Легенда о ЛермОнте

          ЛЕГЕНДА О ЛЕРМОНТЕ

Стучали в окно, до него легко дотянуться с крыльца.
- Вы кто?
- Сторож.
- Сергей Иванович? Сейчас открою.
Среднего роста аккуратный с виду пенсионного возраста человек (едва не сказал «мужичок») робко проходит в затемнённый вестибюль. Всё здесь как всегда, вот только людей в форме расположили недавно. Ночь на дворе. Знакомятся.

   Сергей Иванович- бывший водитель на пенсии с тем удивительно миловидным русским лицом, скромной улыбкой и лаской в хрипловатом тихом голосе. Он из Мцыри.
- Мцыри?! Где же это?
- На автобусе до Фирсановки, а там…
- Так это же название поэмы Лермонтова!
- Ну да. Он там бывал на каникулах у бабушки.
Долго выясняю подробности и местоположение в этом ещё малознакомом месте. Зеленоград. 1998 год.
Вскоре Сергей Иванович исчезнет, как говорили, уйдёт в запой, и я его больше никогда не увижу. Но память о Лермонтовских местах где- то здесь, вблизи Зеленограда, не сотрётся.
 
   И вот сегодня, спустя почти двадцать один год, я изучаю в интернете окрестности. Я нахожу местечко Середниково, бывший санаторий «Мцыри», забиваю в навигатор: 12 километров, 21 минута пути. Знакома лишь первая половина пути, дальше- дачи- коттеджи, почти непреодолимая для двух встречных внедорожников дорога.

   «Вы приехали»,- говорит навигатор после продолжительного спуска к речке Горетовке и такого же подъёма. Паркуюсь. Потом перепарковываюсь- за воротами музейного комплекса своя стоянка.
Я ощутил себя паломником, продвигаясь к корпусу администрации за билетом, мысленно срезая некоторые кажущиеся мне поздними наслоения цивилизации. Здесь проводил лето Лермонтов в течение четырёх лет. Владельцем особняка в ту пору был Столыпин, родной брат его бабушки и предок известного министра. В Тарханах я не бывал, но "Красные ворота", бывшую станцию метро «Лермонтовская» знает каждый москвич. С внешней стороны Кольца стоял дом, где родился и провёл первые полгода жизни Лермонтов, а с внутренней стороны Кольца есть доска на месте храма, где его крестили. Далее- Тарханы и снова, с 13 до 17 лет- учёба в Москве и каникулы в Зеленограде… Это не шутка и не оговорка. Современному человеку не отделаться от своих представлений. Кстати, из этих мест родом был боярин Кучка, сват Юрия Долгорукова. И будущий град Москва, в своё время, некоторым образом тяготел к двум местам. Но остался там, где остался.

   Небольшая кучка, около двадцати человек, ожидает плановой экскурсии у запертых ворот особняка. 16.00. Миловидная дама чуть за сорок (не под пятьдесят же!) объявляет о её начале. Солнце ложится на клумбу, цветы вспыхивают. Мы узнаём об основании особняка (генералом Всеволожским) всего за 40 лет до рождения потомка шотландского солдата.

   В 1613 году предок поэта был среди захватчиков Московского Кремля польским войском. Но позже перешёл на сторону русского царя и остался в России. Роду был пожалован дворянский титул, а окончание фамилии иногда даровалось как милость или награда (пусть историки меня поправят). Так постепенно появился на этой земле род ЛермонтОВых.

   Нет смысла описывать подробно музейный комплекс, это не путеводитель. Пять двухэтажных корпусов: основной и два полукругом пониже, с галереей, ныне полуоткрытой. В главном корпусе не жили, принимали гостей. Здесь бывали знаменитости.
 
   Ощутить себя паломником? Нет. Родственником. Нет…
Очень трудно вообразить себе людей того столетия. «Деревья мешают». Их ведь не было. Северная часть особняка с округлой колоннадой имеет продолжительный спуск к озеру. Каменные ступени. Башенки строений, бельведеры- ниже деревьев. Не было бы смысла их строить, ведь они использовались для обзора и созерцания. Здесь написано стихотворение «Желание»:
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
….
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах…

Аудитория не праздная. Стихи- звучат. Ступени на второй этаж первозданны, по ним ступал шестнадцатилетний автор стихотворения. Мы соседи теперь. Я снова оказался в Зеленограде. И я всё- таки побывал здесь. Сюда можно приезжать просто для прогулок. За воротами особняка некогда был возведён целый конно- промышленный комплекс с манежем для выезда лошадей, как я догадываюсь.

   Но легенда не в этом. «Лермонт Правдивый» или «Томас Рифмач», Томас Лермонт, живший в Шотландии примерно до 1300 года, прославился своими пророческими стихами. Пророчества сбылись все. Последнее ещё «дозревает». Считалось, что он был взят на 7 лет Королевой Эльфов, и за служение получил дар пророчества (а если разобраться, суть его- в правдивости). Возвращён на землю на 7 лет, после чего посланники Королевы- белые олени с золотыми рогами- пришли за ним и забрали уже навсегда. Но в своих пророчествах он обещал вернуться…

   Мы расходимся. Калитка запирается. Рослый охранник в чёрном беседует с экскурсоводом.
- Я завтра в Пятигорск. А ты… А я… А…
Вспоминается фото Общества Лермонтов на фоне мазанки под соломенной крышей, куда внесли тело застреленного поэта.

        Ты помнишь…
у Лермонтова было:
«Полдневный жар…»
учили в средней школе.
Набоков утверждал,
что труп не может
«знакомым быть».
Но что он понимал
«американец»,
в гостинице,
пронзённый сквозняком.
Над городом
неистовый июль…
Нас улиц синих
череда кружила.
Казалось больше
вечера не будет.
Мы очутились
на цветочном торге,
где лепестки, как кровь
в пыли лежали…
Сегодня мне приснился
Дагестан.
Девятый час.
Встаёт как прежде солнце…
Я перестала радоваться снам.

(Озерова Марина Александровна "Неистовый июль", Стихи.ру)

   Меня, наверное, не взяли бы и конюхом в эту усадьбу, ничего не понимаю в лошадях. Мои предки в ту пору жили в Даевом переулке. Это метров 400- 500 от "Лермонтовской" юго- западнее вглубь Кольца.
И я ничего не понял из прослушанной экскурсии. Стела над высоким склоном возведена г-жой Фирсановой, последней владелицей поместья, в 1914 в честь столетия Поэта: «Певцу печали и любви». Она же добилась постройки полустанка, именуемого ныне «Платформа Фирсановская».

   Я не понял, что ощущает человек, инкрустируя воздух, которым будут вздыхать поколения. Вот там, в левом бельведере. Наверное, он пребывает во владениях Королевы эльфов. И как жить пребывающему во владениях Горних в плену нашей действительности? Кто он? Тот, кто и кузнец, и жрец, и певец. И воин, защищающий посольство своей возлюбленной Королевы (которую внешне, кстати, принял за Богородицу). Он, которого убивают простые условности, кто осуждён законом быть вне закона. Любящий своих судей и палачей как детей и сносящий от них всё…

   Лермонтов?..

   Я сажусь в машину. Я не запомнил дорогу и забиваю своему «ямщику»: «Домой». Где- то здесь неподалёку есть уже, наверное, могила моего давнего знакомого, Сергея Ивановича, открывшего мне это место. Я думаю о стоянке у подъезда, которую уже могли занять и прижимаюсь почти вплотную к кустам и заборам вдоль этой садово- коттеджной обкраденной со всех сторон дороги. Я еду домой? Я уехал из дома?..

   …Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов… («Желание»)

   Легенда о Лермонте.

     21.07.19


Рецензии
Спасибо Вам, открывшему мне это место.

Галина Преториус   07.08.2019 21:18     Заявить о нарушении
Рад служить.
С признательностью и наилучшими пожеланиями,

Александр Чатур   07.08.2019 23:42   Заявить о нарушении