О хновском имени Йалбун
Местное имя «Йалбун», пишет дагестанский исследователь З.Ш. Закарияев (род. 1971), зафиксировано в южнодагестанской эпиграфике впервые. Примечательно, что его отец и дед носят мусульманские арабские имена. Поскольку Йалбун назван в надписи «владельцем» (сахиб) минарета, его следует рассматривать как богатого покровителя, финансировавшего строительство. В более ранней средневековой строительной эпиграфике региона под «сахибами» скрываются, как правило, феодалы или правители. В нашем случае у нас нет достаточных оснований считать Йалбуна хновским феодалом или правителем, поскольку к XVII в. относится формирование в Самурском регионе союзов сельских общин, частью одного из которых («Ахты-пара») был и Хнов. После XVII в. мы уже не знаем случаев, когда в дагестанских надписях был назван «владелец» минарета.
Любопытно, что имя «Йалбун» бытовало среди хновцев еще во второй половине XIX в., в частности, в Посемейном списке сел. Хнов от 1865 г. значится Ялбун (Елбон) сын Ша‘бана сына Сардара (род. в 1862 г.). Именем Ялбун также нарекли мальчика, который родился около 1868 г. Его отец — Ахмад (род. ок. 1840 г.), дед — Исма‘ил (род. ок. 1816 г.), прадед — Муса. Имя прадеда (Муса) позволяет предположить, что он был потомком жившего во второй половине XVII в. хновца Йалбуна сына Мусы. В переписи сел. Хнов от 1850 г. значится полный тезка «владельца» минарета – «Ялбун сын Мусы» (ок. 1810–1861).
Автор: ‘Али Албанви
ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК
ЗАКАРИЯЕВ, ЗАМИР ШАХБАНОВИЧ (род. 1971) — российский учёный-арабист. Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (г. Махачкала, Дагестан).
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
САХИБ, САИБ, САГИБ (араб.;) — вежливое название европейца в колониальной Индии, а также форма обращения к нему. Слово, первоначально обозначавшее в арабском владельца или «держателя» (начальника), через использование в Индии превратилось в клише, характеризующее отношение покорённого населения к колонизатору; сахиб (араб.) — хозяин, владелец. В исторических текстах о Дагестане этот термин встречается ещё в связи с событиями VIII в. («сахиб Зирикарана», «сахиб Бухха»). В эпиграфических памятниках Дагестана этот термин несет широкую нагрузку («сахиб Кала-Корейша», «сахиб этой стены», «сахиб этой могилы», «сахиб крепости»), т. е. речь идёт как о социальных верхах, так и о рядовом члене общины.
УСТАД, УСТАР, УСДА, УСТАЗ — профессиональный мастер-строитель, дагестанский зодчий. В превосходной строительной надписи 1600 г. х. из селения Амсар зафиксировано самое раннее и, пожалуй, единственное в средневековой арабоязычной эпиграфике Дагестана (по 17 в. включительно) обозначение ученика-подмастерья мастера, переданное термином «тилмиз».
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
АХТЫ (лезг. Ахцагь, Ахцегь) — лезгинское село в Южном Дагестане, административный центр Ахтынского района и сельского поселения «Сельсовет Ахтынский». Один из главных историко-культурных центров Дагестана.
АХТЫПАРИНСКОЕ ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, АХТЫ-ПАРА — теократическое лезгинское территориальное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана от начала XVII века до 1839 года. Состояло из двух союзов сельских общин: Ахтыпара-1 и Ахтыпара-2. Административный центр — сел. Ахты.
ХНОВ (рут. Хин) — высокогорное рутульское село в Ахтынском районе Республики Дагестан. Образует сельское поселение село Хнов как единственный населённый пункт в его составе.
РИЧА (агул. Ч;аъ) — село в Агульском районе Дагестана. Административный центр сельсовета «Ричинский», в который входит также село Бедюк.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закарияев З.Ш. Арабоязычные надписи XVII–XVIII ВВ. из селения Хнов о строительстве минаретов и мечети // История, археология и этнография Кавказа. Т. 14. №2. 2018. С. 72–82.
2. Криштопа А.Е. Дагестан в XIII — начале XV вв. Очерк политической истории. — М., «ТАУС», 2007. С. 142–147.
Свидетельство о публикации №219072100397