Психология памяти

               Человек не может жить без прошлого. Оно способно угнетать, помогать, вызывать угрызения совести или другие переживания и эмоции, но без прошлого человек жить не может, без памяти, без воспоминаний о прошлом, приятных, а иногда - и не очень. Интересно, что «неприятные» воспоминания также дороги. Вернее, память не разделяет прошлое на хорошее и плохое. Хотя психологическая наука и считает, что отрицательные переживания, негативный опыт прошлого в отдельных случаях вытесняется из сознания, из памяти, но, наверное, случаи такого «вытеснения» встречаются не столь часто. Чем дальше во времени уходишь от «неприятного» прошлого, тем менее оно кажется неприятным. Просто - прошлое, из которого складывалась жизнь. Более того, неприятные воспоминания постепенно трансформируются в приятные. Переоценка прошлого - вещь известная. Воспоминания всегда дороги.

                Но как быть с памятью народной, с памятью этноса? У этноса есть одна только историческая память. Строго говоря, воспоминания частного лица тоже можно назвать исторической памятью, однако под исторической памятью имеют обычно в виду воспоминания о более длительных временных периодах, чем одна человеческая жизнь. Но как может помнить человек то, что случалось с кем-то другим, чей жизненный путь закончился совсем в другую историческую эпоху? Все мы, и ныне живущие, и уже ушедшие из земной жизни, принадлежим к определённой исторической эпохе, являемся её частью и несём её в себе, выступая одновременно, так сказать, в двух ипостасях: частного лица с индивидуальной памятью о событиях частной жизни и составной частью определённого этноса, обладающего исторической памятью о событиях, простирающихся во времени далеко за пределы жизни одного поколения.

                Обычно нас редко волнует то, что не имеет к нам непосредственного отношения. Кому какое дело до Гекубы? - если сказать то же самое словами Шекспира. Однако, кому-то всё-таки есть дело до Гекубы, и кто-то способен жить не только частной жизнью, но и чувствовать свою сопричастность жизни целого этноса, народа. И эти немногие «кто-то» есть как раз те, кто способен хранить народную память, являться её носителем; и что важно, живым носителем, потому что неживых носителей очень много, это, в первую очередь, книги, печатное слово. Живые люди знакомятся с историей через печатное слово, которое далеко не всегда превращается в живую историческую людскую память. И если неживая, печатная историческая память не станет живой, не воплотиться в реальные образы живущих людей (хотя бы какой-то их части), то такой этнос обречён на жизнь в беспамятстве. И если здоровая, нормальная жизнь частного лица в беспамятстве просто немыслима и невозможна, то разве можно себе представить здоровую жизнь этноса, страдающего историческим беспамятством?


Рецензии
История разная бывает, потому что её пишут живые люди, которые могут ошибаться, но чаще всего историки пишут то, что приказывают (заказывают) правители - светские или церковные...
Память человека должна прежде всего помнить Божьи заповеди и согласно им строить свою жизнь... А нарушение этих заповедей (не убий, не завидуй, не укради и т.д.) приводит, как свидетельствует история, только к НЕСЧАСТЬЯМ!!!

Светлана Шакула   23.07.2019 09:48     Заявить о нарушении