Медея и Геката оккультные связи

Продолжая тему Золотого Руна, хочется тщательнее присмотреться к роли Медеи во всей этой истории. Итак, что нам известно о Медее из исторических документов, дошедших до нас в виде мифов, то есть сказаний? Она считается великой волшебницей, владеющей тайнами целебных растений. А в поздних мифах времён патриархата даже представлена детоубийцей. И существует множество историков, которые с удовольствием цепляются именно за эту, позднюю версию истории. И среди них, создавший один из самых мерзких и злобных женских образов. Нарисованный древнегреческим драматургом Эврипидом  (480– е — 406 до н. э.), этот образ вдохновил Корнеля, Клингера Шарпантье, Делакруа и других. О Медее писали так же Диодор, Аполлодор Гигин и Павсаний. Ну а мы попробуем проанализировать некоторые литературные образы Медеи.
Так кто она — Медея? Безжалостная детоубийца? Жертва любовной измены, ввергнутая в безграничное отчаяние? Или одна из Менад (;;;;;;;; «безумствующие»), спутниц Диониса, жаждущая крови, и в святом безумии обагрившая руки кровью своих чад?
Эпоху, в которую жил Эврипид, Ницше называл «сумерками богов». Потому ли его Медея взывает к порождению Хаоса — Гекате, решаясь на своё преступление? И вообще, какова на самом деле, связь внучки бога Солнца Медеи и Гекаты, дочери Титанов: Перса и Астерии?
Как перевирались древние сказания и почему? или ложь порождает ложь
В своей знаменитой трагедии «Медея» (431 г. до н.э.). Эврипид уже не в первый раз обратился к образу Медеи. В его трагедии «Пелиада», она также была главной героиней. В этой драме Эврипид представляет зрителю Медею, коварно заставившую дочерей фессалийского царя Пелия убить своего отца. Внушив им, что следуя её примеру с её свёкром, Эсоном, они смогут вернуть молодость Пелию.
Для этого образа поэт выбрал коринфский эпизод мифа о Медее. В более ранних мифах нет подобных событий и нет образа злобной убийцы. Критики считают, что подобный трагический вариант был нужен Эврипиду для большего эффекта. При этом он пренебрёг ранними сказаниями, утверждающими, что детей Ясона убили коринфяне, мстящие за гибель своего царя. Но драматург решил сделать виновницей гибели детей саму Медею, превращая таким образом, эту несчастную в исчадие ада.
Существуют источники, по которым стало известно, что женоненавистник Эврипид сделал это ужасное изменение в сказании за крупную взятку от них. Как писатель, могу понять Эврипида, считавшего, что откровенное столкновение коварства тирана и мести со стороны жертвы было бы слишком банальным для трагедии. Вероятно, то же самое думал и русский поэт, драматург и переводчик И.Ф.Анненский, когда писал об Эврипиде:
«Руководимый высшим смыслом, поэт дал нам в этой трагедии минимум непосредственного ужаса и грязи действия, чтобы тем сильнее заставить нас почувствовать всю его страшную цену».
Однако И.Ф.Анненский, помимо всего прочего, говорит о Медее: «Её мучит не Эрос, а Эриния, и Медея отнюдь не брошенная любовница, которая оплакивает утраченные радости брака».
Меж тем Овидий (лат. Publius Ovidius Nas;) посвятил Медее один из самых значительных эпизодов в своих «Метаморфозах», а именно в начале VII песни (эпос создан в первые годы от Р.Х.). Надо сказать, что Медея Овидия лишена трагических черт. Ей далеко до горячей и необузданной решимости Эврипидовой героини.
Значимо, что поэт выбирает для своего эпоса не коринфский эпизод, а колхский и фессалийский. Но, по–прежнему, и в этом эпосе наблюдается непреодолимое желание опорочить женщин в частности и матриархат – в целом.
Овидий, в отличие от своего собрата по перу, отмечает, что Медея, несмотря на все свои чары, боится за Ясона, когда он проходит свои испытания. Овидий последовательно устраняет трагические детали: одно из самых страшных злодеяний, приписываемый Медее, а на самом деле, совершенных Ясоном — убийство её брата, Абсирта, присутствующее как эпизод у Аполлония Родосского и как утверждающее начало у Эврипида, — Овидий не признаёт. Пользуясь древнейшими, а значит, более правдивыми источниками сказания, согласно которому Апсирт на тот момент — ещё ребёнок, а значит, никак не может преследовать Медею.
В «Метамофозах» Овидия внутренняя борьба героини изображается по всем правилам риторики с тончайшими нюансами приёмов убеждения. Его Медея полна сомнений:
«Итак, я предам сестру, брата, богов и родную землю?
Однако отец слишком суров, земля варварская, брат мал, а сестра за меня».
Это её состояние выражается великолепным афоризмом:
«Я вижу лучшее и одобряю его, но следую за худшим».
Иначе Овидий представляет достоинства образа Медеи. Поэт подчёркивает тонкость и остроумие своей героини в описании психологических деталей. И события, связанные с возвращением молодости Медеей отцу Ясона. Эпизод с дочерями Пелия лишён наивного рационализма первой Эврипидовой драмы: тут баран просто превращается в ягнёнка. На коринфский эпизод наброшен покров.
Меж тем, давайте обратимся именно к коринфской версии. И поговорим, зачем нужно было не просто обвинить в страшном преступлении женщину и мать, но и предательски убить малолетних детей Медеи и Ясона?!
Может, как раз тут и кроется разгадка?!
Давайте вспомним происхождение Медеи! Не понятно, почему никто не пытался выяснить всю правду о нашей героине, исходя из всех известных источников. Почему–то все, кто изучает эту тему, решительно не обращают внимания на то, что Ээт, отец Медеи, до того, как стать царём Колхиды, был царём Коринфа? Примечательно, что воцарившись в Колхиде, он оставил царство на попечение своего родственника, Креона, сына Ликанфа.
Всем известен факт того, что этот самый Креон дал приют Ясону и Медее в Коринфе. Но почему, в первую очередь, Медея и Ясон направились именно в Коринф? И ещё один вопрос: что двигало Креоном, когда он дал им кров в Коринфе? Были ли чисты помыслы Креона?!
Ведь по всем законам престолонаследия, Медея, или её дети, могли претендовать на престол Корифа. А, как известно, никто не любит делиться своей властью, в особенности те, кто правит не по праву.
И не в этом ли дело? Представляла ли Медея действительную угрозу для своего родственника? Случайным ли в таком случае стало сделанное Ясону предложение жениться на Креусе? И чем мешали Креону дети Медеи?
Вопросов много. И ответ на них очевиден. Понятно, что внуки венчаного на царство Ээта были реальной угрозой для Креона. Расставаться с царством ему не хотелось. Так возможно ли убить, чтобы править? История знает много примеров таких преступлений.
У меня создаётся полное впечатление того, что коринфская клевета вызывает во многих положительные эмоции. Им по душе образ женщины–детоубийцы. Причём, каждый старается, как может привести этот образ к неким знаменателям. Например, британский поэт, романист и литературный критик Роберт Ранке–Грейвс, в своих исследованиях пытается доказать нам, что в поздней фазе матриархата часто имели место кровавые жертвы мальчиков. И решает отнести убийство детей Ясона к этому разряду, сделав при этом Медею символом безграничной мести, как представительницу уходящей культуры матриархата.
Итак, давайте поговорим о том, как изменялся со временем образ Медеи вместе с изменением отношения к богине Гекате.
Честно говоря, обсасывание темы детоубийства вызывает во многих учёных нездоровый энтузиазм. А некоторые даже считают, что мотив, стоящий за детоубийством, можно понимать и в переносном смысле — Медея убивает своё прошлое, чтобы начать новую жизнь. И, в конце концов, возвращается в лоно своего клана, а Боги даруют ей бессмертие.
Ведь Боги понимали Любовь, как силу, которой следует прощать всё.
Немного информации из «Теогонии» (Происхождении Богов) или как на смену матриархату приходил патриархат
Как известно, ещё в самом начале времён Гея, Мать–Земля, заключила брачный союз с Ураносом–Сводом Небесным. От этого брака появились со временем первые человекоподобные существа — Титаны. Самым старшим Титаном был Иапет, самым младшим — Крон.
Борясь за власть над богами, Гея и Крон обошлись с отцом своим, Ураном, весьма круто. Крон по совету своей матери Геи попросту оскопил его.
Уже много позже самого Крона сверг его собственный сын Зевс. И с приходом к власти, стал бороться за установление патриархата на Небесах и на Земле. Миллионы лет боги и люди преклонялись перед властью женщин. Мужчина, же особенно красивый и сильный мужчина, покоритель диких зверей, победитель в спортивных соревнованиях, был всего лишь временным мужем женщины из хорошего круга. Но с приходом к власти Зевса всё поменялось местами.
Но для того, чтобы сбросить кого–то с пьедестала, надо обязательным образом его дискредитировать. Не отголоски ли этой политики мы видим в поздних сказаниях о Медее и о Сапфо?!
Родословная Медеи
Давайте, однако, обратимся к личности Медеи. Что мы знаем о ней? Безусловно то, что она — великая волшебница. Что она является жрицей богини Гекаты. И будучи любимицей Богини, владеет всеми тайнами лекарств и ядов.
Медея упоминается во многих трагедиях и иных произведениях вплоть до времён Шекспира. Но давайте, обратимся к «Аргонавтике» Аполлония Родосского — произведении III века до нашей эры. Хотя это и не самое раннее произведение, в котором упоминается Медея. Самая ранняя — трагедия древнегреческого драматурга Эврипида «Медея» (на самом деле: Мидия) V века до нашей эры. Которая, по итогам состязаний драматургов на Великих Дионисиях в 431 году до н. э. заняла последнее, третье, место. Трагедия эта входила в тетралогию, которая, включала в себя утраченные трагедии «Филоктет», «Диктис» и драму «Жнецы».
В трагедии «Медея» есть всего лишь одно упоминание о Гекате, наиболее подробно повествующее о связи Медеи и Гекаты. Первые же строки, в которых упоминается Медея, прямо указывают на то, что она является жрицей Трёхликой (то есть, Гекаты):
Младшую звали Медея, другой же
Имя было дано Халкиопа. Медея случайно
Шла по дороге к сестре, когда её увидали герои.
Дома Гера её задержала. Редко она здесь
Раньше бывала, дни проводя за пределами дома
В храме Гекаты, где жрицей была она у богини.
Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», III: 245–250.
Перевод И.Анастасиади
Тут к Ясону Арг обратился с такими словами:
«Будешь бранить, Эсонид, за совет, предложенный мною?
Все же в беде не пристало всякой гнушаться попытки.
Сам ты слыхал от меня о некой девице и раньше,
По наставлениям Персеиды Гекаты ведующей
Чарами. Если мы сможем убедить её, полагаю,
Страх поражения и вовсе покинет борца.
Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», III: 475 480
Перевод И.Анастасиади
И научила богиня Геката её в совершенстве
Зелья варить из всего, что земля порождает и море.
Ими смягчить она может огня неустанного пламя,
Вмиг сдержать шумных рек потоки,
И пути преградить и священной луне и светилам.
Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», III: 530–535
Перевод И.Анастасиади
В эпосе описаны и ценнейшие свидетельства о ритуалах Богини:
Ну и на сладкое прямым текстом о самом ритуале:
И наконец, через силу промолвила вот что Медея:
«Слушай внимательно, как смогу тебе помочь.
Только явишься ты, и отец даст тебе для посева
Страшные зубы, что были изъяты из зуба змея,
Подождёшь ты, когда полночь наступит,
И струями реки, неустанно текущей, омывшись,
В чёрной одежде, один, без помощи товарищей,
Круглую выроешь яму. Потом в этой вырытой яме
Зарежешь овцу и, на части её не рассёкши,
В жертву надо принести, разложив костёр на дне ямы.
К дочери единородной Персея, Гекате, взмолившись,
Вылей для неё из чаши пчелиного мёда.
После, когда помолясь, и к себе расположишь ты богиню,
Прочь от костра поскорей уходи. Но пусть не заставят тебя обернуться
Ни шум случайный шагов, ни лай собачий нежданный
Иначе всё ты испортишь,
И к друзьям тогда уже не вернуться тебе невредимым.
А как встанет заря,— открой ты зелье моё и, как маслом,
Им до блеска натри, обнажившись, всё тело. И родится
От него беспредельная мощь и грозная сила.
Что поможет не с людьми, а с самими сравнялся Богами.
Этим зельем намажь и меч, и копьё, и широкий
Щит. И тогда тебя не сразит никакое оружье
Мужей земных. Да и пламя тебя не настигнет.
Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», III: 1020–1045
Перевод И.Анастасиади
Существует мнение, касательно того, что Медея является дочерью Гекаты. В защиту подобному утверждению, можно заметить, что дочерями называют в античных источниках всех жриц Великой Богини. Таким образом, прослеживается аналогия: Геката является Богиней–Матерью в духовном смысле для тех, кто ей служит.
Поэтому правильнее считать Медею всего лишь жрицей Богини Мрака. А лучше займёмся происхождением самой Богини, чтобы понять, как по– настоящему Медея связана с Великой Богиней. Но если принять во внимание, что Медея происходит из семьи бога Солнца, а является жрицей богини мрака, то это уже очень интересно.
Вспомним, как в «Аргонавтике» Аполлония Родосского, когда Медея готовит зелье из растения, выросшего из крови Прометея, она совершает 7 раз ритуальное омовение и использует для сбора сока растения каспийскую раковину:
Вырос впервые тот цветок, когда проливалась по капле
Кровь Прометея–страдальца, бессмертная красная влага,
На Кавказских горах орлом–кровопийцей на землю.
В локоть длиной произрос цветок тот из влаги из этой,
На корикийский шафран своим цветом похожий,
Стеблем двойным вознесён. Меж тем, глубоко в земле притаился
Корень его, подобный куску кровавого мяса и полный
Сока (похожий на тёмный сок горного дуба).
Сок собирала для своих чар в ракушку каспийскую дева,
Семь раз омывши себя водой, неустанно текущей,
Семь раз призвавши Вримо, что юношей бодрых питает,
Мёртвых повелительницу, Вримо подземную, ночью что бродит,
Мрачною ночью призвав, одетая в тёмное платье.
Рёв прокатился под чёрной землёй, содрогнувшейся в муках,
В миг, когда корень Титана был срезан, и стоном ответил
Сам Иапета сын, от боли душою слабея.
Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», III:851—866.
Перевод И.Анастасиади
Родословная Гекаты
Итак, Геката — (на самом деле: Экати) — богиня лунного света, магии и колдовства, повелительница Нижнего мира, мрака и ночных видений. Греки считали её богиней душ умерших, и в то же время верили, что Геката дарует мудрость, счастье на войне, богатую добычу на охоте, а иногда даже удачу в любви. Впервые о Гекате упоминает Гесиод, (;;;;;;;; т.е. Исиодос. VIII—VII век до н. э.) утверждающий, что Геката была единственной дочерью Титана Перса и Астерии.
Шведский филолог, исследователь классической мифологии и религии Мартин Нильссон в труде «Греческая народная религия» утверждает, что культ Гекаты ведёт свои корни из Карии; «...это подтверждается тем, что личные имена, в состав которых входит её имя (Геката), часто встречаются именно в этой области, в то время как в других местах они редки или вообще не известны».
Справка: Кария (др.– греч. ;;;;;) была исторической областью на юго–западном побережье Малой Азии. Где-то в середине 2–го тысячелетия до н. э. в Карии поселились племена хеттов, смешавшихся с местными жителями. А вот к началу греческой колонизации ближе к концу 2–го тысячелетия до н. э. на побережье Карии появляются греческие города, греческая культура и язык начинают постепенно проникать в среду карийцев, вытеснив карийский язык из употребления уже к началу нашей эры. В 540–е годы до н. э. Кария, где местные племена не сплотились в единое государство, оказалась под властью Персидской империи. После похода Александра Македонского территория Карии потеряла чёткие границы, а народ карийцев лишился этнографической идентичности.
Но вернёмся к Гекате. Очень интересны её прозвища:
Ангелос (Вестница), Апотрорэа (Защитница от зла), Энодия (Богиня Перекрёстков), Игемони (Владычица),Клидуxос (Хранительница Ключей), Куротрофос (Воспитательница детей),  Хтония (Хозяйка Подземного Мира), Филакс (Защитница, Стражница), Пропилея (Стражница), Сотира (Спасительница), Трикефалос (Tрёхглавая), Фосфорос (Светоносная), Моногенес (Единородная), Деспина (Девушка) Скилакитис (Сопровождаемая псами), Скилакагетис (Приручительница собак), Вримо (от слова густой лес) Злобная и др.
О некоторых из этих прозвищ мы поговорим больше, чем об остальных.
Итак, Геката была дочерью Титанов: Перса и Астерии и приходилась родной сестрой Лето (на самом деле Лито), матери Аполлона и Артемиды. Как вы видите, Геката происходит из старейшей ветви семьи богов – из рода Титанов.
Её батюшка Перс был рождён от Крия и Эврибии, дочери Понта Титана, олицетворяющего Море. А мать, Астерия, подверглась в своё время сексуальным преследованиям Зевса. Точно так же, как и её тётка – Лето. Меж тем, Астерия решительно воспрепятствовала преследованиям Зевса. И именно её именем, Астерия, по словам Аполлодора из Артемиты в Вавилони, жившем на рубеже II — I веков до н. э. был первоначально назван остров Делос, где впоследствии сестра Астерии, Лето, родила от Зевса близнецов Артемиду и Аполлона.
Сервий (лат. Maurus Servius Honoratus) в комментариях к «Энеиде» Вергилия утверждает, что Астерия упросила богов, чтобы они превратили её в перепёлку, дабы уберечь себя от притязаний Громовержца. Причём, когда она в образе птицы пересекала Эгейское море, мстительный Зевс превратил её в скалу. Эту–то скалу, по просьбе Лето, Зевс много позже превратил в остров, который стал носить название Делос.
Тут, конечно, история умолчала о том, что Астерия тогда уже произвела на свет Гекату от Титана Перса. Но, так или иначе, совсем неудивительно, что Геката не пылала любовью к мужчинам после всего того, что произошло с её матерью и тёткой. Вообще, она была весьма своенравной богиней. В частности она присвоила себе исключительное право бродить по всем мирам. А Зевсу со временем осталось лишь согласиться с этим условием независимой богини.
Впрочем, детей Геката, несмотря на своё мужененавистничество, всё–таки родила. Была матерью Эмпузы — чудовища, принимающего по ночам облик чудной девы, увлекающей путников. Лицо Эмпузы пылало жаром, а одна нога была медная. Другой дочерью Гекаты было другое чудовище — Сцилла.
Известно, что в поэтическом сочинении Гесиода «Теогонии», («Происхождение богов») Геката была добродетельной богиней, связанной с Луной. Затем, когда патриархат сменил матриархат, Богиня стала постепенно приобретать грозные и устрашающие черты:
Астерию некогда ввёл Перс во дворец свой, назвавши супругой.
Зачавши от него, родила она перед всеми Гекату.
Зевс Громовержец славный удел даровал новорождённой:
Править судьбою Земли и бесплодно–пустынного моря.
Был ей и звёздным Ураном почётный удел предоставлен:
Более всех чтоб её почитали бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто–нибудь из людей, рождённых на Земле,
Жертвы свои принося, как того велит закон, призывая,
О милости молит, Гекату. Честь великую при этом легко получая,
Ибо молитва его принята благосклонно.
Шлёт и богатство Богиня ему. Велика её сила.
Долю имеет Геката во всяком почётном уделе.
Тех, кто от Геи–Земли родился и от Неба–Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
Даров, что от Титанов, от прежних богов, получила Богиня.
Все сохранилось за ней привилегии, что при первом разделе на долю
Выпали ей из даров на Земле, и на Небе, и в Море.
Чести не меньше она, как дочь, получает, —
Даже больше: глубоко она чтима Зевсом Кронидом.
Пользу Богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет, в народном собранье любого меж всех возвеличит.
Если же на губительный бой готовят оружие люди,
Рядом становится с теми Геката, кому сама пожелает
Дать благосклонно победу и имя его славой украсить.
Возле достойных царей на суде восседает Богиня.
Помощь свою подаёт она и на состязаньях:
Рядом становится с ними Богиня, и помощь даёт им.
Мощью и силою своей. Если кто победит, от неё получает награду,
Радуясь в сердце своём, и принося родителям славу.
Всадникам также даёт она помощь, когда пожелает,
И тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Легко на охоте даёт она богатую добычу,
Легко, коль захочет: иль покажет её, иль отнимет.
Вместе с Гермесом преумножает она рост скотины и на скотном дворе.
И в стаде пасущихся свободно коз иль коров круторогих,
И в стаде овец густорунных. Душой пожелав, она может
Малое сделать великим, великое ж — малым.
Вот так, — даже будучи единородной дочерью своей матери,
Между бессмертных богов чтима она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность Геката хранит. Вот уделы Богини.
Гесиод. Теогония.
Перевод И.Анастасиади
Как видите, вначале Геката была известна, как покровительница охоты, пастушества, разведения коней; охраняла детей и юношей; даровала победу в состязаниях, в суде и на войне. Однако, позже, с усилением культа мужчин, её влияние преображается. Атрибутами её становятся ключ, плеть, кинжал и факел.
Странно, но Гомер не упоминает Гекату ни в «Илиаде», ни в «Одиссее». Зато, она упоминается в так называемых «Гомеровых гимнах», относящихся к эпохе Гомера, но вовсе не им составленных. В этих гимнах она описывается близкой по влиянию к Деметре и Персефоне, но не играет исключительной роли в божественном Пантеоне.
Зато впоследствии культ Гекаты становится особенно популярен у орфиков и занимает место в одном ряду с культами богинь, так или иначе связанными с их мистериями: с Реей, Кибелой, Деметрой. Геката в этих мистериях помогала преодолеть разверзнутую бездну жестокости и похоти, укрощала страсти.
Причём, страсти, которыми наделяет человека Геката, — это неутолённые желания, ярость, гнев, месть, сильные и глубокие переживания. Но она же и избавляет от них. Даёт возможность их констатировать и отстраниться от них. Достаточно легко отличить эти страсти от переживаний Персефоны, которой свойственны, скорее, печаль, тоска, грусть, ощущение нависшей угрозы, переживания жертвы и мысли о смерти.
В классическую эпоху образ Гекаты вновь преображается. И её уже чтят, как Богиню луны, ночи и Подземного Царства. Чаще всего в ту эпоху, её изображали с факелом в руке. Что само по себе очень интересно. Ибо она освещает путь человека. Позже статуи Гекаты ставились на перекрёстках, чтобы охранять людей от зла. И как это ни странно, (а мы знаем, как непоследовательны люди!) именно её винили в том, что она насылает безумие и поощряет появление призраков.
Ещё позднее Геката уже почитается, как покровительница колдовства и прародительница всех волшебниц. Теперь она уже несла ответственность за постигающее людей безумие или одержимость. В то же время она же была защитницей людей от злых демонов и колдовства.
Мы все помним, что в прошлом любое путешествие было неким способом оказаться «по ту сторону». И именно Геката стала Путеводительницей путешественников. Как по ту сторону действительности, так и по эту. Она становилась и духовным проводником для людей, заблудившихся в сумерках своей души.
Гекату часто называли — «богиней трёх дорог» Триодитини.
И потому, Геката характерна своей тройственностью. Её статуи были трёхтелыми. И представляли собой изображение трёх женщин. Каждая — держит в руках факел, змей (или кнуты) и кинжалы. Каждая глядит в свою сторону. Именно такие статуи Гекаты ставились на перекрёстках.
Очень интересен, по-моему, один древний грузинский танец, связанный с этим обликом Гекаты. Это женский танец. Самайя, то есть «Три Майи». А ведь известно, что «майя» на греческом и сейчас означает «колдовство». Три Майи, три волшебницы - в одном. Исполняют его три прекрасных девушки. Их спины соединены. Во время танца они то грациозно сходятся, то плавно расходятся. Соединяя три мира: мир Неба, мир Земной и мир Подземный. Или прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, танец «Самайя», скорее всего, как раз и означает принадлежность к образу «богини трёх дорог» - Гекате Триодитини. Ведь, как известно, Колхида, на территории которой позднее образовались грузинские царства, веровала в тех же богов, что и греческие народы.
Что же представляли собой три изображения Гекаты в одном?
Дневной лик. Богиня, как воспитательница юношества, покровительница охоты, общественных занятий, судебных прений, военных достижений. Облик этот был представлен зрелой женщиной. Опытной. Умной. Советницей людей.
Ночной лик. Здесь она выступает как покровительница мрака, сновидений, мести. Царица колдовства. Госпожа Луны. Она выходит на своеобразную охоту среди могил и призраков. Её сопровождают собаки и духи умерших. Облик – прекрасный и, одновременно, устрашающий.
Небесная. Третий лик Богини. В этом облике Геката помогает учёным и философам. Выводит души умерших к свету. Облик её – полон неземной красоты – строгой, вызывающей восторг и преклонение.
Геката Хтония
Немногие из Олимпийских богов имели эпитет «Подземный». Это были: Зевс, Деметра, Гея, Гермес (единственный из Олимпийцев, у которого был доступ в царство Аида) и, конечно, Геката — Геката Хтония. Именно в этой своей ипостаси она вызывала кошмары и безумие и наводила такой ужас, что многие древние называли её «Безымянная». Так называют и Смерть.
Геката была тесно связана с двумя другими богинями: Деметрой, богиней плодородия, и её дочерью Персефоной, богиней Подземного царства.
Причём, Геката выступала помощницей обеих богинь в их тёмных делах, связанных с мраком ночи.
Интересно, что имя богини Персефона (;;;;;;;;;) греки трактуют двояко:1. От слова «;;;;;» (захватывать) и «;;;;;» (убийство) и таким образом, это та, кто убивает захватчиков. 2. От слова «;;;;» и «;;;» и тогда это значит та, кто всюду сажает растения.
Правда, почему– то забывают, что её имя может происходить и от ;;;;;; «Перс» (Титан, который был отцом Гекаты). Вторая часть её имени «фона» конечно, может означать «убийство». И может потому Персефона вершит судьбу, которую спряли Мойры, обрезая нить жизни. И таким образом, оправдывает свой статус богини Нижнего Мира.
Полагают, что Геката обладала тремя обличьями: кобылы, собаки и льва. А также правила триадой человеческого существования: рождением, жизнью и смертью; а также временем: прошлым, настоящим и будущим.
Существует мнение, что её тройственная природа была связана с тремя состояниями Луны: растущей Луной, полнолунием и Луной убывающей. Ей приписывают «три кнута власти», которыми она управляет человечеством. Однако на изображениях в двух руках у неё — два кнута (а иногда — змеи). Остальные руки трёхтелой Богини держат другие предметы. Будучи изображённой с одним телом, Богиня держала чаще факелы, чем кнуты.
При всём при этом, именно Геката была покровительницей обиженных, униженных и оскорблённых женщин патриархального общества. Это Ужасная и Всемогущая Мать, наказывала обидчиков, насылая на них безумие и несчастья.
Геката Пропилея
Геката — Защитница молодых и беспомощных, столь известная в древние времена, позже стала поверенной обиженных девушек и женщин, прибегающих к чарам, пытаясь вернуть себе своё женское счастье. В «Энеиде» (4—я книга) к Гекате, перед тем как заколоть себя кинжалом, обращается Дидона, брошенная Энеем, призывая Богиню отомстить за себя всем троянцам. К ней обращалась и наша Медея. И Геката помогала, как могла.
Покровительница свадеб и деторождений
Факелы, по некоторым воззрениям, могут трактоваться как классический атрибут богини деторождения. Так, Кассандра в «Троаде» Эврипида взывает к Гекате по этому поводу. Кинжал в руках Гекаты также ассоциируют с инструментом перерезания пуповины ребёнка в момент его рождения.
Понятно, что именно Геката (будучи или не будучи матерью Медеи, помогает колхидской принцессе добиться любви Ясона. Странно, что влюблённые волшебницы, пытающиеся завоевать любовь своими чарами, не всегда могут эту любовь удержать на большой срок. И в случае с нашей царевной, Ясон обходится с ней в высшей мере несправедливо. Ведь Медея спасла Ясону жизнь, да и постоянно выручала его из разнообразных бед.
Почему Геката?!
Итак, Медея прибегает к помощи Гекаты. Почему бы ей не обратиться к своему деду богу Гелиосу?! Может, дело не только в родстве? Хотя, если следовать утверждению Диодора, Геката тоже имела непосредственное отношение к семье Гелиоса (Ильоса, бога солнца). Ибо отец Гекаты отождествляется у Диодора с братом Ээта, Персом, сыном Гелиоса. По его изложению, Геката отравила своего отца Перса и, таким образом, стала царицей Тавриды. Вышла замуж за Ээта и родила Кирку, Медею и Эгиалея.
Но так это или иначе:
Там, где Галис–река течёт в Пафлагонские воды.
Приказала Медея сойти, повелевши Гекату призвать
Жертвы той принеся. Но как эту страшную жертву
Готовила дева, делала что, знать да не будет
Ни один человек. И меня душа не заставит
Петь про эти дела. Я боюсь.
Но жертвенник этот всё стоит, как его герои воздвигли
На берегу для потомков, и издали виден прекрасно.
Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», II:240—245.
Перевод И.Анастасиади
Геката Энодия «Дорожная»
Это основная роль Гекаты в воззрениях мистиков. В этой ипостаси Геката была проводницей Персефоны — Царицы Подземного царства. Именно так Геката была представлена в элевсинских мистериях. В «Энеиде» (6—я книга) Геката является покровительницей и «учительницей» Сибиллы Кумской, даруя ей власть блуждать по дорогам Тартара.
Геката была божеством порогов, перекрёстков и пределов, всех тех мест, где смыкается «то и это», «наше и иное», «по эту сторону и потустороннее». Эта богиня во многих древних таинствах считалась охранительницей врат.
Ежегодный ритуал Гекаты на острове Эгина был основан самим Орфеем. Функции Богини были катарсическими то есть очищающими и отвращающими. Богиня помогала адептам преодолеть разверстую бездну жестокости и похоти.
Вообще Персефона и Геката пробуждали в людях «ночное сознание». Напомним, что единственная возможность избежать посмертных блужданий во мраке Аида состояла в том, чтобы пройти посвящение в тайных обрядах.
Как говорится в Гомеровом гимне Деметре:
Счастливы те из людей земнородных, кто таинства видел,
Тот же, кто к ним непричастен, по смерти не будет вовеки
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном...
Гекате, в числе других божеств, приносились жертвы во время афинского праздника Фесмофории, а также на военных играх, предварявших элевсинские мистерии.
Неоплатоники, занимавшиеся магической практикой теургией, (;;;;;;;;, производная от ;;;; «Бог, божество» + ;;;;; «обряд, священнодействие, жертвоприношение») часто получали знамения от статуй, в том числе и от изваяний Гекаты. Максим, ученик Ямвлиха, к примеру, видел воочию, как смеётся изваяние Гекаты, а факелы в её руках зажигаются сами. Полагают, впрочем, что одушевление статуй Гекаты было обычным в классической греческой магии. Прокл, живший в V веке нашей эры, будучи уже глубоким и немощным старцем, «видел воочию светоносные призраки Гекаты». А уроки видения он получил от дочери свего учителя Плутарха — Асклепигении. Девушка происходила по материнской линии из древнего элевсинского жреческого рода. (Это опять отсылает нас к связи культа Гекаты с элевсинскими мистериями).
Известен гимн Прокла Диадоха Гекате и Янусу:
Радуйся, Матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся, ты, о Геката Преддверная, мощная силой!
Радуйся, сам Иан прародитель, Зевес Негубимый!
Радуйся, Всевышний Зевес! О, даруйте мне полную блага
Светлую жизни тропу и злые недуги гоните
Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив
Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений!
О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите
Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне
Свет драгоценный, рождений же чёрного зла да избегнуть!
О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,
Что в благочестия гавань доставит страдавшего много.
Радуйся, Матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся ты, о Геката Преддверная, мощная силой!
Радуйся, сам Иан прародитель, о Зевс Высочайший!
Перевод О.В. Смыки
Геката Урания (;;;;; ;;;;;;;) Геката Небесная
Мало что уже известно об этом образе богини. Однако это отголосок тех времён, когда Геката была одновременно и Хтонией, и Уранией, богиней подземной и небесной.
И наконец, мы подходим к наиболее известной её ипостаси — Мать колдовства. Любимая тема для писателей всех времён и народов. Шекспир в «Макбете», к примеру, упоминал её как вдохновительницу всех ведьм.
А как известно, колдуньи в сказках любят испытывать просящих, проверяют их и учат чему–то новому. Пройдя испытание, герой может воспользоваться доброй силой колдуньи, умилостивив её, не поддаваясь её злым чарам или преодолеть их.
Мать колдовства, конечно же, это Та, что Знает.
В случае с Медеей Геката–колдунья — это образ мудрой и благожелательной Богини, той, что даёт совет, если её об этом просят. Именно Медея…
Богиней Гекатой научена ведать
о зельях, какие только земля и струистые воды рождают.
Умеет она утолить огня неустанное пламя, и
рокот текущих вод легко успокоить умеет,
путь светил и луны дороги святые перекрыть.
Аполлоний Родосский. Аргонавтика Книга III 530–535
Перевод: И.Анастасиади
Решительные Богини
Давайте, обратимся к Теогонии и к трактовке самих греков свойств своих богов. Геката была «оккультной сестрой» Артемиды. Они были схожи характером и владели некоторыми похожими атрибутами. И та, и другая избирали неведомые для других пути. Обе не были замужем. И ту, и другую часто сопровождали собаки. И наконец, обе покровительствовали женщинам, попавшим в беду. Может, в этом последнем качестве Богини кроется тайна предпочтений Медеи? Правильно ли мы трактуем характер колхидской принцессы?
Лунная триада представляет Гекату как «девственную» богиню, отсюда её прозвище Деспина. А богини–девственницы, богини, никогда не побывшие замужем ассоциируются обычно с внутренней силой женщин. Они следуют своим интересам, самостоятельно решают проблемы, соперничают с другими, умеют выразить себя, приводят окружающий мир в порядок или ведут созерцательную жизнь по своему вкусу.
Такая богиня, а так же женщина со схожими качествами, движима необходимостью следовать своим внутренним ценностям, делать то, что имеет смысл для неё лично или то, что удовлетворяет её саму, независимо от того, что думают о ней другие люди или боги.
Всё это в полной степени относится к Артемиде и Гекате. Но так же очень похоже на характер Медеи Колхидской.
Голову страшную вверх поднимая, Змей
всё стремился сдавить их челюстями, гибель несущими.
Тогда Медея, сломав можжевельника ветку и обрызнув его
отваром, произнесла заговор, и зельем этим опрыснула
глаз дракона. И сразу вокруг распространился запах
зелья чудесного и в сон змея погрузил. Голова его
пала и наземь легла, а его несметные кольца
через лес многоствольный к нему потянулись.
Тут Ясон Руно Золотое с могучего дуба
по приказу Медеи сорвал. А она, стоя рядом,
зельем тереть продолжала голову Змея, пока Ясон ей
не подал знак к кораблю возвращаться.
Вместе вышли они из тенистой рощи Ареса.
Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», II: 155170
Перевод И.Анастасиади
Вот такой бесстрашной и решительной рисует Медею Аполлоний. И таким женщинам покровительствовала Геката. Именно Геката способна обратить благосклонный взор к просящим любви, удачи и богатство, сильным личностям. И именно в Медее мы видим силу воли, верность в любви и желание помочь. Эти качества царевны трогают сердце богини. И она помогает Медее в каждом её деле.
Вершительница судеб
Земная триада представляет Гекату как «уязвимую» богиню. Богини этой триады, управляют чужими взаимоотношениями. Фокус их внимания направлен на других.
Именно такая Геката способна обратить благосклонный взор к просящим любви, удачи и богатства. Именно в истории Медеи проявляются эти качества богини. Любовь девушки трогает её сердце, как ничье другое. И Геката помогает Медее.
Мифология приписывает богине Гекате множество детей и ни одного мужа. Действительно, для женщины—Гекаты дети оказываются более важной составляющей жизни, нежели мужчины. Именно дети связывают её с Деметрой и с Матерью–Землей, как укоренение в этом, земном мире. Так она постепенно становится «Хтонией» («Земной»).
Для нашего расследования особенно интересен миф, где богиня Геката превращается в медведя и случайно убивает своего собственного сына, а затем оживляет его. Сложно сказать, насколько именно эта история Гекаты послужила рождению новой истории – убийства Медеей своих детей. Приписав, таким образом, жрице Гекаты свойства сущности богини, как Ужасной и Всемогущей Матери.
Что вообще мы видим в трагической истории, рассказанной в мифе об Аргонавтах и Золотом Руне? Мы видим две ипостаси Медеи:
Она — представительница могущественного рода, ведущего своё происхождение от Гелиоса, сама ведунья, племянница великой волшебницы Цирцеи, а так же жрица и родственница Гекаты.
И она же — женщина, которая полюбила и пострадала от этой любви.
«Поговори со мной, земля… Поговори со мной, солнце… Поговори со мной, трава… Почему я больше не слышу вас? Говорите! Я хожу по земле, но не узнаю её, смотрю на солнце, но не узнаю его». — Вот слова страдающей Медеи.
И эти две, связанные друг с другом, ипостаси Медеи, являют собой острый конфликт двух реальностей, как внешний, так и внутренний. Да и помимо конфликта, имеет место психологическая проблема дезадаптации: ведь мир, в который она последовала за своим любимым, не принял её, не смог оценить по достоинству. Так случается с сильными личностями. Часто их не могут или не хотят оценить.
Одна ипостась Медеи полна искренностью, силой желания, творящей яростью, страстностью, свободой в помыслах и поступках. Медея разрешает себе быть самой собой, освобождает в себе женские магические силы, умение действовать решительно, проявляет гибкость, и несёт в себе исключительную причастность к тайным знаниям.
В другой её ипостаси проявляется слабость женщины: растерянность, потеря собственной ценности, любовная зависимость. Медея двойственна. С одной стороны в ней проявляются свойства богов – её прародителей. С другой стороны её терзает человеческое бессилие. Но божественное в ней всё-таки побеждает и, даже потеряв всё, она не погибает. Сила её духа побеждает и ведёт к источнику её сил – в Колхиду, к своему божеству, к Гекате.
И снова и снова, пытаясь развеять миф о Медее, как об убийце, напоминаю, что вряд ли в Колхиде царевне простили убийство её брата и её собственных детей. Может, коринфская версия и желает сделать из Медеи монстра, но обыкновенная логика позволяет нам сделать выводы из той же «Аргонавтика». Ээт был рад возвращению Медеи. Даже много ранее, при побеге Медеи с Ясоном, посылая сына вдогонку Аргонавтам, он требовал не Руна. Он требовал возвращения дочери:
Но заключён договор, что битвы меж ними не будет,
Ибо так положил Ээт, что Руно Золотое,
Ежели подвиг они совершили, то будет по праву
Их достояньем навеки, как бы им ни досталось —
Хитростью ли, либо явно, либо было отнято против воли.
Но Медею (о ней был главный спор между ними)
Должно, у Аргонавтов забрав, передать Артемиде.
Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», IV:340


Рецензии