Притча о Гегеле и Дереве свободы
В общем, три друга – поэт, философ и мистик – посадили Дерево Свободы. Посадили и запели Марс... нет-нет, Марсельезы еще не существовало. Оду An die Freude? однако и она еще не была положена на музыку... Ну, наверное, три немецких товарища спели «Взвейтесь кострами...» (в конце концов, Россия – единственная страна, где Французскую революцию называли «Великой»!..)
...Вскоре после этого, Франция была брошена в топку всеевропейской революции. А Георг Гегель, от греха подальше, укатил в швейцарский Берн, где вплотную занялся философией.
Тем временем, происходило много и внешних событий: падение якобинской диктатуры, термидорский переворот, Директория... вёл войны тщеславный Наполеон, потом, танцевал Венский Конгресс, а казаки освобождали Европу от французов...
Между тем, сам Гегель стал, так сказать, вершителем идей в европейской философии и других политических науках! – его читали и слушали все: от верноподданных империи и католической Церкви до анархо-террористов, от славянофилов до экзистенциалистов (тогда, еще одного только экзистенциалиста, Сёрена Кьеркегора)...
С того дня, как три товарища посадили Фрайхайтсбаум, минуло почти тридцать лет. Друзья рассорились: Шеллинг был отвергнут, и сам отверг философию, а Хёльдерлин ушел в безумие... И вот, как-то раз, Гегель решил проведать плод их юношеских забав: «Как там наша Свобода?..», думал король философии, приближаясь к заветному месту под Тюбингеном.
Но что это?!
«Где наш Дуб свободы?! Вон, вокруг вырос целый лес – поди, найди в нем то дерево!.. боже, дерево посвящено революции, а от самой революции кроме реакции давно уже ничего не осталось...»
Гегель углубился в тюбингенскую лесопосадочную зону. «Быть может», – размышляло Зеркало всякой революции, – «Весь этот лес и есть Лес Свободы? Но нет, это невозможно: деревья мешают взаимной свободе! А где златая цепи Необходимости на Дубе том? – да кто же оставил бы в покое? – ведь золото, и само по себе, символ свободы..» – мрачно прокомментировал ситуацию маститый лоб светила парой новых морщин.
«В общем, у каждого дерева есть черты, которые полностью похожи на другие, или полностью на них непохожи», – размышлял Гегель, выходя из условных Трёх Сосен леса-ровесника столетия, – «Условно, мы можем указывать на бесконечное сходство всех деревьев, произрастающих здесь, и одновременно – об их бесконечном различии. Но говорить о Дереве Свободы уже, увы, не приходится – подытожил сложившуюся картину Венец философии.
Свидетельство о публикации №219072100759
Впрочем, сейчас меня занимают более - другие три товарища:
Омар Хайям, Низам уль-Мульк и Хасан Саббах.
Кузьма Калабашкин 21.07.2019 14:11 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2011/12/21/1542
Кузьма Калабашкин 21.07.2019 14:16 Заявить о нарушении
Зато, у меня есть забавное воспоминание! когда мы приехали в Баку (по дороге в Иран, окт. 2017), камера хранения не работала, и нам посоветовали сдать вещи владельцу одного из привокзальных уголков (имхо, это инициатива Мэрии, дать возможность подзаработать частным лавочникам - у прекрасной и современной Баку (*) нет никаких проблем устроить камеру хранения!)
Итак, мы оставили чемоданы и отправились на прекрасную (и давно уже знакомую мне) улицу Низами, что над Девичьей Башней.
Так вот, соль в том, что нашего частника звали Хайам. ТАК родилась поэма о Баку: "Оставив вещи у Хайама, [идём пить чай на Низами]"
____________
(*) В азербайджанском языке, слово "Баку" женского рода. В свое время, меня восхитила формула одного бакинца: "Баку очень ветреная!.." :)
Локсий Ганглери 21.07.2019 19:29 Заявить о нарушении