Египетское время

Египетское Время

Написать побудил сегодняшний (21 июля) разговор ВКонтакте, спасибо за повод, а то давненько не брала в руки шашек… ;

В момент публикации это был ещё черновик, мало правленый и лишь раз перечитанный.  Что-то переделаю.

Итак…

В Египте поразило ощущение, что там сразу две страны. Одна — сегодняшняя, с автомобилями, многоэтажными зданиями и прочими атрибутами «цивилизации» двадцатого века. Другая — призрачная, заметённая тысячелетиями, однако осязаемая и видимая: словно марево нависает над суетящимся сегодняшним, вроде бы реальным миром. Его обитатели не замечают и не понимают ту призрачную страну, для них она такая же посторонняя, как для меня, зато всегда рады «сделать на ней бизнес», подняв с земли любой валяющийся камушек — на продажу или за карандаш, сигарету и прочее такое. Не в своей стране обосновались, а как бы отдельно, — и живут ведь. ;) Их «контакты» с древним миром были наглядны, очевидны на уровне быта. И всё же непонятно казалось, откуда в целом-то ощущение параллельного присутствия иной, сгинувшей страны. Повсюду. Чем его объяснить, как его показать. Но оно такое было. И осталось со мной, хотя с поездки прошло полвека.

Впрочем, что такое полвека. Смешно. Более чем смешно.

— — —

В Карнаке (где нам было разрешено гулять самостоятельно, в отличие от северной оконечности страны), в огромном храмовом комплексе, устав задирать до лопаток голову к вырубленным из песчаника капителям гигантских колонн (капители эти изображают обобщённо, «грубо» и очень красиво пучки папируса), положила сумку у подножия одной из колонн и пошла вокруг — сосчитать, сколько будет шагов в обхвате. Иду, иду. Иду… Иду, иду. Иду… Вдруг, как проблеск опасной искры: ДА ГДЕ Ж МОЯ СУМКА?! Дальше уже не иду, а бегу. С ускорением. ;) Но, представьте, вот ничего не меняется… бегу, а окружают меня всё такие же колонны, нескончаемые, как моя… Наконец — уф! сумка лежит себе, как лежала. …Нет, но таких величин не может быть! Нет, но ведь может!.. О_О

А вокруг всё колонны: необозримый и от их количества полусумрачный (в солнечный день!) лес без горизонта. И это только один зал?! Нет, нужно включить какой-то не свой масштаб восприятия. Поспешно «выкатилась» в следующий. «Зал» по нашим понятиям условный: они все под открытым небом и территория каждого необъятна. К счастью, для туристов проложена прямая и, должно быть, наикратчайшая дорожка насквозь. :) Каждый зал строился на протяжении не знаю какой глыбы лет. И в среднем каждый последующий зал, как нам говорили, хоть чуть-чуть, но меньше предыдущего. Проходили тысячелетия, мельчал духом народ, мельчало силой государство, — мельчали залы.

Пройдя почти всю уже туристическую дорожку, выхожу к некоей тоненькой каменной фитюльке, что-то вроде пальца без руки, указующего вверх. Поставлен на возвышение, отчего смотрится ещё более нелепо. Ну, видимо, колонна, но зачем она, такая карликовая? И совсем уж нелепа её верхушка, закурчавленная каким-то «мелким бесом». Как ни глянь — ни к селу, ни к городу. Но смутно брезжит мне, что видела когда-то что-то похожее.

И вдруг, как ещё один проблеск:

— Да ведь это МОЙ ЛЮБИМЫЙ коринфский ордер!..

— А фитюлька, если в метрах, совсем не карликовая! Она обычной высоты для построек древних греков!..

Впрочем, сказать про тех греков «древние» язык не поворачивается, когда ты муравьишкой всполз к подножию какого-нибудь даже «захудалого» из египетских колоссов… :) Непосильные для воображения, хотя удивительно согласующиеся между собою мерки пространства и времени — «там». И полетевшие вверх тормашками мои представления о мире — «здесь».

— — —


В Каире нашу группу провели по Национальному музею. Обзорная экскурсия, как водится, бегом. У выхода объявили, что сверх программы, платно, можно зайти ещё и в «Комнату мумий». А дело было в советское время, в начале 70-х годов: одна из первых общедоступных турпоездок из СССР в Египет (и с заездом на полдня в Турцию), валюты нам поменяли аж по 37 рублей 50 копеек на одну туристическую голову. Это на обе страны вместе. Никто из группы не возжелал отдать десятую часть своей валюты ради каких-то мумий. Никто, кроме меня, естественно.

Оставив за спиной недовольное задержкой большинство, устремилась туда; кто-то из сотрудников сопровождал и дорогу показывал.

Пространство не очень большое: пожалуй, с обычную двух- или трёхкомнатную московскую квартирку. Обошла всё минут за десять (группа ждёт). Внутренние помещения, наверное, есть там же, но я про те, в которые пускали посетителей. Всё занято штабелями ящичков. Рядами, один на другом, во всю высоту, по всему периметру и вдобавок в центре. Подобно библиотеке: стеллажи и проходы между ними. Длина ящичков кажется мала для человеческой фигуры, но мумии умещаются даже с запасом. Египтяне были маленького роста, а мумии, наверное, ещё усохли и укоротились. Ящички имеют прозрачную стенку либо крышку (помню нечётко) для обзора такими вот невеждами, как я... А вообще мумии там собирают, конечно, не просто для обзора, — их исследуют. Овеянные мистикой тайны древних сулят много специфической силы тому, кто овладеет хотя бы крупицами. Наверное, далеко не все приходящие в эту комнату питали добрые намерения и планы. Не случайно в более поздние годы доступ в «Комнату мумий» (прочитала в газете) закрыли для всех, кроме узких специалистов. Хотя ещё через несколько лет прочитала, что снова открыли для всех. Не знаю, как обстоит дело сейчас.

Я не разбираюсь в мумиях и вообще в темах Древнего Египта, просто любопытно было взглянуть, что это за «Комната мумий», раз она существует. Мумии целиком, включая голову, многослойно обёрнуты в плотные пелёны и — для меня — на вид все одинаковы, лишь размеры чуть варьируют: плюс-минус 4-5, ну — 10 сантиметров…

На каждом ящичке — надпись. Чёрным по белой этикетке. Имя и социальное положение бывшего человека удавалось установить, если он/она был персоной статусной, заметной (гм, заметной… когда?… кому?… )). В большинстве надписей только цифры: примерный диапазон тысячелетий, в которые оценивается возраст мумии. Кое-где ещё и тире между двумя датами, то есть возраст определён с «маленьким» зазором в плюс-минус несколько тысяч лет… а то и десятков тысяч лет. Вы понимаете, что такое «10 тысяч лет»? а что такое «ПЛЮС-МИНУС 10 тысяч лет»?! Я — не понимала.

И вот тут самое главное! Цифры на этикетках римские, а значит, чем ближе к новому времени, тем цифр всё меньше и меньше. Ровные штабеля безлицых мумий — и кричаще убывающая длина дат. Вся протяжённость существования человечества буквально на моих глазах… за десяток минут… съёжилась и… убыла! Просто в нуль. В свирепость белого.

Зачем, за что, ради чего?.. Чтобы кто-то посторонний, чуждый, совсем из другого мира, зашёл поглазел?.. даже — зачем поглазел, и то неизвестно.

— — —


Спуск в недра знаменитой пирамиды. Туннель узкий, глубокий, оснащён поручнями и ступеньками (около 40, наверное). Изначально ступеней не было, а были полозья. На стенах — потрясающей красоты изображения жертвенных существ живых и мёртвых: плакальщиц, воинов, животных… Освещение электрическое, но изначально свет был неровный, колеблющийся, и живо представляешь себе, как под этим светом развевались длинные-длинные чёрные волосы — и нарисованные, и настоящие, пока ещё живых людей, пока траурный поезд медленно спускал их вниз… как заламывались и простирались бесчисленные руки… Даже «слышишь» непрекращающийся женский вой и вскрики.

Ниже, ниже, ниже.

На дне — пустая камера. Все сокровища, положенные фараону… в обоих смыслах «положенные»… чтобы обеспечить его счастье в Царстве Мёртвых, давно уже разграблены либо вывезены в музеи и хранилища. Но всё равно там, в подземелье, захватывающе. Воображение работает на просторе.

Уходила последней. И вдруг… оказалось, что при подъёме я не вмещаюсь в поперечный объём туннеля. ;) Ступеньки крутые и редкие — нужно полностью согнуть ногу, иначе её не поднимешь на такую высоту, чтобы достать до следующей ступеньки. А в такой конфигурации мои параметры увеличиваются чуть не вдвое, и вот — нет мне пространства, чтобы согнуть и поднять ногу.

Спустилась своим ходом и без особого труда. А подняться своим ходом, получается, не могу?

Так… Там, наверху, меня же не досчитаются и примут меры. Как в старинных романах, спустят, например, верёвку, я ею обвяжусь и поеду наверх висячим мешком. Кто будет тянуть? Ну, может, те верблюды, на которых желающих из нас, практически опять же только меня, рысью прокатили, прежде чем спустить в пирамиды. А может, это будут люди, не верблюды. В любом случае, не бросят же отставшего туриста в пирамиде.

С таким уравновешенным настроем я вскоре сама приспособилась взбираться ползком. Что-то похожее на плавание баттерфляем или на балетные упражнения. Выворотить ногу максимально вправо, распластаться, прижавшись животом к ступеням. Образцы запредельно плоских телесных форм были представлены прямо рядом, на стенах, как специально. ;) И, к счастью, ширина туннеля кое-как позволяла. Имею в виду внутреннюю выгородку, сооружённую в наши дни для прохода посетителей. (Ширина между оригинальными, древнеегипетскими стенами была, разумеется, несколько больше.) Перехватиться руками на перилах, вознести ногу вверх, подтянуться. Установиться попрочней. Выворотить «следующую» ногу максимально влево. Чередовать оказалось легче, чем одной и той же. И — так далее, вверх, только вверх.

И вот он, свет дня!..

Некоторые до сих пор думают, что кто спустился в пирамиды, того покарают египетские боги или иные высшие силы. Многие из нашей группы даже и не спускались. С моей поездки прошло столько лет — меня не покарали, да и не за что было: помыслов более открытых, дружелюбных и полных восхищения, чем мои, даже представить невозможно.

Но соприкосновение с Их Временем возвратило меня в мою современность другим человеком. Я прочувствовала масштабы нас. Всех нас, вместе взятых. Наших дел… стремлений… бытия.



Лера Сейгина
Москва, 21.07.2019 -- 27.12.2019
https://samsebemir.ru/puteshestvija/egipetskoe-vremja/


Рецензии