Пелагея и Саша Притча

 






В подъезд зашла молодая девушка. Поднялась на этаж, позвонила в дверь.
- Кто там? Раздался за дверью вопрос, пожилой девяносто   летней женщины .
- это Я! Ваши правнучка. Ответила молодая девушка.
- Убирайся от сюда!  Стала браниться за дверьми старуха, - У меня не когда не было детей, не братьев и не сестёр!
- Мне моя мама. Настаивала девушка, - Рассказывала. Что ей рассказывала её мама, моя бабушка. Что вы отказались от неё прямо в родильном доме. Назвав её там Александрой.
- Аферистка. Послышалось за дверью, - Я сейчас вызову милицию. Полицию! Они заберут тебя в тюрьму.  Иди прочь!
Молодая девушка, хотела что то сказать, было открыла рот. Но не стала этого делать. Стала спускаться по лестнице и громко рыдать; от не понимания, от холода близкого человека, от обвинений.
Дверь старухи, застучала замком, не много приоткрылась. В челочку выглянула пожилая женщина, - А как звали твою бабушку?
-  Александра  Александрова! Вытирая слёзы, молодая девушка поднялась снова на этаж, - Маму звали как и вас,  Пелагея. С радостной улыбкой проговорила девушка.
Дверь старухи пуще открылась, - От куда меня знаешь?
- Когда умерила моя мама. Вытирая с лица слёзы платком, молвила девушка, - Она дала мне ваш адрес. Вот! Девушка протянула старухе, клок бумаги с адресом.
- А от куда она знает мой адрес? Напрягая свою память, спросила старуха.
- А ей, кто сказал мой адрес?
- Её мама, моя бабушка!
- Не знаю я не кого, захлопнула дверь старуха, постукивая замком.
Молодая девушка, стала плакать от бессилия,  тарабанить в дверь к старухе, - Вы должны меня выслушать.  Я не куда не уйду пока вы меня не впустите, и не выслушаете!
Из-за дверей было только слышно, - Уходи, а то я вызову полицию!
Когда девушка перестала ( барабанить в дверь). Старуха миновала в спальню, в своей пятикомнатной угрюмой, затхлой квартире. Села на кровать с металлическим каркасом. Рядом были разбросаны её вещи, на табуретки   находились пилюли и микстуры. Стала вспоминать.
 Вспоминать то что произошло с ней семьдесят два года назад.
Сильно кололо сердце, старуха достала и выпила валидол.
- Восемнадцать лет?! Проговорила в слух старуха, - Какая я была молодая тогда и глупая?
 Они знали друг друга со школы, с выпускного бала. Дружба, переросла во что то большое. Он всегда, на свидание, дарил ей цветы в горшочках. Ему было жаль цветов, которые срезают.
                Когда то на восьмое марта, очень давно,  на улице было очень холодно, мороз. Пелагея спросила, своего Сашу, - Где ты достал такой прекрасный цветок в горшочке?
Её Саша улыбнулся, сдерживая смех произнёс, - На кладбище!
Пелагею смутил, его дурацкий, ребяческий ответ. Александр прижал Пелагею к себе ближе, и тихо ей прошептал, - Я люблю тебя! Всю ночь я с друзьями разгружал вагоны.  Ребята мне одолжили деньги.  Александр посмотрел в голубые глаза Пелагеи, -  И я купил тебе,  этот красивый цветок. Это была  дикая орхидея "Злото Канабалу". Привезенная  знакомым, дяди Саши, дипломатом СССР с Борнео. Ему  подарили после, всестороннего подписания договора, на поставки отечественных автомобилей с СССР. 
                На одной цветоножке располагалось пять крупных желтых цветков с тонкими горизонтальными лепестками. Тонкие темно-красные прожилки образовывали затейливый полосатый рисунок.
Александр прижал к себе крепче Пелагею, прошептал, - Я люблю тебя!
На утро, Пелагея проснулась с Сашей. В квартире его дяди. Дядя  с женой и детьми, уехали на неделю, к другу на дачу. Отмечать его повышение и приезд.
Пелагея и её Саша, прожили в дядиной квартире целых пять дней. На шестой день Сашу забрали в армию СССР, в десантники.
Каждый день, самое меньшее, две строчки, он писал ей письма, и она каждый день отвечала ему.
С дядей Саши, Пелагея ездила к нему на присягу. Красивый, высокий, в синем берете.  Он перед всем строем зачитывал, глядя в сторону Пелагеи присягу, - Я гражданин Советского союза, перед лицом своих товарищей клянусь...
                Это был последний раз, когда она его видела. Привезли закрытый цинковый гроб. Не открывая его, так и похоронили Сашу.
- Я буду рожать! Кричала своей матери Пелагея.
- Кого? Отвечала ей мать, в усиленных тоннах, -  Кому ты будешь потом нужна с ребёнком? Без образования, будишь мыть лестницы в подъездах всю жизнь. Мы вырастили тебя с отцом, не для того что бы ты принесла в подоле?
Мать накапала себе успокоительного, - И как на это посмотрят наши соседи? Отец?!  Как посмотрят на это на работе твоего отца? Его же выгонят с партии, роботы! За аполитичное воспитание дочери. Мать сложила свои руки " в боки", - И интересно кто тебя с ребенком возьмет потом замуж, засмеют?
Пелагея родила и оставила дочь в роддоме. Помогли связи её отца.
Одно пообещал ей отец, -  Девочку, будут всегда звать, как  назовёт Пелагея...
Потом учеба, БАМ, снова учеба. Переезд в другой регион, в связи с повышением отца. Партийная школа, карьера Пелагеи. Веселье и праздники.
 Не когда и не с кем, Пелагея дала себе зарок, быть верной своему единственному Саше.
- Боже! Что я наделала? Как проснулась прабабушка, сидя на кровати,  - Это же моя правнучка! Вскочила Пелагея, и направилась к дверям. Стремительно распахнув дверь "на распашку".
На ступеньках, пониже этажа, сидела молодая девушка, и плакала, склонив голову  себе на колени.
Пелагея улыбнулась, успокоившись, - Сколько тебе лет? Дитя моё!
Похмыкивая, и подымая голову, - Восемнадцать! Молодая девушка посмотрела на бабушку, своими голубыми - небесными , заплаканными глазами...
 На Пелагею смотрела она сама, как семьдесят два года назад. На своего Сашу.
Старуха чуть не упала в обморок, сдерживая себя и глубоко вдыхая. К ней подбежала молодая девушка, - Я помогу вам!
- Ты подожди, держалась женщина за свою дверь, - А как тебя зовут?
- Александра! Ответила девушка.
Пелагея ещё раз посмотрела в глаза своей правнучки, - Так и "кондратий" может схватить? Прошептала Пелагея, - Придерживай меня Саша, пройдём в столовую.  Ты наверно проголодалась с дороги?
Угощая самого дорогого гостя, Пелагея выпытывала, у своей правнучки, о своей дочери, о своей внучки. Сама думая.
Боже, как много я упустила в своей жизни? Лучше я мыла, всю свою жизнь, лестничные пролёты и ступеньки!
- Мама работала медсестрой в инфекционной больнице.  Александра проживав, замолчала, - Там и заразилась гепатитом. Умерла недавно.
- А твоя бабушка? Моя дочь.
- После дома малютки, её усыновила воспитательница.
Бабушка, проработала на заводе в ОТК всю свою жизнь. Воспитательница, выбила для бабушке, как сироте комнату в общежитие. Так мы там все и жили. Пока не умерла мама, и не забрали комнату. Вот я поехала искать вас.
Снова стало покалывать сердце. Саша отложив угощения, направилась искать болеутоляющее.
- Саша. Проговорила еще не унявшись Пелагея, - Оно само пройдёт.
- Нет, нет. Настаивала девушка, где у вас корвалол?
- Там в моей спальни, на табуретки валерьянка. Принеси мне.
В один миг вернулась Саша с валерьянкой и стаканом воды, для своей бабушки.
- А может это какая-то аферистка? Гнала от себя Пелагея бесовскую мысль. Запивая таблетку водой принесенной Сашей, с её спальни.
Заметив у Александры, слабо выступающий животик, - Саша ты что беременна?
Александра опустила глаза, - Да!
- За то не подохну, как собака в своей обжитой конуре?! Подумала Пелагея. Сердце перестало колоть. И они кушали торт и пили чай, до утра разговаривая.  - Некогда не было так весело и радостно. В этой пяти комнатной квартире. Что в конце всей, беспрекословной  роботы, в исполкоме.
Партия и великий Ленин, наградили Пелагею жильём.
                Учась в вышей партийной школе, Пелагея вспомнила слова их него преподавателя, - Не стесняйтесь и не бойтесь быть счастливыми.
Сначала поймите. Что для вас есть счастье?
Идите к своей цели бес страха. Молодость нужна чтобы красиво и счастливо встретить старость. Для этого нужна  семья и Родина.
                На своём сто  летнем дне рождении. В  квартире, в своей столовой. За большим столом. В кругу гостей и близких. Где присутствовали, её правнучка и праправнучка, Пелагея произнесла тост, - Жизнь одна! И не бойтесь и не стесняйтесь, прожить  " ГЛУБОКО ВДЫХАЯ И ВЫДЫХАЯ ЕЁ", свою единственную жизнь! И всегда прощайте. Помолчала Пелагея, подморгнув десяти летней праправнучке, - Особенно близким! Это и есть глубокий вдох и выдох!




Если на каждый год своей жизни,
Набавить или покрыть годом бездействия.
По математической прогрессии?
На два, два. На четыре, четыре  на восемь , восемь и т. д.
В бездействии, мы проживём большую свою жизнь.
Если прибавит, здесь  минуты и часы?
У нас не хватит цифр, в возрасте. Неужели жизнь мы сами, делаем себе такой короткой? 
                (профессор биолог)


Рецензии