Египетское время

Египетское Время

Написать побудил сегодняшний (21 июля) разговор ВКонтакте, спасибо за повод, а то давненько не брала в руки шашек… ;

В момент публикации это был ещё черновик, мало правленый и лишь раз перечитанный.  Что-то переделаю.

Итак…

В Египте поразило ощущение, что там сразу две страны. Одна — сегодняшняя, с автомобилями и прочими атрибутами «цивилизации» двадцатого века. Другая — призрачная, заметённая тысячелетиями, однако осязаемая и видимая: словно дымка или марево нависает надо всем этим сегодняшним, вроде бы реальным, суетящимся миром. Сегодняшние обитатели не замечают и не понимают ту призрачную страну, для них она такая же посторонняя, как для меня, зато всегда рады "сделать на ней бизнес", подняв с земли любой валяющийся камушек - на продажу или за карандаш, сигарету и прочее такое. Не в своей стране обосновались, а как бы отдельно, - но живут ведь. ;)

Не знаю, откуда бралось это ощущение присутствия другой, умершей страны, чем его объяснить, как его показать, но оно такое было. И осталось со мной, хотя с поездки прошло полвека.

Впрочем, что такое полвека. Смешно. Более чем смешно.

— — —

В Карнаке, в огромном храмовом комплексе, устав задирать до лопаток голову к вырубленным из песчаника капителям гигантских колонн (капители эти изображают обобщённо, «грубо» и очень красиво пучки папируса), положила сумку у подножия одной из колонн и пошла вокруг — сосчитать, сколько будет шагов в обхвате. Иду, иду. Иду, иду… Думаю: ГДЕ МОЯ СУМКА?! Какой уж тут счёт. ))) А сосчитать, сколько этаких колонн в безбрежном зале, даже поползновения не возникло.

С возвращённой себе сумкой выкатилась в следующий зал. Ну, «зал» по нашим понятиям условный: они все под открытым небом и территория каждого необъятна. Каждый зал строился на протяжении не знаю какой глыбы лет. И в среднем каждый последующий зал, как нам говорили, хоть чуть-чуть, но меньше предыдущего. Проходили тысячелетия, мельчал народ — мельчали залы.

Пройдя почти весь уже маршрут, выхожу к некоей тоненькой фитюльке, и у неё совершенно нелепая, с претензиями, «мелким бесом» закурчавленная верхушка. Более или менее можно счесть эту фитюльку за колонну, только совсем карликовую. Поставлена она на возвышение, отчего смотрится вовсе коротышкой. Смутно брезжит мне, что видела когда-то что-то похожее.

И вдруг, как искра: да ведь это мой любимый коринфский ордер!..

А фитюлька эта, если измерить трезво в метрах, окажется не карликовая, а обычная для построек древних греков Хотя сказать про античных "древние" язык не поворачивается, когда ты всполз к подножию даже какого-нибудь "захудалого" из египетских колоссов… :) Поразительное соответствие мерок пространства и времени.

— — —


В Каире нашу группу провели по Национальному музею. Обзорная экскурсия, как водится, бегом. У выхода объявили, что сверх программы, платно, можно зайти ещё и в «Комнату мумий». А дело было в советское время, в начале 70-х годов: одна из первых общедоступных турпоездок из СССР в Египет (и с заездом на полдня в Турцию), валюты нам поменяли аж по 37 рублей 50 копеек на одну туристическую голову. Это на обе страны вместе. Никто из группы не возжелал отдать десятую часть своей валюты ради каких-то мумий. Никто, кроме меня, естественно.

Оставив за спиной недовольное задержкой большинство, я устремилась туда; кто-то из сотрудников сопровождал и дорогу показывал.

Пространство не очень большое: пожалуй, с обычную двух- или трёхкомнатную московскую квартирку. (Внутренние помещения, наверное, есть там же, но я про те, в которые пускали посетителей.) Но это пространство всё полностью, во всю высоту по периметру вдоль стен и в центре, занято ящичками. Рядами, один на другом. Подобно библиотеке: стеллажи и проходы между ними. Длина ящичков, по нашим представлениям, мала для человеческой фигуры, но мумия умещается вполне, даже с запасом. Египтяне были маленького роста, а мумии, наверное, ещё усохли и укоротились. Ящички имеют прозрачную стенку либо крышку (помню нечётко) для обзора такими вот невеждами, как я... А вообще мумии там собирают, конечно, не просто для обзора, - их исследуют. Овеянные мистикой тайны древних сулят много специфической силы тому, кто овладеет хотя бы крупицами. Наверное, далеко не все приходящие в эту комнату питали добрые намерения и планы. Не случайно в более поздние годы (прочитала в газете) доступ в "комнату мумий" закрыли для всех, кроме узких специалистов. Хотя ещё через несколько лет прочитала, что снова открыли для всех. Не знаю, как обстоит дело сейчас.

Я не разбираюсь в мумиях и вообще в темах Древнего Египта, просто любопытно было взглянуть, что это за «Комната мумий», раз она существует. Мумии многослойно обёрнуты в плотные пелёны и - для меня - все в общем-то одинаковы на вид, лишь размеры чуть варьируют.

На каждом ящичке этикетка. Имя и социальное положение бывшего человека удавалось установить, если он/она был персоной на виду, заметной (гм, заметной… когда?… кому?… )). Цифры на этикетках обозначают примерный диапазон ТЫСЯЧЕлетий, в которые оценивается возраст мумии. На многих этикетках проставлено ещё и тире между двумя датами, то есть возраст определён с "небольшим" зазором в плюс-минус несколько тысяч лет… а то и десятков тысяч лет. Вы понимаете, что такое "десять тысяч лет"? а что такое "плюс-минус десять тысяч лет"?! Я — не понимала.

И вот тут самое главное. Цифры на этикетках — римские. А значит, числа чем давнее, тем длиннее! В начале маршрута — во всю длину ящичка. Именно во всю длину, до упора. А в конце маршрута на каждой этикетке лишь несколько циферок и белое-белое пустое место в обе стороны.

Представьте себе эти от пола до потолка штабеля ящичков с примерно одинаковыми мумиями и кричаще разными по длине вереницами цифр на этикетках. Помещение очень компактное - я обошла всё минут за десять. (Группа ждёт.) Глобальная длительность существования человечества — может, тысячи тысячелетий? — за несколько минут прошла перед глазами, сворачиваясь в нуль. В белый лист.

Зачем, за что, ради чего?.. Чтобы кто-то посторонний, чуждый, совсем из другого мира, зашёл поглазел?.. даже - зачем поглазел, и то неизвестно.

— — —


Спуск в недра знаменитой пирамиды. Туннель узкий, глубокий, оснащён поручнями и ступеньками (около 40, наверное). Изначально ступеней не было, а были полозья. На стенах — потрясающей красоты изображения жертвенных существ живых и мёртвых: плакальщиц, воинов, животных… Освещение электрическое, но изначально это был неровный, колеблющийся свет смоляных факелов, и живо представляется, как под этим светом развевались длинные-длинные чёрные волосы - и нарисованные, и настоящие, пока ещё живых людей… как заламывались и простирались бесчисленные руки тех и других, когда траурный поезд медленно перемещался вниз по полозьям. Даже «слышишь» непрекращающийся женский вой и вскрики.

Ниже, ниже, ниже.

На дне — пустая камера. Все сокровища, приданные фараону для его счастливого пребывания в Царстве Мёртвых,  давно уже разграблены либо вывезены в музеи и хранилища. Но всё равно там, на дне, очень захватывающе, воображение работает на просторе.

Уходила последней. И вдруг… оказалось, что при подъёме я не вмещаюсь в поперечный объём туннеля. ;) Ступеньки крутые и редкие — нужно полностью согнуть ногу, иначе её не поднимешь на необходимую высоту. А в такой конфигурации мои параметры увеличиваются чуть не вдвое, и вот - нет мне пространства, чтобы согнуть и поднять ногу.

Спустилась своим ходом и без особого труда. А подняться своим ходом, получается, не могу?

Так… Там, наверху, меня же не досчитаются и примут меры. Как в старинных романах, спустят, например, верёвку, я ею обвяжусь и поеду наверх висячим мешком. Кто будет тянуть? Ну, может, те верблюды, на которых желающих из нас, практически опять же только меня, рысью прокатили, прежде чем спустить в пирамиды. А может, это будут люди, не верблюды. В любом случае, не бросят же отставшего туриста в пирамиде. ))

С таким уравновешенным настроем я вскоре сама приспособилась взбираться ползком. Что-то похожее на плавание баттерфляем или на балетные упражнения. Выворотить ногу максимально вправо, распластаться, прижавшись животом к ступеням. Образцы запредельно плоских телесных форм были представлены прямо рядом, на стенах, как специально. ;) И, к счастью, ширина туннеля позволяла. (Не всего туннеля между древнеегипетскими стенами, а современного прохода, выгороженного внутри.) Перехватиться руками на перилах, вознести ногу вверх, подтянуться. Установиться попрочней. Выворотить «следующую» ногу максимально влево. И — так далее, вверх, только вверх.

И вот он, свет дня!..

Некоторые до сих пор думают, что кто спустился в пирамиды, того покарают египетские боги. (Многие из нашей группы даже и не спускались.) С моей поездки прошло столько лет - меня не покарали, да и не за что было — помыслов более открытых, дружелюбных и полных восхищения, чем мои, даже представить невозможно.

Но соприкосновение с Их Временем возвратило меня в мою современность другим человеком. Я открыла для себя масштабы. Наших созиданий, наших ценностей и стремлений, нашего бытия.



Лера Сейгина
Москва, 21.07.2019
https://samsebemir.ru/puteshestvija/egipetskoe-vremja/


Рецензии