Египетское время

Египетское Время

Написать побудил сегодняшний (21 июля) разговор ВКонтакте, спасибо за повод, а то давненько не брала в руки шашек… ;

В момент публикации это был ещё черновик, мало правленый и лишь раз перечитанный.  Что-то переделаю.

Итак…

В Египте поразило ощущение, что там сразу две страны. Одна — сегодняшняя, с автомобилями, многоэтажными зданиями и прочими атрибутами «цивилизации» двадцатого века. Другая — призрачная, заметённая тысячелетиями, однако осязаемая и видимая: словно марево нависает над суетящимся сегодняшним, вроде бы реальным миром. Его обитатели не замечают и не понимают ту призрачную страну, для них она такая же посторонняя, как для меня, зато всегда рады «сделать на ней бизнес», подняв с земли любой валяющийся камушек — на продажу или за карандаш, сигарету и прочее такое. Не в своей стране обосновались, а как бы отдельно, — и живут ведь. ;) Их «контакты» с древним миром были наглядны, очевидны на уровне быта. И всё же непонятно казалось, откуда в целом-то ощущение параллельного присутствия иной, сгинувшей страны. Повсюду. Чем его объяснить, как его передать. Но оно такое было. И осталось со мной, хотя с поездки прошло полвека.

Впрочем, что такое полвека. Смешно. Более чем смешно.

— — —

В Карнаке (где нам было разрешено гулять самостоятельно, в отличие от северной оконечности страны), в огромном храмовом комплексе, устав задирать до лопаток голову к вырубленным из песчаника капителям гигантских колонн (капители эти изображают обобщённо, «грубо» и очень красиво пучки папируса), положила сумку у подножия одной из колонн и пошла вокруг — сосчитать, сколько будет шагов в обхвате. Иду, иду. Ещё иду… Да что ж такое… Ну, ещё иду… иду… в возвышающем душу изумлении. ;) И вдруг — низменная такая мысль: «ДА ГДЕ Ж МОЯ СУМКА?!» — Дальше уже бегу! С ускорением! Но, вот представьте, никаких изменений. Бегу, огибая колонну, а она всё никак не огибается. И соседки её, таких же невероятных размеров, ровно так же маячат и маячат вокруг.

Но наконец-то — уф! Сумка лежит себе, как лежала. — Нет, но таких величин не может быть!.. — Нет, но ведь может!.. О_О

А вокруг всё колонны, все такие же громадные! Как густой фантастический лес обступает тебя в полусумраке без горизонта, и это в солнечный день! Теням, понимаете, некуда лечь, но и солнцу не проникнуть. Но, слушайте, он же не сам вырос, этот лес. Его построили. Возвели. По-штуч-но. Из каких-то очень больших глыб, которых здесь изначально тоже не было, их в бесчисленном количестве приволокли невесть откуда.

И это только один зал?! Нет, нужно включить какой-то не свой масштаб восприятия. Поспешно выкатилась в следующий. «Зал» по нашим понятиям условный: они все под открытым небом и территория каждого необъятна. К счастью, для туристов проложена прямая и, должно быть, наикратчайшая дорожка насквозь. :) Каждый зал строился на протяжении не знаю какой глыбы лет. И в среднем каждый последующий зал, как нам говорили, хоть чуть-чуть, но меньше предыдущего. Проходили тысячелетия, мельчал духом народ, мельчало силой государство, — мельчали залы.

Пройдя почти всю уже туристическую дорожку, выхожу к некоей тоненькой каменной фитюльке, что-то вроде пальца без руки, указующего вверх. Поставлен на возвышение, отчего смотрится ещё более нелепо. Ну, видимо, колонна, но зачем она, такая карликовая? И совсем уж нелепа её верхушка, закурчавленная каким-то «мелким бесом». Как ни глянь — ни к селу, ни к городу. Но смутно брезжит мне, что видела когда-то что-то похожее.

И вдруг, как ещё один проблеск:

— Да ведь это МОЙ ЛЮБИМЫЙ коринфский ордер!..

— А фитюлька, если в метрах, совсем не карликовая! Она обычной высоты для построек древних греков!..

Впрочем, сказать про тех греков «древние» язык не поворачивается, когда ты муравьишкой всполз к подножию какого-нибудь даже «захудалого» из египетских колоссов… :) Непосильные для воображения, хотя удивительно согласующиеся между собою мерки пространства и времени — «там». И полетевшие вверх тормашками мои представления о мире — «здесь».

— — —


В Каире нашу группу провели по Национальному музею. Обзорная экскурсия, как водится, бегом. У выхода объявили, что сверх программы, платно, можно зайти ещё и в «Комнату мумий». А дело было в советское время, в начале 70-х годов: одна из первых общедоступных турпоездок из СССР в Египет (и с заездом на полдня в Турцию), валюты нам поменяли аж по 37 рублей 50 копеек на одну туристическую голову. Это на обе страны вместе. Никто из группы не возжелал отдать десятую часть своей валюты ради каких-то мумий. Никто, кроме меня, естественно.

Оставив за спиной недовольное задержкой большинство, устремилась туда; кто-то из сотрудников сопровождал и дорогу показывал.

Пространство не очень большое: пожалуй, с обычную двух- или трёхкомнатную московскую квартирку. Обошла всё минут за десять (группа ждёт). Внутренние помещения, наверное, есть там же, но я про те, в которые пускали посетителей. Всё занято штабелями ящичков. Рядами, один на другом, во всю высоту, по всему периметру и вдобавок в центре. Подобно библиотеке: стеллажи и проходы между ними. Длина ящичков кажется мала для человеческой фигуры, но мумии умещаются даже с запасом. Египтяне были маленького роста, а мумии, наверное, ещё усохли и укоротились. Ящички имеют прозрачную стенку либо крышку (помню нечётко) для обзора такими вот невеждами, как я... А вообще мумии там собирают, конечно, не просто для обзора, — их исследуют. Овеянные мистикой тайны древних сулят много специфической силы тому, кто овладеет хотя бы крупицами. Наверное, далеко не все приходящие в эту комнату питали добрые намерения и планы. Не случайно в более поздние годы доступ в «Комнату мумий» (прочитала в газете) закрыли для всех, кроме узких специалистов. Хотя ещё через несколько лет прочитала, что снова открыли для всех. Не знаю, как обстоит дело сейчас.

Я не разбираюсь в мумиях и вообще в темах Древнего Египта, просто любопытно было взглянуть, что это за «Комната мумий», раз она существует. Мумии целиком, включая голову, многослойно обёрнуты в плотные пелёны и — для меня — на вид все одинаковы, лишь размеры чуть варьируют: ну, там, плюс-минус 10 сантиметров…

На каждом ящичке — надпись. Чёрным по белой этикетке. Имя и социальное положение бывшего человека удавалось установить, если он/она был персоной статусной, заметной (гм, заметной… когда?… кому?… )). В большинстве надписей только цифры: примерный диапазон тысячелетий, в которые оценивается возраст мумии. Кое-где ещё и тире между двумя датами, то есть возраст определён с «маленьким» зазором в плюс-минус несколько тысяч лет… а то и десятков тысяч лет. Вы понимаете, что такое «10 тысяч лет»? а что такое «ПЛЮС-МИНУС 10 тысяч лет»?! Я — не понимала.

И вот тут самое главное! Цифры на этикетках римские, а значит, чем ближе к новому времени, тем цифр всё меньше и меньше, даты всё короче. Ровные штабеля безлицых мумий — и кричаще убывающие полоски дат. Вся протяжённость существования человечества буквально на моих глазах… за десяток минут… съёжилась и… ушла в нуль. В свирепость белого.

Зачем, за что, ради чего?.. Чтобы кто-то посторонний, чуждый, совсем из другого мира, зашёл поглазел?.. даже — зачем поглазел, и то неизвестно.

— — —


Спуск в недра знаменитой пирамиды. Туннель узкий, глубокий, оснащён поручнями и ступеньками (около 40, наверное). Изначально ступеней не было, а были полозья. На стенах — потрясающей красоты изображения жертвенных существ живых и мёртвых: плакальщиц, воинов, животных… Освещение электрическое, но изначально свет был неровный, колеблющийся, и живо представляешь себе, как под этим светом развевались длинные-длинные чёрные волосы — и нарисованные, и настоящие, пока ещё живых людей, пока траурный поезд медленно спускал их вниз… как заламывались и простирались бесчисленные руки… Даже «слышишь» непрекращающийся женский вой и вскрики.

Ниже, ниже, ниже.

На дне — пустая камера. Все сокровища, положенные фараону… в обоих смыслах «положенные»… чтобы обеспечить его счастье в Царстве Мёртвых, давно уже разграблены либо вывезены в музеи и хранилища. Но всё равно там, в подземелье, захватывающе. Воображение работает на просторе.

Уходила последней. И вдруг… оказалось, что при подъёме я не вмещаюсь в поперечный объём туннеля. ;) Ступеньки крутые и редкие — нужно полностью согнуть ногу, иначе её не поднимешь на такую высоту, чтобы достать до следующей ступеньки. А в такой конфигурации мои параметры увеличиваются чуть не вдвое, и вот — нет мне пространства, чтобы согнуть и поднять ногу.

Спустилась своим ходом и без особого труда. А подняться своим ходом, получается, не могу?

Так… Там, наверху, меня же не досчитаются и примут меры. Как в старинных романах, спустят, например, верёвку, я ею обвяжусь и поеду наверх висячим мешком. Кто будет тянуть? Ну, может, те верблюды, на которых желающих из нас, практически опять же только меня, рысью прокатили, прежде чем спустить в пирамиды. А может, это будут люди, не верблюды. В любом случае, не бросят же отставшего туриста в пирамиде.

С таким уравновешенным настроем я вскоре сама приспособилась взбираться ползком. Что-то похожее на плавание баттерфляем или на балетные упражнения. Выворотить ногу максимально вправо, распластаться, прижавшись животом к ступеням. Образцы запредельно плоских телесных форм были представлены прямо рядом, на стенах, как специально. ;) И, к счастью, ширина туннеля кое-как позволяла. Имею в виду внутреннюю выгородку, сооружённую в наши дни для прохода посетителей. (Ширина между оригинальными, древнеегипетскими стенами была, разумеется, несколько больше.) Перехватиться руками на перилах, согнуть и вознести ногу вверх, подтянуться. Установиться попрочней. Выворотить «следующую» ногу максимально влево. Чередовать оказалось легче, чем одной и той же. И — так далее, вверх, только вверх.

И вот он, свет дня!..

Некоторые до сих пор думают, что кто спустился в пирамиды, того покарают египетские боги или иные высшие силы. Многие из нашей группы даже и не спускались. С моей поездки прошло столько лет — меня не покарали, да и не за что было: помыслов более открытых, дружелюбных и полных восхищения, чем мои, даже представить невозможно.

Но соприкосновение с Их Временем возвратило меня в мою современность другим человеком. Я прочувствовала масштабы нас. Всех нас, вместе взятых. Наших дел… стремлений… бытия.



Лера Сейгина
Москва, 21.07.2019 -- 27.12.2019
https://samsebemir.ru/puteshestvija/egipetskoe-vremja/

Виртуальное путешествие по гробнице фараона Рамзеса VI
https://my.matterport.com (прямую ссылку сервер Прозы не принимает).
Это в Долине царей, там захоронения гораздо более скромных масштабов ;) Зато и проходы удобнее.


upd 21.11.2020
Может быть, транзитом через сайт rg откроется, там ссылка есть.


Рецензии