Две стороны одной медали

 Я помню тот осенний день, когда меня, мальца 12 лет от роду, привез на мотоцикле в город дядя. Событие, для меня запомнившееся по ряду причин. Во-первых, мне и двоим моим двоюродным братьям 9 и 6 лет, дядиным сыновьям, были взяты билеты в открывшийся недавно цирк. Во-вторых, поход туда полностью возлагался на меня: прибытие, убытие и прочее, в том числе и надзор за младшими братьями . Подробности представления за давностью лет исчезли из памяти, но само здание цирка и все, что я увидел там внутри, произвело на меня неизгладимое впечатление. А еще тешило самолюбие то обстоятельство, что в цирке я буду одним из первых среди моих ровесников. Будет чем козырнуть при случае в деревне.
В то время в Гомеле мы бывали не часто - приезжали за покупками с матерями раз в году, и каждая такая поездка была для меня событием знаковым.
  Я любил город, как любят его все дети. Проснувшись в автобусе уже на вокзале, сразу окунался в его кипучий ритм, спешил заглянуть в витрины магазинов и киосков, путаясь под ногами матери и прохожих.
 Я выжидал свой час. Слабо ориентируясь во времени, я всякий раз безошибочно угадывал направление и вел туда слабо сопротивляющуюся мать, вел по ул. Победы к заветному месту - к столовой. Ее местонахождение я мог найти с закрытыми глазами. Мы были в числе первых посетителей, и я, съев всё, что приносила мама, в дальнейшем  был почти равнодушен к тому, какую мне после покупали обнову. Это повторялось из года в год, да так и осталось в памяти вкусным общепитовским обедом на ул. Победы.
 Сегодня мне предстояла совершенно иная миссия, к которой я не совсем был готов.
 По окончании представления, когда толпы людей, словно ручьи, разлились по близлежащим улицам, мы дошли до нужной автобусной остановки. Взявшись с братьями за руки, чтобы не потеряться, мы предприняли несколько безуспешных попыток втиснуться в нужный нам автобус, но увы - тщетно! Переполненные, они кое-как закрывали двери и, выпустив облако черного дыма, натужно трогались с места.
Сколько мы могли еще простоять здесь, на холодном осеннем ветру, я не знал, и поэтому решил вести ребят своим ходом. Это уже по прошествии лет, измерив  расстояние, пройденное нами, я обнаружил, что отмахали мы с братьями в тот вечер около 10 километров добираясь домой в Прудок...
  Спустя несколько часов, уже накормленный и уложенный в кровать, я с досадой задавал себе первые взрослые вопросы: Почему в моем любимом городе так тяжело добраться домой? Почему улица добротно и надежно выложенная камнем пленными немцами сразу после освобождения Гомеля и спустя годы ничуть не хуже остальных с более новым покрытием, а то и лучше многих из них. А еще я долго слышал, как плачет в соседней комнате самый младший из нашего походного трио брат Валерка, жалуясь на боли в ногах, а заботливая мама успокаивает его, меняя компрессы.
 Меня никто не ругал, но и не хвалил за вынужденный марш-бросок, но я чувствовал себя виноватым. Хотелось домой в деревню и я пытался скорее уснуть, чтобы завтра мчаться туда на мотоцикле, в беззаботное детство и юность, подальше от этой людской толчеи и неразберихи.
  И еще одна история нет, нет да и всплывает в моей памяти. Не важностью события или значимостью даты. Скорее своей курьезностью.
 На ул.Советской в Гомеле, как раз напротив здания цирка, многие годы располагалась диетическая столовая(сейчас там какой-то ресторан. То-ли вывеска отпугивала желающих плотно пообедать, то-ли что-то другое, но людей здесь бывало меньше обычного. Наблюдение сугубо личное и как аксиома не принимается. Порой мне казалось, что о всяком входящем сюда будут думать как о диабетике и это то наверное стесняло людей.
 Кормили здесь хорошо - как никак центр города и всегда было как-то по домашнему уютно. Бывал я здесь не часто: от случая к случаю. Я заходил-брал обед и не спеша поглощал пищу, наблюдая за спешащими куда-то людьми.
 В один из дней, перестроечного периода 90-х, случилась оказия побывать там снова. Расставив блюда в определенном порядке, я готов был совершить свой ритуал приема пищи, получая от этого почти забытое детское удовольствие. Но каково же было мое удивление, когда зачерпнув ложкой наваристый рассольник я обнаружил в ложке, в самом ее углублении, отверстие диаметром около 2 мм. Подумав сначала, что бракованная ложка только у меня, хотел уже подняться и сходить за другой. Но подняв голову увидел такие же удивленные взгляды обедающих.
 Кое-как дохлебав первое, уже почти не ощущая вкуса доел все остальное-благо зубъя в вилке оставались на месте. Настроение было испорчено и почему-то вспомни-лась давняя история с цирком.
 То ли место действия объединяло эти два события, то ли те же задаваемые жизнью вопросы на которые я не находил ответы делало их похожими и запоминающимися.
 


Рецензии