Команданте Май. Глава 2

2. Легенда о Юргене

Не мной одним подмечено, что во время учебного года ребен-
ка вовремя добудиться и отправить в школу весьма сложно. Ну
не поднять без усилий и не собрать его на уроки. В итоге всё равно
отправляешь в путь полусонного. А вот в выходные дни или в пер-
вые дни каникул, когда можно подольше поспать, ситуация меняет-
ся до наоборот. Любимые чада вскакивают ни свет, ни заря и с са-
мого своего пробуждения ставят весь дом на уши, врываясь
в спальни к с трудом открывающим глаза родителям. Эта особен-
ность детских организмов за одну ночь превращаться из совят
в жаворонков на выходные и наоборот в понедельник — не подда-
ется никаким законам природы, научным диссертациям и вообще
здравому смыслу. Мой сосед по комнате, конечно же, оказался
именно таким.

Следует отметить, что я всю жизнь сплю чутко. Привычка, выра-
ботанная годами службы. Вот спишь в своей каюте, вроде бы всё
хорошо, но вдруг двигатель меняет свой ритм работы или какой
другой посторонний шум раздается неподалеку — сразу вскакива-
ешь с вопросом «что случилось».
Вот и сегодня в сон сначала донеслось шлёпанье босых ног, по-
том скрип открываемой двери. Чуть погодя всё повторилось в об-
ратном порядке. Потом я уловил лёгкое движение воздуха рядом
с собой, а ещё через минуту почувствовал, что меня пристально
разглядывают. Я не собирался открывать глаза и хотел подождать,
что будет дальше, но, видимо, что-то выдало меня, потому что раз-
глядывавший вдруг хмыкнул, шмыгнул носом и произнес:

— А ведь вы не спите.
— Не сплю, — притворяться дальше не было смысла, я открыл
глаза.

Передо мной сияла улыбкой конопатая рожица Тимки.
— Доброе утро, дядя Витя.
— Доброе. А скажи-ка, мой юный друг, который сейчас час?
— Без десяти минут семь.
— Семь… И что же подняло тебя в такую рань во время кани-
кул?
— Просто проснулся.
— Ага, понятно. А чтобы одному не скучать решил меня разбу-
дить?
— Не будил я вас, вы сами проснулись и делали вид, что спите.
— Конечно проснёшься, когда тебя в упор разглядывают. Инте-
ресно, что ты хотел увидеть на моём лице?
— Ничего я не разглядывал, — смутился мальчишка. — Просто
проходил мимо и случайно посмотрел на вас. А вы ещё спать хоти-
те что ли?
— Уже не хочу. Кстати, куда ты шёл мимо меня?
— Хотел открыть окно.
— Так иди и открой. Сейчас будем делать зарядку. Ты делаешь
по утрам зарядку?
— Ну…
— Понятно. У меня предложение: раз нам выпало какое-то вре-
мя жить в одной комнате, предлагаю хоть что-то делать вместе.
Таскать тебя по городу с собой я не собираюсь, ведь у тебя свои
дела, но утро провести в общем ритме мы вполне можем.
— Можем.
— Не стой, открывай окно.

Тимка вскочил с корточек, на которых сидел до сих пор перед
моим диваном и побежал к окну, распахнул обе створки. То, что я
вчера принял на нем за пижамную курточку, оказалось ночной ру-
башкой. Самой настоящей — мальчишеской, голубого цвета, с во-
ротником и кармашком на груди, длиной как раз до колен.
Встав со мной рядом, он добросовестно повторил за мной весь
комплекс упражнений. Делал это старательно и к концу даже
немного раскраснелся. Потом мы по очереди умылись и поспели
как раз к завтраку, что приготовила хозяйка. Сам я по утрам обхо-
дился чашкой кофе, а Тимка с аппетитом умял яичницу и пару бу-
тербродов с сыром, запив их чаем. Только после этого он соизво-
лил пойти переодеться.

Видимо по случаю моего присутствия он облачился сегодня
в новую жёлтую футболку и бежевые шорты с наглаженными
стрелками. На ногах были носочки, чему даже бабушка удивилась.
В общем, от вчерашнего вида в измазанной сажей футболке
и шортах с обтрепанными штанинами отличался кардинально. Если
вчерашний вид напоминал дворового оболтуса, то сегодня перед
нами стоял интеллигентный воспитанный мальчик. Даже аккуратно
причесанный.

— Ого! — удивился я. — Предполагаю, что сегодня у тебя пред-
стоит что-то важное. Уж не собрался ли к кому-то в гости?
— А чё такого? Разве что-то не так?
— Всё так, — улыбнулась Вера Сергеевна. — Только так должно
быть всегда, а не раз в месяц или того реже.
— Зато на той одежде меньше грязь заметная, и играть можно
без опаски.
— Играть и в этом можно, только аккуратнее.
— Ну да, легко тебе говорить. А вот случайно за что-то задену
и пятно будет.
— А ты старайся не задевать. Вот вырастешь когда, тогда тоже
каждый день будешь домой грязным приходить? Что тебе жена то-
гда скажет?
— Больно надо… жениться ещё… обойдусь как-нибудь…
Сегодня я намеревался всё же посетить местный музей, в кото-
рый вчера попасть не удалось, чем и поделился с хозяйкой, когда
она спросила о моих планах. Тима заявил, что может проводить
меня до него, ему всё равно по дороге. О своих же планах он ту-
манно сказал что-то насчёт ребят и озера. Мы вместе вышли из до-
ма и не спеша пошли в центр.
— Вы вчера так и не рассказали мне никакой истории, хотя обе-
щали, — шагая рядом, выдал Тим.
— Я обещал?
— Да, когда мы во дворе сидели.
— Так ты уже спал, когда я пришёл. Намотался, наверное,
за день, вот и не дождался. Если сегодня не заснёшь раньше вре-
мени, то поговорим перед сном. Не хочешь вместе со мной при-
коснуться к истории этого древнего города?
— Мы были в музее всем классом зимой. Ничего особенного.
— Да? Ну, в твоём возрасте многие вещи кажутся неинтересны-
ми или скучными. Значение исторической информации начинаешь
понимать только с годами. Когда я был в этом городе в последний
раз, никакого музея ещё не было. Вот и хочу посмотреть, что там
есть. Вот ты, например, помнишь, как город назывался совсем
не так давно, до середины прошлого века?
— Это каждый знает — Тильзит. Он перешёл в состав России,
а тогда ещё СССР, после Великой Отечественной войны, как и вся
Калининградская область.
— Правильно. А когда город был основан?
— В пятнадцатом веке.
— А если точнее?
— Точнее не помню.
— А я помню. В одна тысяча четыреста четвертом году. Хотя это
спорная дата.
— Почему спорная?
— Она считается от даты закладки Тильзитского замка. Этот за-
мок был заложен в 1404 году магистром Тевтонского ордена.
— Он в нём жил?
— Нет, Тима, не жил. В те времена замки представляли собой
крепости. Их строили на границах государств, и они выполняли
роль пограничных крепостей. Защищали прилегающие земли
от набегов воинственных соседей, в данном конкретном месте
от литвинов.
— Литвинов? Литовцев что ли?
— Наверное, да. Раньше литвины, теперь литовцы. А спорная
дата потому, что ещё до закладки замка здесь уже было поселение
людей. Об этом есть упоминание в летописи, но всё же основание
считается от даты закладки замка.
— Почему так?
— Не знаю. Бывает много мест, где люди сначала основывали
свои поселения, жили в них, а потом по разным причинам эти по-
селения пустели и вообще исчезали с лица земли. Я думаю, что
строительство большого замка-крепости стало определенной ве-
хой. Надеясь на защиту гарнизона, вокруг него стало селиться всё
больше людей. Поселение разрасталось и в итоге превратилось
в город. На мой взгляд — очень даже красивый город. А развалины
замка сохранились до сих пор.
— Я знаю те развалины. Там пара стен ничем не примечатель-
ных и всё.
— Ну, замок — это не только высокие и крепкие стены. Это ещё
и подземелья, тайные ходы, вообще сами древние тайны, может
быть даже клады и привидения.
— В нашем замке привидений нет.
— Почему так думаешь?
— Потому что там и комнат-то нет, коридоров нет, ничего нет —
просто пара стен разрушенных. Привидениям надо ходить по ко-
ридорам, греметь цепями, жутко завывать, а тут такого ничего нет.
— Да, в таком случае им, привидениям, сложнее приходится.
Но ведь есть ещё и подземелья.
— Нет там никаких подземелий. Даже если когда-то были, то
теперь ни одного входа не осталось.
— Точно не осталось?
— Точно! Я бы знал.
— Неужели интересовался?

Тимка смутился, посмотрел куда-то в сторону:
— Немного…
— Что за причина подвигнула тебя поинтересоваться? Если
не секрет, конечно. Наверное, какая-нибудь древняя карта с обо-
значением места клада?

Тимка поморщился, дёрнул плечом.
— Нет, не клад. Пацаны говорят, что где-то в городе есть дверь,
которая ведёт в ход, по которому сюда приходит Юрген. Если вы
не в первый раз в городе, то, наверное, слышали легенду о Юр-
гене?

Тимка остановился и вопросительно посмотрел на меня. Но его
слова о легенде были для меня новостью. Да, раньше я часто бы-
вал здесь, но ничего подобного не слышал. Мне стало интересно.
Нет, даже не так. Во мне мгновенно проснулся далекий мальчишка
и захотел услышать эту легенду. Мы уже прошли половину улицы
Победы, в конце которой был музей. Улица была пешеходной
и вдоль неё были установлены скамейки. Оглядевшись по сторо-
нам, я заметил уже работающую палатку с мороженым и предло-
жил:
— Тим, если ты не очень спешишь по своим важным делам, то
давай возьмём по мороженому, присядем, и ты расскажешь мне
легенду Юргена. Раньше я ни о каком Юргене не слышал.
— Совсем-совсем не слышали?
— Ни слова.
— А мороженое какое будем есть?
— Какое хочешь — такое и будем. Лично я предпочитаю плом-
бир. Вот… — я протянул ему сторублёвку, — сходи сам купи себе
какое хочешь, а мне пломбир.

Он убежал к палатке, а я пошёл к скамейке, сел и стал смотреть
на него. Выбирал мороженое он довольно долго. О чём говорил
с девушкой-продавщицей слышно не было, но она показывала ему
то один, то другой стаканчик или упаковку. В итоге выбор был сде-
лан и мальчишка с достоинством протянул купюру, получил сдачу
и забрал покупки. Обернувшись, отыскал меня глазами, улыбнулся
и солидно, не торопясь, пошёл в мою сторону. Вручив мне брике-
тик пломбира и вернув сдачу, устроился рядом. Себе он выбрал
фруктовый лёд на палочке.

— Ну, так что там за таинственная легенда?
— В первый раз мне рассказал о Юргене мальчишка с нашей
улицы. Я не поверил, но потом уже в школе услышал легенду сно-
ва. Этому мальчику на вид лет одиннадцать или двенадцать. Вро-
де бы раньше он жил в этом городе, ну, когда он ещё немецким
был. Когда война кончилась, всех немцев отсюда выселили и увез-
ли в Германию. Этот Юрген или спрятался или вернулся назад в го-
род из Германии (тут говорят по-разному), чтобы найти или своего
отца, или брата. А может ещё кого-то другого. Но в доме, где он
раньше жил, теперь жили другие люди. Он стал жить в каком-то
подземелье недалеко от городского замка. Только подземелье это
не простое. Говорят, что там время не движется, а стоит на месте,
поэтому Юрген не взрослеет и остается до сих пор мальчишкой.
Но другие говорят, что он по своему проходу через подземелье хо-
дит сюда из другого мира, где продолжает жить и уже старый,
но когда он проходит через ту самую дверь к нам, то снова пре-
вращается в мальчика.
— Вот как? Стало быть, это кто-то похожий на Питера Пена?
— Кто это — Питер Пен?
— Ты не читал книжку или не видел фильм о нём?
— Нет.
— Это мальчик, который решил никогда не становиться взрос-
лым и улетел в страну Нетландию, где и продолжает жить маль-
чишкой вместе с несколькими такими же приятелями. У них там
никогда не кончаются приключения, есть пираты, индейцы, феи
и много ещё чего и кого. Интересная история, советую почитать.
— Это же сказка, — пожал плечами Тимка.
— А Юрген? Его кто-нибудь хоть раз видел? Или вся эта легенда
основана только на рассказах? Но даже рассказы должны основы-
ваться на каком-то реальном случае. Если такого реального случая
не было, это тоже сказка.

Тим помолчал, облизывая пальцы от капелек растаявшего мо-
роженого, поискал, чем бы вытереть руки и я вовремя дал ему но-
совой платок, иначе чистейшие и отглаженные шорты мальчишки
уже получили бы первую грязную отметину. Возвращая платок, он
вздохнул и заявил:
— В том-то и дело, что видели… Я тоже видел.
Честно говоря, такого ответа я не ожидал. Думал, он сейчас по-
жмёт плечами и ответит, что не знает, или, что никто не видел.

Но ответ оказался противоположным моим ожиданиям. Я молча
и с удивлением уставился на него.
— Да, я видел, — повторил мальчик. — Не скажу точно, что это
был именно Юрген, но мальчика я видел и это был не совсем
обычный мальчик. Я не стал подходить близко потому что… испу-
гался.
— Расскажи подробнее, как это случилось.
— Чаще всего Юрген появляется ранним утром около городско-
го озера. Всегда, в это время над озером и вдоль берега стоит ту-
ман. Он появляется из тумана, подходит к воде, раздевается и идёт
купаться. Потом выходит, побегает по берегу, вроде как играет. Ко-
гда туман начинает рассеиваться, он быстро одевается и уходит.
Никто не видел, куда он уходит. Просто пропадает и всё. Говорят,
что давно, лет двадцать назад, когда он купался, к нему подошёл
один мальчик. Они о чем-то говорили, а потом этот мальчик пошёл
вместе с Юргеном и больше его никто не видел. Искали и по горо-
ду, и по всей стране, но так и не нашли. Другие ребята, кто подхо-
дили к нему и разговаривали, но не уходили за ним, они не пропа-
дали. Это они рассказывали, что зовут его Юргеном. Он всегда что-
то спрашивает, а если ему что-то подарить, то он тоже в ответ что-
то дарит. Какую-нибудь мелочь — предмет или даже монетку ста-
ринную. Но в таких разговорах с ним надо держать ухо востро —
если на какой-то хитрый вопрос или предложение ответить согла-
сием, то уже отказаться будет невозможно, и ты уйдёшь за ним
следом и тоже пропадёшь.
— На какие вопросы?
— Не знаю. Наверное, если он предлагает пойти с ним что-то
посмотреть. Или что-то другое. А если не зовёт — куда-то идти
не обязательно.
— Логично. Ну а что ты?
— Я поспорил, что увижу Юргена и поменяюсь с ним чем-ни-
будь. Это было в самом начале каникул. Я четыре дня уходил ра-
но утром как будто на рыбалку, а сам ждал, когда он появится.
Но он не появлялся. Тумана в эти дни не было, потому и он
не приходил. Зато на пятый день, как только я дошёл до озера,
почти сразу начал сгущаться туман. Сначала редкий, он становил-
ся все более плотным и поднимался выше. Я был недалеко от то-
го места, где его видели чаще всего. Когда стало в десяти шагах
ничего не разобрать, я сначала услышал шаги, а потом увидел
его. Он шёл по дорожке вдоль озера. Я спрятался за кустами
и стал смотреть, что он будет делать. Мальчик этот дошёл до ме-
ста, где, как говорили пацаны, он чаще всего купается, свернул
с дорожки и вышел на берег. То, что он не из наших видно было
сразу. Он был повыше меня, но на нем были смешные короткие
кожаные штаны с лямочками. Такие носят немецкие мальчики
на старых фотографиях и в кино. Ещё на нем были высокие бо-
тинки, тоже старинные, и такие длинные, как футбольные гетры,
носки до колен.
— Ну, да, вид не современный. Продолжай.
— Вот и я говорю — сразу видно, что не из наших. Так вот он
дошёл до воды, разделся и совсем голый полез в воду. Плавает,
кстати, очень даже прилично. Я сначала хотел дождаться пока он
вылезет из воды и подойти к нему, но не знаю почему, мне стало
страшно. Вот хоть режьте меня, но я подумал, что обязательно
скажу что-то не то, и он меня за собой уведёт. Я не стал ждать,
когда он выйдет на берег, на четвереньках подполз к его одежде
и положил сверху мячик от тенниса. Этот мячик я нашёл как-то
на улице, но в большой теннис не играю и он мне не нужен. Вот,
значит, положил и уполз обратно за кусты, стал ждать. Он, когда
вылез, то не сразу оделся. Так голышом побегал по берегу, сделал
несколько раз стойку на руках, только потом стал одеваться. Мя-
чик он долго рассматривал и оглядывался по сторонам, но я си-
дел тихо. Он даже позвал несколько раз: «Юнге!» — это по-ихне-
му «мальчик». Потом сказал «Данке», достал что-то из кармана,
поднял вверх, показывая, и положил на землю. Потом туман стал
редеть, и он пошёл в обратную сторону. Даже оглянулся два раза,
а потом как-то сразу вдруг пропал. Я сидел за кустами пока туман
совсем не пропал. На том месте, где он оставил что-то, я нашёл
старинную монету. Она у меня дома, я вам потом покажу. Ребятам
я не сказал, что не разговаривал с Юргеном. Я просто показал им
эту монету. Спор был про то, что я обменяюсь с ним чем-нибудь
и я на самом деле поменялся — мячик на монету. Ведь всё честно
получилось, правда?
— Условия спора ты выполнил, а как произошёл обмен — это
уже детали, о которых всем знать не обязательно.
— Вот и я так думаю.
— Что за монету ты нашёл?
— Не нашёл, это он оставил её мне. Я не знаю, но она очень
старая. Мальчишки говорят, что какого-то прусского королевства.
Может быть даже редкая, но это надо специалистам показать.
— В интернете искать не пробовал?
— У нас же компьютер сдох окончательно…
— Ну да, ну да… Ничего, вечером посмотрим, мой ноутбук в ра-
бочем состоянии.
Тимка сидел и качал ногами. Мы помолчали. Потом он посмот-
рел на меня серьёзно и спросил:
— А вы теперь верите в Юргена? Или всё ещё считаете, что это
выдумки?

Конечно, услышанная мной история была бы самой натуральной
легендой, если бы не утверждение мальчика, что он сам видел этого
Юргена. Возможно ли, что кто-то разыгрывает ребят? Вполне. А воз-
можно, что это на самом деле происходит и в действительности
некий мальчишка из прошлого или из другой реальности проходит
через некий портал или просто щель между пространствами? А по-
чему бы и нет? Тоже возможный вариант. Любое явление имеет
право на существование, если не доказана его невозможность.
А дети — они не такие, как взрослые. Они не загружены излишками
информации о законах возможного и невозможного, поэтому им от-
крыто больше загадочных тайн, чем взрослым. Я поверил Тиму, как
поверил когда-то своему тёзке — мальчишке Витьке — о его прогул-
ке в прошлое с друзьями во время отдыха в летнем лагере. Он тогда
утверждал, что они даже приняли участие в бою на бронекатере
в далеком 1941 году. Поверил и нашёл этому подтверждение в бо-
евых донесениях тех лет и выписке из приказа командующего фло-
тилией о награждении двух юнг, впоследствии загадочно пропав-
ших без следа. Это ТАМ они пропали без следа, а ЗДЕСЬ их следы
нашлись. Но этому вряд ли кто, кроме меня, поверит.
— Верю. Но и сам хотел бы проверить тоже.
— Не боитесь, что он уведёт вас с собой?
— Если уведёт туда, где я снова стану мальчишкой — почему бы
и нет? — улыбнулся я и потрепал его волосы. — По крайней мере,
там я бы избавился от всех болячек и лишнего веса, ведь в детстве
я был худющий, словно спичка.

Тимка хихикнул и растянул рот в улыбке.
— Зря смеёшься. У тебя всё ещё впереди.
— Не-е, я не буду таким… габаритным!
Вот нашёл же словечко! «Габаритный!» Я еле сдержал готовый
вырваться смех — всё же надо вести себя солидно, в соответствии
с «габаритами». Вместо этого сказал поучительным тоном:
— Не зарекайся, мальчик, ни от чего на свете. Нам не дано
знать, где мы будем, что с нами будет, и какими мы будем даже
завтра, а не то, что через много лет. Если, конечно, случайно не на-
бредем на временной портал в будущее и не увидим там себя.
Но вероятность такого события ничтожно мала, хотя в твоём воз-
расте она выше, чем в моём.
— Что выше? — не понял Тим.
— Вероятность найти путь в другое время или пространство.
Проще говоря — машина времени обычно попадается таким
мальчикам, как ты, а не взрослым дядям, как я. И для меня это
печально.
— Почему?
— Потому, что ты быстрее найдёшь хотя бы тот проход Юргена,
чем найду его я.
— Почему? — опять спросил Тимка.
— Ты из племени «почемучек»? Просто тебе найти проход
в иной мир или время… проще, чем мне.
Я понимал, что эти слова не отвечают на его вопрос, но сказал
так намеренно. Объявлять напрямую, что переходы между мирами
и временами возможны — провоцировать мальчишку на интенсив-
ные поиски. Влезет ещё куда-нибудь, куда соваться не следует…
Всё-таки город пограничный и мало ли что может случиться. По его
виду было понятно, что он не удовлетворен ответом, но переспра-
шивать не стал.

Мы продолжили путь. Он довёл меня до музея, но на предложе-
ние посетить его вместе отказался. Рванул бегом куда-то в сторону
городского озера.

Экспозиция музея была интересной. Присутствовали старинные
виды города, фигуры исторических личностей, когда-то побывав-
ших в нём, ну и что обычно бывает в таких музеях — предметы бы-
та, одежды, мебель и прочее. Была и историческая справка о зна-
чимых датах города. Она мне показалась самой интересной, и я
с удовольствием изучил её.

Осмотр музея занял около двух часов. Выйдя на площадь, я ка-
кое-то время понаблюдал за работой пропускного пограничного
пункта перед мостом через Неман, потом прошёл во двор дома ря-
дом с музеем и с чувством нахлынувшей ностальгии какое-то вре-
мя смотрел на окна второго этажа. Когда-то за этими окнами жила
семья моей супруги, пока не получили квартиру в новом современ-
ном доме. Так что за этими окнами старого немецкого дома бывал
и я. Кто там теперь живёт? Подумал, было, подняться и познако-
миться, но что бы это дало? Ничего. Постоял, посмотрел, и пошёл
через дворы к озеру.

Вдоль всего озера ещё в немецкие времена была проложена
прогулочная дорожка. Она бежала по всему берегу в окружении
старых толстых деревьев, в основном это были липы. Сейчас,
в конце июня и начале июля они цвели, и весь город буквально
утонул в сладком липовом запахе. Первая встретившаяся мне ска-
мейка располагалась как раз под большим цветущим деревом.
На ней я и расположился, созерцая прекрасный водный пейзаж
и вдыхая не менее прекрасный запах.

Через некоторое время в голове сам собой вспомнился рассказ
о Юргене. Как в любой легенде, в ней было много мальчишечьей
фантазии, хотя сама легенда выглядела красиво. Собственно, а по-
чему я сомневаюсь? Я же не раз сам в своих рассказах забрасывал
мальчишек в подобные ситуации, когда становились возможными
переходы в прошлое или в будущее, или в другие измерения и ре-
альности. Проще говоря — сам заставлял мальчишек фантазиро-
вать и верить в такие рассказы, а фантазия может разыграться
очень буйно. Однако, если рассказ Тима о своей встрече с загадоч-
ным Юргеном не фантазия, в чём сомневаться причины нет, хоть
и хочется, то, возможно, я могу найти тут приключение, сродни
приключениям моих героев. Это было бы забавно. Одно дело пи-
сать фэнтези, а другое — оказаться самому на месте героя. Вот ин-
тересно, а смог ли бы я сам выбраться из ситуаций, в какие поме-
щал мальчишек в рассказах? Хотелось бы надеяться, что да.
Думать об этом было интересно, но мысли постоянно возвра-
щались к легенде, рассказанной Тимом. Собственно говоря, если
обратное не доказано, значит она имеет право на существование.
А вдруг, в самом деле, мне представилась возможность узнать
нечто такое, от осознания чего даже дух захватывает? А что если
это именно то, для чего я услышал зов города? Что эта легенда
и есть причина, по которой я внезапно собрался и отправился по-
чти за две тысячи километров? А ещё я не остановился у бывших
родственников, а снял угол в квартире, где проживает мальчик ка-
ким-то образом связанный, опять же, с этой легендой. Совпадение
или что-то другое? Пока трудно судить. Но если совпадения про-
должатся, то…

Как я ни старался уйти от этих мыслей, они не собирались ухо-
дить на второй план. Более того, почему-то стали переплетаться
с мыслями о городском озере. Сдавшись, я постарался сделать хоть
какие-то обобщения. Начал с озера.
Вообще-то это было даже не озеро, а пруд. В него впадала реч-
ка Тильжа, которую зачастую именуют просто Тильзиткой. Давным-
давно, ещё во времена Тевтонского Ордена, после постройки го-
родского замка-крепости и образовавшегося вокруг него поселе-
ния, люди построили плотину и перекрыли эту речушку. Так обра-
зовался обширный пруд. На этой плотине построили водяную
мельницу. А все старинные водяные мельницы, как известно, все-
гда были местами тайн, загадок, необъяснимых явлений, мистики
и прочих замечательных и завлекательных ситуаций, поверий
и много ещё чего. В общем — где есть водяная мельница, там все-
гда есть и что-то необычное. Сейчас, конечно, никакой водяной
мельницы нет, но плотина, где она находилась, никуда не делась.
Ныне по ней проходит дорога. Точнее — улица. И место это совсем
недалеко от развалин Тильзитского замка. А под замком, как тоже
всем известно, существуют подземные галереи и ходы. Могут ли
подземелья замка быть как-то связаны с плотиной? Например —
подземным ходом? Почему бы и нет. Вполне возможный вариант.
Под всеми городами бывшей Восточной Пруссии существуют
не менее обширные подземные города. В смысле — в них полно
разных подземных галерей и ходов. В Калининграде, например,
когда он был немецким, существовали даже подземные заводы.
Они и сейчас существуют, только до них не добраться, их затопи-
ли немцы при приближении наших войск в конце войны. Что ме-
шает существовать подобным галереям в этом небольшом городе,
как и в других? Абсолютно ничего. И они есть, по крайней мере,
под замком. Входы в них, конечно, перекрыты или даже замуро-
ваны во избежание допуска туда разных искателей приключений
типа Тимки. Но! Если легенда имеет реальную основу, то какой-то
вход всё-таки есть и о нём никто не знает. Или он появляется при
определенных условиях, например при возникновении тумана
над прудом. А туманы, как тоже известно всем, не только природ-
ное явление. Туманы могут скрывать в себе всё что угодно, да-
же… межпространственные и межвременные переходы. А что это
значит? Это значит, что поиски прохода, или перехода, или порта-
ла, или ещё чего-то связанного с легендой о Юргене надо искать
вблизи пруда на расстоянии распространения туманов. Ближай-
шее возможное место — как раз старая плотина, где когда-то бы-
ла водяная мельница. Чем не идея? Вполне разумная с точки зре-
ния искателя приключений любого возраста.

Однако, как только я в своих размышлениях дошёл до этого ме-
ста, мысли мои успокоились, легенда о Юргене и всё связанное
с ней сразу отошло на второй план. Такое впечатление, что я ре-
шил какую-то задачу. Ну, раз решил — значит, решил. Я поднялся
и дошёл до конца пруда, там, где была старая плотина и сейчас из-
ливались излишки воды, стекая в Неман. Со стороны пруда ничего
примечательного. Ну — плотина, в камне и металле. Никаких две-
рей с этой стороны не видно. Если и есть что-то, то находится оно
под водой и, значит, добраться туда проблемно. Вряд ли кто станет
нырять тут в воду и искать под ней мифический проход. Как я ни
старался предположить, где бы был возможным вход внутрь плоти-
ны, но так ничего более-менее подходящего и правдоподобного
в голову не приходило.

Я даже немножко расстроился, что ничего не нашёл на старой
плотине. А, впрочем, чего ждать от детских идей, вдруг каким-то
путем забредших в голову взрослого мужика? Одно исключает
другое в большинстве случаев, и надеяться на исключение из этого
правила чистейшее ребячество. Что ж, видимо не судьба мне раз-
гадать загадку этой легенды и встретиться с Юргеном. Придётся
оставить её тем, кто шустрее и значительно моложе, например Ти-
му. У него это может получиться.

Едва мелькнула последняя мысль о Тиме, как глаз зацепил
мелькнувшую на другой стороне улицы мальчишечью фигурку
в желтой футболке. Он в компании с парой приятелей как раз за-
вернул за угол дома к проулку, что вёл к развалинам городского
замка. Почему-то у меня даже сомнения не возникло, что это
именно Тим, а не какой-то другой мальчик. Судя по направлению
движения и жестикуляции на ходу, они явно отрабатывали очеред-
ную идею, возможно даже связанную с упомянутой легендой. Ве-
роятно, в очередной раз облазят все развалины замка.

Пока я дошёл до перехода через дорогу, пока добрался до раз-
валин, прошло не меньше получаса. Маленькой детской компании
на развалинах не застал. Вполне может быть, что они здесь
и не появлялись. Это и к лучшему — незачем детям бродить
по развалинам. В целях безопасности, разумеется.

Полностью книгу (с иллюстрациями)можно найти здесь     https://ridero.ru/books/komandante_mai/


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.