Радиорубка. Часть 1. Глава 9. Полка из часов

9.
Полка из часов.
В тот день мы еще раз подмели и протерли полы во всей радиорубке. Теперь, после ремонта радиорубка просто блестела. Но Айдосу этого было мало. Он теперь принялся за эстетическое облагораживание ландшафта.
Айдос подошел к большим часам в прихожей и долго их рассматривал. У него в голове уже давно витали различные мысли насчет приспособления этих часов, но до сих пор Айдос не мог их реализовать, потому что отвлекался на другую, более важную работу. Но сейчас он принялся за дело с энтузиазмом.
Часы при моем активном участии были сняты со стены и положены на парту в главной комнате. Айдос открыл стеклянную крышку футляра, вооружился отверткой и вынул остатки часового механизма: поцарапанный циферблат без стрелок и несколько пружинок, винтов и пластин.
-Хорошая, конечно, вещь, выбрасывать жалко, - с сожалением сказал Айдос. – Но придется.
И выбросил отслужившие свой срок часы в мусорный ящик.
Остался только футляр от часов – деревянный ящик со стеклянной крышкой. В длину он был чуть больше метра, в ширину сантиметров сорок, глубина ящика была около тридцати сантиметров. Несмотря на бедственное положение часового механизма, футляр сохранился прекрасно, на нем не было ни единой помарки, а дерево сверкало лаком как и в день выпуска часов.
-Как думаешь, что мы сделаем из этой штуки? – спросил Айдос.
Моя бедная на технические мысли фантазия не смогла придумать ничего удобоваримого. Действительно, как можно использовать футляр от сломанных настенных часов? Разве что купить новые часы и вставить внутрь?
-Убожество! – презрительно обласкал меня Айдос. – А еще учится в классе с физическим уклоном! Ты думаешь, этот футляр так и будет висеть всю жизнь на этом месте?
-А где его еще повесишь?
-Ну, например… - Айдос задумался и подошел к стене, перед которой стояли кресла. – Например, вот здесь, прямо над креслами. Только повесим мы этот футляр не вертикально, а горизонтально, - Айдос поднял футляр и, приложив к стене, продемонстрировал свою идею наглядно. – Присобачим петли сверху, и получится у нас первоклассная полка! Понял, ты, гений?
Мне ничего не оставалось, как согласиться с мыслью о том, что я убожество.
Айдос вытащил из своего волшебного портфеля, в котором можно было найти все от отвертки до микросхемы К155ЛА3, две стальные петли и четыре мощных шурупа. Потом по уже отработанной на осветительном щите схеме мы проделали в стене дырки, забили в них деревянные кругляшки и вкрутили дюбели. К задней стенке футляра от часов прикрутили петельки и повесили полку на стену над креслами.
В этой полке впоследствии мы хранили большие радиодетали и особо ценные реликвии радиорубки, как, например, кусок расплавленного в стекло песка с Тенгизского месторождения, который Айдос нашел на улице и притащил в рубку. Вообще, полка получилась очень удачная. Как сказал бы дизайнер, она очень органично вписывалась в общий интерьер радиорубки (если это прогнившее старье можно было назвать интерьером). Если в семнадцатой школе с тех пор не случилось никакого катаклизма, то, я думаю, полка эта висит в рубке и по сей день.
Следующим важным событием в жизни радиорубки была установка агитационного стенда.
Когда мы перенесли футляр от часов в главную комнату, прихожая заметно обеднела. Теперь там оставался заполненным только тот угол, где сиротливо прозябал за ситцевыми занавесочками старый кинопроектор. Больше, кроме циновки перед входом, в прихожей не было ничего. Айдос решил исправить эту несправедливость.
Мы нашли на улице большой – полтора на полтора метра – фанерный лист. Это был не просто дикий никогда не использовавшийся кусок фанеры, а бывший стенд со следами краски, с крепкими рейками по бортам. Мы его заново покрасили и повесили в прихожей на восточную стену.
На стенд после того, как высохла краска, мы навесили кучу агитационного материала. Нет, не всякого пионерско-комсомольского ужаса, а массу фотографий нашего класса – причем самых хулиганских фотографий (например, общая драка на перемене или самая великая фотография под названием «Ильяс в лучшие свои годы»), картинки из автомобильных журналов, фотографии из космических книг, а Айдос еще зачем-то притащил несколько больших фотографических изображений каких-то роскошных иностранных орденов типа Ордена Почетного Легиона, Железного креста и еще чего-то в этом роде.
Фотографии с изображением космоса и орденов мы сделали сами: около года назад я купил в магазине «Уцененные товары» на той стороне несколько увеличительных колец для фотоаппарата. Для них, вообще-то, нужен еще специальный штатив, но у нас, слава богу, руки с перепою в те времена еще не тряслись, поэтому можно было обходиться и так. Главное – поставить над книгой лампу с мощным светом, нагнуться так, чтобы фотография точно входила в объектив, и щелкай сколько твоей душе угодно. Таким путем мы изготовили сотни фотографий. Но о нашей фотолаборатории, как я обещал, поговорим как-нибудь в другой раз. 
Стенд стал визитной карточкой радиорубки. Теперь любой, кто заходил к нам, сперва полчаса любовался орденами, машинками и марсианскими пейзажами, а потом начинал расспрашивать нас, где мы это достали.
Однажды к нам заявился трудовик и, увидев фотографии автомобильных моделей, принялся просить их у Айдоса – не фотографии, а сами модели. Айдос, ясное дело, в мягкой форме послал трудовика куда подальше. Это был опрометчивый поступок, потому что трудовик пришел в рубку по поручению директора помогать нам во всем, а нам тогда как раз зачем-то была нужна электрическая дрель. После недвусмысленного айдосовского заявления мы не то что дрели, даже гвоздика или шурупа больше от трудовика не видели.
Но, честно сказать, это нас уже особо не волновало. Ремонт мы закончили, а работы теперь осталось по мелочи. Теперь можно было серьезно приниматься за аппаратуру, которая, кстати сказать, требовала осмотра и настройки.
Когда мы впервые попросили у трудовика о какой-то услуге, то услышали в ответ скептическое заявление: «Вы на моем веку уже пятые, кто пытается начать работу в этой радиорубке». Судя по состоянию аппаратуры, трудовик был прав. Многие, видимо, принимались здесь за работу с большим энтузиазмом, однако, судя по всему, ни одно из исторических начинаний не увенчалось успехом. В радиорубке мы нашли клочок бумаги с планом школьной радиопередачи. Клочок был древний – может быть, даже древнее, чем египетские папирусы. Кому он принадлежал – нашему великому учителю Мереке или кому-то из его предшественников – мы так и не узнали. Однако он и нас навел на мысль о том, что в радиорубке можно не только мыть полы и возиться с радиодеталями.
План нашей будущей радиопередачи мы разрабатывали целый день. Но так ни до чего путного и не додумались. Вероятно, радиопередачи – это не профессия, а призвание, и просто так никому это умение не дается.
В конце концов мы порешили на том, что будем просто по утрам и на больших переменах пускать по школе прогрессивную музыку. Кассеты у нас были: после долгого отбора Айдос решил, что «Металлика» и ранний «Квин» для школы будут тяжеловаты, а Пугачева и София Ротару – несолидно; и мы  остановились на легком зарубежном диско – «Радиораме», группе «Альфавилль», Дитере Болене (Айдос обычно называл его более фамильярно: «Больной»), а также на подозрительных разрозненных записях, которые я когда-то поназаписывал с телевизора: туда попал и ранний «Роксетт», и что-то из итальянского диско, а то иногда вдруг проскальзывали русские народные песни и завывания чукотских шаманов. Кроме того, мы притащили в радиорубку записи «Кармена», «Комбинации» и других культовых групп. Этого добра и у Айдоса, и у меня было валом. В последующие годы в нашем городе появится техно-музыка, выпустят свой первый альбом «два беспредельщика» - «2Unlimited», но в то время техно еще не было, и приходилось довольствоваться отживавшим свой век диско.
Кстати, «Комбинацию» у нас потом украли. Кто-то сорвал замок и влез в радиорубку. Ничего особо ценного там не было, поэтому злоумышленники утащили кассету. На тот момент для нас это была большая потеря.
Айдос сказал, что у нас, как у настоящей радиостудии, должны быть свои позывные. Я не знал, что такое позывные. Айдос разъяснил, что позывные в жизни бывают двух видов: одни из них время от времени заставляют людей бежать что есть силы в туалет, а те позывные, которые применяются в радиостудиях - это такие небольшие песенки, по которым узнают, на какую радиостанцию сейчас настроен ваш приемник.
-Надо выбрать несколько аккордов какой-нибудь известной мелодии, и мы их будем пускать перед каждой передачей. Нужна звучная мелодия: что-нибудь из рока или классики.
Мы выбрали начальные аккорды известной песни «Дым над водой» группы «Deep Purple».
Теперь оставались чисто технические проблемы. Например, по школе висело около десятка динамиков. Но ни один из них не работал или не был подключен: во всяком случае, когда мы в рубке подключались к общешкольному звуковому кабелю и пытались передать хоть какие-нибудь звуки, ответом нам было всеобщее молчание.
Тогда мы составили список всех динамиков, разбросанных по школе. Мы прошлись по коридорам со стремянкой и подсоединили провода ко всем динамикам. А потом Айдос включал по очереди каждый динамик из радиорубки, и я носился по школе, проверяя, работает связь или нет.
После целого дня мучений динамики были настроены.
И вот, одним прекрасным утром, когда народ только начал заявляться в школу, динамики вдруг шумно захрипели, перепугав массу людей, проиграли наши позывные, а потом голос Айдоса удовлетворенно сказал:
-Внимание, говорит школьный радиоузел. Время семь часов сорок восемь минут, мы начинаем музыкальную передачу.
Радиорубка начала работать.


Рецензии