Из набросков к эссе 1964 год Искусство
Впрочем, в Англии именно в 1964 году возникли и соперники "Битлз" - "Роллинг Стоунз" - в качестве исполнителей своих песен, написанных Майклом Джаггером и Кэйтом Ричардсом.
Новые имена - не только в рок-культуре, выраставшей из интонаций битников и "рассерженных молодых людей", но и в академическом вокальном искусстве. Монсеррат Кабалье. Она дебютировала на большой сцене в Мехико в постановке оперы Массне "Манон". В следующем году её пригласят в Карнеги-холл, "Метрополитен Опера", на престижные фестивали.
В Италии ломаются копья вокруг популярной неоавангардистской "Группы 63" и выходит до сих пор популярный фильм Витторио де Сика "Брак по-итальянски" с С.Лорен и М.Мастроянни. Через десять лет в этой стране наконец разрешат официально разводы.
Вот названия ряда литературных произведений, увидевших свет в мире в 1964 году: "Записные книжки" Альбера Камю, "Лицо чужого человека" Кобо Абэ, "Наместники" Роберта Хоххута, "Чёрточка" Хулио Кортасара, "Оле Бинкоп" Эрвина Штритматтера, "Умчавшиеся листья наших воспоминаний" Пааво Саарикоски, "Непобедимый" и "Сказки роботов" Станислава Лема. Везде преобладало философское осмысление бурно развивавшегося мира. Заметный симптом - осмысление вновь приходящих в воспоминания, ещё так памятных зримо военных лет.
В российской литературе эта тема отозвалась в "Тишине" Юрия Бондарева, в украинской - в повести Михайло Стельмаха "Гуси-лебеди летят...", в белорусской - в "Альпийской балладе" Василя Быкова. "Литература лейтенантов", людей, бывших со смертью лицом к лицу. Более человечными становятся и памятники павшим. Простой человек на войне и в поэме Юозаса Марцинкявичюса "Кровь и пепел", и в ленте Резо Чхеидзе "Отец солдата". А ещё - песня о неизвестных до тех пор бойцах - "На безымянной высоте" Баснера и Матусовского.
Волновало и более далёкое прошлое, в оценке которого постепенно отметались догмы "Краткого курса". Показателен в этом смысле роман о народовольцах "Март" Юрия Давыдова. И всё же в революционерах почти всегда видели тогда героев. И революционная романтика воплотилась, например, в детском фильме "Сказка о Мальчише-Кибальчише". Таковы были наши шестидесятники - с одной стороны, они приходили к пониманию якобы "абстрактного" гуманизма, с другой - героизировали "мировой пожар", на котором - воображаемом - они были воспитаны.
Настоящая буря разразилась после постановки в театре пьесы Михаила Шатрова "Шестое июля" о событиях, известных тогда как "мятеж левых эсеров". Ещё один "человечный" Ильич. Верх вольнодумия - удивлялись! - Ленин заряжает револьвер... Против кого, зачем - пока не слишком интересовало. Но сам "неудобный" сюжет, левые эсеры на сцене были уже поводом для обструкции со стороны официальной критики. Другое дело - вполне "социалистический реализм" романа Михаила Алексеева "Хлеб - имя существительное".
Ещё одна пьеса - Эдвард Радзинский, "104 страницы про любовь".
Театр стал за годы оттепели настоящим местом исповеди, и на её исходе был создан задел на много времени вперёд. В сентябре 1964 года Юрий Любимов основывает новый театр на Таганке. Первый спектакль - "Добрый человек из Сезуана" Брехта". А в Московский театр им. Ленинского комсомола приходит Анатолий Эфрос. Но московская сцена номер один - пока ещё "Современник".
В СССР "Хитом года" была песня Саульского и Танича "Чёрный кот". "Бунтарский " дух этой песни был явно не по вкусу официальной критике, назвавшей её "образцом пошлости". Мир уже пережил бум на твист, а к нам он только пришёл, и в этом же году появились "Лучший город Земли", "Воскресенье", "Хозяйка города"... Странный казус: песня-твист о Москве не понравилась Хрущёву, и её широко пустили в эфир только после октября. Это много позже пошло:"город-блюз, город-джаз, город рок-н-ролл..."
Заметные балетные премьеры года были в Закавказье, по классическим произведениям - "Лейли и Меджнун" Баласаняна и "Мцыри" Баланчивадзе. На Международном конкурсе молодых артистов балета в Варне Большой приз был присуждён Владимиру Васильеву, а первая премия - Екатерине Максимовой. Очень заметным событием стал обмен гастролями между Большим театром и "Ла Скала"... НА конкурсе скрипачей имени королевы Елизаветы Брюсселе победил Евгений Могилевский...
Настоящим героем года в искусстве стал Микис Теодоракис. Французский кинофильм "Грек Зорба" с его музыкой сделал всемирно популярными греческие мелодии, и особенно - танец сиртаки. Не случайно в 1964 году на фестивале в Сопоте победила греческая певица Надя Констандопулу. Но главным откровением того фестиваля стала ещё мало кому известная Анна Герман с песней "Танцующие Эвридики" (и заняла почему-то только 3 место).
Дополнения. Нужно отметить, конечно, ещё в 1964 году первую награду молодой актрисы Лайзы Миннелли за роль в мюзикле "Best Foot Forward".
Свидетельство о публикации №219072101716
Алла Валько 17.02.2020 06:57 Заявить о нарушении
Аркадий Кузнецов 2 17.02.2020 14:21 Заявить о нарушении