаимному расчету, так пусть хоть у вас сладиться по любви. Сократим путь, чтобы доехать быстрее.
Александр задохнулся от молодого запаха тела, сидящей на крупе лошади перед ним Наташей. Он рассматривал стороны, где можно остановиться. Притормозил лошадь, спрыгнул на землю.
- Лошадь захромала. Тут уже недалеко, пойдем пешком, - взволновано сказал Александр.
Он помог Наташе спуститься на землю и задержал ее в своих объятиях.
 Наташе его движения рук не понравилось,  и она оттолкнула его от себя.
Посмотрела ему в глаза и испугалась.
- Что ты, Александр.
- Немного отдохнем, а то, сердце мое выскочит из груди при тебе.
Наташа сделала шаг назад и побежала. Не зная почему, она побежала, но почувствовала опасность исходившей от брата Петеньки. Он догнал ее и повалил на землю:
- Не надо было бежать, у меня проснулся инстинкт охотника, моих предков. Догнал жертву, значит – моя.
Наташа упала и ударилась головой о каменную землю, дальше, все было как в тумане, только губы ее шептали: «Помогите».
Она лежала растерзанная в густой траве, а Александр поднялся с земли сказал:
- Почему, не предупредила, что еще не пробованная? Впрочем, какое это имеет значение сейчас. Скажешь брату – убью. Поняла меня?
Наташа быстро закивала головой в знак согласия.
- Доберешься сама. Задумала породниться с Яриловыми, кто тебе позволил бы, темень в кокошнике. Прощай….
Петр приехал в заветной огромной  ели. Наташи еще не было,  и он улегся возле дерева на траву. отдыхать. Ему почудилось, что Наташа на ухо прошептала: «Помогите». Он приподнялся на локоть, прислушался, вокруг была лесная тишина, скрипели сосны, пели птицы на деревьях, стрекотали стрекозы, недалеко от него ел траву его конь. Он снова прилег. Заснул , проснулся и собрался уезжать, Наташа и раньше - бывало, не приходила на свидание, так как ее загружал дед работой и следил, чтобы она не убежала к подругам водить хороводы. Он ехал домой, опустив поводья, думал о предстоящем разговоре с дедом. Неожиданно конь повернул к реке, и  Петр не стал направлять его на дорогу, решил искупаться. Конь остановился и дико заржал. Петр помотрел в траву. Там лежала его Наташа, до пояса в измятом сарафане. Петр спрыгнул с коня и подскочил к Наташе.  Вышитая рубаха была разорвана на груди. Наташа с испугом смотрела на него и молчала. Он понял, что произошло тут,  совсем недавно.
- Кто? – выкрикнул он.
Наташа протянула к нему девичьи руки и громко заголосила.
- Кто?
- Не спрашивай. Не бросай меня, возьми меня такой, какая я есть, - прошептала Наташа и обняла за его шею. Стала целовать его лицо.
- Наташа, я тебя берег для себя, ты внучка Воронова, а не кая – то девка… Я не могу так.
- Теперь уже – не важно, - прошептала Наташа,  притягивая его к себе…
Позже, он раздел ее, постирал в реке сарафан, разложил его на траве и снова он ее любил и обожал, но в голове все вертелась одна заноза: «Кто? Кто был первым, а может быть и не первым…» - подумал он и отвернулся. Наташа выкупалась в реке, надела на рубаху чистый сарафан и тут он заметил на рубахе красные пятна, его кинуло в жар. « Кто был же у нее первым и это произошло сегодня».
- Наташа, скажи кто он? Я убью его.
- Не надо меня провожать, я сама доберусь домой. Не бойся, топиться я не буду, - сказала она и пошла легкой походкой по берегу реки.
Петр направил коня на дорогу, уезжал, терзаясь ревностью к тому, кто отобрал не только ее честь у него, но и унизил его. Злился на Наташу, что она легко отдалась чужому мужчине и бранил ее последними словами.:  «Прав был дед, Все Вороновы  женское племя сучки, другая бы в омут с головой, она пошла по берегу с поднятой головой. О свадьбе и речи не может быть. Но, кто, тот,  первый?» Доезжая до своей усадьбы, он на лугу встретил конюшего, который выгуливал молодняк.
- Видел, брат вернулся?
- Да, вернулся с поцарапанной рожей. Девку какую – то прихватил в лесу, а она сопротивлялась. Дед Ваш сильно ругал его, когда я выходил из конюшни.
Петр пришпорил коня и бросив поводья, соскочил с него, побежал в покои брата. На пути его вырос старый  Ярилов.
- Угомонись. Он ни в чем не виноват.
- Так это он Наташу испортил?
- Сама она напросилась подвести ее к заветному дереву.
- Убью его.
- Не удержался, такое бывает с мужчинами. Он сам кается.
- Отойди дед.
- Чтобы пройти, тебе придется меня убить. Такого в нашем роду еще не бывало.  Из – за кого? Подумай, встречается с тобой, а садиться на лошадь к твоему брату.
- Она глупая, молодая, доверилась ему.
- И нет никаких проблем. Будем и дальше искать тебе невесту. Не будешь же ты жениться на опозоренной девице. И на какой. Из семьи Вороновых.  Все они неотесанные мужланы.
Петр сник весь и развернулся, пошел прочь от деда. На следующее утро Александр уехал в столицу, не попрощавшись с братом.
В Большом доме Вороновых состоялся разговор старого воеводы с Наташей.
- Говори, все как есть.
- О чем, вы дедушка?
Старый Воронов вытащил рубаху Наташи из – под подушки.
- Переоделась, а рубаху кинула на стирку. Хорошо, что нянька ведет слежку за тобой. Она никому не скажет. Видишь пятна…
- Молчите дед.
- Кто он?
- Не могу сказать.
- Петр?
- Вы знаете?
- Знаю. Паршивца прирежу.
- Это не Петр, а его брат Александр. С силой он меня взял. Никому не говорите. Не говорите папеньке и маменьке. Петр жениться на мне.
- Он знает.
- Знает, но не знает кто.
- Он не жениться никогда на тебе, эту породу я знаю.
- Любил он меня.
- Ты и с ним была?
- Да, сама захотела, чтобы очистится от Александра.
- Наташа, ты дурочка у нас?
- Люблю я Петра,  и он жениться на мне и прикроет грех брата.
-Он тебе так сказал?
- Я чувствую это.
- Значит, дурочка. Это им с рук не сойдет.
- Не трогайте Петра.
-  Ладно иди, вернемся к этому разговору через месяц, ты, как и все наши бабы плодовитая, вон какие крутые бедра имеешь. Пронесет нас от беды, будем искать тебе жениха. А пока, веди себя, как ни в чем не бывало. Ходи с Аленкой на вечерние хороводы, да не вздумай с подругой поделится своим грехом.
- Что я дурочка.
- Иди, я не стал тебя меньше любить,  Натаха. Ты у меня работящая, никогда не пропадешь. Наша порода. Иди, солнце мое, отдохни сегодня от работы, прикинься больной. Все будет хорошо.
 Той же ночью загорелся особняк князя Ярилова. Кто его поджег? Половину дома сгорело.  Ярилов тушил его с челядью и не задавал вопроса никому, кто это, мол, сделал. Ответ он знал. Это Воронов отмстил ему за поруганную честь своей внучки. Что такое особняк, отстроит, а если бы жизнь Петра или Александра заказал Воронов, то и не нужен был бы ему невредимый особняк.
 Старый Ярилов, отправил своих сыновей, сватать невесту для Александра, а Петра отправил к своей родственнице. Петр не сопротивлялся, собрался и попрощавшись с дедом, уехал, чтобы вдалеке от Наташи разобраться в своих чувствах.
 Через месяц Наташа сама пришла к деду.
- Тянет меня на солёненькую рыбу. И красок нет.
- Этого нужно было ожидать.
- И Петр пропал, говорят уехал к родственникам погостить.
- Будешь его ждать?
- Нет.
- Тогда, в выходные дни сыграем свадьбу. Выбрала себе жениха?
- Матвея из дальней поляны.
- Хороший выбор. Молодой, еще девок, наверное, не знал. Нянька научит тебя, как его обмануть.
На следующий день, в карете уехала нянька с визитом к  Соснову с подарками от старого воеводы.
- Не ожидал, - сказал хозяин. – Не ожидал такой чести от старого воеводы.
- Так дела привели. Его внучка Наташа, увидела на хороводе вашего сына Матвея и влюбилась. Сватаются к ней, а она ни в какую, не хочу говорит, выходить замуж не по любви.
- Натаха, девица видная, так говорят, что она хороводит с внуком Ярилова.
- Отказала им в сватовстве, так что внук Ярилова  с горя чуть не утонул в реке, уехал совсем из этих мест.
- Надо же, отказала самому князю. А, чем наш паренек ей приглянулся?
- Люблю говорит и точка.
- В растерянности мы. Парень еще молодой, не окрепший в мужской силе.
- Тоже сказал, ему столько лет, сколько Наташе.
- А вдруг и нам она откажет.
- Может быть, и откажет, она гордая. Значит, имя Матвея будут сравнивать с внуком князя. А, вдруг не откажет? Рискните ради блага своего сына.
- Что скажешь мать?
- Как сын ответит, так я и скажу.
Позвали Матвея. Вошел высокий, прыщавый юноша.
- Матвей, Наташа Воронова тебе нравиться?
- Красивая. Всем она нравиться.
- Будем сватать ее?
- Откажет. Попробуем, а почему и нет, когда хороводили, у нее очень горячая рука, представляю, какое ее тело горячее.
- А, вы говорите , что еще не дорос?
- Значит,  будем сватать. Соберёмся и поедем.
- А чего собираться. Я приехала на карете.
- У нас своя есть…
- Поспешить нужно, а то Наташа, как жаренный пирожок, так и проситься в рот. Каждый день ее кто – то сватает. Глядите, чтобы не прозевали бы вы счастье сына.
- Что,  сейчас ехать7
- Поедете следом за мной.
Старый Воронов встречал семью Соснова по первому разряду. Пока родители договаривались, молодые, взявшись за руки побежали на реку, побросать камушки в воду.
- Мы не против, - сказал старый Ярило.  - Только одно условие, Матвей переедет к нам жить. Знаю, что не по – русскому обычаю. Но, парень толковый, хочу приучить его к мастерству. Может и наследует все мои дела.
- Он старший наш сын и наш помощник…
- Но, если вам не интересны наши условия, то мы…
- Мы согласны, - в один голос закричали отец и мать Матвея.
- Ну и сговорились. Свадьбу сыграем через неделю. Матвея оставьте тут, пусть дети привыкнут друг к другу. Жить будут отдельно, выстроил я для всех внуков хоромы, пусть выбирают любой.
Мать и отец Матвея дружно закивали головой. Во всем соглашаясь со стариком.
Когда, уехали родители Матвея, увозя целый воз горшков и тарелок. Сын, отец Наташи подошел к отцу.
- Батя, ты говори, да не заговаривайся. Какой Матвей наследник? И почему Натаха не уедет жить к мужу.
- Так надо сынок. Не обижу я вас, своих сынов, но и Натаху, внучку поставлю с вами в одну шеренгу. Это мое решение.
- Понял, - сказал отец Наташи и вышел из комнаты.
Мать Наташи задержалась и спросила старого Воронова:
- Почему такая спешка в свадьбе?
- Узнаешь, через восемь месяцев, - прошептал старик.
Невестка с ужасом во взгляде, зажала рот рукой, чтобы не вскрикнуть. Она замотала головой.
- Не вздумай омрачать свадьбу дочери расспросами, без вас,  все мы решили.
Невестка попятилась к двери….
Свадьба была быстрой и веселой. Матвей не искушенный в любви не понял, что к чему, потому, что в первую брачную ночь был изрядно пьян, постарался старый Воронов напоить зятя.  Матвей влюбленными глазами смотрел на свою жену и каждый раз, когда никого не было рядом, лез к ней целоваться.
- Какой ты оказался жадный до любви, угомонись, Матюша.
Наташа старалась не думать о Петре, она готовилась стать матерью.
 Повитуха предупредила Наталью:
- Будут двое детей, не знаю кто родиться. Хочешь погадаю…
- Нет, что Бог пошлет, все наше.
 С каждым месяцем Наташа поправлялась и поправлялась. Матвей был гордым, что сразу с первого раза определили Натаху в бабы. А, Наташа целый день шила из сатина, привезенным купцами из Китая, рубашонки, косынки. Не вышивала, так как не знала, какими нитками украсить изделия. Много ела, больше отдыхала,  осенью и зимой Матвей водил ее по поселении, чтобы люди порадовались их счастью.  Матвей возмужал и с нетерпением ждал рождения детей. К тому времени, он с отцом Наташи делал замес для изготовления кувшинов, это была большая честь для него, так как он уже знал тайну процесса ваяния кувшинов.
 Видя, что Натаха , его внучка счастлива, старый воевода был доволен своим решением, скоропостижно выдать ее замуж.
По короткому месяцу, в вьюжный день Наташа родила двоих хорошеньких детей, мальчиков. Они были голубоглазые. У двух черноглазых, наследие болотных женщин, родились голубоглазые дети и тут нянька вспомнила о том, что прабабушка Наташи была голубоглазая. Все успокоились.
К концу лета, когда ребятишкам исполнилось полгода, они с няньками гуляли во дворе. Подъехала золоченная коляска и все ахнули. Никогда князь не приезжал к Вороновым. Воевода, раз в полгода отчитывался перед князем, принося ему дань. Лес  весь принадлежал семейству Яриловых, вернее деревья, но охотиться никому не боло запрещено, так как порой и нужно выбивать волков и кабанов, чтобы те не заходили в поселения.
 Важный старый князь вышел из коляски и направился в большой дом.
Все заняты были работой и некому доложить старому воеводе, что пожаловал к ним гость. Князь зашел в кабинет Воронова. У старика выпала трубка со рта.
Он опомнился и сказал.
- Не ожидал, что после всего,  вы приедете к нам в дом.
- Поэтому и приехал. Видел во дворе малышей с няньками, наша порода., толстенькие коренастые будут, главное - голубоглазые.
 - О какой породе ты говоришь? Это дети Матвея.
- Я с миром приехал.  Я подпишу на твое имя болотное поселение с людьми и с землями, а ты мне отдашь детей Петра. Сам знаешь, род наш маленький, а твоя Натаха еще нарожает Матвею детей У тебя уже тридцать внуков, а у меня ни одного. И когда они появится – не знаю. Петр не хочет жениться, пошел по стопам дяди, а жена Александра,  не может понести ребенка, около года живут и пусто.
Пожалей меня.
Последние слова вывели из себя старого воеводу.
- На – ка выкуси дули, - вскрикнул воевода и тыкнул две руки с дулями в сторону Князя.  - Да, если бы не я – пропала Наталья, засмеяли бы девку. А в чем она была виновата, что доверилась брату своего любимого. Внуки наши,  и вы не имеете никакого отношения к ним.
- Я, так и знал и Петр меня отговаривал ехать к вам, так как вы невежественный народ, темень необразованная. Не хочешь решить по – хорошему, будет по - плохому. Детей отберем.
 Воевода аж позеленел, не поднимая глаза, он ждал, когда князь уйдет из кабинета, боялся сорваться и поколотить старого князя. 
Он вышел на балкон и увидел, что во дворе не было ни души, все разбежались, не желая общаться с князем Яриловым.
Много воды утекло, дети подрастали, а война за детей продолжалась. Кагда встречались в лесу люди Ярилова и Воронова, не обходилось только кулачными боями и дубинками, пускали в ход ножи. Много людей сгинуло в лесу с двух сторон и  каждый имел право обратиться к Великому князю за помощью, но не ишли, так как чувствовали свою вину в войне между семьями.
Сосновы уже давно поняли, что внуки им не родные и намекали сыну, Матвею, что тот должен ее наказать, чтобы очистить свое имя и обман со стороны жены.
Однажды, Матвей вернулся с гончарни, увидел, как расцвела его жена. Сыновья, Антон и Николай были у дедушки, им было по десять лет.
- Матюша, я снова ношу ребенка под сердцем.
- Понял почему цветешь, как сирень весной. От кого?
- Это твой ребенок, Матюша.
- А, Антон и Николай чей?
- Наши.
- Наши, говоришь, только воюем мы с Яриловыми за этих детей, то пожар в гончарной, то  моего батю побили в лесу, что не выжил и помер, матушка одна осталась и все из за этих детей. Отдай их Ярилову, вся деревня просит.
- Они мои дети, как можно.
 Матвей ударил жену в лицо.
- Это тебе за обман и за то, что из меня сделали козлом отпущения твоих грехов.
Так от кого ты детей родила, может быть от старого князя?
- Они мои.
_ Буду бить пока не скажешь.
- Они мои….
 Старый князь, чувствовал себя неважно, болел и все таки руководил пакостями предназначеные Воронову.
- Сожгли стоги сена в лесу.
- Да.
- Лошадей не нашли?
- Нет. Говорят, что отец Натахи продал их купцам проезжим.
- У, - завыл князь.
 В кабинет Великого князя зашел управляющий, он принес бумаги на подпись.
- Продолжают воевать Вороновы и Яриловы.
- Да. Соснова так побили, что он помер.
- Найди мне петицию его. Что он там писал, что предки Ярилова обманным путем отобрали у всех охотников лес, и земли под ним. Это не докажешь уже. Но, если что – то будет со смертями, я накажу виновника.
 Жена Матвея лежала побитая на кровати и стонала.
-  Ты убил во мне нашего ребенка.
- Не верю я тебе, Натаха. Снова нагуляла.
 - Пошли вестового к дедушке, я хочу увидеть детей.
- Сама увидишь, когда поправишься.
Кровью изошла Наталья, повитуха тревожилась:
- Вытек у тебя ребенок, дед, как узнал, так слег, дети у твоих родителей.
Немного оклемалась от болезни, Наташа пошла проведать больного деда.
- Повитуха сказала, что не будет у меня больше детей.
- Где Матвей?- спросил старый Воронов.
- Не знаю.
- Иди позови девку, пусть за кузнецом сходит.
 - Зачем?
- Позволь мне вернуться к тебе.
- Нет, ты замужняя женщина и должна жить с мужем, а не с дедушкой. Иди.
Матвей долго томился, и решил отомстить Натахе за ложь.
 Он пришел к родителям Наташи, сказал.
- Дети должны жить с нами, так что я забираю детей.
- Правильное решение. Дед совсем плох, он уже не помощник.
 Матвей посадил детей на повозку и уехал.
 Через несколько дней  Наташа пришла проведать родителей.
- Подарки я вам привезла. Атон, где Антон и Николай?
- Как,  два дня назад их увез  домой Матвей.
- Матвея, тоже, нет два дня, может он с ними поехал в Сосновку, к матери?
В Сосновке детей не оказалось.  Наташа кинулась за помощью к Яриловым. Старый Ярилов, усмехнулся, сказал.
- Дети живы. Их привез к нам Матвей и отказался от них, вот он в расписке крест поставил, так как, он не грамотный.
- Я пойду к Великому князю, пусть вернет он силой моих детей.
- В расписке указано, что он не отец детей, а Александр.
- Петр!!!
- Глупая женщина, иди и дальше позорь свой род.
Великому князю доложили.
- Яриловы и Вороновы снова завели тяжбу.
- Это хорошо. Что случилось?
- Что – то  стал вопрос с детьми и отцовством. Зятя Воронова нашли в лесу с пробитой головой, внучка Воронова пропала. Старик Воронов при смерти.
- А Яриловы?
-  Внуки уехали в столицу, Сыновья бездельничают, а Старик, как и прежде считает деньги от продажи деревьев.
- Готовь на Ярилова тяжбу, будем отбирать у него весь лес, который  предки отобрали у племен.. Поселениям выделите землю под лесом, для сбора ягод и Ярилову, тоже.
- А, остальное кому?
- Присоединим к моим имениям.
Через месяц Сделка состоялась, все остались довольны, получив кусочек земли под лесом,  Один Ярилов остался недоволен, но протестовать не стал, так как спорить с Великим князем было опасно. Даже то, что умирает его враг старый воевода Воронов, его не обрадовало. Он заплакал.
Великий князь принимал гостей. Все поздравляли его с удачной сделкой.
-  Как удачно, что поссорились Яриловы с Вороными и  нам отошел лес, - сказала родственнице жена Великого князя.
- По какой причине они поссорились?
- Не знаю, то ли кто – то кому – то изменил, то ли  дети какие - то пропали, не важно. Важно то, что лес наш. Десять лет мой муж ждал, когда же они вцепяться друг другу в чубы.
- Повезло вам, даром вам отошел лес.
- Повезло, потому, что мой муж – умен….
… Мела пурга, шла женщина по дороге, шатаясь, платок сполз с головы, она была больная, еще немного и она вступит в пригород большого города. Шаг, еще шаг, и еще шаг. Где – то позади осталась мертвая лошадь и она надеется, что скоро придет в тепло. Еще шаг… и она упала. Лежала и ей чудился лес, зеленый и пушистый от трав и она в объятиях Петра.   «Наконец – то мы вместе и наши сыновья рядом», - подумала женщина. Но Петр повернулся к ней спиной, уходил от нее, держа детей за руки. « Антоша, Николай, Петень...» - прошептали губы умирающей женщины… (Продолжение следует).


Рецензии