Убийство Николая Шабанова в 1999

Бандитский Бийск

Убийство Николая Шабанова

3 октября 1999 в 8 часов вечера в подъезде своего дома, расположенного по адресу Стахановская, 5, между первым и вторым этажами был обнаружен труп Николая Шабанова 1956 года рождения, депутата городской Думы. Вместе с ним в подъезде дома был обнаружен без сознания, но еще живой (потом скончался в больнице) Андрей Бура 1965 года рождения, проживающий на улице Горно-Алтайской. На месте происшествия найдены три гильзы калибром 5,6 мм от пистолета иностранного производства. Лифт в доме был в это время отключен.

Как показала жена убитого депутата, весь день Шабанов вместе с Бурой были дома и много разговаривали по телефону. Незадолго до происшествия они ездили в госпиталь, заказывали такси. При возвращении из госпиталя случилось нападение. Труп обнаружили ребятишки.

Проблем у Николая Шабанова хватало. В 1998 у него случился разлад с бывшими сподвижниками по Союзу ветеранов Афганистана, Шабанова не избрали на пост председателя Бийского отделения СВА. По всей видимости, одновременно у него неважно пошли дела и в бизнесе, потому как бизнесом он занимался в СВА (в свое время в местных СМИ проходила информация о недовольстве рядовых "афганцев" деятельностью Шабанова на посту председателя БО СВА: высказывались мнения, что он действует больше в личных интересах, нежели в общественных). Кроме того, примерно, в этот же период некоторыми членами СВА заинтересовались прокуратура и отдел по борьбе с оргпреступностью УВД края. В "черный список" правоохранительных органов попал и Шабанов: на него было заведено уголовное дело, с тех пор, вплоть до своей гибели, он находился под следствием и давал на кого-то показания. Возможно, у Шабанова были неизвестные широкому кругу людей могущественные недруги, которым он перешел дорогу. В тот роковой вечер в подъезде работал профессионал (профессионалы). На это, в частности, указывает то, что лифт оказался отключен в момент появления Шабанова и его спутника, а также то, что двое мужчин были убиты всего тремя выстрелами.

Тем не менее одна из версий о мотивах убийства лежит на поверхности — Шабанов должен был выступить свидетелем на процессе по делу банды "афганцев".

"Афганские бройлеры"
Бийское отделение СВА отличалось своей жесткой дисциплиной. Ветераны-"афганцы" не пили, не курили, не употребляли наркотиков, большую часть времени проводили в саунах и спортзалах. Их называли бройлерами
Прекрасная физическая форма, военный опыт и умение обращаться с огнестрельным оружием в короткий срок позволили "афганцам" подмять под себя все остальные преступные группировки города. К концу 90-х под контролем "бройлеров" оказался практически весь городской бизнес: самый бойкий в городе Привокзальный рынок, крупнейшие продовольственные магазины в районах Заречье и Китайская Стена, большинство городских автостоянок и заправочных станций.
Связываться с "афганцами" побаивались не только конкуренты, но и правоохранительные структуры — "бройлеры" имели солидную "крышу" в горадминистрации.
Проблемы у ветеранов начались зимой 1999, причем не с милицией и даже не с бандитами, а противоречия начали раздирать организацию изнутри, и первой их жертвой стал лидер и фактический основатель бригады — председатель бийского отделения СВА Николай Шабанов.

Уши врагов
Во время совместного отдыха в сауне один из претендентов на лидерство в "афганском" объединении бывший спецназовец Евгений Зуев открыто высказал Шабанову все, что о нем думает, а затем схватил со стола вяленого леща и несколько раз ударил им председателя. Тот, затаив обиду, на следующий день пошел в горотдел по борьбе с оргпреступностью и подробно рассказал не только об инциденте в сауне, но и о целой серии убийств, якобы совершенных "бройлерами".
По словам Шабанова, первыми жертвами бригады стали наркоторговцы, которые четыре года назад "посадили на иглу" 18-летнюю дочку одного из ветеранов. Их по очереди вывезли за город, убили, а трупы закопали. Информация подтвердилась — обезглавленные тела вскоре нашли в степных могилах. А когда ветеран рассказал о заказном убийстве предпринимателя из Новосибирска, оперативники решили, что ждать дальше нельзя.
Двухэтажный особняк на улице Ленина, где располагалось отделение СВА, опергруппа брала штурмом. Задержали троих помощников председателя союза: Евгения Зуева, Константина Шебалина и Александра Большакова. Еще один помощник, 29-летний Евгений Рыжиков (сам он в Афганистане не воевал, зато участвовал в боевых действиях в Приднестровье), был объявлен в федеральный розыск.
У задержанных "афганцев" обнаружили целый арсенал: два автомата Калашникова, два пистолета ТТ, гранаты, тротиловые шашки, ружья, обрезы, штык-ножи и несколько десятков патронов. А в ящике стола оперативники нашли две пары человеческих ушей. "Уши я привез из Приднестровья,— сказал один из 'бройлеров'.— А оружие мы приобретали исключительно для самообороны".

Деньги от рэкета шли наверх
"Афганцам" предъявили обвинение в трех убийствах и незаконном хранении оружия. Кстати, и сам Шабанов вскоре из свидетеля превратился в обвиняемого и вместе с остальными оказался за решеткой. Правда, ненадолго. Зуев, Шебалин и Большаков отрицали свою причастность к убийствам, обвиняя во всех преступлениях председателя Шабанова, тот стоял на своем. Других свидетелей убийств следователям найти не удалось, и в итоге все "бройлеры" оказались на свободе — до суда прокуратура изменила им меру пресечения на подписку о невыезде.
Противостояние между ветеранами продолжилось на воле. До разборок с применением оружия ни разу не доходило — шла чисто "бумажная" война. Обе стороны пытались использовать свои многочисленные связи и буквально завалили горпрокуратуру, милицию и администрацию города заявлениями, в которых выводили оппонентов на чистую воду.
Тогда же к Шабанову присоединился его давний приятель 34-летний Андрей Бура. Он никогда не был в Афганистане, зато был хорошо знаком с российскими законами. Едва освободившись из заключения (отсидел 6 лет за убийство), он тут же организовал общественную организацию "Справедливость", которая, по замыслу Буры, должна была защищать интересы Шабанова, невинно пострадавшего от произвола властей.
В "афганское" противостояние оказались втянутыми не только сами "бройлеры", но и руководство городской администрации. Во время одного из допросов Шабанов сообщил следователям, что большую часть денег, которые "бройлеры" собирали с торговцев Привокзального рынка, ему приходилось отдавать первому заместителю главы бийской горадминистрации Борису Шестакову. Против чиновника возбудили уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением и отстранили от должности, но скоро дело развалилось — Шестаков признал, что получал деньги от "афганцев"и уверял следователей, что все эти "взносы" пошли на нужды жителей Восточного района Бийска, которым он в то время руководил. В итоге перед Шестаковым извинились, и он вновь занял прежний пост в администрации.
Такое решение не устроило Шабанова. И он снова начал писать жалобы в прокуратуру, требуя привлечь чиновника к ответственности.

Взаимовыгодное убийство
Дело против Шестакова не возобновили, зато следователи разобрались с убийствами в 1998 . Обвинение строилось в основном на показаниях Шабанова, но до процесса главный свидетель не дожил буквально несколько часов.
Воскресным вечером жительница дома №5 на Стахановской улице в бийском микрорайоне Зеленый Клин, где жил опальный "афганский" председатель, услышала стоны на лестничной площадке. Открыв дверь, она увидела на полу двух истекающих кровью мужчин. Один из них, Андрей Бура, попросил ее срочно вызвать врачей и милицию. Подъехавшие медики помочь уже ничем не смогли: председатель скончался после первых же выстрелов, а Бура — в "скорой" по дороге в больницу.
Оперативники установили немного. Войдя в подъезд, мужчины попали под ураганный огонь киллеров, которых было двое или трое. Стреляли из пистолетов иностранного производства, с близкого расстояния, поэтому большинство из десятка выпущенных пуль достигли цели. Свидетелей расправы, как обычно, не нашлось, а служебная собака потеряла след преступников на ближайшей улице.
"Наши правоохранительные органы сделали все, чтобы это убийство состоялось,— сказал депутат краевого Законодательного собрания Валерий Останин, бывший начальник отдела по борьбе с оргпреступностью ГУВД Алтайского края.— Шабанов мешал многим, и очень много проблем было снято после его смерти".


Рецензии